Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Просвещенный традиционализм

Владимир  Блинов, Русская народная линия

05.04.2016

Этот текст ставит целью обосновать приоритет обязанностей перед обществом над правами личности. Главным отличием этой статьи от публикаций схожих по основной идее и духу является характер используемой аргументации. Представленные доводы выводятся из рациональных, доступных критическому осмыслению посылов. Автор избегал обращаться к мистическим или носящим характер «табу» обоснованиям, чтобы сделать ключевые идеи доступными не столько чутью, сколько рассудку каждого.

 

«Я» иллюзия

 

Мысль заключалась в следующем: «Если бы, - писал он, - бактерия наблюдала и исследовала ноготь человека, она признала бы его неорганическим существом».

Л.Н.Толстой «Воскресенье»

 

Если бы геометрические аксиомы задевали интересы людей, они бы опровергались.

Т.Гоббс

 

Один из главных мифов современного западного общества состоит в убежденности, что представление о верховенстве прав и свобод человека является неоспоримым общественным благом, поскольку максимально соответствует интересам отдельно взятого индивида.

Теория прав человека, как и любой этический свод правил, построена на аксиомах - положениях, истинность которых кажется очевидной и принимается без дополнительного обоснования. Аксиомой, лежащей в основании теории прав человека, является убежденность, что права человека суть естественные и неотъемлемые свойства личности, которые не могут быть отчуждены государством.

Обратимся к психологическому механизму, который делает привлекательным очевидность подобного утверждения. Это проекция общественных правил на себя, когда каждому предлагается оценить правильность порядка путем сопоставления с собственными чувствами.

Индивид выносит вердикт, поддерживающий характер общественных институтов, отвечая на вопрос, - «а хотел бы я быть на месте человека, живущего по таким правилам». Ответ на него предрешен, но не может претендовать на статус обоснованного утверждения.

Вообразить себя обществом, в котором группы людей выполняют функции органов, а здоровье отдельно взятой клетки невозможно без здоровья организма - не простая задача. Тем не менее, лишь подобная проекция может быть под стать обоснованию справедливости устройства общества.

Общество представляет собой новое качество, в отношении которого действуют закономерности отличные от тех, с которыми сталкивается индивид.

Как пример, можно привести устройство живого организма. Его отличительными качествами является способность к обмену веществ и размножению, основанных на химических и физических видах взаимодействия, но не сводящихся к ним. Устройство ДНК, клетки, обмен веществ в органах тела - функции системы, которые не могут быть описаны с помощью химических и физических законов.

Евклидова геометрия, гласящая, что через одну точку не могут быть проведены две параллельные прямые, основана на объективном опыте человека, живущего в трехмерном пространстве. Оценка индивидом общества через свои чувства сродни тому, как если бы «очевидность» Евклидовой геометрии оценивалась существом, живущем в двухмерном пространстве. Или логика устройства молекулы подвергалась оценке с позиции «критически мыслящих» протонов или электронов.

 

***

Речевая деятельность (в широком понимании) определяет в конечном счете все свойства и процессы человеческой психики.

Б.Ф.Поршнев «О начале человеческой истории»

 

Человек - политическое животное.

 Аристотель

 

С позиции естествознания ключевым отличием человека от животного является сознание. Оно формируется в результате развития навыков языкового общения, когда человек научается мыслить символами вместо непосредственно воспринимаемых образов.

Качественным признаком, указывающим на формирование языка, является состояние, когда из разрозненных символов, олицетворяющих отдельных объекты, складывается система, где один знак может объясняться через другие.

Язык сформировался в результате многовековой практики взаимодействия предков человека, пройдя эволюцию от звероподобных звуков, символизирующих объекты простейшего быта, до сигнальной системы, используемой для стихосложения и философских трактатов.

Человек - общественный продукт, появление которого возможно в результате восприятия человеческой особью интеллектуального дара прошлых поколений. Представить себе ситуацию, что автором языка стал одаренный прямоходящий индивид - немыслимо, равно как и представить язык продуктом отдельной семьи.

Общество первично по отношению к отдельной личности, которая становится самодостаточной, лишь восприняв тысячелетний багаж рода. Если вообразить фантастическую ситуацию, что все люди в один момент лишатся памяти и языковых навыков, это вернет человечество в звероподобное состояние.

Противопоставление верховенства личного или общественного начал необходимо находится на стороне последнего как заключающего в себе природу человека. Личность не может быть независимой от общества, будучи его продуктом, а индивидуальные права и свободы возможны лишь в той мере, в которой они не противоречат здоровью общественного организма.

По праву считаться независимыми от общества могут «маугли» - человеческие особи, лишенные воспитания, которые выросли среди животных. В отношении них тезис о верховенстве индивидуальных прав оправдан. Для сознательной личности слова о примате индивидуальных прав и свобод - заманчивая для личного эгоизма уловка, которая искажает истинную природу человека и общества.

Отвечая на излюбленный вопрос «прогрессивно» настроенного собеседника: почему человек должен ставить общественные интересы выше личных прав и свобод, следует ответить, что к этому обязывает факт, что спрашивающий в состоянии ходить на задних конечностях, сознавать себя личностью, говорить и рассуждать о природе общества.

Названные качества кажутся само собой разумеющимися, которые человек получает автоматически по праву рождения. Тем не менее, этот дар является плодом труда бездны поколений предков человека. Получивший его обязан сохранить условия, которые позволили ему приобщиться к ним, а еще лучше - преумножить и передать новым поколениям.

Здоровое общество, способное к самовоспроизводству и процветанию, характеризуется следующими качествами, которые друг с другом органично переплетены:

1.      Патриархальной семьи;

2.      Нравственных авторитетов и цензуры;

3.      Подчиненности личных прав и свобод государству.

 

Патриархальная семья

 

Укрепляй семью, потому что она - основа всякого государства

Александр III

 

Все многообразие общественных отношений и институтов находится в прямой зависимости от главного союза человеческих особей - семьи. Появление человека на свет, формирование его сознания и моральных качеств происходит на этой «фабрике» человеческих личностей.

В здоровом обществе семья обеспечивает главную функцию - рождает детей, формирует из них личностей, обладающих сознанием, и прививает им моральные авторитеты.

Подобная функция оказывается возможной в патриархальной семье, известной нам по крестьянскому быту доиндустриальной эпохи, где основой хозяйства являлся общий труд на земле. В нем участвовали все члены семьи под руководством отца, а большое количество детей являлось залогом благосостояния, поскольку каждый вносил значимый вклад в совместный доход.

Роль мужчины и женщины отличалась как в хозяйстве, так и в семейных отношениях. Мужчина занимался тяжелым физическим трудом, женщина выполняла вспомогательную работу. Участие женщины в общем труде было второстепенным, без ее участия семья могла прожить. В голодные годы бывали случаи, когда крестьяне избавлялись от младенцев женского пола, а при заключении брака семье невесты было принято давать приданное, призванное оправдать расходы новой семьи на ее содержание. Разделение обязанностей, возможностей и прав являлось залогом того, что женщина реализовывала себя в важнейшей для человеческого рода функции - рождении и воспитании детей. 

В мире, основанном на равноправии, где мужчины и женщины выполняют одинаковые функции, семья превратилась в союз партнеров, слабо мотивированных на создание потомства.

В значительном меньшинстве оказываются случаи, когда женщина выбирает в качестве пути самореализации посвящение себя рождению и воспитанию детей, а мужчина берет на себя функции преимущественного материального обеспечения семьи.

Для женщины желание продолжать род необходимо означает принесение себя в жертву, что находит выражение в потере внешней привлекательности, отказе от карьерного роста и риске не найти нового партера в случае распада семьи. Мужчина в свою очередь боится взять на себя обязательства по обеспечению большой семьи из-за боязни высоких обязанностей и потери жизненных удобств.

Для обеспечения воспроизводства потомства в современном обществе необходимыми являются условия, которые сделают экономически оправданным для супругов выбор женщиной профессии матери, а ценности большой семьи значимыми в массовой культуре.

Семья как основа рождения и воспитания детей возможна в случае, когда мужчина и женщина нацелены на самореализацию в разных областях.

Равноправие очень красивая и простая в осмыслении идея, но толковать ее стоит не плоско как схожесть в условиях существования мужчин и женщин, а как равенство в реализации данных свыше функций: женщинам - в рождении и воспитании детей, мужчинам - в обеспечении семьи.

Равенство полов в «поверхностном» значении этого слова, выраженное  в симметричных общественных функциях, искажает суть человеческой природы. Мужчины не в состоянии рожать детей, а женщины - воевать и заниматься сопоставимым с мужчиной физическим трудом.

 

Нравственные авторитеты и цензура

 

Интересы общества требуют отодвинуть сексуальное развитие до тех пор, пока ребенок не достигнет известной степени интеллектуальной зрелости, потому что вместе с полным прорывом сексуального влечения приходит конец влиянию воспитания.

З.Фрейд

 

Воспитай дитя в запретах и найдешь в нем покой и благословение.

Домострой

 

Человек усваивает представления о добре и зле в ходе воспитания, когда авторитет родителей подавляет биологические порывы и направляет их на служение благу. В результате формируется личность, способная к созидательному взаимодействию с окружением.

Главенствующую роль в очеловечивании индивида играют представления о Великом, которые утверждают сверхъестественность добра и греховность зла. Они подавляют низменные порывы и мобилизуют личность на свершения.

Без Сверхучения человек ощущает себя вершиной мироздания и относится к своим слабостям снисходительно. Он оказывается лишенным заряда, направляющим на служение авторитету, и видит смысл существования в реализации личных потребностей и обеспечении комфорта.

Главным подавляемым порывом оказывается половой инстинкт. Его укрощение позволяет воспитать Человека из исполненной страстью особи. Инстинкт истончается моралью и находит выражение в искусстве, интеллектуальных достижениях, служении ближнему.

Мораль сексуальной раскрепощенности лишена возможности «перенастроить» индивида. Эмансипированный человек с трудом воспринимает нравственность, ставящую общественное блага выше личных интересов. Будучи свободен в сокровенном, он теряет способность измениться ради Высшего.

Культ целомудрия, крепости семейных уз, неприязнь к демонстративному сексуальному поведению - основа мировоззрения традиционного общества.

Свободы эмансипированного общества, как например, брачные права сексуальных меньшинств - не только пропаганда вредных для продолжения человеческого рода отношений, но и развенчивание представления о Великом и низменном в нравственных представлениях.

Культура западного общества «освящает» лишь некоторые запреты в отношении противоправных и криминальных действий. Традиционные же общества поддерживают сакральные установления в сфере интимных, семейных, общественных отношений и направляют человека в сторону общественного благополучия.

Нежелание продолжать род, представление о государстве и обществе как техническом союзе для обеспечения личного комфорта - ключевые качества современного эмансипированного представителя западной Цивилизации.

Эти черты являются признаками, указывающими на разложение общества. Их появление показывает, что в скором времени общество может перестать существовать из-за демографического вырождения и ассимиляции более жизнеспособной Культурой.

  

***

Общество становится единым организмом благодаря наличию единых каналов информации, которые обеспечивают его культурную целостность. Главенствующую роль в этом в разные периоды истории берут на себя:

- церковные приходы;

- образовательные учреждения и печатные издания;

- радио и телевидение.

Отличительной особенностью последних является их массовость и простота донесения информации. Основным способом передачи информации оказываются видимые или слышимые образы, которые менее подвержены критическому переосмыслению.

Электронные СМИ оказываются могущественным средством влияния на мировоззрение людей. Они не только оказываются главным источником информации об окружающем мире, но и несут нормативную функцию. Демонстрируемые ими формы поведения воспринимаются аудиторией как стандарт общественного поведения.

Человек может считать «сомнительное» поведение уместным, совершать его, признаваясь об в этом в кругу близких, но у него вызовет шок, если кто-нибудь из публичных персон сделает подобное. Это будет восприниматься как пренебрежительное отношение к зрителю.

Первоначально подобный «проступок» рождает критику, со временем начинается процесс его нормализации среди «авангардной общественности», а впоследствии -повсеместно. Происходит легализация «табу».

Популярные СМИ руководствуются рыночным принципом - спрос рождает предложение. В течение XX века они за достаточно короткий период стали главным раскрепостителями нравственных ценностей. С момента появления и широкого распространения телевидения в 50-х гг. уже к концу 60-х гг. «сексуальная революция» произвела перелом в массовой культуре и системе ценностей общества. В условиях свободы слова среди наиболее покупаемых оказались темы секса, насилия, низвержения нравственных авторитетов

Для поддержания морали, основанной на принципе авторитета традиционных ценностей, важным является цензура публичной информации.

 

 

Крепость

Мы находим в природе человека три основных причины войны: во-первых, соперничество; во-вторых, недоверие; в третьих, жажда славы.

Т.Гоббс

 

Всякая законная власть есть плод узурпации.

 Максим Дюкан

 

В течение тысячелетий существование человека происходило в традиционной среде. В условиях сельского хозяйства и скотоводства основой человеческого хозяйства была семья, существующая в связи с институтами армии, дворянства и церкви.

С переходом к преимущественному участию населения в промышленном производстве товаров и услуг изменения происходят в семье - основой хозяйства перестает быть совместный сельскохозяйственный труд родственников, а личный доход мужчины и женщины становится независимым и сопоставимым. Мировоззрение граждан перестает формироваться под преимущественным влиянием церковного прихода, роль «просветителя» берут на себя СМИ и образовательные учреждения. Традиции и моральные авторитеты начинают подвергаться развенчиванию.

Человек оказывается в состоянии максимальной свободы. Условия жизни больше не ограничивают и он оказывается лишен оков, сдерживающих личный эгоизм в рамках традиционных институтов: семьи и хозяйства. Государство становится последней «крепостью» способной сдерживать индивида в рамках норм, ориентированных на поддержание здоровья общества.

 

***

Возникновение власти один из наиболее интересных вопросов для обществоведов. Можно с иронией назвать его основным вопросом социальной философии: что принципиально для формирования государства - самоорганизация или принуждение. Ответ на него оказывается краеугольным камнем в основании ценностной картины мира.

Государство появляется в обществе, когда люди научаются возделывать землю и пасти скот, что приводит к разделению труда - часть населения оказывается занята в производстве, другая - становится профессиональными «защитниками» или «разбойниками». В этот период происходит выделение частной собственности и начинает складываться общественное неравенство.

История приводит множество примеров, как государство формируется в результате захвата власти. Захватчики в лице шайки «разбойников» или «защитников» соседей захватывают власть над населенными землями, вводят дань и начинают регулировать жизнь подданных. Со временем складывается наследственная власть правителя, опирающегося на «дворянство», а кое-где с развитием торговли появляются олигархии и республиканские формы правления.

В качестве современных примеров показательными оказываются ситуации катастроф - природных катаклизмов, государственных переворотов, военных действий - когда люди на короткий период времени оказываются свободными от законной власти. Эти эпизоды характеризуются мародерством, насилием и максимально близки состоянию «войны всех против всех».

Их пример очень показателен тем, что подобные состояния быстро сменяются либо восстановлением государственной законности, либо по примеру «начала истории» формированием новых центров общественного управления - власти криминальных группировок, полевых командиров, - которые присваивают себе функции господства.

Ситуация «общественного договора», которую рисуют некоторые европейские философы, когда свободные индивиды для прекращения «войны всех против всех» собираются и заключают договор о передачи части своих прав «суверену», с тем чтобы он обеспечил их основополагающие права, - далекая от реальности картина.

 

***

Формирование государства происходит в результате «захвата», а не «объединения» по причине того, что сама способность человека к взаимодействию с окружающими ограничена. Такова природа индивида, что личные интересы он преследует с большим усердием, чем взаимодействует с другими.

Анализу подобных ситуаций посвящено большое количество работ в общественных дисциплинах. Так, известным примером является т.н. «дилемма узников», которая наглядно показывает, что двое не в состоянии достичь обоюдной выгоды из-за недоверия друг другу.

Знакомый каждому пример - ситуация на автомобильных дорогах, когда из-за машин, едущих по обочине, образуется пробка в месте сужения трассы. Если бы автомобилисты перестали съезжать на обочину, пробки бы не было, но поскольку каждый рассчитывает лишь на себя и не может быть уверен в солидарном поведении другого, скорость двиения снижается для всех водителей.

Зачастую механизмы зарождения общественных институтов рассматриваются на примере профсоюзного движения, когда для улучшения положения всех рабочих профессиональные объединения ограничили свободу отдельных трудящихся. Они добились от работодателей гарантии не брать на работу тех, кто не состоит в профсоюзе, чтобы обеспечить принятие всеми рабочими солидарных правил в защите коллективных интересов.

Усилия рабочих могли не иметь результата, если сохранялись «штрейкбрехеры», которые не принимали общих правил своей группы - выходили на работу в момент забастовок или соглашались получать зарплату ниже требуемого профсоюзами уровня.  

 

Распад

 

Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп и наг.

Откровение Иоанна Богослова


Государство - это не форма взаимодействия объединившихся индивидов, а способ организации общества, подчиняющий каждого условиям совместного существования.

Демократия, провозглашая власть народа, остается государственной формой правления, что подразумевает подчинение всех общим правилам. При этом народ оказывается не субъектом принятия решений, а объектом - за голоса которого борются группы интересов.

Демократия является государственной надстройкой над рыночной системой. Она существует при условии наличия развитой рыночной экономики с множеством групп влияния, которым важно поддерживать равные правила доступа к власти через избирательные процедуры. В условиях отсутствия развитой рыночной экономики и согласия «тугих кошельков» демократия легко перерождается в авторитаризм или олигархию - происходит захват власти единицами.

Демократия обслуживает рыночную систему: ее культура создает благоприятные условия для пестования покупательского спроса, а государственные институты - предложения.

В условиях рынка все люди становятся частью больших или малых корпораций в системе производства, регулируемой денежными отношениями. Крестьяне, скотоводы, охотники, живущие собственным трудом, оказываются единицами. Каждый приводит в действие надличные механизмы, создающие возможности для реализации личных потребностей.

Граждане вне зависимости от пола, происхождения, образования оказываются вовлечены в производство и продажу-покупку продуктов и услуг. Свобода выражается в возможности выбирать условия, создаваемые системой «невидимых рук». Решение вопросов, с которыми приходится сталкиваться человеку: получать образование или заниматься физическим трудом; строить семью, рожать детей и как их воспитывать, в первую очередь, зависят от рыночных условий, и лишь во вторую - от свободного выбора.

Общество движется удовлетворением покупательского спроса. Идеалы, не отвечающее интересам потребителя, становятся «предрассудками». Демократия скидывает с постаментов идеалы веры в Бога, почитание традиций и воздвигает на их месте поклонение человеку.

Нравственность, Культура, Идеалы служения обществу - все это оказывается подчиненным покупательским интересам: культура наполняется ценностями в духе: «Я - центр Вселенной», «Бери от жизни все».

Позволим себе метафору. Рыночное общество сродни зверю (Откр. 13:18), воля которого движется удовлетворением страстей и потребностей низшего порядка, а формы и обличия, которые он принимает, зависят от особенностей промышленного производства. С усложнением денежной системы складывается ситуация, где устройство общественного организма кратно удаляются от условий производства.  

В результате государство из последней «крепости», способной ограничивать личность от действий направленных против интересов рода, превращается в охранника рынка, движимого индивидуальным эгоизмом.

***

Оптимальное устройство государства позволяет сдерживать общественную систему от разложения патриархальной семьи и морали, не вписывающиеся в индустриальные условия жизни.

Это возможно в авторитарных режимах: монархии, диктатуре, а также демократии, где народовластие в принципиальных вопросах ограничивается институтами - носителями Сверхучения.

К последним примерам относится Иран, где Корпус стражей исламской революции и Аятолла опекают власть народных представителей, а также Советский Союз и Китайская Народная Республика с контролем Коммунистической партии органов государственного управления.

Мысли изложенные в этой статье перекликаются с идеями социалистов, коммунистов, националистов, консерваторов, представителей религиозных конфессий. Объединяющая идея - традиционный по своей сути посыл о примате коллективного над индивидуальным для обеспечения жизнеспособности человеческого общества.

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 1

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

1. Второв Леонид : Автору
2016-04-06 в 12:55

Аристотель писал не "Политическое", а "Полисное"!!!

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме