Работать некому, работы нет. О парадоксах рынка труда и о службах занятости12.08.2019
![]() Так чего же бояться - безработицы или, напротив, нехватки кадров? Эффективны ли государственные службы занятости, создаваемые для улучшения ситуации на рынке труда? Об этом - в материале profiok.com. Рост экономики откладывается: работать некомуВ начале августа РАНХиГС и Институт Гайдара опубликовали очередной аналитический обзор под названием «Мониторинг экономической ситуации в России. Тенденции и вызовы социально-экономического развития». На страницах этого документа старший научный сотрудник РАНХиГС Виктор Ляшок пишет о том, что в нашей стране с 2016 года наблюдается сокращение рабочей силы. В последнее время этот процесс значительно ускорился: в первом квартале 2019 года рабочая сила сократилась на 0,8 млн человек, тогда как за весь 2018 год этот показатель уменьшился всего на 0,1 млн человек. «Можно предположить, что в настоящее время достигнут предел экономической активности для населения в основных трудовых возрастах, - пишет Виктор Ляшок. - Дальнейший рост возможен главным образом лишь за счёт более активного вовлечения в рынок труда населения старшего возраста». Итак, снижение численности рабочей силы во многом объясняется демографическим фактором. Но это, как пишет Ляшок, не единственная причина. До недавнего времени наблюдался рост активности населения трудоспособного возраста, но сейчас он «практически прекратился». К сожалению, анализ причин такой ситуации остался за рамками исследования РАНХиГС. Безработица низкая, но работу не найти В последнее время в Минобрнауки всерьёз озаботились совершенствованием механизма целевого обучения, то есть проблемой подготовки именно тех кадров, которые нужны экономике и которые будут гарантированно трудоустроены. Сейчас программы целевого обучения появились практически во всех областях: от медицины до журналистики и от инженерных наук до драматургии. Правила простые и понятные: студент бесплатно учится за счёт предприятия или региона, которому нужен специалист, а затем в обязательном порядке, оговорённом в договоре, отрабатывает необходимое количество лет. Но о том, станет ли этот инструмент эффективным и поможет ли ликвидировать дефицит квалифицированных кадров, можно будет судить лишь спустя несколько лет. И даже если станет, он решит лишь проблему «свежеподготовленных» специалистов. А что делать с теми, кто уже имеет профессию (или думает, что имеет? - прим. profiok.com). Что касается официальных данных по безработице, то, как сообщает Росстат, в первом квартале 2019 года безработными были признаны 3,5 млн человек, из которых 800 тысяч человек зарегистрированы в официальных службах занятости. Поясним: это только те, кто уже остался без работы. По данным РАНХиГС, свою трудовую занятость считают устойчивой только две трети работающих. При этом каждый пятый из опрошенных заявил, что боится потерять свою работу, поскольку больше никуда устроиться не сможет. И лишь треть опрошенных уверены в том, что при необходимости смогут найти работу не хуже имеющейся. Картина напрямую связана с возрастом респондентов: если до 35 лет люди практически не боятся потерять работу, то дальше этот риск усиливается и достигает пика в предпенсионном возрасте. Парадокс рынка труда: аналитики считают, что люди старшего возраста - единственный ресурс для наращивания рабочей силы, а работодателям, как показывает практика, такие сотрудники не нужны. Может быть, стоило задуматься об этом перед повышением пенсионного возраста? Как сообщает Росстат, время поиска работы в среднем по России составляет около семи месяцев. Быстрее всего можно трудоустроиться на Чукотке (в среднем за 3 месяца), хуже всего ситуация в Республике Тыва, там среднее время трудоустройства приближается к 10 месяцам (а жители других регионов тем временем работают в Тыве вахтовым методом - прим. profiok.com). Как становятся безработными? Что примечательно: по данным Росстата, именно продавцы и водители лидируют в списке самых популярных профессий среди женщин и мужчин соответственно. Наверное, логично было бы уже сейчас заняться профориентационной работой с этими людьми, предложить им пройти какое-то обучение, помочь получить востребованную профессию. Или государство будет дожидаться, когда эти миллионы людей зарегистрируются на бирже труда? Если прибавить к этим миллионам невостребованных продавцов и водителей миллионы столь же невостребованных лиц, как сейчас принято говорить, предпенсионного возраста, избежать социального взрыва будет непросто. По задумке государства, с проблемой должны справиться биржи труда или центры занятости населения, о печальном опыте работы с которыми мы расскажем ниже. Центры занятости населения: хотели как лучше, а получилось...Интернет располагает к открытости. Многочисленные отзывы о сотрудничестве со службами занятости, подписанные и анонимные, за редким исключением сводятся к одному и тому же: «нормальную» работу там найти нельзя, но можно пройти бесплатное обучение, получить пособие и окупить затраты на общественный транспорт, оформить субсидию на квартплату, компенсировать расходы на регистрацию ИП. Единственная обязанность «безработного» - несколько раз в месяц встречаться с инспектором и получать контакты организаций, в которые стоит подъехать на собеседование. Тем, кто не собирается трудоустраиваться, нужно лишь получить от организации подтверждение в том, что человек не подошёл. Вернул бланк со штампом - и спокойно продолжаешь получать пособие. Парадокс рынка труда: все говорят о том, что представители низкоквалифицированных профессий вот-вот окажутся невостребованными, но именно этот сегмент до сих пор даёт самое большое количество вакансий. «Мы неоднократно пробовали публиковать вакансии через службы занятости, но это сотрудничество, к сожалению, пока не складывается, - рассказал порталу profiok.com директор Центра экономического развития и сертификации (ЦЭРС ИНЭС) Роланд Шарифов.- Людей никак не готовят, не инструктируют, не объясняют, что это за вакансия, что за организация. Часто присылают тех, кто нам заведомо не подходит. Такое ощущение, что инспекторам всё равно, что их задача - не трудоустроить человека, а просто послать по адресам из базы. Отправили - поставили себе галочку. А человека даже собеседование не интересует, ему отметка нужна, что он не востребован. Вот и работает эта система: «безработные» собирают «штампики», сотрудники центра получают зарплату, их подопечные - пособия. Вот на это тратятся бюджетные средства. И всё это тянется десятилетиями. Мы было подумали, что в последние годы что-то поменялось, ан нет. У нас нет ни времени, ни желания заниматься теми, кому нужны «штампики». Мы публикуем вакансии не для того, чтобы целыми днями ставить печати. Нам нужны сотрудники. И если у центра занятости нет возможности обучить людей необходимым навыкам, инспекторы могли бы хотя бы объяснять тем, кто ищет работу, что зарплата у того, кто ничего не умеет, не может быть высокой, что нужно учиться, что получение знаний и опыта нужно рассматривать как наращивание собственного капитала. Парадокс рынка труда: зарегистрированные безработные в большинстве своём не хотят ни работать, ни учиться чему-то новому. А деньги получать хотят, причём немалые. Удивительно, но первые вопросы от соискателей, как правило, касаются не сути работы, а размера зарплаты. Что обидно - задумка-то отличная. Популярные superjob.ru и hh.ru - монополисты, диктующие свои условия работодателям. Ни работодателей, ни кандидатов никто не проверяет, и поиск жемчужного зерна в этой куче требует адских усилий с обеих сторон. Думаю, система центров занятости постепенно заработает так, как нужно. Им достаточно просто изменить мотивацию для своих сотрудников и ориентировать их не на количество отметок о собеседованиях, а на удовлетворение спроса работодателей». Что ж, пока государство разбирается, кто и как будет переучивать «предпенсионеров», да и чему, собственно, их придётся учить, чем занять невостребованную молодёжь и где взять кадры для приоритетных отраслей экономики, гражданам остаётся одно: пытаться остаться «на плаву» собственными силами. А это значит, что нужно поддерживать свои навыки и знания в актуальном состоянии, постоянно совершенствоваться, осваивать современные технологии и следить за тем, что происходит на рынке труда. Если, прочитав эту статью, кто-то задумается о необходимости повышения квалификации, значит, она опубликована не напрасно. ЦЭРС ИНЭСДругие способы помощи |
Другие статьи этого автораДругие статьи этого дняДругие статьи по этой теме |