Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Послание молитвы Господней»

Николай  Головкин,

30.11.2018


Вера и культура. Эссе …

«Горьким словом моим посмеюся...»

7 февраля 1852 года, незадолго до кончины, Гоголь ездил на Девичье поле в церковь Саввы Освященного: здесь он приобщился Святых Тайн, по его просьбе отслужили вечером благодарственный молебен.

Отпевали Гоголя в церкви святой мученицы Татианы Московского университета. Гроб писателя простоял там день и ночь. Беспрерывным потоком подходили поклонники его таланта. Всё было усыпано цветами. У изголовья - лавровый венок.

24 февраля 1852 года Михаил Семенович Щепкин закрыл крышку гроба. Гроб на руках несли восемь верст по только что выпавшему снегу до Свято-Данилова монастыря, где Гоголь был предан земле.

В 1931 году при закрытии монастыря останки Гоголя по распоряжению Сталина были перезахоронены на Новодевичьем кладбище.

В сентябре 2009 года, к 200-летию со дня рождения Николая Васильевича, на гоголевской могиле здесь, как и на прежнем захоронении, вместо помпезного памятника вновь установили православный крест с Голгофой с кратким и пронзительным изречением библейского пророка Иеремии, актуальным и ныне: «Горьким словом моим посмеюся...»

Обер-прокурор Святейшего Синода

Выдающийся государственный и религиозный деятель России Константин Петрович Победоносцев (1827-1907), автор Манифеста 29 апреля 1881 года об укреплении самодержавия, имел серьезное влияние на весь ход политической жизни Российской империи во второй половине XIX - начале XX веков.

Константин Петрович родился 21 мая 1827 года в Москве в семье профессора российской словесности Петра Васильевича Победоносцева. Его мать принадлежала к старинному дворянскому роду Левашовых. Дед был священником в храме великомученика Георгия, находившегося в Москве на Варварке.

Внук приходского священника, глубоко верующий человек, Победоносцев всю жизнь считал Церковь одной из главных движущих сил русской истории, а веру - краеугольным камнем общественного здоровья и стабильности.

В 1846 году Константин Петрович поступил в Санкт-Петербургское училище правоведения. После окончания училища жизнь Победоносцева в течение длительного времени была связана с судебной деятельностью в департаментах Правительствующего Сената, где и проявились его способности юриста и государственного деятеля.

В 1859-1865 годах Победоносцев получил приглашение преподавать в Московском университете курс «Гражданского судопроизводства».

В конце 1861 года главный воспитатель Великих князей граф Строганов пригласил Победоносцева преподавать юридические науки наследнику престола. Начиная с 1861 года, на протяжении нескольких лет он преподавал законоведение членам царской семьи. Среди его учеников были будущие императоры Александр III, на которого он имел большое влияние, и Николай II.

*     *     *

Портрет обер-прокурора Синода К.П. Победоносцева.
А.В. Маковский (1899),
Государственный Русский музей

В 1868 году Победоносцев был назначен сенатором, в 1872 году стал членом Государственного совета, а 24 апреля 1880 года занял пост обер-прокурора Святейшего Синода, который возглавлял свыше 25 лет, и вошел в состав Кабинета министров. В период его обер-прокурорства после 200-летнего перерыва возобновилась практика созыва Архиерейских Соборов.

Главным средством в нравственном оздоровлении общества Победоносцев видел в возрастании влияния на него Православной Церкви.

«Он считал православие, - отмечал А.Ф. Кони, - высшим выражением духовных сил русского народа, литературу и историю которого знал в совершенстве. Русский человек был немыслим, по его мнению, вне православия».

Личными стараниями Победоносцева было организовано общенародное празднование 1000-летия со дня кончины равноапостольного святителя Мефодия, первоучителя словенского (1885), 900-летие Крещения Руси (1888), 500-летие со дня кончины преподобного Сергия Радонежского (1892).

В то время практически каждый год открывались новые храмы, в том числе много сельских, причем их архитектурный стиль приблизился к древнерусскому допетровскому зодчеству; реставрировались и восстанавливались древние храмы, активизировалась миссионерская деятельность.

К заслугам Победоносцева следует добавить оказание материальной помощи духовенству, издание молитвословов и доступной благочестивой литературы для народа, заботу о благочинном пении в церквах, усиление церковной благотворительности.

*     *     *

Важнейшим орудием религиозного просвещения должна была стать, по мысли Победоносцева, начальная школа. Церковные школы для народа существовали в России издавна, однако к началу 1880-х годов их осталось всего несколько тысяч. Победоносцев предполагал создание при храмах широкой сети начальных училищ, подчиненных духовному ведомству и руководимых священниками.

В отличие от школ светских, стремившихся дать воспитанникам, прежде всего, определенный объем знаний, церковные школы должны были не оставлять в небрежении души учеников, обращать внимание не столько на образование, сколько на воспитание.

«В понятии русского народа, - писал обер-прокурор, - Церковь и школа неотделимы друг от друга; школа воспитывает, прежде всего, для Церкви и от нее получает свою жизненную просвещающую силу».

13 апреля 1884 года Александр III утвердил разработанные в духовном ведомстве Правила о церковно-приходских школах. Согласно им учреждались одноклассные и двухклассные училища с двухлетним и четырехлетним сроком обучения (в начале XX века срок обучения был увеличен до трех и пяти лет).

Ядром учебной программы являлся закон Божий; почти все остальные предметы - церковное пение, церковнославянский язык, русский язык, чистописание - рассматривались как служебные в отношении главного предмета. В программу входила также арифметика.

Помимо церковно-приходских школ, в ведение духовенства были переданы элементарные крестьянские школы грамоты.

К 1893 году при четверти церковных школ были созданы хоры и библиотеки. В ряде школ организовывались религиозно-нравственные чтения.

*     *     *

За научные труды и общественную деятельность Победоносцев был избран в почетные члены Российской академии наук, Санкт-Петербургского, Московского, Казанского, Юрьевского университетов и университета св. Владимира в Киеве, Санкт-Петербургской, Московской, Киевской и Казанской духовных академий и многих других организаций, в том числе и зарубежных.

Взгляды Победоносцева изложены им в книге «Московский сборник» (1896). Он был убежден, что демократическим и либеральным идеям должна быть противопоставлена верность традиции и консервативное контрреформаторство.

«Послание молитвы Господней»

Выдающийся авиаконструктор Игорь Иванович Сикорский (1889-1972) оставил после себя не только самолеты и вертолеты, но и серьезные вдумчивые богословские работы.

Самый известный из этих трудов - небольшая книжка «Послание молитвы Господней», посвященная анализу молитвы «Отче наш», впервые была издана еще в 1941 году, затем переиздавалась еще дважды.

Внук православного священника и глубокий мыслитель, Игорь Сикорский в продолжение почти двухтысячелетней богословской традиции анализирует с сегодняшних позиций каждое слово Господней молитвы и рассказывает современному читателю о ее вечной актуальности и непреходящей ценности для души христианина.

*     *     *

Игорь Иванович Сикорский,
фотография Карла Буллы, 1914

Сикорский, который вынужден был уехать после революции из России, много сделал для пропаганды в США достижений русской культуры и науки. Был бессменным членом правления Общества русской культуры. Он всегда пользовался большим авторитетом в русской колонии Америки.

В 1938 году ему было доверено держать речь перед соотечественниками по случаю 950-летия Крещения Руси, так как русские американцы знали, что Сикорский размышляет над проблемами мироздания и пишет богословские работы.

Ссылаясь на Федора Достоевского и Владимира Соловьева, оратор завещал:

«Русский народ должен подумать не о том, как повернуть назад, к тому, что не устояло, - видимо, не уберегли, - а подумать о том, чтобы из того болота, в котором мы теперь увязли, выбраться на широкую дорогу, чтобы двигаться вперед».

*     *     *

Игорь Иванович никогда не скрывал своего резко отрицательного отношения к событиям, происходившим на Родине, но при этом всегда оставался патриотом России.

«Нам нужно работать, а главное, учиться тому, что поможет нам восстановить Родину, когда она того от нас потребует», - говорил он, обращаясь к соотечественникам-эмигрантам.

...В последние годы жизни конструктор Сикорский написал послание грядущим поколениям «Эволюцию души». Его основная мысль такова: у мира, который озабочен только материальной стороной в ущерб духовной, нет будущего.

*     *     *

Он умер 26 октября 1972 года в городе Истоне в штате Коннектикут. Спокойно заснул и не проснулся.

Рассказывают, что во время его похорон люди, пришедшие проститься с гениальным современником, увидели в небе символический знак. Инверсионные следы двух самолетов, которые, пролетая на перпендикулярных курсах, образовали в небе большой белый крест, как будто прощаясь с великим творцом авиации.

Прихожанин



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме