Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Печалование клириков без благословения правящего архиерея – нонсенс»

Оранжевая (белая) революция в России
Письмо священников в защиту участников московских беспорядков / 19.09.2019


Священники, составившие письмо в защиту участников беспорядков в Москве, решили прыгнуть через голову своих правящих архиереев …

С радостью ознакомился с редакционной статьёй по поводу печально известного письма.

Наиболее серьёзная ошибка клириков, составивших его, в том, что они его представляют как печалование.

Это заявление - никакое не «печалование». Печалование, к слову, является исключительной прерогативой епископа, правящего архиерея той местности, где находится тот или иной осуждённый, в том случае, когда государственная власть делегирует правящему архиерею это право, а вовсе не священнослужителей. Печалование клирика, от собственного имени, - это нонсенс.

Получается, отцы решили прыгнуть через голову своих правящих архиереев? И чего они этим хотят добиться? Одобрения либералов среди своей паствы?

И почти никто не вспоминает о канонах. А они однозначно право печалования усваивают епископату, по согласовании с Первоиерархом Поместной Церкви:

«Приличнейшим же почитаю, чтобы епископ помощь свою подавал тому, кто от кого либо утесняется, или есть ли которая вдова обиду претерпевает, или сирый кто либо лишается принадлежащаго ему, есть ли притом и по сим предметам прошение бует справедливое. Аще убо, возлюбленные братия, угодно сие всем, то утвердите, яко ни един епископ не должен приходити..., кроме тех, которых благочестивейший царь наш призовет своим писанием. Но поелику многократно случается, что некоторые, за преступления свои, на заточение или на остров осужденные, или иному какому либо осуждению подверженные, прибегают к церкви, требуя милосердия: таковым не надлежит отказывати в помощи, но немедленно и без сомнения просити для них снисхождения» (Правило 7 Сардикийского собора).

Итак, канон прямо говорит о том, что право печалования усваивается именно епископам.

«Аще который епископ, или пресвитер, или вообще кто либо из клира без соизволения и грамот от епископов области, и наипаче от епископа митрополии, дерзнет отити к царю: таковый да будет отрешен, и лишен не токмо общения, но и достоинства, какое имел, яко дерзнувший вопреки правилам церкви, стужати слуху боголюбезнейшего царя нашего. Аще же необходимая нужда заставит кого ити к царю: таковый да творит сие с рассмотрением и с соизволением епископа митрополии и прочих тоя области епископов, и да напутствуется грамотами от них» (Правило 11 Антиохийского собора).

«...Приходящие же в Рим, как выше речено мною, прошения, которые имеют принести царю, должны представляти возлюбленному брату нашему и соепископу Иулию, да первое рассмотрите, не суть ли некие из них бесстыдны, и потом послет оные в воинский стан, присовокупляя и свое предстательство и попечение...» (Правило 9 Сардикийского собора).

«Положено: аще кто восхощет ити к царской палате: то да будет сие означено в отпустительной грамоте, посылаемой к церкви римской, и оттуда еще да получит отпустительную грамоту к палате. Того ради, аще получивший отпустительную грамоту до Рима только, умолчав о нужде, побуждающей его ити к палате, восхощет прямо отити к палате: да будет отлучен от общения. Аще же, тама в Риме, откроется внезапная нужда отити к палате: да явит оную нужду епископу римскому, и да принесет писание того же римского епископа. В отпустительные грамоты, от первенствующих или от каких бы то ни было епископов, даваемые клирикам их, да вносится день пасхи. Аще же день пасхи того лета еще не известен: то день пасхи прошедшего года да будет означен, подобно тому, как в светских записях обыкновенно пишется: после консульства» (Правило 106 Карфагенского собора).

В нашем случае всё, что относилось к стольному граду Риму, относится к другим столицам православных государств, всё, что сказано о «церкви римской» (т.е. столичной) - по аналогии относим к первоиерархам Поместных Церквей, правящих в стольном граде.

А вот и толкование:

«Правила воспрещают епископам без особой надобности обращаться к императорскому двору (Сердик. 7, 9); в случае же такой надобности, они разрешают делать это не иначе, как с согласия подлежащего первенствующато епископа или митрополита, и после получения на то особой грамоты (Антиох. 11). Данное карфагенское правило подтверждает эти правила, прибавляя к ним соответствующие разъяснения. Речь идет об епископах и остальных духовных лицах, отправлявшихся к императорскому двору, находившемуся тогда в Риме. При этом правило предписывает выдавать каждому лицу, отправляющемуся в Рим, увольнительную (отпустительную) грамоту на имя римского епископа, который должен был в свою очередь выдать таковому грамоту для доступа ко двору. Если же какое-либо духовное лице являлось во дворец, не представившись предварительно римскому епископу, то на такового правило предписывает наложить отлучение (άποκινη&ίτί της κοινωνίας)» (священноисповедник Никодим (Милаш)).

Итак, печалование клириков без благословения правящего архиерея - это нонсенс.

Диакон Игорь Голиков, публицист


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 13

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

13. Капитон : отец диакон видимо курс церковного права прогулял
2019-09-24 в 16:11

"В нашем случае всё, что относилось к стольному граду Риму, относится к другим столицам православных государств"
- На каком основании сделан такой весьма странный вывод?

"...всё, что сказано о «церкви римской» (т.е. столичной) - по аналогии относим к первоиерархам Поместных Церквей, правящих в стольном граде".
- Тот же вопрос - а почему?
И про аналогии. Ох, уж эти аналогии! Как же вы, отченька, любите эти аналогии. Тут по аналогии, там по аналогии. Глядишь скоро вообще за уши притаскивать начнём.
12. Капитон : отец диакон видимо курс церковного права прогулял
2019-09-24 в 14:38

"Получается, отцы решили прыгнуть через голову своих правящих архиереев? И чего они этим хотят добиться? Одобрения либералов среди своей паствы?"
- То есть вариант, что отцы, подписавшие письмо не хотят никакого одобрения никаких либералов, не хотят ни через кого прыгать, а всего лишь желают того, о чём написано в письме и ничегошеньки сверх того - такой вариант вами вообще, отец диакон, не рассматривается? Почему вы видите в мотивах людей только плохое?
11. Капитон : отец диакон видимо курс церковного права прогулял
2019-09-24 в 14:35

Как это Иоанн Креститель обличал царя Ирода без благословения Синедриона, ума не приложу?
А святитель Иоанн Златоуст с кем посоветовался, когда императрицу обличал?
Или архиерею можно?
10. Капитон : отец диакон видимо курс церковного права прогулял
2019-09-24 в 14:34

Отец диакон!
Если вы решили с канонической точки зрения разорать известное (а вовсе не "печально известное") открытое письмо, то вам стоило лучше ознакомиться с матчастью - то ест с канонами.
Клирики, подписавшие письмо, говорят не о "праве печалования", а о пастырском долге, который принадлежит не только архиереям. Или отец диакон в пылу праведного гнева на посмевших подписать открытое письмо, готов передёргивать и прямо лгать, чтобы выслужиться перед преосвященным?! А может перед самим патриархом - вдруг заметит и наградит? Отец диакон озаботился своей карьерой в столичном округе???
Приведённые вами канонические правила и толкования не имеют никакого отношения к существу рассматриваемого вопроса. Просто нужно прочитать эти самые канонические правила и их толкования, чего, и это очевидно, не удосужился сделать отец диакон.

И конечно да - ГЛАВНАЯ И САМАЯ СТРАШНАЯ ВИНА КЛИРИКОВ-ПОДПИСАНТОВ - ОНИ ЖЕ БЕЗ БЛАГОСЛОВЕНИЯ ЕПИСКОПОВ ПОСМЕЛИ ПОДПИСАТЬ УПОМЯНУТОЕ ПИСЬМО! И как это их раньше никто в этом не обвинил?! А давайте им вообще 55-е апостольское правило вменим за досаждение епископу!
9. Дементий : Re: «Печалование клириков без благословения правящего архиерея – нонсенс»
2019-09-20 в 10:13

Облечение Апостола Петра Павлом (см. Гал.2:11-21) тоже нонсенс?
Завет Иисуса Христа: быть равными (см. Мф 20:25-28; Ин 13:15-17) тоже нонсенс?

Что сделали - то сделали (ибо посчитали достойным), за что и ответят перед Богом.
Должно человеку слушаться голоса совести прежде голоса человека. Архиерей тоже человек, если кто-то об этом забывает.
8. София7 : Ответ на 5., Koordinator:
2019-09-19 в 19:36

И где же эти архиереи?! - молчат они...их всё устраивает. Хоть кто-то выступил в защиту невинно осуждённых?..—-Что ж теперь, ждать, пока камни возопиют?..жестокосердны вы, и сердца у вас каменные. Рабы не Христа, но князей земных, Волков в овечьих шнурах.




Простите, вы бы хотели, чтоб Церковь на суд давила? Решение суду диктовала, как давеча секретарь генсовета "ЕдРа" Турчак пальцем погрозил судейским "высшей инстанции"? Даже если к Самому обращаться с печалованием о помиловании, все равно суд сначала должен приговор вынести, а сейчас пока приговор обжалован и может быть пересмотрен.
7. Koordinator : п.6 Vladislav
2019-09-19 в 18:49

К сожалению, Церковь встроена в Систему...не будем наивными.

Блаженнейший Онуфрий - всем нам пример. Много ли примеров?- меньше, чем хотелось бы.
6. Vladislav : Ответ на 4., Koordinator:
2019-09-19 в 17:54

И где же эти архиереи?! - молчат они...их всё устраивает. Хоть кто-то выступил в защиту невинно осуждённых?..—-Что ж теперь, ждать, пока камни возопиют?..жестокосердны вы, и сердца у вас каменные. Рабы не Христа, но князей земных, Волков в овечьих шнурах.


Церковь же вне политики и отделена от государства. И кесарю кесарево а Богову Богу. Но как граждане -имеем и права и обязанности и по совести христианской должны, особенно когда не за себя а за ближних. Берите пример с УПЦ.
5. Koordinator : Итак, печалование клириков без благословения правящего архиерея - это нонсенс.
2019-09-19 в 15:54

И где же эти архиереи?! - молчат они...их всё устраивает. Хоть кто-то выступил в защиту невинно осуждённых?..
—-
Что ж теперь, ждать, пока камни возопиют?..жестокосердны вы, и сердца у вас каменные. Рабы не Христа, но князей земных, Волков в овечьих шнурах.
4. Даневский Саша : Ответ на 1., влдмр:
2019-09-19 в 15:18

Да ладно, через голову. Спросили у кого надо. Играют в Гапонов.



на печальку - становись!
3. Лев Хоружник : Re: «Печалование клириков без благословения правящего архиерея – нонсенс»
2019-09-19 в 13:04

Варфоломей на пол-Церкви лапу наложил, и никто не "печалывался"...Посадили хулигана, за которым Госдеп маячит, началась печаль...Не верю!
2. рудовский : Re: «Печалование клириков без благословения правящего архиерея – нонсенс»
2019-09-19 в 12:16

А почему печально известного?
Печально или «непечально» - рано ещё судить.
1. влдмр : Re: «Печалование клириков без благословения правящего архиерея – нонсенс»
2019-09-19 в 12:07

Да ладно, через голову. Спросили у кого надо. Играют в Гапонов.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме