Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Общественный прогресс — удел городов, а не таборов

12.06.2019


Об особенностях топонимики Северо-Запада России, или Почему слово «ямщик» не тюркского, а финно-угорского происхождения …

Посвящается малым финно-угорским народам

                                 Ленинградской области        

История нашей страны отображается и в её топонимике, и в топонимике Северо-Запада России, в которой отпечатались очень многие духовные и материальные мировые культуры и процессы. Обратим внимание на одну важную топонимическую проблему Ленинградской области. Более всего в нашей области отпечатались славянская и русская языческая и православная культуры и угро-финская языческая и православная культуры.

Одна топонимическая проблема, не разрешённая до сих пор, заключена в топонимах, включающих в себя формант «ям»: Ямбург, ям-Ижора, ям-Тёсово, Ямсковицы, Ямская слобода, Ямок, Грядовский Ям (существовавший недалеко от имения Рождествено). На старых картах нашей области можно найти ещё большее число топонимов с «ям».

Топонимы с формантом «ям» встречаются и на Псковщине: населённые пункты Ямм, Ям, Ямище, Ямкино, Ямниково, Ямно, Ямок и Ямы.

В эстонском языке также бытуют слова и понятия с формантом jaаm (яам) - станция, bussijaam - автовокзал, raudteejаam - железнодорожный вокзал.

Поиски Ямов и ямов в других областях России и ближнего Зарубежья принесли тоже не малый «улов». В Ярославской области был найден Гаврилов-Ям; на севере России - полуостров Ямал и ещё несколько топонимов в Ямало-Ненецком А.О.: Надымский район - пос. Ямбург, Приуральский район - пос. Ямбура, Шуширский район - деревня Ямгорт. В Магаданской области существует до сих пор посёлок Ямск. Кроме того, на Украине были найдены два Ямполя, один - в Винницкой области, а другой - в соседней.

Более кучно и в наибольшем объёме слова с формантом «ям» на Руси и в России встречаются в землях бывшей древней Руси-Гардарике, там, где ордынцы либо совсем не показывались, либо бывали очень редко, как и в землях Ямало-Ненецкой АО.

Официальная же гуманитарная тюрко-лингвистика ведёт начало обозначенным выше словам и топонимам от татарского или чагатайского слова «дзям» - дорога. Согласно тюркским представлениям «ям» - это почтовая станция и почтовые лошади. Ямы в указанных смыслах как будто были учреждены в период Золотой Орды для связи с ордынскими окраинами. Эта сугубо гуманитарная историческая трактовка вызывает ряд вопросов.

1. Жители Ямало-Ненецкой А.О. вместе с пос. Ямбург, Ямбура и Ямгорт не являются и не являлись тюрками, и их языки относятся к уральской подгруппе угорской ветви финно-угорских языков. Какими тюркскими и лингвистическими предположениями можно объяснить руководящий и геополитический интерес ордынцев в 12-13 веках и раньше к ненцам и их землям за Полярным кругом? Может быть, уже тогда у пассионарных татаро-монголов появился геополитический план по освоению нефтегазоносных пластов на Ямале и его окрестностях?

2. Система Ямов на определённой территории, которую ямы занимали, очевидным образом ускоряет и повышает качество информационного обмена между населёнными пунктами, а через это улучшает параметры управления на территории, охваченной ямами. Возникает вопрос: «Почему на землях, которые занимали в средние века тюркские народы, образовавшие этнический костяк Золотой Орды: те же татары, чагатайцы, кыргизы, монголы; не сохранилось следов от Ямов?» Указанным тюркам проще воспринять систему ямов и понять их выгоду, основанную их предками на их культурных понятиях и их словах, чем, например, жителям Псковщины, Водской пятины, Эстонии и ненцам за Полярным кругом. Однако на территории проживания указанных тюрков в Предуралье и в южной Сибири нет топонимов, говорящих о существовавших ранее там ямов. Получается, что культурную пользу от системы почтовых ямов способны понять и общественно полезно использовать только прибалтийские финно-угры, приуральские заполярные угры и славяне Руси?

3. Утверждать, что для золотоордынских ханов более важной была быстрая связь с псковичами, эстами, водью, ижорой-изури, чудью и весью, чем с башкирами, татарами, чагатайцами и кыргизами, серьёзных оснований нет. Хотя бы потому, что ни Псковщина, ни Водская пятина, ни Эстония не были покорены Ордой. Исторически самым татаро- и ордыно- содержащим местом в Прибалтике была Литва, там ещё в советские времена проживала большая колония тюрков-караимов численностью до 20 000 человек. Но в Литве следов ямов-дзямов не найдено.

В 13-м веке общение ордынцев с Европой не ограничивались одной Литвой. Активные их общения происходили также с Польшей и Италией. С Польшей - на базе её желания использовать ордынцев против Руси, а с Италией - на почве привязанности сторон к работорговле. Ордынцы продавали русских рабов, которые у итальянцев назывались «белыми рабами». Но ни в Польше, ни в Италии следов ордынской системы почтовой связи и дзямов-ямов не обнаружено.

4. Исторически сложилась весьма странная ситуация: там, где в руках у тюрков были весомые языковые и культурные козыри для совершенствования системы управления и системы ямов, их не было обнаружено. А там, где не было ни тюрков вместе с их козырями, ни культурного общения местного населения с тюрками-ордынцами, там наличествуют системы ямов, сохранившиеся до наших дней и оставившие свои весомые свидетельства, в том числе и в топонимике. Понятно, что для того, чтобы один народ заимствовал что-то общественно важное у другого народа, не достаточно один-два раза увидеться и соприкоснуться друг с другом. Для этого необходимы исторически продолжительные контакты. У жителей Псковщины, Водской пятины и Эстонии таких исторически продолжительных контактов с Ордой и вообще с тюркскими племенами в 8-10-м веках не было, не было и позже.

В исландских сагах 9-го века вся Древняя Русь именуется страной городов - Гардарикой со столицей Старая Ладога. Язык исландцев из всех скандинавский языков сохранил наибольшую связь с пра-индоеврапейским языком. Очевидна глубокая связь русского и других славянских языков с тем же пра-индоеврапейским языком. В западнославянских языках сокращённая форма существительного «город» будет «гард», а существительное «гардарь» будет обозначать профессию человека, связанную с управлением городской жизнью, т.е. тоже будет иметь смысл, что и русское слово «градарь». Суффикс «ари - арь» обозначает вид деятельности человека: пахарь, слесарь, гончар, бочар, знахарь.

Для того чтобы страна могла именоваться страной городов, в ней, как минимум, кроме городов должно быть достаточное количество градарей-гардарей, умеющих грамотно вести городское хозяйство, оборону города, могущих создавать системы оперативного обмена данными, в частности почтовую связь. То, что в Гардарике была реальная система управления и организации общественной жизни задолго до Золотой Орды, говорят такие исторические факты, как деление территории Гардарики на внутренние княжества Холмгард, Палтескья и другие (10 в.). Несомненным достижением управленцев Гардарики были и общественные городские бани, особенно на фоне того, что в Западной Европе сверстники гардарцев имели привычку в то время вместо мытья в бане по несколько месяцев неустанно чесаться.

Полагаю, что никто из либерально-гуманитарных лингвистов не будет утверждать, что древнее название Древней Руси и Приневских земель «Гардарика - земля городов» -тюркского происхождения. Гардарика встречается в документах 9-го века, до того, как опассионарились тюрко-монгольские кочевники. История, и древняя, и новейшая, говорит о том, что задачи и идеи совершенствования общественной жизни исходили и исходит из городов и союзов городов, а не из таборов. И технологии совершенствования связи тоже исходят и исходили из городов. По этой причине мы видим становление и развитие связи на Северо-Западе Руси между городами, видим его вплоть до 20-го века, и не видим его между аулами и стойбищами в тюркских землях. Эти соображения укрепляют правоту тезиса о том, что понятия Ям, Ямно и ямок на Северо-Западе Руси есть понятия местного гардарского и угро-финского происхождения.

Указанные обстоятельства и соображения, как и топонимо-географические изыскания позволяют полагать, что топонимы с формантом «ям», как узел почтовой связи, с большей вероятностью имеют финско-угорское происхождение, на 2-3 века опережающее появление яма (дзяма и зяма) в ярлыке хана Монгут-Тимира, написанного в 1270-х годах.

Мировые культурные достижения в Гардариках происходили не благодаря ордынцам и другим кочевникам, а помимо их. Поставленная здесь задача технолого-языковедческого определения происхождения и исторического становления понятий Ям, ямская слобода, ямсковицы, а возможно, и ямы, и родственных им понятий требует консолидации сил знатоков языков малых прибалтийских финно-угорских народов и знатоков пра-индоевропейского языка.

Геннадий Дмитриевич Колдасов, кандидат технических наук, любитель словесности



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 3

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

3. Vladislav : культура городов
2019-06-12 в 23:38

Города тоже нужны, но ликвидация аграрной цивилизации - это уничтожение корневой его системы. Что это за общесственный прогресс в сочетании с духовным падением?
2. Tut Tam : Re: Общественный прогресс — удел городов, а не таборов
2019-06-12 в 22:11

да и кстати прогрессизм суть всего лишь либеральная идеологема... первыми городскими жителями были каинисты. и в урбанистической, техномагической синташтинской культуре оккультного порядка не было ничего хорошего с христианских позиций... никакая это была не русь а натуральная языческая гардарика с жреческой знатью... и что мы там потеряли? горький опыт... какими быть нельзя, чтобы не остались от России радиальные останки да шаманские танцы попрыгунчиков неоязов... а так всегда бывает с техномагическими каинитскими цивилизациями. так что оставьте пожалуйста ям тюркютам, даже они в этом смысле лучше пресловутый ариев, которыми и мы станем, если дальше так продолжим... восхвалять прогрессизм
1. Tut Tam : Re: Общественный прогресс — удел городов, а не таборов
2019-06-12 в 21:58

при всем уважении к автору как к человеку и к редактору как к человеку... фриколингвистика и фоменковщина от чухонщины не лучший способ патриотизации населения, а скорее лучший способ вызвать у разумных людей аллергию на слово гардарика и все, связанное с аркаимом... хотите потерять Выборг и прочую "Ингерманландию", можно продолжать в том же духе, однако предупреждаю, что ни исторической правде, ни политической целесообразности чухонизация ямских систем и синташтинской культуры не соответствует... простите уж пришлось понять самостоятельно, что речь идёт о синташтинской, поскольку автор дал странные датировки... ну и посвящать малым народам (несуществующим в качестве народов) Ленобласти фактически тузы и козыри в их майданутой битве за Ингерманландию (народов нет, как и укров, а битва есть) - на патриотическом ресурсе - ооооочень странно... лишь бы тюркам насолить?... странно, очень странно. но все же спешу напомнить, что улус Джучи был, а финских гардарик в помине не было
... можно конечно за угро-финнов за считать жителей волго-уральского цивилизационного очага, но... кхкххк... тогда уж индусов надо считать финнами и карелами а ещё лучше - арийцами. о да, чухонцы сиречь потомки великих ариев. пора в цари звать какого-нибудь печального пасынка природы, который один у топких берегов бросал в неведомые воды. арий же... ладно простите если обидел

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме