Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Актуальность идеи Православного Возрождения

Косово / 23.04.2019


Для этого необходимо изучать эпоху 14 - первой половины 15 вв. …

Тема моего исследования весьма актуальна в России начала ХХI столетия. Для нашей страны обретение нового «мирового лица» и новой земной миссии оказывается неразрывно связано с потребностью духовно-культурного синтеза различных форм своего исторического опыта, в котором идея Православного Возрождения играет огромную роль. Кризис Западной цивилизации, пытающейся установить мировое господство, ведёт мир к уничтожению. Глобализаторы, представители так называемого «золотого миллиарда» стремятся установить мировую диктатуру: им не нужна Великая Россия – главная преграда на пути к мировому господству. Поэтому продолжаются войны на Востоке, сопровождаемые гибелью и страданиями сотен христиан и разрушением древнейших христианских святынь. 

События, произошедшие за последние годы на Украине, в Сирии, кардинальным образом изменили геополитическую ситуацию в мире. Экспертами высказывается мнение о том, что украинский и сирийский кризисы были вызваны искусственно для дестабилизации в первую очередь России. Специфические формы и методы уничтожения Православия апробируются на Украине, в Молдавии, Болгарии и других православных странах. В частности, на Украине под предлогом реализации принципа так называемой «свободы совести» страна искусственно поделена на четыре враждующие между собой христианские конфессии. Под любыми предлогами предпринимаются попытки разорвать духовное единство канонической Украинской Православной Церкви Московского патриархата. Украинский народ вынужден наблюдать постепенное наступление духовной катастрофы, которая разворачивается на территории страны… Этот переворот и карательную войну цинично, только из собственных политических расчётов, поддерживают США и страны ЕС, нарушая самые основы международного права и человеческого благородства. Они бесстыдно помогают незаконной киевской хунте убивать гражданское население Донбасса, разрушать жилые дома, храмы, исторические памятники, промышленность и жизнеобезпечивающую инфраструктуру. 

В последние годы на повестку дня всё чаще выходит проблема преследований и дискриминации христиан в тех регионах, где они составляют меньшинство: Ближний Восток, Северная Африка, Юго-Восточная Азия. В ряде стран этих регионов христиан убивают, разрушаются церкви, уничтожаются древнейшие христианские реликвии. Таким образом, будущее христиан Сирии видится очень скорбным: уже сейчас там начинает осуществляться иракский сценарий, при котором 90% христиан покинули страну. 

Не менее сильный удар нанесен по православной Греции. Греция – особая страна. Это страна, где Православие является государственной религией, где находится Святая Гора Афон – одно из важнейших духовных мест мирового Православия. По Греции нанесен был жесточайший удар другого порядка. Мирных греков не уничтожали физически, как сербов. Греков разорили «демократическим рынком», финансово, чтобы банально обанкротить и скупить их территорию, при этом лишив сам народ не только веры, но и самого этого уникального, с глубочайшими интеллектуальными и духовными традициями государства. Процесс на уничтожение Греции продолжается…

Как бы физически ни уничтожали Сербию, ни разрушали материальный и духовный монолит Греции, ни доводили до тотальной духовной деградации Украину – все это, вероятно, для сил зла очень важно, но не в той степени как необходимость уничтожения самой большой православной страны – России. России, которая все еще имеет огромный потенциал в экономике (почти треть мировых сырьевых запасов человечества). России, которая еще могущественна в военно-политической сфере – страна обладает ядерным и другими видами оружия, способными защитить себя и союзников от внешней агрессии. России – многонациональной страны, сплотившей многие народы на лучших традициях духовной идентификации человечества. Для Православия традиционные религиозные конфессии России – не враги, а, скорее, союзники в решении многочисленных, стоящих перед обществом, задач. Нет сомнения, что Русская Церковь в наши дни начинает остро сознавать свою ответственность за состояние общества, государства, культуры, цивилизации, а не только отдельной человеческой души. Свидетельством того являются многообразные социально-культурные инициативы церковного руководства, а также принятие Юбилейным Архиерейским собором 2000 года «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви». Этот документ – фактически программа социального возрождения не только России, но и других стран. Эксперты уверены, что НАТО атакует Православие, потому что именно оно объединяет весь русский и славянский мир и является своеобразным стержнем для жителей России.

В условиях практической опасности дальнейшего подрыва национально-культурных оснований человеческого бытия, связанной с глобализмом, хаотическим смешением наций, рас и культур, что представляет реальную опасность для национальных государств и культур, – идеи Православного Возрождения XIV - первой половины XV вв. могут стать основой для нового процесса Возрождения России и бывших стран Византийского Содружества, новым культурным проектом. 

Термин «Византийское Содружество Наций» появился после публикации в 1971 году фундаментальной монографии выдающегося русского византиниста Д.Д. Оболенского «The Byzantine Commonwealth. Eastern Europe, 500-1453» («Византийское содружество наций. Восточная Европа. 500-1453»). С точки зрения ученого, «Византийское Содружество» представляло собой некую «наднациональную общность», которая существовала на основе единства православной веры и идее главенства византийского Императора, как властителя всего Православного мира. Выход книги известного британского византиниста не остался незамеченным и вызвал оживленную дискуссию как среди западных, так и среди отечественных специалистов. Факт существования Восточноевропейского Содружества был признан большинством ученых. Основная полемика касалась лишь степени и качества интеграции, а также её географических границ. Признавая религиозно-культурную составляющую содружества, далеко не все согласились с трактовкой политических аспектов этого объединения. Так, по замечанию известного российского византиниста Г.Литаврина, признание метаполитического авторитета византийского императора, который Д.Оболенский считал основным стержнем политической составляющей Содружества, существовало лишь в теории, в то время как конкретные внешне и внутриполитические акции правителей восточноевропейских государств часто противоречили этой идее. С критическими замечаниями относительно географических границ Содружества выступил А.Каждан. По его мнению, Д.Оболенский, руководствуясь принципом единства веры, сузил рамки этого объединения н не включил туда Кавказ и некоторые области Италии, в разное время попадавшие в орбиту византийского влияния, тогда как изучение места и роли инославянских регионов внутри такого объединения открыло бы новые горизонты в изучении этого средневекового феномена.

Наша докторская диссертация весьма актуальна также в связи с делом сохранения древних христианских храмов на территории Сербии, Греции, Македонии, Черногории. В период с 1999 по 2004 годы было уничтожено 150 православных храмов, огромное количество икон, святых мощей и церковной утвари в Косове. После Второй мировой войны это самая масштабная в Европе культурная катастрофа. Кроме этого, последние десятилетия идет активное физическое уничтожение славянского мира, тех народов, которые в эпоху Православного Возрождения XIV – первой половины XV вв. входили в так называемое «Византийское Содружество Наций». После американских бомбежек, стремительно сокращается население Сербии (20 тысяч в год!), так как на Сербию были сброшены бомбы с ураном. Сербия - это в наши дни Второй Чернобыль. 

 1
Косово

В культурологическом исследовании показано, что Сербия и Болгария в XIV веке были передовыми странами в смысле восприятия ими значения святоотеческого учения, искусство этих стран было проникнуто исихазмом, ставшим стержнем Православного Возрождения. В это время исихазм оказал чрезвычайно значительное влияние на художественную культуру Византии и стран Византийского Содружества, повлияв на творчество во всех многообразных формах церковного искусства: в изобразительном искусстве исихазм вызвал изменение живописного стиля в самом Константинополе, в славянских же странах паламитская тема «фаворского света» нашла необычайно яркое воплощение в иконописном творчестве. Ни одно из церковных искусств не мыслимо и не осуществимо вне аскетической молитвенной практики, без подвига созерцания в рассматриваемый период: все виды искусства в Византии и в странах Византийского Содружества базировались на фундаменте единой системы православной аскезы. Начавшееся Возрождение культуры балканских народов одновременно было религиозным Возрождением XIV-XV вв., связанным с расцветом святости. За век до своего падения Византия смогла сформулировать и обосновать концепцию синергийности, а также положить начало культурному претворению этой концепции: центром, где формировался новый стиль, новая культура, был Константинополь: лучи столичного воздействия достигли периферийных областей – в частности, Сербии, Македонии, Болгарии, где в это время наблюдается расцвет художественного церковного творчества. Самое интересное и новое в предлагаемом подходе – рассмотрение средневекового наследия Балкан в максимально широком мировом контексте. В сегодняшней реальности идея Византийского Содружества в эпоху Православного Возрождения XIV – первой половины XV вв. могла бы стать основой для последующего культурного Возрождения стран православной ойкумены и способствовала бы дальнейшему развитию всей мировой цивилизации на основе христианских ценностей.

Уникальна роль византийского Православного Возрождения XIV - первой половины XV вв. в русской культуре, в становлении Московского Царства, в формировании русского самосознания. Православная культура Византии в период возвышения Московского Царства начала восприниматься на Руси как священное наследие, находящееся в опасности и нуждающееся в неотложной защите. Культурная идентичность русских – созидателей Святой Руси определилась в середине XV в. как самосознание народа, выступившего на защиту православного духовно-нравственного идеала, который больше некому охранять, ибо Империя ромеев пала. Московское Царство, после падения Константинополя, ставшее «Третьим Римом» и правопреемницей Византийской Империи, продолжала соборные традиции наследника Византийского Содружества. В идее «Третьего Рима» было дано изложение «Русской Идеи» – идеи государства и народа и его служения всему Православному миру (Моргачев В.О. Византинизм и эволюция русской государственной идеи. В сб. Консерватизм и традиционализм на юге России. Южнороссийское обозрение. Вып.9. Ростов-на-Дону, 2002). 

Идея Возрождения Византийского Содружества Наций в современном мире приобретает значимость нового проекта, спасением для гибнущей христианской цивилизации. Существует возможность очередного Возрождения России как Великой Державы. Мы способны совершить культурный рывок и снова войти в число лидирующих стран, отразив агрессию глобалистов и вернуть себе роль одного из самых влиятельных центров, определяющих мировое развитие. Мы можем и должны предложить миру культурную, социальную, экономическую модель, проект общественного устройства на основе традиционных православных христианских ценностей, способствовавших созиданию обществ и государств, подъему и росту народов. Такой проект разрешил бы неразрешимые и несовместимые с жизнью противоречия нынешней модели глобализма, внедряющей идеалы потребительского общества, уничтожающего духовный смысл бытия. 

Второе Православное Возрождение России возможно. Для этого нужно изучать и распространять тот духовный опыт, благодаря которому Россия семь столетий назад смогла возродиться, покончить с внутренней раздробленностью. Необходимо, чтобы православная культура снова стала той силой, которая могла бы повести за собой общество и укрепить основы государства на принципах справедливости и нестяжательства. Россия по-прежнему остается особой цивилизацией в современном мире со своими духовными задачами и своей собственной исторической судьбой. Следовательно, Возрождение Православия и идеалов Святой Руси поможет духовному и государственному возрождению России и остановит гибель современного мира. Проблема построения православной цивилизации в России наших дней весьма сложна, подразумевая целый комплекс вопросов, касающихся состояния российского общества в контексте современного мира. Тем не менее, взятая в принципиальной сути своей, эта проблема предполагает возможность позитивного решения. Православие остается высшим выражением истины христианства на земле, сохраняя притягательную силу для всякой искренней человеческой души. На российской почве же оно более чем религия, поскольку определяет духовный код русской культуры и архетипы русского национального самосознания.

11 ноября 2014 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве состоялось открытие XVIII Всемирного русского народного собора по теме «Единство истории, единство народа, единство России». В Слове на открытии Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал: «народ, разделившийся в понимании своей истории, становится неспособным сохранить единство. Единство и традиция как сила, передающая, в том числе, ценности и культурный код нации, являются непременным условием того, чтобы общество в любой исторический период сохраняло свою целостность… Говоря о духовных скрепах нашего единства, мы не имеем право забывать, что главным творцом отечественной культуры является русский народ… без существования русского народа и без Православия наша отечественная культура не могла появиться на свет и не имеет перспектив в будущем. На осознании этого факта должна строиться культурная политика государства, стремящегося к сохранению своего единства». В ходе работы Собора был обсужден широкий круг вопросов, связанных с идеей единства и взаимосвязи различных эпох нашей истории, наличия в каждой из них событий и достижений, память о которых духовно объединяет русский народ с другими братскими народами, создавая тем самым мировоззренческие предпосылки для сохранения и упрочения государственного единства.

Наталья Александровна Ложкина, кандидат культурологии, сотрудник Государственного Эрмитажа


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 1

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

1. свящ. Андрей Михайлов : Re: Актуальность идеи Православного Возрождения
2019-04-23 в 22:16

Надо стремиться, прежде всего, к познанию Бога и Православия (также намерения Божия о мире и человеке). Узнав, невозможно не полюбить. Это начало возрождения.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме