Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Как православным относиться к советскому наследию

Православный социализм: pro et contra / 09.04.2019


Необходимо уже фактически состоявшийся компромисс «оформить» идеологически …

Постсоветская эпоха представляет взору причудливый советско-российский эклектизм, когда крестные ходы проходят под сенью памятников Ленину и другим советским вождям под охраной «товарищей полицейских», а на православных храмах таблички с адресом содержат имена тех самых вождей. Даже внутри храмов в глаза бросается обстановка несколько более «советская», чем в разных современных учреждениях, не говоря уже об офисах компаний: это обстоятельство объясняется естественной консервативностью Церкви, которая во внешней форме сохраняет элементы предшествующей эпохи, в то время как светский мир неудержимо «развивается» и обновляется, а предшествующая современной эпохе была как раз советская.

Но советское наследие в Церкви сохраняется и в невидном глазу обычных «захожан» организационно-бюрократическом устройстве по той же самой причине, причем наследуются иногда далеко не самые лучшие моменты советской бюрократической организации. Правда, современная церковная жизнь уже приспособилась к этому «дуализму», и пастыри продолжают свое служение также, как служили их предшественники в разных исторических эпохах, через которые прошла Церковь за свою двухтысячелетнюю историю.

Уже вполне привычной стала картина, когда одна и та же старушка сначала идет в храм освятить кулич или поставить свечки за упокой усопших сродников, а потом идет на избирательный участок и голосует за КПРФ или даже участвует в демонстрации с красным флажком, а иногда тем же самым могут заниматься и вполне состоятельные предприниматели.

Если левые убеждения и православная вера все-таки сочетаются не очень часто, хоть и не очень редко, то советский патриотизм у православных того возраста, который позволил им застать советскую эпоху - очень распространенное явление. Как гласит народная мудрость: «Живой думает о живом», и в обществе в общем, за исключением маргинальных «кошерных» ревнителей, сложился консенсус по поводу наследия разных эпох. Причем сразу бросается в глаза, что советское наследие отнюдь не отождествляется с коммунистической идеологией.

Жизнь и народ на практике решили для себя дилемму царского и советского наследия, чего нельзя сказать о культурно-идеологических кругах, в которых в основном и сосредоточены те самые ревнители, не допускающие возможности даже минимального компромисса. И главный идейный конфликт сегодняшнего дня состоит вовсе не в антитезе царский-советский, а в несоответствии настроения интеллектуальных кругов, настроенных на бескомпромиссную борьбу, и реальным уже состоявшимся компромиссом.

Как известно из истории, русская интеллигенция всегда жила в мире собственных иллюзий, совершенно далёких от реальности, и вместо того, чтобы помогать простому неграмотному народу ориентироваться в сложном мире (для чего собственно и нужно образование), она всегда его только сильнее запутывала, что в конечном счёте обходилось России (в том числе и интеллигенции) очень дорого. Поэтому и необходимо уже фактически состоявшийся компромисс «оформить» идеологически, чтобы страна снова не сошлась в схватке ожесточенно доказывающих друг другу одно и то же.

Для этого надо сначала сформулировать явно принятые неявно соглашения. Главное неявное соглашение состоит в том, что никакая эпоха не идеализируется, у каждой эпохи признаются как свои достоинства, так и свои недостатки. И из этого соглашения вытекает уже упоминавшееся различие между коммунистической идеологией и советским наследием как таковым.

Даже если представлять себе всю советскую историю одним сплошным ГУЛАГом, то и в этом случае надо понимать, что всё созданное за это время есть плод труда условных «заключенных», то есть простых советских граждан, которые являются нашими непосредственными предками и в общем не виноваты в том, что родились в это время. Но такая схема является слишком грубым упрощением реальности, ведь были и те, кто служил советской системе не за страх, а за совесть, а сама система не всегда была репрессивной, но постепенно эволюционировала в сторону банальной забюрократизированности, что и привело с одной стороны к её краху, а с другой делало её всё-таки более гуманной.

В условиях постепенной гуманизации советской власти главная идея революции, которая легитимировала её в обществе, - идея «справедливости» - приобрела определенный положительный смысл и стала ключевым элементом советской идентичности в отличие от туманного псевдомессианского чаяния грядущего «светлого будущего». Именно сама эта идея и попытки её реализации и составляют главное «советское наследие», в то время как «кошерные» неокоммунисты пытаются реанимировать «красную идею» образца Ленина-Троцкого с её оправданием террора в рамках «революционной целесообразности».

Безусловно, «красному террору» никакого оправдания быть не может, но и на саму революцию надо всё-таки взглянуть несколько более объективно и отстранённо: ведь были и реальные романтики революции, которые действительно считали, что смогут сделать мир лучше или по крайней мере избавить его от каких-то совсем неприемлемых вещей, а с другой стороны реальность царской России действительно включала в себя некоторые неприемлемые вещи, как, например, кастовая сегрегация, когда высшая аристократия продолжала иметь в обществе априори доминирующий статус при том, что её роль в жизни общества фактически давно уровнялась со всеми остальными, и к тому же она ещё при этом пыталась сращиваться с зарождавшейся финансово-промышленной олигархией, которая наоборот получала сильное фактическое влияние.

Интересно, что Французская революция произошла тоже именно тогда, когда высшая аристократия начала сращиваться с торговой олигархией на базе колониальной торговли, дискредитировав саму идею «бескорыстного служения», которая и была единственной легитимацией статуса аристократии в европейском обществе, так что можно наблюдать явную историческую тенденцию, показывающую объективность феномена революции.

Правда, существует ещё один вид «кошерных ревнителей», условно называемый «либералами», которые одинаково не приемлют ни царское, ни советское наследие, и предлагают народу отказаться от исторической памяти вообще и любоваться только ими самими, но этот случай «воинствующего нарциссизма» должен рассматриваться не в историко-философском ключе, а в психиатрическом, поэтому реальный компромисс следует искать только между условно «красными» и условно «белыми», оставив условно «голубых» попечению соответствующих медицинских учреждений.

Как было отмечено выше, идея «справедливости» не тождественна коммунистической идеологии как таковой, которая плюс к ней ещё включает воинствующий атеизм и отрицание частной собственности и рыночной экономики (которые в теории предполагалось заменить общественным распределением благ, а на практике получилось только бюрократическим). Как вариант компромисса предлагается идея «православного социализма», которая предлагает исключить из коммунистической идеологии только воинствующий атеизм, но оставить идею распределения благ, которая по мнению «православных социалистов» и реализует принцип справедливости.

Но если рассматривать реальное советское наследие, то надо отметить ещё одно неявное соглашение, которое признаёт наличие частной собственности и рыночной экономики в СССР де-факто. Это, как и вполне легальные ленинский НЭП, сталинская кооперация, брежневский хозрасчёт и горбачевская кооперация, так и замаскированное под разными хозяйственно-бюрократическими или даже откровенно криминальными схемами личное распоряжение государственными средствами и благами. Интересно отметить, что хоть в СССР все знали о таком несоответствии теории и практики, но никто не воспринимал это как несоответствие принципу справедливости: под несправедливостью понимался не сам факт личного распоряжения «казенным добром», а только злоупотребление им.

То есть уже тогда в обществе возникло неявное соглашение в отношении практики «реального социализма», которое существенно отличалось от представлений «кошерных ревнителей» чистого социализма. И именно этот советский «реальный социализм» и является предметом ностальгии современных советских патриотов православного вероисповедания.

Принцип справедливости и есть то, что объединяет советское наследие с христианским наследием тысячелетней русской истории, но, как и всякая объединяющая идея, он имеет разъединяющие интерпретации. Одна из ключевых таких интерпретаций - уже упомянутое отношение к частной собственности и рыночной экономике, которые «кошерные» красные считают чуть ли не исчадием ада, что в общем-то никак не мешает некоторым из них лично вести вполне успешный бизнес.

Как известно из истории, Христианская Церковь никогда не осуждала частную собственность и рынок как таковые, но всегда осуждала связанные с ними злоупотребления, по какой причине социалисты в своем антирыночном пафосе очень любят ссылаться на Христианство, дескать запретом этого способа хозяйствования мы исключаем те злоупотребления, которые обличает и Христианство. Увы, но реальная практика советской эпохи показала, что ликвидация рыночной экономики (хотя, как говорилось выше имело место лишь сильное ограничение, а не полная ликвидация) никак не ослабила в обществе такие пороки, как стяжательство и сребролюбие, но зато обратное восстановление рынка эти пороки существенно усилило.

Здесь следует отметить ещё один этический момент, связанный с советским «реальным социализмом» и принципом «справедливости»: в Советском Союзе всячески пропагандировалась этика труда, причем с прямой отсылкой к Христианству, под видом «народной мудрости» постоянно цитировалось апостольское изречение «Кто не работает, тот не ест». «Противоречие труда и капитала» - один из базовых постулатов марксизма, но на самом деле корректней говорить о диалектике труда и собственности, как одном из базовых принципов рыночной экономики, которая существовала в истории задолго до капитализма. Именно отношение к труду и является одним из главных критерием справедливости хозяйственного уклада.

Пренебрежение к труду со стороны высшей аристократии и было одним из ключевых моментов, которые особо раздражали в общем консервативное дореволюционное общество, которое к труду относилось всё ещё по-христиански. И то, что при постсоветской реанимации рыночной экономики этика труда была отвергнута как «пережиток совка», и явилось главной причиной современного торжества стяжательства, что принципиально отличает современную ситуацию от дореволюционной. До революции этика труда была тоже своего рода неявным общественным соглашением, которое в советское время было обозначено явно, и это явное объявление тоже следует считать нужным для православных элементом советского наследия.

Конечно же, христианское вероучение не рассматривает вопросы социального устройства, поскольку главный его предмет находится в совсем другой категории, но вывод, что Христианство вообще безразлично к социальным вопросам, представляет собой образец вульгарного «богословия» от современных «миссионэров». Тот же апостол говорит, что «в Царствии Небесном нет ни эллина, ни иудея, ни раба, ни свободного», из чего ничтоже сумняшеся бойкий «миссионэр» делает вывод, что этнические и социальные вопросы находятся вне христианского мировоззрения, но продолжение перечисления «ни мужского пола, ни женского» по той же логике должно означать, что естественный брак и противоестественная содомия также одинаково безразличны, хотя Священное Писание во многих местах свидетельствует об обратном.

Можно найти и в Библии подтверждение небезразличности к этническим и социальным вопросам, но христианская интерпретация библейских текстов сильно отличается от интерпретации современных историков-антиковедов, поэтому можно продемонстрировать социальные аспекты христианского мировоззрения на истории Новозаветной Церкви, по фактологии которой расхождений практически нет, несмотря на диаметрально противоположные интерпретации этих фактов. Таким образом, для наглядного освещения вопроса об отношении Христианства к социальному историческому наследию можно провести ретроспективный обзор духовной жизни на протяжении всех эпох, в которых пришлось жить Церкви.

Начать можно опять же с апостола Павла, который даёт совет рабам принимать со смирением своё положение и служить господину не за страх, а за совесть, но потом добавляет, что если есть возможность освободиться, то лучше освободиться, так как каждый должен выбирать лучшее. То есть Церковь устами одного из своих учителей прямо говорит, что рабство - не лучшее состояние. Иначе, чем вполне четко обозначенной социальной позицией, это назвать трудно.

Но античную эпоху с рабством Церковь застала только несколькими первыми веками своей истории, из которых большую часть она была гонима. Превращение Христианства из гонимого в господствующее сопровождается нашествием варваров, в результате которого возникают феодальные отношения с уже упоминавшейся выше кастовой сегрегацией и феодальной зависимостью вместо рабства. Можно много спорить о причине исчезновения рабства: Христианство или варвары с их первобытными представлениями о свободе личности, но новые социальные отношения тоже оказались далеко не безоблачными и вынуждали христиан также вырабатывать жизненную позицию на основе своего вероучения.

Очень поучительна в этом плане деятельность недавно прославленного Русской Православной Церковью Венедикта Нурсийского, основавшего на базе общежительного устава восточных монастырей (восходящего в свою очередь к той самой Иерусалимской первой христианской общине, на которую любят ссылаться «православные социалисты») традицию христианских братств (названных на Западе «орденами»). Возникновение этой традиции было обусловлено социально, как противодействие кастовой сегрегации, которая отделяла не только аристократию от народа, но и епископов от своей паствы, и традиция эта дала Европе все те институты, которые и определили её будущий цивилизационный код: городское и корпоративное самоуправление, включая цеховые корпорации, и даже пресловутые рыцарские ордена, где причудливым образом соединилась аристократия с возникшим для противодействия ей институтом.

Приведённые примеры обычно считаются «католическими», но вполне православный и также прославленный Церковью князь Андрей Боголюбский создал Владимиро-Суздальское княжество на тех же самых основаниях, и долгое время это княжество отличалось от остальных обломков Киевской Руси своей «народностью» (самый яркий пример - народное ополчение на Куликовской битве), что по всей видимости и позволило ему впоследствии стать точкой сборки новой Православной Империи.

Здесь следует отметить и изменившуюся роль аристократии в средневековом обществе, развившемся на основе традиции христианских братств. Если сначала господство германской племенной знати (или варяжской в Киевской Руси), которая превратилась в аристократию, было обычным господством завоевателей над завоёванными, то после того, как средневековое общество развилось в гражданское общество на основе «орденской» традиции, аристократия, чтобы обосновать свое место в этой системе отношений, стала превращаться из родовой в служилую, хотя сам процесс протекал неоднозначно, порой с очень драматическими эксцессами.

Однако, если в Европе гражданское общество возникло снизу, то на Руси его своей властью стал насаждать святой князь Андрей Боголюбский, предопределив на будущее практику регулярного вмешательства государства в общественные процессы. Андрей Боголюбский сам первым сослужил службу обществу и положил начало служилой аристократии на Руси. Европейское (и русское в том числе) гражданское общество в целом объединялось идеей служения каждого его члена на своем месте в интересах всего общества, и христианская этика труда стала частью объединяющей всех этики служения.

Но «свято место» как всегда не осталось пусто. Развитое гражданское общество способствовало развитию высокоэффективных рыночных отношений, которые, с одной стороны, позволили Европе сделать экономический, и как следствие цивилизационный рывок, в результате которого она вплоть до недавнего времени занимала лидирующие в мире позиции, а, с другой, дали почву для развития финансовых институтов, которые начали оспаривать у аристократии её господствующее положение. (Здесь следует отметить полное расхождение с марксизмом, который экономические процессы ставит во главе, а общественные рассматривает как следствие первых.)

Для отстранения аристократии от власти финансовые круги стали инициировать изменение сложившихся общественных отношений, делая упор на «несправедливость» господства знати. Они способствовали развитию таких философских направлений как гуманизм и рационализм, которые, по сути, представляли собой десакрализацию таких базовых христианских добродетелей, как человеколюбие и рассудительность. Благодаря этому была инициирована религиозная реформация, которая дала обществу новую протестантскую «сакральность», в которой лидирующие позиции были закреплены за финансовой олигархией.

Хотя финансовая элита и достигла в протестантизме (точнее основанном на нём капитализме) своих целей, но инициированные ею общественные процессы продолжили жить своей жизнью, нередко серьезно угрожая самому господству финансовой олигархии, так что вся дальнейшая история капитализма стала непрерывной борьбой как с аристократической реакцией, так и с революционными движениями, выросшими из реформации, крайней формой которых является коммунизм. В этой борьбе финансовая элита проявила высокое искусство управления (как сейчас говорят, высококлассный менеджмент), иногда подавляя противников, а иногда и используя их в своих целях, в том числе инспирируя разнообразные движения в их среде для решения своих задач.

Например, чтобы преодолеть сопротивление аристократической реакции, финансовая олигархия очень часто просто инкорпорировала высшую аристократию в свою среду, а на тех, кто инкорпорироваться упорно не желал, натравливала революционеров, как это произошло во Франции и России. Также можно отметить, что для подавления не покорившейся даже после революции России был использован (опять, правда, безуспешно) зловещий гибрид реакции и революции в виде нацизма.

И именно непокорность глобальному финансовому менеджменту даже умывшейся кровью революции и войны с нацизмом России и является главным ценным для православных советским наследием, которое может вернуть нас к идеалам гражданского общества времён Андрея Боголюбского и раннехристианской Европы.

Хотя социальный строй не может не учитывать особенностей конкретной эпохи и поэтому не может в точности повторятся, но можно на основе предыдущего исторического опыта составить пожелания к будущему социальному строю возрожденной России с христианской точки зрения: прежде всего это должно быть гражданское общество, пусть даже и светское, но объединенное идеей справедливости, включающей уважение к труду и собственности, и служения обществу всех, начиная с государственной элиты, имеющей прообраз в служилой аристократии. Для реализации этого обязательно должны быть развитые институты самоуправления, а также хозяйственный уклад, разумно сочетающий лучшие стороны плановой и рыночной экономик. В общем именно в такой строй мог бы плавно эволюционировать советский, если бы финансовая олигархия с помощью очередной революции не прервала эволюцию, нивелировав идею справедливости и этику труда.

Строев Артур Вячеславович, публицист, Москва


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 469

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

369. Сергей Абачиев : Ответ на 363., Влад.Атласов:
2019-04-15 в 13:37

Гонения на Церковь начались сразу же!Более того и на Христа они начались теми же ,соответственно, людьми,как только стало понятно что Христос социуму в земном их царстве не помощник.



Мотивация гонений была качественно разной до эпохи св. Константина и после неё. До этого христиане были гонимы язычниками за их категорические отказы от компромиссов с языческой религиозностью и культами. Инспирировались они также и иудеями, отвергавшими Христа как "состоявшегося" Мессию. Но после утверждения земной Церкви Христовой в качестве социального института и господствующего фактора государственного и культурного строительства она стала накапливать свои грехи. Злоупотребления властью, стяжательство, репрессивные методы борьбы с инакомыслием и ересями и пр. А перед Господом нет большей мерзости, чем кровавые насилия внутри Его Церкви. И тогда Божиим бичом становятся гонители. Как мусульмане новоявленного Халифата по отношению к христианам Испании, которые стали культивировать инквизиторские методы преодоления инакомыслий. Божия "педагогика" при этом прозрачна: перессорились насмерть между собой, так вот вам повод примитивно сплотиться хотя бы перед лицом общего врага вашей веры. А меньшинству - жертвенно пострадать и даже погибнуть от гонителей.
368. Мир_Вам : Ответ на 357., Сергей Абачиев:
2019-04-15 в 13:29

"Бич Божий" - слышали такое выражение?



Да, только Бичем Своим Господь выбирает отнюдь не добродетельных людей и не хвалит их потом за "проделанную работу"... Сергей Константинович, у Вас какое-то коммунистическое затмение. Прежде чем строить "православный социализм" надо вернуть нашей стране су-ве-ри-ни-тет... Сейчас идет сбор подписей ПРОБНЫЙ против 13 и 15 статей Конституции. Потом Путин решит - пришло ли время Референдум объявлять об изменении этих колониальных статей.

Зюганов на камеру сказал: "давно пора их менять..." - а вот подписываться не торопится.
367. Коротков А. В. : Ответ на 365., Сергей Абачиев:
2019-04-15 в 13:05

А у меня пока ещё Божией милостью творческая ПРОДУКЦИЯ, а не творческое НАСЛЕДИЕ. И хотел бы ещё так лет на 20, хотя, конечно, на всё воля Божия.


Как обычно, с пониманием у Вас проблемы...
Слишком для Вас сложным комментарий 359 оказался.
366. р.Б. Алексий : Re: Как православным относиться к советскому наследию
2019-04-15 в 11:17

"...пожелания к будущему социальному строю возрожденной России с христианской точки зрения: прежде всего это должно быть гражданское общество, пусть даже и светское, но объединенное идеей справедливости..."

Слова " ...гражданское общество, пусть даже и светское..." нивелируют и обезсмысливают все. Идея светского общества - лучше всего выражена словами про отделение Церкви от государства и школы от Церкви, а дальше, как говорил прп. Паисий Святогорец, мы положим вас в свою корзину и понесем куда нам надо, а вы можете продолжать верить во все что вам угодно.

Поэтому идея справедливости хоть и светского государства - это не прежде всего. Прежде всего - это не светская, а религиозная государственность. Для православных - это православное самодержавной Царство.
365. Сергей Абачиев : Ответ на 359., Коротков А. В.:
2019-04-15 в 10:37

.... как завещал Митридат.



А у меня пока ещё Божией милостью творческая ПРОДУКЦИЯ, а не творческое НАСЛЕДИЕ. И хотел бы ещё так лет на 20, хотя, конечно, на всё воля Божия.
364. Коротков А. В. : Ответ на 361., РЛА:
2019-04-15 в 08:44

Вы будете не только это слышать, пока крутите свою антисоветскую шарманку.


Если бы вы не были полным дуремаром, я бы мог попросить указать, где именно я её крутил... А так-то бессмысленно спрашивать.

Тут вот Абазинский присутствует, который меня "коммунякой" считает. Вы с ним этот вопрос обкашляйте, может, это поможет вам обоим как-то время скоротать...
363. Влад.Атласов : Ответ на 357., Сергей Абачиев:
2019-04-15 в 07:28

Мда. Логика извращённая. С человеческой точки зрения. Священно-мученики лучше б пошли социализму служить.

Ежели Господь попускает гонения на Свою земную Церковь, то это свидетельствует не просто о её духовном неблагополучии, но о неблагополучии крайнем. "Бич Божий" - слышали такое выражение? Это же прописная истина православной экклесиологии, "богослов" и "историософ" мой диванный!



Гонения на Церковь начались сразу же!Более того и на Христа они начались теми же ,соответственно, людьми,как только стало понятно что Христос социуму в земном их царстве не помощник.
362. Коротков А. В. : Ответ на 360., РЛА:
2019-04-15 в 00:58

Когда на форуме человек несколько раз переходит на личность, то его после имеющегося первого предупреждения банят не менее чем на месяц или насовсем. Почему это не работает на РНЛ?..


Потому что тут нет форума.
361. РЛА : Ответ на 358., Коротков А. В.:
2019-04-15 в 00:25

Там везде один и тот же текст, мы его все наизусть уже знаем.



Вы будете не только это слышать, пока крутите свою антисоветскую шарманку.
360. РЛА : Re: Как православным относиться к советскому наследию
2019-04-14 в 23:35

Когда на форуме человек несколько раз переходит на личность, то его после имеющегося первого предупреждения банят не менее чем на месяц или насовсем. Почему это не работает на РНЛ?..
359. Коротков А. В. : Ответ на 349., Сергей Абачиев:
2019-04-14 в 23:35

А моя творческая продукция не для заглатывания целиком, на змеиный манер. Потреблять её надо не торопять, небольшими порциями.


... как завещал Митридат.
358. Коротков А. В. : Ответ на 354., РЛА:
2019-04-14 в 23:29

Совершенно не пойму, почему модераторы не пропускают мои комментарии...


А зачем? Там везде один и тот же текст, мы его все наизусть уже знаем.
357. Сергей Абачиев : Ответ на 348., Влад.Атласов:
2019-04-14 в 23:28

Мда. Логика извращённая. С человеческой точки зрения. Священно-мученики лучше б пошли социализму служить.



Ежели Господь попускает гонения на Свою земную Церковь, то это свидетельствует не просто о её духовном неблагополучии, но о неблагополучии крайнем. "Бич Божий" - слышали такое выражение? Это же прописная истина православной экклесиологии, "богослов" и "историософ" мой диванный!
356. Сергей Абачиев : Ответ на 352., М.Яблоков:
2019-04-14 в 23:21

Какой же вы дурень... старый, но дурень...



Экс-подполковник системы ГУИН, тут Вам не казарма!
355. Сергей Абачиев : Ответ на 354., РЛА:
2019-04-14 в 23:19

Совершенно не пойму, почему модераторы не пропускают мои комментарии... В то время, как от антисоветчиков в мой адрес пропускается всё что угодно.



А надо повторять попытки. Уж на что я тут представляюсь иным моим оппонентам "скандальным" автором и комментатором, но за много лет ни разу не сталкивался с блокированиями своих комментариев "намертво". С 2-й или 3-й попытки проходили.
354. РЛА : Re: Как православным относиться к советскому наследию
2019-04-14 в 22:38

Совершенно не пойму, почему модераторы не пропускают мои комментарии... В то время, как от антисоветчиков в мой адрес пропускается всё что угодно.
353. М.Яблоков : Ответ на 346., Сергей Абачиев:
2019-04-14 в 18:54

Запомните, псевдоученый!
Храм всегда остается образом Христа, хоть и ветхозаветным образом. И для православных - место почитания, так как в нем находились Христос и Богородица. Вам не удастся обнулить Ветхий Завет, даже пытайтесь. Лучше бы великий покаянный канон Андрея Критского прослушали, чем всякую гностическую уши здесь писать.
352. М.Яблоков : Ответ на 346., Сергей Абачиев:
2019-04-14 в 18:50

Какой же вы дурень... старый, но дурень...
351. Коротков А. В. : Ответ на 339., Даневский Саша:
2019-04-14 в 18:35

Вот тут есть РЛА. Это,видимо, представитель советского наследия.


Это представитель не советского наследия, а кащенитов.

А тебе, Сашок, до советского наследия никогда не дорасти, даже когда школу окончишь.
350. Сергей Абачиев : Ответ на 344., Лебедевъ:
2019-04-14 в 18:06

Это ещё что! В РПЦ вообще Распятому поклоняются! Никакого понимания смысла Здорового Образа Жизни!



С ёрничаями и "юморинами" на ТАКУЮ тему Вам не на этот сайт, а на эхомосковский. К поганцу Шурке Невзорову - другу лошадей, человеконенавистнику и русофобу.
349. Сергей Абачиев : Ответ на 341., Даневский Саша:
2019-04-14 в 18:01

Да причем тут Сергий Булгаков. Я про Ваше сочинение о М.А.Булгакове. Я не хочу с Вами спорить.Вы несокрушимо довольны собой и само по себе это неплохо. Но Ваша мозговая активность дает слишком много продукции.



Так определить надо было, о каком Булгакове пишете. О "Мастере и Маргарите" я на РНЛ статей не писал. Только комментарии. И действительно, вполне собой доволен, что постиг духовный смысл этого произведения. Ложной скромностью не страдаю. А уж тем более - лживой. И Божиим даром писательских дарований не тягощусь. Они на то людям и даются, чтобы люди писали богоугодное. В частности, просветительское, как я в своих учебниках. А моя творческая продукция не для заглатывания целиком, на змеиный манер. Потреблять её надо не торопять, небольшими порциями.
348. Влад.Атласов : С.Абачиев332
2019-04-14 в 17:26

А то, что РПЦ выдвинула в довоенную советскую эпоху Новомучеников и Исповедников, не даёт ни малейшего повода считать это критерием её ОБЩЕГО духовного здоровья. Напротив, это – показатель крайнего общего неблагополучия, ежели сохранять и утверждать православную веру приходилось таким путём. Логика при этом совершенно ИЗВРАЩЁННАЯ. В точности такая, как в случае советской биологии: мол, у «гнилого Запада» десятки Нобелевских лауреатов в области биологии и медицины, а у нас – мученики отечественной генетики во главе с академиком Н. И. Вавиловым, который пострадал от своих же учеников-завистников и в Саратовской тюрьме умер от голода, как последняя бездомная собака. Вот, мол, КАК науке-то надо служить!

Мда.Логика извращённая.С человеческой точки
зрения.Священно-мученики лучше б пошли социализму служить.Да и Вавилов.
Кстати,не ученики-завистники Вавилова убили
.Он со Сталиным разбирался целый час лично.
При чем тут ученики?
Да и Христос ...мог бы попробовать помочь людям.
347. Сергей Абачиев : Ответ на 340., М.Яблоков:
2019-04-14 в 16:39

А воины Маккавеи что по-вашему защищали? Не Храм что ли?



Как же Вы так "прокололись", "богОслав" наш диванный, страстный обличитель и азартный коллекционер всех и всяческих ересей?! Маккавеи защищали Храм более чем за столетие до Р. Х. То есть, ещё тогда, когда благодать Святого Духа его не покинула и не перешла в Новый Израиль Христовой Церкви. Вот истинная цена Вашим "богословствованиям" и погонь "с полицейской дубинкой" за призраками ересей, которые мерещатся Вашему горделивому уму. Даже написать грамотно свой комментарий не смогли! Имею в виду выделение запятыми слова "по-вашему". И писать надо было "по-Вашему". Тогда смысл был бы одним: ПО МОЕМУ МНЕНИЮ. А у Вас смысл получился другой: ПО МОЕЙ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКЕ Маккавеи в своё время защищали Храм. Интересно получается? Писать грамотно по-русски не научились, а туда же: "богословствовать", судить-рядить-осуждать-"анафематствовать"!
346. Сергей Абачиев : Ответ на 338., Влад.Атласов:
2019-04-14 в 16:23

Вы хорошо подметили общее между поклепом на Иоанна Кронштадтского и поклепом на Вавилова.Я согласен,грех не изобретение революции,даже не следствие.Просто она возвела частность в систему.Лысенки повсюду в лифт сели.



Что же Вы так невнимательно даже мои короткие комментарии читаете? Я проводил аналогию с обвинениями Св. Иоанна Кронштадтского в духовной обольщённости (бесоводимости его чудотворений) с обвинениями в том же фарисеями Самого Спасителя. Случай Н. Вавилова совсем другой. Его "благодарные" ученики-лысенковцы вульгарно устранили политическим доносом под "лавочку" народной стихии массовых политических репрессий, над которой Сталин и Ежов потеряли контроль. Эта история не имела никакой "духовной подоплёки".
345. РЛА : Ответ на 333., Влад.Атласов:
2019-04-14 в 16:09

ОБЩЕГО благосостояния народа и ОБЩЕнародного блага от "рабоче-крестьянской власти" так и не получилось



За мизерный промежуток времени при советской власти большинство людей стало жить лучше, чем при царях вместе взятых. На этот факт не повлияли даже несколько кровопролитных войн за этот промежуток. Не дать расти и укрепляться этому благу не дало обычное предательство внутри элиты, снова из-за желания быть господами со своими владениями и обслугой, с чем они сами так героически боролись. Надо сказать, что и неверие коммунистов даже в чёрта так же сыграло свою роль в их предательском падении. Сломались быстрей, чем православные верующие, потерявшие РИ.
344. Лебедевъ : Ответ на 322., Сергей Абачиев:
2019-04-14 в 15:57

А то, что РПЦ выдвинула в довоенную советскую эпоху Новомучеников и Исповедников, не даёт ни малейшего повода считать это критерием её ОБЩЕГО духовного здоровья. Напротив, это – показатель крайнего общего неблагополучия, ежели сохранять и утверждать православную веру приходилось таким путём. Логика при этом совершенно ИЗВРАЩЁННАЯ.



Это ещё что! В РПЦ вообще Распятому поклоняются! Никакого понимания смысла Здорового Образа Жизни!
343. Лебедевъ : Ответ на 332., Сергей Абачиев:
2019-04-14 в 15:49

Духовных светочей РПЦ 19-го века, слава Богу, не гнали. Но они "погоды не делали" в основной массе духовенства.



Ого! У Вас имеется свой "духовный погодометр"? Поделитесь!
342. Лебедевъ : Ответ на 330., РЛА:
2019-04-14 в 15:45

Ленин 22 авг 1918 г (Ленин ПСС т.50, с.165)А разве то, что вы, православные, первыми начали убивать тысячами, ничего?..Вы приводите слова Ленина в ответ на массовые убийства людей православными верующими. Собственно, почему и началась эта Гражданская война и было отделение РПЦ от государства, которое подкреплено реками крови.Только "за 1-е полугодие 1918 г. убито 22 тысячи советских работников".



Это что же за такие "22 тыс. сов. работников" были, если их православный народ бросился пачками истреблять? Ответь, БДСМ специалист!
341. Даневский Саша : Ответ на 335., Сергей Абачиев:
2019-04-14 в 14:59

Я заметил, по Вашему рассуждения о новомучениках. Вы не профан, Вы враг церкви. И если даже в Булгакове не смогли разобраться, что уж говорить об остальном.Ну вот, достукался я на РНЛ до очередной "анафемы"! Саша, мне здесь к этому не привыкать. Мне от этого даже весело. А Вы-то сами что ШТУДИРОВАЛИ из трудов о. Сергия Булгакова? Что о них знаете, кроме того, что местами его "заносило" в еретическую "софиологию"? Подозреваю, что всё по тому же советскому шаблону типа "Я книжонки Пастернака и в руки брать брезгую. Мне и так ясно, что он наш идеологический враг."




Да причем тут Сергий Булгаков. Я про Ваше сочинение о М.А.Булгакове. Я не хочу с Вами спорить.Вы несокрушимо довольны собой и само по себе это неплохо. Но Ваша мозговая активность дает слишком много продукции.
340. М.Яблоков : Ответ на 334., Сергей Абачиев:
2019-04-14 в 14:04

А воины Маккавеи что по-вашему защищали? Не Храм что ли?
339. Даневский Саша : Re: Как православным относиться к советскому наследию
2019-04-14 в 13:27

Как православным относиться к советскому наследию? Вот тут есть РЛА. Это,видимо, представитель советского наследия. Что мы видим? Агрессию, ненависть к церкви, православным, невежество. Ему даже обычные законы не писаны.
338. Влад.Атласов : С.Абачиев332
2019-04-14 в 12:52

Вы хорошо подметили общее между поклепом на Иоанна Кронштадтского и поклепом на Вавилова.Я согласен,грех не изобретение революции,даже не следствие.Просто она возвела частность в систему.
Лысенки повсюду в лифт сели.
337. Сергей Абачиев : Ответ на 329., Абазинский:
2019-04-14 в 12:44

Ну вот, наконец-то! Членораздельное "православный социал-коммунизм". Остаётся добавить, что православие это исконная Церковь Христова, а атеистический по своей внутренней сути "социал-коммунизм" выдумал Маркс. Не забудем, Спаситель зовёт нас любовью, "социал-коммунизм" Маркс завещал устраивать насилием.



Сей Ваш комментарий - сущее позорище! Извольте сначала прочитать от начала до конца мою статью на РНЛ "Есть такая идеология! Пора и партию строить". А уж потом полУчите ЭЛЕМЕНТАРНОЕ МОРАЛЬНОЕ ПРАВО судить-рядить здесь о моём понимании взаимоотношений марксизма и христианского социализма.
336. Сергей Абачиев : Ответ на 328., чистякова:
2019-04-14 в 12:40

Образец надо дать: 1.Повесить (непременно повесить, дабы народ видел) не меньше 100 заведомых кулаков, богатеев, кровопийц...Назначить заложников. Сделать так, чтобы народ трепетал, знал, кричал: душат и задушат кровопийц-кулаков.(Вешательная телеграмма впервые опубликована в ноябре1991г.РГАСПИ. Ф.2 Оп.1 Д.6898). 3."Мириться с Николой глупо, надо поставить на ноги все чека, чтобы расстреливать не явившихся на работу из-за Николы". Ленин декабрь 1919. РГАСПИ. Ф.2. Оп.1 (после неявки верующих на работу 19 декабря Николу зимнего).4."...чем большее число представителей духовенства и реакционной буржуазии нам удастся расстрелять, тем лучше". Ленин. 19 марта 1922г. (Известия ЦК КПСС.1990 №4. с.190-193.



Совсем другое надо знать! Эти ссылки на печать КПСС 1990-1991 годов никуда не годятся. Это уже были годы остервенелой "десталинизации-декоммунизации" по Горбачёву и Яковлеву, которой перерожденцы из верхушки КПСС идеологически добивали Советской Союз изнутри. При тогда ещё полной подконтрольности СМИ этим перерожденцам. И какой только, пардон, хрени тогда не писалось и какой только лжи на советскую историю не выливалось ушатами и бочками. Под "чутким" и в высшей степени квалифицированном руководством из США сценаристами и режиссёрами "холодной войны" на её финальной стадии.
335. Сергей Абачиев : Ответ на 331., Даневский Саша:
2019-04-14 в 12:27

Я заметил, по Вашему рассуждения о новомучениках. Вы не профан, Вы враг церкви. И если даже в Булгакове не смогли разобраться, что уж говорить об остальном.



Ну вот, достукался я на РНЛ до очередной "анафемы"! Саша, мне здесь к этому не привыкать. Мне от этого даже весело. А Вы-то сами что ШТУДИРОВАЛИ из трудов о. Сергия Булгакова? Что о них знаете, кроме того, что местами его "заносило" в еретическую "софиологию"? Подозреваю, что всё по тому же советскому шаблону типа "Я книжонки Пастернака и в руки брать брезгую. Мне и так ясно, что он наш идеологический враг."
334. Сергей Абачиев : Ответ на 327., Лебедевъ:
2019-04-14 в 12:19

Че-о? Это Вы защиту Иерусалимского храма с нацизмом уровняли? Сравненьице же у Вас, однако!



Да Вы суть Евангельского благовестия не понимаете! Спаситель был ПРИНЦИПИАЛЬНЫМ противником восстания евреев против римских оккупантов. Этим и восстановил против Себя Своих распинателей из верхушки иудейского духовенства при "горячей поддержке" основой массы евреев. ("Распни Его!") Что же это Вы и в одном моём предложении не соизволили разобраться? Я же чётко сказал, что восстание было против воли Христа-Бога. Если этого не понимаете, то тогда какое Вы вообще имеете право тут "богословствовать" и уличать меня "ужасть в чём"? Это же - из категории ПРОПИСНЫХ ИСТИН Новозаветного вероучения! Не знаете даже того, что после распятия Спасителя церковь Ветхого Завете себя изжила и передала благодать Святого Духа Новому Израилю Христовой Церкви? ДЛЯ НАС, ХРИСТИАН какое имеет значение БОГОПРОТИВНАЯ борьба иудеев за Храм, из которого ушла Божия благодать и осталась одна вещественная "коробка"?
333. Влад.Атласов : РЛА330
2019-04-14 в 12:17

#верующего народа о том, что отныне Церковь отмежевалась от контрреволюции и стоит на стороне Советской власти. Мы призываем всех возлюбленных чад богохранимой Церкви Российской в сие ответственное время строительства общего благосостояния народа слиться с нами в горячей молитве ко Всевышнему о ниспослании помощи рабоче-крестьянской власти в ее трудах для общенародного блага."#

Видать, значит,плохо молились, что ОБЩЕГО благосостояния народа и ОБЩЕнародного блага от "рабоче-крестьянской власти" так и не получилось.
332. Сергей Абачиев : Ответ на 326., Лебедевъ:
2019-04-14 в 12:03

Странно: всё духовенство бюрократия "замордовала", а тут старцы откуда-то. Тов. Абачиев, разберитесь! Сдается мне, что в нашем случае, как в той притче: пчела ищет мёд и находит его, а у мухи - одни "Чаепития в Мытищах".



См. 2-й абзац моего комментария 322. Особенно, сравнение с советской биологией с мучеником от науки Н. И. Вавиловым. Отечественная биология была бы здоровой, если бы в ней "делали погоду" такие учёные, как Вавилов, а не его гонители. Духовных светочей РПЦ 19-го века, слава Богу, не гнали. Но они "погоды не делали" в основной массе духовенства. Почитайте биографии св. Иоанна Кронштадтского. У него среди духовенства РПЦ тоже были свои завистники и клеветники. Которые его чудотворениям приписывали инфернальный духовный источник, а ему - духовные прельщения. Похоже на Евангельскую историю, не правда ли? Тогда фарисеи тоже приписывали Спасителю инфернальный источник Его чудотворений.
331. Даневский Саша : Ответ на 324., Сергей Абачиев:
2019-04-14 в 10:09

Что же это Абачиев все про деградацию врет? Сам светской книги понять не может, а духовенство судит.Да я "светские книги" не только читаю, но пишу и издаю. И в православном богословии не профан: см. мои статьи на РНЛ. А кукую именно "светскую книгу" Вы имеете в сиду?



Я заметил, по Вашему рассуждения о новомучениках. Вы не профан, Вы враг церкви. И если даже в Булгакове не смогли разобраться, что уж говорить об остальном.
330. РЛА : Ответ на 328., чистякова:
2019-04-14 в 08:23

Ленин 22 авг 1918 г (Ленин ПСС т.50, с.165)



А разве то, что вы, православные, первыми начали убивать тысячами, ничего?..
Вы приводите слова Ленина в ответ на массовые убийства людей православными верующими. Собственно, почему и началась эта Гражданская война и было отделение РПЦ от государства, которое подкреплено реками крови.

Только "за 1-е полугодие 1918 г. убито 22 тысячи советских работников".
http://www.bibl-kras...siya-krovyu-umytaya

Признание патриарха Тихона после Гражданской войны:

"Мы по долгу христианина и архипастыря - в сем каемся и скорбим о жертвах, получившихся в результате этой антисоветской политики. По существу, виноваты в этом не только Мы, но и та среда, которая Нас воспитала, и те злоумные люди, которые толкали Нас на эти действия. С самого начала существования Советской власти, как враги ее, они старались свергнуть ее через Церковь нашу ... они не только не прекратили, а еще более того ввергают Православную Церковь в политическую борьбу совместно с проживающими в России и за границей злоумными противниками Советской власти, принесшими немало несчастий Родине Нашей. Пусть хотя теперь они сознают это, - смирятся и покаются.

Сознав Свою провинность перед народом и Советской властью, Я желал бы, чтобы так поступили и те, которые, забыв свой долг пастыря, вступили в совместные действия с врагами трудового народа, с обижеными русской революцией.

Православное Церковное Управление должно считать для себя обязательным соблюдение церковных канонов и законов Российской Республики. Государственный строй Российской Республики должен быть основой для внешнего строительства церковной жизни. Церковь переживает важный исторический момент. Долг пастыря довести до сознания широких масс верующего народа о том, что отныне Церковь отмежевалась от контрреволюции и стоит на стороне Советской власти. Мы призываем всех возлюбленных чад богохранимой Церкви Российской в сие ответственное время строительства общего благосостояния народа слиться с нами в горячей молитве ко Всевышнему о ниспослании помощи рабоче-крестьянской власти в ее трудах для общенародного блага."

Но, как видим, к его словам мало кто прислушивается и по ныне.
329. Абазинский : Ответ на 325., Сергей Абачиев:
2019-04-14 в 01:10

"Царский путь" постсоветской России - христианский социализм в современной, продвинутой версии. А пока мы продолжаем плыть, как тот баран из премудрого, поистине притчевого анекдота. Но Вы полюбуйтесь на комментаторские полемики на эту тему хотя бы вокруг статей на РНЛ, которые так или иначе ратуют за христианский социализм! Начиная с моей статьи четырёхлетней давности "Есть такая идеология! Пора и партию строить."

""

Ну вот, наконец-то! Членораздельное "православный социал-коммунизм". Остаётся добавить, что православие это исконная Церковь Христова, а атеистический по своей внутренней сути "социал-коммунизм" выдумал Маркс. Не забудем, Спаситель зовёт нас любовью, "социал-коммунизм" Маркс завещал устраивать насилием.
328. чистякова : Ответ на 110., cogitantium:
2019-04-13 в 22:47

Сейчас уже ясно - клевещешь на Ленина - смертельный враг России, сознательный или используемый втёмную агент Запада.Ваши идеологически штампы можете оставить для агитации в других местах. Террор - ближайший спутник революции. Для Ленина это было очевидно с самого начала. Или гражданская - была бескровной, а землячка - вымышленный персонаж?


Если не возражаете - в добавление к Вашему ответу:1. "...советую назначать своих начальников и расстреливать заговорщиков и колеблющихся, никого не спрашивая и не допуская идиотской волокиты" Ленин 22 авг 1918 г (Ленин ПСС т.50, с.165); 2."...восстание пяти волостей кулачья должно повести к беспощадному подавлению. Этого требует интерес всей революции, ибо теперь взят последний решительный бой с кулачьем. Образец надо дать: 1.Повесить (непременно повесить, дабы народ видел) не меньше 100 заведомых кулаков, богатеев, кровопийц...Назначить заложников. Сделать так, чтобы народ трепетал, знал, кричал: душат и задушат кровопийц-кулаков.(Вешательная телеграмма впервые опубликована в ноябре1991г.РГАСПИ. Ф.2 Оп.1 Д.6898). 3."Мириться с Николой глупо, надо поставить на ноги все чека, чтобы расстреливать не явившихся на работу из-за Николы". Ленин декабрь 1919. РГАСПИ. Ф.2. Оп.1 (после неявки верующих на работу 19 декабря Николу зимнего).4."...чем большее число представителей духовенства и реакционной буржуазии нам удастся расстрелять, тем лучше". Ленин. 19 марта 1922г. (Известия ЦК КПСС.1990 №4. с.190-193. 5. "...суд должен не устранить террор.....а обосновать и узаконить его принципиально, ясно, без фальши и без прикрас". Ленин.17 мая 1922 г. (ПСС.т.45. с.90).так, в 1 мировую погиб примерно 1 млн соотечественников, в Гражданскую - 12-15 млн; голод, спровоцированный Гр войной, унёс 3-5 млн ( по др данным - 15 млн). В целом политическая деятельность ленина повлекла за собой гибель 15-20 млн граждан России.
327. Лебедевъ : Ответ на 313., Сергей Абачиев:
2019-04-13 в 21:53

Немцы за Гитлера тоже в массовом порядке шли на смерть. И тоже на фронтах Второй мировой войны являли чудеса воинского героизма и самоотверженности. За дело БОГОМЕРЗКОЕ. Так же и с евреями, поднявшими восстание против римлян НАПЕРЕКОР воле и заветам Спасителя.



Че-о? Это Вы защиту Иерусалимского храма с нацизмом уровняли? Сравненьице же в Вас, однако!
326. Лебедевъ : Ответ на 312., Сергей Абачиев:
2019-04-13 в 21:46

Так ведь старцы-то были "гласами вопиющих в пустыне" на фоне основной массы православного духовенства как "замордованного бюрократиейа



Странно: всё духовенство бюрократия "замордовала", а тут старцы откуда-то. Тов. Абачиев, разберитесь!
Сдается мне, что в нашем случае, как в той притче: пчела ищет мёд и находит его, а у мухи - одни "Чаепития в Мытищах".
325. Сергей Абачиев : Ответ на 317., Влад.Атласов:
2019-04-13 в 20:14

"Царский путь" постсоветской России - христианский социализм в современной, продвинутой версии. А пока мы продолжаем плыть, как тот баран из премудрого, поистине притчевого анекдота. Но Вы полюбуйтесь на комментаторские полемики на эту тему хотя бы вокруг статей на РНЛ, которые так или иначе ратуют за христианский социализм! Начиная с моей статьи четырёхлетней давности "Есть такая идеология! Пора и партию строить."
324. Сергей Абачиев : Ответ на 318., Даневский Саша:
2019-04-13 в 20:08

Что же это Абачиев все про деградацию врет? Сам светской книги понять не может, а духовенство судит.



Да я "светские книги" не только читаю, но пишу и издаю. И в православном богословии не профан: см. мои статьи на РНЛ. А кукую именно "светскую книгу" Вы имеете в сиду?
323. Сергей Абачиев : Ответ на 321., электрик:
2019-04-13 в 20:05

Да кто "мы"-то,болезный? Кто это "мы"?



Как это кто? Влад. Атласов и вся православная часть человечества.
322. Сергей Абачиев : Ответ на 315., Абазинский:
2019-04-13 в 20:01

Так ведь земная Христова Церковь и РПЦ, в частности, по обетованию Спасителя вообще устоит до конца времён. Но только в священном остатке своих пастырей и чад, способных устоять в жесточайших гонениях антихристовой эпохи. Постсоветское возрождение РПЦ осуществляется НА ИСКУПИТЕЛЬНОЙ КРОВИ НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ ХХ века. А они явились СВЯЩЕННЫМ ОСТАТКОМ от подавляющего большинства пастырей и чад РПЦ, которые клятвопреступно отреклись от сакральной власти Божиего Помазанника в феврале 1917 года. И среди гонимых большевиками отнюдь не все страдали душеспасительно. (См. на эту тему: Олег Слепынин. Смерть в расколе // РНЛ, 13.11.2018.) При этом основная-то масса формальных чад РПЦ проявила именно ФОРМАЛЬНОСТЬ своего православия и её большевистские гонения вообще не затронули. Более того, искренне верующими и церковными были люди даже из ближайшего окружения И. В. Сталина. Например, маршал Б. М. Шапошников и А. Н. Косыгин. А то ишь как просто всё выглядит у Вас в былых взаимоотношениях большевистского руководства и РПЦ! И не просто, а ПРИМИТИВНО: исчадия ада, упыри и вурдалаки у власти и невинные «белые и пушистые» пастыри и чада невинно гонимой РПЦ-страдалицы…

А то, что РПЦ выдвинула в довоенную советскую эпоху Новомучеников и Исповедников, не даёт ни малейшего повода считать это критерием её ОБЩЕГО духовного здоровья. Напротив, это – показатель крайнего общего неблагополучия, ежели сохранять и утверждать православную веру приходилось таким путём. Логика при этом совершенно ИЗВРАЩЁННАЯ. В точности такая, как в случае советской биологии: мол, у «гнилого Запада» десятки Нобелевских лауреатов в области биологии и медицины, а у нас – мученики отечественной генетики во главе с академиком Н. И. Вавиловым, который пострадал от своих же учеников-завистников и в Саратовской тюрьме умер от голода, как последняя бездомная собака. Вот, мол, КАК науке-то надо служить!
321. электрик : Ответ на 317., Влад.Атласов:
2019-04-13 в 18:25

Во-первых ,каким это средним путем мы идём/QUOTE]

Да кто "мы" то,болезный?)))
Кто это "мы"?
320. Советский недобиток : Ответ на 317., Влад.Атласов:
2019-04-13 в 18:06

Вот анекдот - лишь бы куда плыть.Не травку есть,за баранятами присматривать,а куда-топлыть.Антисоветский анекдот.


Да. Вот он, наш русский человек советского периода -
https://clck.ru/FbGDk
И, между прочим, первые из Апостолов тоже были пловцами.
Страницы:   1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме