Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Он пытался разминировать наше прошлое

29.09.2018


К годовщине кончины русского мыслителя Виктора Николаевича Тростникова …

Сегодня, 29 сентября, исполнился год со дня кончины известного русского богослова, православного философа, математика Виктора Николаевича Тростникова. А неделей раньше, 14 сентября, был день его рождения, ему бы исполнилось 90 лет.

Друзья, родные и коллеги Виктора Николаевича организовали памятный вечер, который состоялся вчера в Москве в Доме русского зарубежья и собрал многих почитателей его творчества.

Собравшимся были продемонстрированы видео- и аудиозаписи выступлений Виктора Николаевича Тростникова. Воспоминаниями и размышлениями о его личности поделился с экрана доктор педагогических наук, архимандрит Георгий (Шестун) из Самарской епархии, духовник московского Данилова монастыря архимандрит Даниил (Воронин) вспоминал об участии Тростникова, в его бытность строителем, в восстановлении обители. 

А в самом зале на сцену поднимались те, кто знал Виктора Николаевича и общался с ним. Литературовед Игорь Волгин знаком был с Тростниковым еще с начала 60-х годов. Он отметил, что ему всегда нужно было дойти до самой сути, что духовный и интеллектуальный путь Тростникова - это парадигма пути русской интеллигенции.

Обозреватель радио «Радонеж» Виктор Саулкин вспоминал, как Виктор Николаевич приходил в студию, на записи эфиров радиостанции, сотрудники которой называли его любовно «дядя Витя». По словам Саулкина, у Виктора Николаевича был светлый и радостный взгляд на русскую историю. Главный редактор «Радонежа» Николай Бульчук поделился воспоминаниями о многочисленных встречах с Тростниковым. Он заметил, что Виктор Николаевич всегда смотрел на людей с добротой, что в нем не было деланности, во всем была искренность. «Дай Бог, чтобы такими людьми не оскудела Россия», - сказал Н. Бульчук.

Специально на встречу из Пензы приехала Халифа Голицына, которая благодаря трудам Виктора Николаевича приняла святое крещение и частенько обращалась к нему в дальнейшем за советом, неизменно получая приглашение приехать в гости. Публицистка Ольга Шамборант в юношеские годы занималась с Тростниковым физикой перед поступлением на биофак МГУ. Сейчас она - автор «Нового мира», она предложила собравшимся свое эссе на тему «Учителю с любовью».

Огромную роль сыграл В.Н. Тростников в возвращении памяти о Годеновском кресте для верующего православного народа. По благословению настоятельницы Никольского монастыря в Переяславле, чьим подворьем является храм в Годеново, игуменьи Евстолии (Афониной), которая по причине болезни не смогла быть на вечере, перед собравшимися выступил историк Владимир Ларионов. Он отметил, что Тростников не только рассказал в своих публикациях о Кресте, но и, по сути, дал объяснение значения его явления. Ведь Крест незадолго до падения Константинополя явился не в Москве или каком-то другом знаменитом месте, но в глубинке России, в болоте. Явился не вельможам и князьям, а простым пастухам. Это означает, по мысли Тростникова, что Крест был явлен всему Русскому народу.

В конце вечере прозвучали русские песни, который так любил Виктор Николаевич.

Я в своем выступлении вспомнил встречи с Виктором Николаевичем, которые вылились в запись нескольких интервью с ним, посвященных главным образом оценке революции 1917 года и советской эпохи. На мой взгляд, идеи Тростникова настолько парадоксальны, что и сегодня не все могут их вместить, не все могут их принять. 

Он, в частности, считал, что главным событием нашей недавней истории является отнюдь не революция 1917 года, а научная революция, которая «доказала, что Бога нет». Революция политическая стала лишь логическим продолжением революции научной. И в этой логике вполне понятна мысль Тростникова, что Господь послал России большевиков для спасения. Именно послал и именно для спасения! Уже эта мысль вызовет наверняка возмущение у многих, ведь у нас принято считать, что большевики - это попущение Божие за грехи народа. 

Но Тростников говорил именно о том, что большевики спасли Русь (одна из его публикаций так и называлась «Большевистское иго спасло Третий Рим»). Почему? Да потому, что большевики предложили народу веру, пусть ложную, но веру, заставили народ поверить в коммунизм. Причем, коммунистическую веру Тростников оценивал ни больше ни меньше как «христианскую ересь». Что тоже не смогут принять очень многие антисоветски настроенные современники, коих, увы, немало в нашей Церкви.

Меня поразило в свое время и глубокое наблюдение Виктора Николаевича о песнях. Он очень любил советские песни, вообще песню считал «наиважнейшим из искусств». Он отмечал, что в советских песнях 30-40 годов всегда звучало лейтмотивом: нас послала страна, мы не просто куда-то едем, а выполняем задание, даже некую миссию. И, обращал внимание Тростников на песни 60-х годов, как всё изменилось: «я еду за туманом». Вроде романтика, но антигосударственная. Народ начал убегать от государства, что стало провозвестником глубокого кризиса советской системы.

Я вспомнил и о его отношении к «екатеринбургским останкам», которые Виктор Николаевич считал подлинными Царскими мощами. А на мои горячие возражения махнул рукой со словами: «Ну не хотите обретать царские мощи, вам же будет хуже». Я тогда с ним спорил, приводя аргументы, доказывающие подложность останков... Но, видимо, позиция Тростникова и в этом вопросе повлияла на мою убежденность в собственной правоте. По крайней мере, когда я по благословению владыки Тихона начал брать интервью у экспертов, изучавших «екатеринбургские останки», и глубже погрузился в тему, моя позиция отрицания поколебалась. Я увидел много необоснованных утверждений со стороны противников подлинности останков. И теперь я уже куда более осторожен в оценке подлинности «екатеринбургских останков».

Тростникова нельзя было записать ни в одну партию. Он не был славянофилом и почвенником, но он не был и западником. Он стоял где-то сбоку или над всем этим партийным делением. Он принял участие в диссидентском альманахе «Метрополь», не будучи участником диссидентского движения. И, примечательно, что он был единственным из авторов, который реально пострадал, - его выгнали с работы в институте, ему пришлось переквалифицироваться в прорабы. Однако он не был западником по своим убеждениям, напротив, он безжалостно критиковал и религиозный и политический Запад в своих публикациях.

Я убежден, что нам еще предстоит изучать Виктора Николаевича Тростникова, его мысли и оценки, особенно, касающиеся советского прошлого. Нам надо приблизиться к Тростникову, ибо он указал нам путь осмысления нашего трагического и героического ХХ века. Без осмысления советского прошлого нам не двинуться в будущее, постоянно будем натыкаться на «мины». 

У Владимира Высоцкого, с которым Тростников был знаком и даже передавал разговор с ним, из которого следует, что Высоцкий хотел бросить театр и пение и углубиться в русскую историю, есть образ нашего прошлого как минного поля, на котором нам предстоит постоянно подрываться. И Тростников, интуитивно понимая опасность нашего прошлого, пытался его разминировать.

Анатолий Степанов, главный редактор «Русской народной линии»


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 12

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

12. Влад.Атласов : Сергею Абачиеву на8
2018-10-02 в 10:01

Чем Вас не устраивает монархия?Ежели Вы даже лучший период нашей истории(допустим)сталинский,с её великими свершениями и столь же великим подвигом,ставите ниже монархии!
Или Вы уже передумали?
11. Lucia : Ответ на 10., Сергей Абачиев:
2018-10-02 в 07:24

Это следует из текста статьи.Что следует? Из текста какой статьи? В данной статье о В. Н. Тростникове как о крупном специалисте по марксистско-ленинской философии науки и, особенно, математики нет ни слова. Об этом я информирую как специалист в этой области и коллега приснопоминаемого раба Божиего Виктора.



А я не говорю о математике.
10. Сергей Абачиев : Ответ на 9., Lucia:
2018-10-01 в 21:48

Это следует из текста статьи.



Что следует? Из текста какой статьи? В данной статье о В. Н. Тростникове как о крупном специалисте по марксистско-ленинской философии науки и, особенно, математики нет ни слова. Об этом я информирую как специалист в этой области и коллега приснопоминаемого раба Божиего Виктора.
9. Lucia : Ответ на 5., Павел Тихомиров:
2018-09-30 в 23:03

И как коллега В. Н. Тростникова по марксистско-ленинской эволюционной теории познания ценю его высокую квалификацию в этой области.Сергей, эдак Вы скоро договоритесь до того, что покойный, оказывается, «осознал всю правду коммунистического учения»



Это следует из текста статьи.
8. Сергей Абачиев : Ответ на 7., Влад.Атласов:
2018-09-30 в 22:32

Значит коммунистическая вера - ересь,а социал-демократическая и христианско-социалистическая не ересь?



Я же объяснил, что коммунистическая "социальная инженерия" есть СОЦИАЛЬНАЯ УТОПИЯ. Еретическая "по определению", поскольку, по слову С. Н. Булгакова, базируется на детском неведении метафизического зла в человеке и в обществе. А социал-демократическая и христианско-социалистическая - реальная политика во многих странах, достигших куда более высокого жизненного уровня и социальной защищённости, нежели в СССР. А уж христианско-социалистическая по С. Н. Булгакову вообще к богословским ересям не имеет отношения. "Основы социальной концепции РПЦ", в сущности, - готовая программа жизненно необходимой Российской партии христианского социализма. Об этом я на РНЛ писал в особой статье "Есть такая идеология! Пора и партию строить". И комментариях тоже писал. Только не надо из этого делать вывод, что в Швеции или в Германии я вижу нечто идеальное. Ничего идеального в падшем человеческом обществе не было, нет, не будет и в принципе быть не может до конца времён.
7. Влад.Атласов : На 6.Интересно,
2018-09-30 в 18:21

Значит коммунистическая вера - ересь,а социал-демократическая и христианско-социалистическая не ересь?
6. Сергей Абачиев : Ответ на 5., Павел Тихомиров:
2018-09-30 в 12:52

Сергей, эдак Вы скоро договоритесь до того, что покойный, оказывается, «осознал всю правду коммунистического учения».



Не волнуйтесь, не договорюсь. Я в марксистско-ленинском обществоведении вслед за самим Лениным чётко и систематически различаю три его составных части - экономическое учение, эволюционную теорию познания (она же, по Ленину, "диамат") и научный социализм. Первые две части в научном отношении - "моё почтение". Третья "сырая". Научными в гораздо большей степени могут считаться его небольшевистские, реформаторские версии - социал-демократическая и христианско-социалистическая. Большевистская революционная опровергнута историческим опытом "Красного проекта" 20-го столетия. Опровергнута как УТОПИЧЕСКАЯ. Большевики за теоретически измышлённого нового человека боролись, а на реального падшего и многогрешного человека напоролись. Вот Вам и "вся правда" коммунистического учения. Которое ни в коем случае нельзя отождествлять со всем марксистско-ленинским обществоведением. И своё отношение к марксистско-ленинскому "научному атеизму" я на РНЛ чётко представил в статьях "Атеизм - религия бездуховности" и "Сказание о том, как Ильич "научный атеизм" зарезал". Так что, уж в чём чём, а в предмете своей полувековой исследовательской деятельности я прекрасно знаю "здоровую меру".
5. Павел Тихомиров : Ответ на 3., Сергей Абачиев:
2018-09-30 в 11:27

И как коллега В. Н. Тростникова по марксистско-ленинской эволюционной теории познания ценю его высокую квалификацию в этой области.



Сергей, эдак Вы скоро договоритесь до того, что покойный, оказывается, «осознал всю правду коммунистического учения»
4. Влад.Атласов : Вот так-то
2018-09-29 в 20:26

#большевики предложили народу веру, пусть ложную, но веру, заставили народ поверить в коммунизм. Причем, коммунистическую веру Тростников оценивал ни больше ни меньше как «христианскую ересь». Что тоже не смогут принять очень многие антисоветски настроенные современники, коих, увы, немало в нашей Церкви.#

Социалисты -хилиастики.А я о чём?!
Правда не вижу в ереси (т.е.лжи)этой ничего христианского.Не называем же мы иудаизм христианской ересью.Хотя они Бога хоть признают,а не собой заменяют.
3. Сергей Абачиев : Re: Он пытался разминировать наше прошлое
2018-09-29 в 16:14

А ещё Виктор Николаевич был пионером современного адекватного православно-историософского отношения к советской эпохе отечественной истории. В 2000 году написал своё небольшое, но очень ёмкое и "стимулирующее" исследование "Путь России в ХХ столетии". И в первый же год правления В. В. Путина узрел в нём не продолжателя дела Ельцина, а будущего подвижника на пути многотрудного искоренения в России последствий ельцинизма. И как коллега В. Н. Тростникова по марксистско-ленинской эволюционной теории познания ценю его высокую квалификацию в этой области. Царство Небесное рабу Божиему Виктору!
2. Павел Тихомиров : Re: Он пытался разминировать наше прошлое
2018-09-29 в 15:34

В своих книг ах и лекциях Виктор Николаевич – в числе прочего - доходчиво показывал этапы деградации европейского сознания:
- отказ от Бога в природе – вульгарный дарвинизм;
- отказ в осмыслении истории – марксизм;
- отказ от присутствия Бога в душе – фрейдизм.

Вульгаризированные дарвинизм, марксизм и фрейдизм – вот три столпа современного европейского мышления.

Как жаль, что труды Тростникова оказались не востребованы. А ведь по сплаву поэтической образности, философской глубины и – при этом - ясности изложения – его тексты можно поставить в один ряд с работами свт. Николая Велимировича.
1. Lucia : Re: Он пытался разминировать наше прошлое
2018-09-29 в 15:22

сть образ нашего прошлого как минного поля, на котором нам предстоит постоянно подрываться. И Тростников, интуитивно понимая опасность нашего прошлого, пытался разминировать"

это прекрасное и нужное делание. Вопрос в том, что многие разминирование понимают как неумное всеоправдание.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме