Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Слово Божие возвестил еси, всея Лапландии просветителю»

06.09.2018


Крестный ход памяти святого Феодорита состоялся в древнем городе Кола …

30 августа 2018 года в городе Кола Мурманской области была совершена Литургия в Благовещенском храме, и состоялся крестный ход. Священники и церковнослужители храма, певчие, прихожане, учащиеся воскресной школы с пением молитв и тропаря святого Феодорита, с иконой Преподобного пошли крестным ходом от храма через город Колу к набережной и мосту через реку Тулому.

Возле моста, где находится поклонный крест, был совершен молебен святому Феодориту. В нем приняли участие представители администрации города Колы, Кольского района и Мурманской областной администрации.

Настоятель Благовещенского храма священник Тарасий Лихина и второй священник Алексий Карпов отслужили молебен.

Почему же так почитают святого Феодорита в Коле? Этого подвижника можно назвать основателем города Кола. Он пришел сюда, в край лопарей и туманных сопок начале 16 века и поставил в районе рек Кола и Тулома первую в этих краях небольшую деревянную Благовещенскую церковь. Преподобный окрестил несколько сотен лопарей в водах этих рек. Он основал здесь монастырь, к нему собрались иноки. Однако строгий устав обители пришелся им не по нраву. Они устроили настоящий мятеж против настоятеля и даже умудрились изгнать его из монастыря. Преподобный по своему смирению с кротостью ушел на юг, на Белое море, давая место гневу, и основал другую обитель, монастырь
Рождества Пресвятой Богородицы в Кандалакше на юге Кольского полуострова.

Надо отметить благочестие колян, их верность православным традициям. Печально, но пока что этого нельзя сказать о соседнем городе, Мурманске. Он был основан в 1916 году по указу святого мученика Государя Николая Второго. В дар новому городу Государь отправил икону своего небесного покровителя, святителя Николая. И даже даровал городу имя династии: Романов-на-Мурмане. Но, очевидно, у города проблемы с почитанием русских святых. К столетию расстрела царской семьи не сделали даже памятной доски в честь основателя города, Императора Николая Александровича. 17 июля этого года не было крестного хода, никто не проводил церковных или светских конференций по истории.

Возможность почтить память этого русского святого, столетие его мученической кончины есть. Было бы хорошо устроить крестный ход по Мурманску 4 октября в день города. Провести в местном университете конференцию памяти последнего русского царя, собрав церковных и светских историков. Сделать памятную доску с портретом Государя. Начать все- таки постройку Преображенского собора с приделом царственных мучеников. Издать книги о Государе Николае Втором, его правлении и об освоении Мурмана.

Со временем построить хотя бы часовню или храм в честь Царя-мученика. Надо поднять вопрос о возвращении Мурманску его исторического имени.

А пока хорошо и то, что почтили память небесного покровителя Колы - святого Феодорита.

История жизни блаженного Феодорита вдохновила замечательного русского писателя Бориса Шергина на создание почти поэтического рассказа- притчи на основе народных преданий. Конечно, это сказка, но в ней намёк на значение русского народа в деле просвещения и крещения многих народностей:

 «Лопин век скитался с родом своим меж Русью и Датской. Летами он призажился и годами призабрался. По душу лопина пришла Смерть. Лопин говорит:

– Я жил непокрытую жизнь, но хочу, чтобы кости мои покрыла родная земля, отеческая.

Смерть спрашивает:

– Где твоя родная земля? Где твое отечество?

Лопин говорит:

– Я век свой скитался меж Русью и Датской. О Смерть, дай мне сроку семь дней. Я обдумаю место, где мне спать вековечным сном.

Смерть дала ему срок. Он спрашивает своих детей и внуков-правнуков:

– К какой земле мне приложиться?

Род-племя говорит:

– Не спросить ли Феодорита Русского? Он широко ходит.

Лопина и привезли к кережке в Русский берег, где тогда ходил Феодорит. Лопин рассказал свое недоуменье. Феодорит сказал:

– Добро тебе и роду твоему сообщиться с Русью, добро тебе и роду твоему и приложиться к языкам всея Руси.

Смерть пришла и спрашивает:

– Ну, старик, в какой земле рассудил помереть?

Лопин говорит:

– На что спрашиваешь? Здесь хочу, родной землей покрыться.

Смерть говорит:

– Знал ты, лопин, с кем подумать! Кабы ты сдумал на Датскую сторону, то бы и род твой без имени остался и твоя память в забвение пришла».

О подвигах святого Феодорита я узнала из Соловецкого патерика. Бог привёл и побывать у могилы преподобного. Вместе с паломниками мне довелось посетить Соловецкий монастырь. Там, на Большом Соловецком острове возле мощных стен Преображенского собора есть каменное надгробие преподобного Феодорита. Веками он почитался как местночтимый святой Соловецкой обители. Несколько лет назад по благословению Церкви его стали почитать как местночтимого святого Мурманской и Мончегорской епархии.

Такое почитание отличается от почитания преподобного Трифона Печенгского, сына священника из Торжка, основавшего на реке Печенге Троицкую обитель и крестившего лопарей в реке Печенге. Почитание Трифона - общероссийское. Святые отличаются по степени своей святости, как звезды на небе по яркости и размеру. Иная слава звёзд, иная слава луны, иная слава солнца. Святой Феодорит назвал свой монастырь также, как и преподобный Трифон. Но дольше сохранилась и два раза возрождалась после разгрома Трифонов Печенгская обитель на Печенге, она действует и теперь. Троицкой обители в Коле сегодня, к сожалению, нет.

Вот что рассказывается в патерике о блаженном Феодорите:

Житие св Феодорита

Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей (†1571) (Соловецкий патерик, сайт азбука ру)

Уроженец Ростова, Феодорит ушел из дома своих родителей в Соловецкий монастырь, и через год, 14-ти лет, приняв пострижение, был поручен на послушание престарелому и весьма мудрому пресвитеру Зосиме. Феодорит прослужил при обители пятнадцать лет, и, навыкнув всякой духовной мудрости, укрепился в подвигах добродетели.

Тогда он был рукоположен новгородским архиепископом в иеродиакона, и, пробыв один год у своего старца, испросил у него дозволение посетить другие монастыри. Прежде всего, он направил свой путь к преподобному Александру Свирскому, который принял его любезно, назвав при встрече по имени; потом, обойдя другие монастыри, поселился в Кирилло-Белоезерском, где нашел старца Сергия и других святых мужей.

Пробыв года два в Кирилловской обители, он углубился в пустыни, окружающие этот монастырь, и здесь нашел Порфирия, бывшего игумена Сергиева монастыря, Артемия, Иоасафа и других пустынников высокой жизни, уже состарившихся в иноческих подвигах.

Феодорит, прожив здесь около четырех лет, получил от своего Соловецкого наставника письмо, в котором он, предчувствуя кончину, призывал своего ученика к себе. Ни отдаленность расстояния, ни трудности пути не удержали Феодорита: он поспешил к своему учителю, чтобы обнять многолетнего старца, облобызать его священные седины, и год служил ему в его немощах и недугах, до блаженной его кончины.

После этого Феодорит решился принять на себя подвиг апостольский: он отправился на устье Колы, в землю диких лопарей. С языком их он успел познакомиться в Соловецком монастыре, потому что, по свидетельству жития преподобных Зосимы и Савватия, многие соседи инородцы: Ижора, Чудь, Лопье, Каяне и Мурмане приходили в обитель преподобных и, принимая святое крещение, делались монахами.

Лопари были самые грубые идолопоклонники, кланялись истуканам, боготворили ночных нетопырей, гадов, и разных пресмыкающихся, ели нечистое и скверное, не знали жизни городской и селениями, а жили отдельными семьями. Но это были простые сердца, на которых семя слова Божия могло принести добрые плоды. Феодорит перевел некоторые славянские молитвына язык лопарей и обучил их истинам веры. Помощником ему в христианском просвещении лопарей был старец Митрофан.

Двадцать лет Феодорит трудился в этом святом деле. В Новгороде он был рукоположен в иеромонаха, некоторое время был духовником митрополита и, возвратившись к лопарям, основал там монастырь, который, впрочем, принужден был вскоре оставить по ненависти иноков, не желавших строгих правил устава его. Между лопарями было уже две тысячи крещеных.

Удалившись в новгородскую область, и потом, вызванный в Москву, он был поставлен архимандритом Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря. Блаженный Феодорит в сане архимандрита 5 лет настоятельствовал в Суздальской Спасо-Евфимиевой обители (до 1554 года), но, по клевете еретиков, единомысленных с Башкиным, старец-труженик подвергся двухлетнему заточению в Кирилло-Белоезерском монастыре.

Освобожденный из заточения, он некоторое время жил в Ярославском монастыре, откуда был вызван в Москву и в 1558 году отправлен царем Иоанном Васильевичем Грозным в Царьград с вопросом к патриарху о короновании. Возвратившись из Греции, Феодорит принес царю ответное послание патриарха, и за эту услугу ему была назначена награда, состоящая из 300 сребренников и собольей шубы, крытой аксамитом (парчой). Но Феодорит пожелал принять только 25 сребренников, и когда царь прислал ему и шубу, то инок продал шубу, деньги раздал бедным, а сам удалился на покой в Прилуцкий монастырь, Вологодской губернии.

Отсюда он два раза посещал просвещенных им лопарей и, наконец, после многотрудных подвигов и скорбей, почил мирно сном смерти на месте своего пострижения в Соловецком монастыре и погребен близ южной стены Преображенского собора. Над могилой его доселе сохранилась белая плита со следующей надписью: «Лета 7079 (1571) августа 17 дня преставися раб Божий священноархимандрит Суздальский Евфимиева монастыря, священноинок Феодорит, Соловецкий постриженник». Церковь за подвижническую жизнь и просветительские труды дала ему титло «блаженного».

Вот так, сжато и точно повествует о блаженном подвижнике Соловецкий патерик.

Почему же пришлось уже в преклонных летах святому Феодориту отправляться в дальний путь, переплывать море, вести переговоры в Константинополе в 1558 году? Мы знаем, что впервые в истории России венчался на царство в Успенском соборе Иоанн Васильевич Грозный. Обряд совершил святой митрополит Московский Макарий, в 1547 году он благословил на царство 17-летнего Иоанна.

Однако молодой царь больше всего желал преемства от Византии. Многие века Византия была матерью и духовным оплотом для юной Руси, оттуда пришло к нам Православие. Ещё отцу Иоанна, Великому князю Василию Иоанновичу, было прислано старцем Филофеем письмо, где есть знаменитое пророчество: «Два Рима пали, Третий - Москва стоит, а четвертому не бывать».

Да, в 1453 году столица Византии пала под натиском турок, турецкий султан стал правителем Константинополя. Но тем важнее было сохранить преемство. Императоров Византии уже нет, но есть Патриарх Константинопольский, хотя и под гнетом турок. В то время на Руси ещё нет патриаршества. Таким образом, в церковном отношении митрополит Московский подчиняется Константинополю, хотя самих митрополитов уже давно с благословения Патриарха Константинополя избирают на соборах в России.

Однако по Промыслу Божию неуклонно возрастает век за веком духовная и военная мощь Руси. Становится все яснее и яснее её первостепенное значение как новой православной сверхдержавы. Теперь уже Русь, а не Византия будет оплотом мирового Православия. От московских государей, а потом российских императоров, будет исходить военная помощь угнетенным православным народам Малой и Белой Руси, Грузии, Сербии, Болгари и других стран. Когда появится на Руси патриаршество, то от Русских Патриархов будут ждать духовной защиты, помощи Патриархи Иерусалима, Антиохии, Александрии, Константинополя. Уже в 17 веке Киевская митрополия вошла в состав Московской Патриархии. Большинство украинцев в те времена, как большинство их и в наше время, полностью осознавали себя малороссами, русскими православными людьми по вере и по крови. Бог помиловал Россию и Малороссию, Киевская митрополия соединилась с Московской Патриархией. Вот как пишет об этом историк Николай Дмитриевич Тальберг в книге «История Русской Церкви»: «В конце 1685 г. отправились в Турцию московский посланник Никита Алексеев, в сопровождении гетманского посланца Лисицы. В Адрианополе, где тогда находились султан и великий визирь, посланцы побывали у пребывавшого там иерусалимского патриарха Досифея. Последний заявил, что не будет советовать константинопольскому патриарху отказываться от киевской митрополии, т. к. это, будто бы, запрещено Правилами Св. Отец. Алексеев уговаривал патриарха тихо и ласково, Лисица же резко заявил: “Гетман, все войско Запорожское и народ Малороссийский в подданстве у великих государей; гетман желает, чтоб и духовный чин был весь под благословением Московского патриарха, да как уже сделано, тому так и быть”. Патр. Досифей остался при своем мнении, добавив, что “константинопольскому патриарху нельзя сделать без визирского указа”. К этому времени прибыл в Константинополь патриарх Дионисий, вновь возведенный на престол. Алексеев посетил визиря и объявил ему о желании царей насчет киевской митрополии. Визирь сказал, что поддержит царскую волю. В это время турки, угрожаемые войной с трех сторон, хотели поддержать мир с Москвой. Алексеев отправился с вестями к Досифею и нашел в нем совершенную перемену: “Я”, сказал он, “приискал в Правилах, что вольно всякому архиерею отпустить из своей епархии к другому архиерею; я буду уговаривать патриарха Дионисия, чтоб он исполнил волю царскую, и сам буду писать государям и к патриарху Иоакиму и благословение от себя подам особо, а не вместе с Дионисиемъ”. Патр. Дионисий, с своей стороны, не сделал ни малейшого возражения, обещал во всем исполнить царскую волю, как только возвратится в Константинополь и соберет митрополитов. Благодаря предстательству Алексеева перед визирем, позволено было вновь построить в Константинополе сгоревшую церковь Иоанна Предтечи. Из Адрианополя Алексеев поехал в Константинополь, где получил от патриарха Дионисия все нужныя по киевскому делу бумаги. В 1687 г. патриарх прислал грамату, утверждавшую новый порядок. Прекратилось свыше двухсотлетнее разделение единой Русской Церкви».

Как видим, в 17 веке уже и Патриархи Иерусалима и Константинополя, и Турция считались с могучим Московским Царством. Преемство Москвы как Третьего Рима осуществлялось на деле.

Но в период правления Иоанна Грозного до патриаршества такое преемство необходимо было подтвердить. Митрополит только митрополит, а есть над всеми ещё и Патриарх. Он и должен благословить царский сан, принятый Иоанном. Иоанн Грозный особенно сильно ощущал себя наследником Византийских Императоров. Он восхищался Византией, с отроческих лет читал труды византийских богословов и историков, вырос на этом. Он сам был и по крови прямым потомком греческих царей, внуком племянницы последнего Византийского Императора из рода Палеологов Софии Палеолог, супруги Великого князя Иоанна Третьего. Страстный и неуравновешенный, склонный к ярости и даже преступлениям по своей вспыльчивости, Иоанн Грозный все же был наделен сильным религиозным чувством. Его идеалом был настоящий монах, пустынник, который бы нелицемерно подвизался многие годы на суровом Севере. Таким он доверял как подвижникам и молитвенникам. Именно потому он и избрал старца Феодорита. И с Божией помощью тот успешно исполнил поручение.

Молитвы и труды блаженного Феодорита принесли свои плоды. Хотя монастырь Рождества Богородицы, основанный им в Кандалакше, был разгромлен в мае 1590 года шведами и больше не возрождался, но остались его ученики-лопари в Коле и на юге Мурмана, Православие распространялось среди лопи. Великим делом было и посольство святого Феодорита, получение им грамоты с благословением Патриарха. Согласно этой грамоте началась новая эпоха в жизни Руси, она стала царством, Третьим Римом, ее правители - Царями.

При жизни блаженный Феодорит не искал ни славы, ни политических успехов, ни богатства. В совсем глухие места Русского Севера удалялся он для иноческих подвигов, создания монастырей и проповеди. Кстати, надо заметить особенность русской проповеди. Чаще всего это и была проповедь путём основания обители, высокой духовной монашеской жизни. Окрестных жителей, некрещёных инородцев, привлекала жизнь русских монастырей, они принимали Крещение, а многие и монашество. Сведения о святом Феодорита мы находим и в книге «Православие на Кольском Севере» мурманского краеведа, профессора Ивана Федоровича Ушакова: «Крещением лопарей, живших по рекам Коле и Туломе, заканчивается первый период деятельности Феодорита в Заполярье. Знаменитый историк Н.М. Карамзин писал: Феодорит «имел славу крестить многих диких лопарей; не убоялся пустынь снежных; проник во глубину мрачных, хладных лесов и возвестил Христа Спасителя на берегах Туломы; узнав язык жителей, истолковал им Евангелие, изобрел для них письмена... просветил Божественною верою без насилия, без злодейств, употребленных другими ревнителями христианства в Европе и Америке, но единственно примером лучшего».

Мирно покоится после многих трудов блаженный Феодорит под шум волн Белого моря на Соловках. А Россия сегодня возрождает из руин православные храмы и монастыри, снова становится оплотом Православия в мире, Третьим Римом.

Галина Сиротинская, журналист Введенского храма, Мурманск
 
1 


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме