Творцы оружия Победы 
Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Творцы оружия Победы

01.05.2018


Создатель советского подводного кораблестроения Б.М.Малинин …

Одним из последствий Октябрьского переворота явилось разрушение тяжёлой промышленности и потеря громадной части технической интеллигенции и квалифицированных рабочих (эмиграция, репрессии, гибель от голода, эпидемий и в Гражданской войне). В полной мере ощутило на себе эти последствия и подводное кораблестроение.

Человеком, который его восстановил, был Борис Михайлович Малинин (1.02 (ст.ст.).1889 – 27.09.1949) – учёный и конструктор, создатель первых советских подводных лодок (ПЛ) типов «Д» («Декабрист»), «Л» («Ленинец») и «Щ» («Щука»), которые составили основу отечественного подводного флота в годы войны. Все они отличались высокими тактико-техническими и эксплуатационными характеристиками.

Выпускник кораблестроительного отделения Петербургского политехнического института (1914), ученик всемирно знаменитых кораблестроителей К.П. Боклевского и И.Г. Бубнова, он начал трудиться в Отделе подводного плавания Балтийского судостроительного завода, а с 1915 г. руководил строительством и ремонтом подлодок – вначале в Ревеле (Таллине), потом в Петрограде.

Он приобрёл огромный производственно-технологический опыт, но конструкторского, по существу, не имел. Увы, при разрухе 1920-х годов государству этого опыта и не требовалось, однако Борис Михайлович смотрел вперёд и тщательно изучал как отечественный, так и зарубежный опыт проектирования подлодок. Был он тогда на должности заведующего Техническим бюро (по-современному – КБ) Отдела подводного плавания Балтийского завода, а потом и заведующим всем Отделом, который вскоре был расформирован из-за отсутствия заказов.

Лишь в 1926 г. правительство решило реанимировать подводное судостроение, и в ноябре на Балтийском заводе было воссоздано соответствующее Техническое бюро, состоящее всего из 7-ми человек:  4-х чертёжников-конструкторов и 3-х инженеров во главе с Малининым. Опыта работы с подводными лодками никто, кроме Малинина не имел.

Первой их работой стала большая подлодка типа «Декабрист», при проектировании которой было предварительно рассчитано 32 тактико-технических варианта. Серьёзную помощь в её проектировании оказал главный механик Балтийского завода Ксенофонт Иванович Руберовский (1886 – 1938). Уже через 4 месяца, 5 марта 1927 г., на заводе были заложены три ПЛ, а через месяц ещё три на заводе в Николаеве. В конце 1930-го они начали входить в боевой строй. По техническим характеристикам «декабристы» ни в чём не уступали лучшим зарубежным подлодкам того времени.

Об этой работе Борис Михайлович впоследствии вспоминал: «Небольшому Техбюро приходилось одновременно решать три задачи, тесно связанные друг с другом: вести разработку и постройку ПЛ, тип которой у нас был до того времени неизвестен; создавать и немедленно практически использовать теорию ПЛ, которой в СССР не было; воспитывать в процессе проектирования кадры конструкторов-подводников».

В столь сложнейшей работе не могло всё идти гладко. При заводских испытаниях обнаружилось, что при погружении и всплытии лодки приобретают опасный крен. Это можно было посчитать недочётом конструкции и внести в неё соответствующие изменения. Но в ОГПУ посчитали это вредительством и в июле 1930 г. Малинина с двумя его инженерами приговорили к расстрелу, который заменили 10-ю годами заключения. Срок Борис Михайлович, а с ним – и ещё ряд видных инженеров-кораблестроителей, отбывал за решёткой в «шарашке» – «Особом КБ» при Балтийском заводе.

После досрочного выхода на свободу (1932) он руководил проектированием больших ПЛ типа «Л» и средних ПЛ типа «Щ», которые отличались исключительной простотой постройки и эксплуатации. В 1938 г. он перешёл на научно-исследовательскую работу в ЦНИИ-45 и одновременно на преподавательскую работу в Ленинградский кораблестроительный ин-т. С 1940 г. по рекомендации врачей Борис Михайлович занимался только преподаванием. Скончался он после пятого инфаркта, похоронен на Большеохтинском кладбище Петербурга.

Признанным основателем русского подводного кораблестроения является И.Г.Бубнов, но в 1919 г. он умер от тифа, его ближайших помощников и учеников разметала Гражданская война. Б.М. Малинину пришлось всё начинать почти  с «чистого листа», и его по праву следует считать основателем советского подводного кораблестроения.
 
1 

Большие подлодки серии Д («Декабрист»). В 1927 – 31 гг. построено 6 шт. Водоизмещение (надводное/подводное) 933/1354 т, длина 76 м, скорость (надводная/подводная) 15,3/8,9 уз, предельная глубина погружения 90 м, автономность плавания 47 сут.,  дальность плавания экономическим ходом в (надводном/подводном) положении 8950/158 миль,  вооружение  102-мм пушка, 45-мм пушка, пулемёт, 6 носовых и 2 кормовых торпедных аппарата, боезапас  14×533-мм торпед, экипаж 53 чел.  

Пять «декабристов» воевали на Северном флоте, на их боевом счету 15 потопленных вражеских судов общим водоизмещением почти 50 тыс. т.  Среди кораблей ВМФ, получивших гвардейское звание, самой первой была «Д-3», которая за 7 походов  потопила 8 вражеских кораблей. Из 8-го похода она не вернулась. Одна из уцелевших лодок установлена как памятник в пригороде Петербурга.
 
1 

Большие подлодки типа Л («Ленинец») – минные заградители. Построены в 1929 – 43 гг. сериями по 6-7 шт. (всего 25 шт.) с совершенствованием каждой последующей серии. Водоизмещение (надводное/подводное) 1025/1312 т, длина 78 м, скорость (надводная/подводная) 14,5/8,3 уз, предельная глубина погружения 90 м,  автономность плавания 28 сут.,  дальность плавания экономическим ходом в (надводном/подводном) положении 7400/154 миль,  вооружение  102-мм пушка, 45-мм пушка, пулемёт, 6 носовых торпедных аппарата, 2 кормовые минные трубы, боезапас  12×533-мм торпед и 20 мин, экипаж 54 чел.  

На боевом счету этих подлодок 27 потопленных вражеских транспортов и танкеров  общим водоизмещением 93,9 тыс. т и 18 боевых и вспомогательных кораблей.  Л-4 и Л-22 стали Краснознамёнными, а Л-3 – гвардейской. Её рубка была сохранена и установлена в Либаве (Лиепае) как памятник, в 1995 г. вывезена и установлена в Москве на Поклонной горе.
 
1 

Средние подлодки типа Щ («Щука») – самые массовые средние лодки в советском подводном флоте. Отличались дешевизной постройки и надёжностью механизмов, высокой прочностью и мореходностью, имели более высокие тактико-технические характеристики, чем иностранные ПЛ подобного типа, обладали большими скрытыми резервами, позволившими в 2-2,5 раза повысить проектную автономность плавания. Построены в 1932 – 38 гг. шестью сериями (всего 86 шт.) с совершенствованием каждой последующей серии. Водоизмещение (надводное/подводное) 578/706 т, длина 57 м, скорость (надводная/подводная) 14,0/8,5 уз, предельная глубина погружения 90 м,  автономность плавания 20 сут., дальность плавания экономическим ходом в (надводном /подводном) положении 3130/112 миль,  вооружение  2×45-мм пушки, 2 зенитных  пулемёта, 4 носовых и 2 кормовых торпедных аппарата, боезапас  10×533-мм торпед, экипаж 37 чел.  

На боевом счету этих подлодок 27 потопленных вражеских судов  общим водоизмещением 79,9 тыс. т и 20 транспортов нейтральных стран, перевозивших грузы в Германию. 11 подлодок стали Краснознамёнными, 6 – гвардейскими. Известен случай: когда на ПЛ «Щ-318» случайно напоролся германский транспорт водоизмещением 2,5 тыс. т, лодка, несмотря на серьёзные повреждения, самостоятельно добралась до базы, а транспорт затонул. Памятник этим подлодкам в виде рубки от «Щ-307» установлен на Поклонной горе.

Валерий Габрусенко, публицист, кандидат технических наук, доцент, член-корр. Петровской академии наук и искусств


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме