Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Но Христа арестовали бы

31.03.2018


Накануне своего 80-летия известный современный богослов профессор Алексей Ильич Осипов дал обстоятельное интервью «Русской народной линии» …

Сегодня, 31 марта, известному русскому богослову профессору Московской духовной академии, доктору богословия Алексею Ильичу Осипову исполняется 80 лет. Редакция «Русской народной линии» поздравляет юбиляра с годовщиной, желает ему душевного и телесного здравия, Божией милости и помощи в служении на богословском и преподавательском поприще. Многая и благая лета!

В преддверии юбилея заместитель главного редактора «Русской народной линии» Александр Валентинович Тимофеев записал интервью с Алексеем Ильичем Осиповым.

Более полувека Вы изучаете и преподаете богословие. Почему Вы решили посвятить свою жизнь этому делу?

Я ничего не решал. Просто увидел, поскольку так происходит, следовательно, в этом состоит воля Божия. Этим и занимаюсь всю жизнь. У меня не было никаких предварительных раздумий, вариантов, сомнений – всё так устроилось промыслом Божиим. Вот и всё.

Как Вы оцениваете уровень богословского образования в Русской Православной Церкви в настоящее время?

Поскольку в Перестройку были разрушены все идеологические границы между Россией и Западом, Россией и Востоком, сейчас на нашу церковную жизнь и богословскую мысль очень большое влияние и даже давление оказывают те идеи и направления, которые были за железным занавесом. Помню, игумен Никон (Воробьев) говорил: «Хорошо, что у нас граница закрыта. Это великая милость Божия к нашему народу. Нас бы завалили (особенно Америка) дьявольской, сатанинской и сектантской литературой, а русские люди очень падки на все заграничное».

Сейчас мы уже многое видим. Наше богословие находится в непростом состоянии, приходится противостоять многим идеям, которые глубоко искажают христианство и весьма распространены на Западе. Они влияют на характер нашей жизни, на церковных людей, в частности, и на богословское образование. 

В сентябре 2015 года теология признана в России научной специальностью. Под эгидой ВАК создан первый в истории России Объединенный диссертационный совет по специальности «Теология». 1 июня 2017 года состоялась первая в современной российской истории защита диссертации на соискание ученой степени кандидата теологии. В светских вузах появляются кафедры теологии, что вызывает протесты либералов, заявляющих, что физикам не нужна теология. Как Вы относитесь к этому процессу?

Всё это было в царской России. Во всех наших университетах преподавали богословие, изучали Священное Писание. В каком состоянии это находилось? Об этом очень критически говорили и писали многие, причем поразительные вещи – наша интеллигенция в основном своем составе не понимала и не знала Православия. Одной из причин этого, на первый взгляд, кажется, странного явления было то, что всё это преподавалось схоластически, как одна из многих гуманитарных дисциплин, как некий предписанный сверху довесок, а не как обоснованное и глубоко продуманное мировоззрение, отвечающее на самые важные вопросы жизни человека. Если исходить из слов Христа: по плодам их узнаете их (Мф.7: 20), – то можно наблюдать следующее. При высоком уровне теоретического богословия наших духовных академий видим серьёзный упадок в них духовного состояния. Об этом говорят яркие слова святителя Игнатия (Брянчанинова): «Сбывается слово Христово: в последние дни обрящет ли Сын Божий веру на земле! Науки есть, академии есть, есть кандидаты, магистры, доктора богословия... Случись с этим богословом какая напасть и оказывается, что у него даже веры нет, не только богословия. Я встречал таких: доктор богословия, а сомневается был ли на земле Христос, не выдумка ли это, не быль ли, подобно мифологической. Какого света ожидать от этой тьмы!» (Игнатий (Брянчанинов). Письма к разным лицам. Выпуск II. Сергиев Посад, 1917. С. 78-79). Преподобный Варсонофий Оптинский даже так сказал: «Революция вышла из Семинарии». Как могло такое случиться?

Духовное состояние академий и семинарий, а тем более, богословия наших Университетов, в очень большой степени оказалось подчиненным западному влиянию, далеким от духа Православия. Об этом много и интересно писал, например, митрополит Вениамин (Федченков), выпускник Московской духовной академии, в своих книгах «О вере, неверии и сомнении», «На рубеже двух эпох» и других. Он прямо заявлял: Мы были больше томистами, нежели православными (Thomism от лат. Thomas «Фома»; направление в католической мысли, основанное на учении знаменитого католического богослова Фомы Аквинского). Или другое его замечание: Мы, студенты, были уверены, что каждый талантливый и умный преподаватель Академии должен был быть неверующим или, по крайней мере, маловерующим или неправославно верующим. Он рассказывает, как они, студенты, однажды навестили своего заболевшего педагога и были поражены, что он, такой талантливый человек, оказался глубоко православным. Таково было состояние духовного образования в царской России. Оно и привело нашу богословски образованную молодежь и наше образованное общество к отступлению, по словам праведного Иоанна Кронштадтского, от веры. Об этом со скорбью писали и говорили многие выдающиеся дореволюционные иерархи, подвижники, мыслители.

Что теперь может дать преподавание теологии в университетах? С одной стороны, очень хорошо, чтобы как можно большее число людей получали знание о Православии и христианстве. Но с другой - понимаем, что такое знание могут дать только люди, глубоко укорененные в Православии, а не поверхностно знакомые с ним. По своему опыту преподавания в академии могу сказать, что очень небольшое количество из ее выпускников было бы способно читать лекции перед современной университетской аудиторией. И они ли теперь преподают теологию в институтах? Необходимо прежде тщательно готовить преподавателей, проверяя их на высоко компетентном уровне, а затем уже открывать кафедры, но не наоборот. Сейчас педагоги теологии в ВУЗ-ах более духовно образованные и воспитанные, чем в царской России? Никак нельзя забывать о том, к чему привело преподавание теологии в дореволюционное время. Есть о чем подумать, если мы не хотим повторить печальный опыт прошлого.

Теология и богословие – это одно и то же?

Слово одно и то же, но совсем не одно по тому содержанию, которое ассоциируется с ними. Когда мы говорим о богословии, то подразумеваем, прежде всего, классическую мысль прп. Иоанна Лествичника: «Совершенство чистоты есть начало богословия», или то, что писал преподобный Исаак Сирин: «Душа видит истину Божию по силе жития», или, как говорил свт. Григорий Палама: «Исполнение Божиих заповедей доставляет истинное знание». Под богословием подразумевалось то богопознание, которое приобретает христианин в своей духовной жизни, следуя по стопам святых отцов. Так оно понималось в Православии. 

Но когда Римская церковь отошла от наследия древних отцов и отпала от Православия, в ней произошли серьезные искажения, как вероучительные, так и относящиеся к области духовно-аскетической жизни. Богословие, как верность святоотеческому пониманию христианской веры и жизни, перешло на стези религиозной философии и нехристианского мистицизма. Так богословие стало на Западе теологией (греческое слово, переведенное на русский язык как богословие), которое точнее всего можно было бы охарактеризовать как омирщение (для редакции: я так пишу – вопреки грамматике). Произошла подмена христианских духовных понятий и принципов жизни идеями этого мира. 

В силу этих негативных явлений понятие теологии у нас стало ассоциироваться с западным, омирщенным восприятием богословского образования. Сейчас, например, на Западе теология занимается, можно сказать, исключительно решением мирских проблем. На них обсуждают проблемы экономики, политики, философии, социологии, образования, воспитания и т. п. Едва ли можно найти более-менее крупную международную теологическую конференцию, которая занималась бы вопросами духовной жизни. 

В качестве одной из иллюстраций можно привести международную конференцию «Спасение сегодня», которая проходила в 1973 году в Бангкоке под эгидой Всемирного совета церквей. Наши наблюдатели по возвращении докладывали, что на конференции говорили о спасении от эксплуатации, от безработицы, от экономического кризиса, от засилья транснациональных корпораций – о чем угодно, только ни слова о спасении души. И когда присутствующие на конференции православные попытались возразить и сказать, что понятие «спасение» в Евангелии носит совершенно другой смысл, который заключается в борьбе с грехом, со страстями, то на них посмотрели, как на допотопных динозавров, которые заговорили на непонятном языке и о непонятных вещах. 

Современная теология на Западе вся погружена в решение мирских проблем. Поэтому, когда мы произносим слово «теология», то уже невольно, а подчас и реально происходит объединение этого понятия с тем направлением христианской мысли, которое уже давно там укоренилось. О нём точно написал Ф.М. Достоевский в своём романе «Бесы»: «Рим провозгласил [своего] христа, поддавшегося на третье дьяволово искушение (…показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне (Мф. 4, 8–9). – А.О.), и, …возвестив всему свету, что Христос без царства земного на земле устоять не может, католичество тем самым провозгласило антихриста и тем погубило весь западный мир». 

Такова разница между теологией и богословием. Эти два слова – калька одно другого. Но содержание их очень и очень разное. 
 
В своих лекциях и выступлениях Вы настаиваете на необходимости опоры в богословских изысканиях и пастырском служении на Священное Предание. К сожалению, нередко священнослужители в своих публичных выступлениях игнорируют этот принцип и рассуждают, что называется, «от ветра главы своея». Почему так происходит? От незнания Предания или это сознательное умаление его значимости?

Уже давно, а сейчас особенно на наши умы оказывается очень сильное давление католическо-протестантской мыслью. Если вы посмотрите на дореволюционные сочинения наших видных богословов, то удивитесь – подстрочники заполнены, главным образом, западными авторами. И сейчас влияние католическо-протестантской мысли на умы современных богословов, священнослужителей ничуть не меньше, чем перед революцией, и даже сильнее, поскольку всё большее число студентов наших духовных школ посылается для теологического образования в католические и протестантские университеты. 

Чем по существу отличается Православие от западных конфессий? Оно утверждает, что истинное понимание всех вопросов веры и жизни мы можем найти только у святых отцов – в святоотеческом или Священном Предании. Поскольку лишь они достигали истинного Богови́дения и писали не просто от своего ума и теоретических познаний, а из глубокого опыта Богопознания. Православие всегда настаивало на том, что верное понимание христианских истин открывается Духом Святым, носителями Которого и были святые подвижники, ибо Богопознание достигается не вспотением ума, а усилием борьбы со своими страстями и покаянием. Омирщённое же сознание не принимает этот призыв. Куда интереснее заниматься, как на Западе, мирскими проблемами. Отсюда происходят отклонения и в богословии. Яркий пример – притча о талантах. 

Что подразумевает под талантами мирское сознание? - Композитор, писатель, художник, спортсмен, еще прибавлю – карманный вор! Это тоже талант! Но разве Христос призывает развивать эти таланты? Он говорит о талантах милосердия, смирения, терпения, любви, великодушия. Он говорит о вечных духовных ценностях личности, а не о способностях, погибающих вместе со смертью тела. Вот как происходит подмена христианских понятий мирскими и разделения в христианской среде. Потому не приходится удивляться тому, о чем вы говорите. 

Каковы основные задачи и проблемы русского богословия на сегодняшний момент?

Проблем много. Они рождаются самой жизнью. И главная проблема – как избежать омирщения, как бы нашему богословию не стать теологией. 

Много практических проблем. И может быть, первой и главной является та, о которой настойчиво писал святитель Игнатий (Брянчанинов), но которая мало привлекает внимания богословов: Необходимо начать учиться молиться. Не странно ли звучит этот призыв? «Начать»? - Разве мы не начали давно-давно?! «Учиться» - да мы всегда умели! «Молиться» - разве мы не молимся? А в действительности это проблема номер один, без понимания которой правильная христианская жизнь невозможна.

Или, например, во время Литургии слышим: «Оглашенные, изыдите». Понятно, дань традиции – во время таинства Евхаристии должны остаться только верные, чтобы никто не нарушал благоговения в храме. И вдруг по храму ходят, носятся с разной аппаратурой, расталкивая молящихся, теле-фото-видеокорреспонденты. Им открыт даже алтарь. Они снимают Престол, Святые Дары, священнослужителей, совершающих Богослужение, то есть молящихся, для показа не только оглашенным, но на весь мир – как театральную постановку. Разрешения у народа при этом, можно ли снимать его во время молитвы, никто, конечно, не спрашивает. 

Не меньшая проблема – продажа, в полном смысле этого слова, таинств церковных. Речь идет о так называемых «пожертвованиях» с твёрдо фиксированной ценой за Крещение, Венчание, Соборование. Скоро можно будет дойти и до Исповеди, и до Причащения! А сами торговые лавки в храме, с полным размахом работающие в храме во время Богослужения. 

Так изнутри разрушается самое главное в христианстве – молитва. Во что превращается Богослужение?! И всё это происходит под флагом проповеди веры и благочестия. Интересно, что сделал бы Христос, если бы вошел в такой храм? Ясно, что: И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех (Ин. 2: 15). Но Его-то арестовали бы.

А что происходит на церковных поздравлениях? Какие произносятся речи! Хромому говорят, что он лучший спринтер, слепому, что он непревзойденный стрелок. Лесть, и где?! - В православной среде, в самих храмах Христовых. А что говорит Господь: Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу? (Ин. 5, 44). Так буквально убиваем веру друг в друге.

Немало и богословских, теоретических проблем. Это проблемы экуменизма, отношений с Ватиканом и протестантскими церквами. Остро стоит и по-разному оцениваются проблемы свободы (прежде всего, религиозной), толерантности, общих молитв с представителями других христианских конфессий, с иноверцами. И т. д.

Краткая биографическая справка:

А.И.Осипов родился 31 марта 1938 г. в г. Белеве Тульской области. В 1955 г. окончил Среднюю школу в г. Гжатске (ныне Гагарин, Смоленская обл.). 

В 1959 г. окончил Московскую Духовную Семинарию. 

В 1963 г. окончил Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия, защитив диссертацию на тему: «Перевод чинопоследований Утрени и Вечерни по служебнику Греческой Церкви 1951-го года издания в сравнении с русским служебником Синодального издания». В 1964 г. окончил аспирантуру МДА и был назначен в ней преподавателем. В разные годы читал лекции по Экуменизму, Истории Русской религиозно-философской мысли, Актуальным богословским проблемам, Протестантизму.

С 1965 г. параллельно читал лекции в Московской духовной академии и семинарии по Основному богословию и Западным исповеданиям. В академии вел спецкурс «Основы духовной жизни в Православии».

В 1969 году получил звание доцента, в 1975 г. — профессора, в 2004 г. — заслуженного профессора, в 1985 году за совокупность богословских трудов присвоена ученая степень доктора богословия.
С 1982 по 2006 годы был заведующим аспирантурой МДА.

С 1991 по 2016 годы сопредседатель Международной ежегодной конференции «Наука. Философия. Религия» (г. Дубна Моск. обл.). 

В 2007 году получил диплом почетного профессора Института Дружбы народов Кавказа. В том же году избран действительным членом Российской Академии Естественных Наук.


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 379

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

179. Кирилл Д. : Ответ на 169., М.Яблоков:
2018-04-12 в 20:35

Ничего такого Церковь не говорит. Все святые отцы утверждают, что вне Церкви нет таинств, не благодати, нет спасения. Назовите хотя бы одного (!) святого отца, который бы утверждал обратное.



Тут, мне кажется, есть одна тонкость. Святые отцы говорили это, обращаясь к людям, к тем, кто слушал их и читал - ВЫ не спасётесь вне Церкви.
А в абстрактной форме: "А спасутся ли жители высокогорной гималайской деревни, до которой так и не добрался ни один православный миссионер?" они вряд ли рассуждали. Это мы любим делать в силу нашей интеллигентщины, гордыни и любви к пустомудрствованию.
А на самом деле - я знаю, что я не спасусь вне Церкви. А о жителях высокогорных Гималаев и других, не услышавших Благой Вести "по объективным причинам", Господь позаботится - Он и их любит и желает им только блага. Этот вопрос вне нашей компетенции.
А можно и вовсе с противоположной стороны зайти. Поскольку сказано: "Не здоровые нуждаются во враче, но больные", так может, мы больные, а эти гималайские туземцы и прочие невоцерковленные как раз здоровы? А почему бы и нет? Но принять это, конечно, очень трудно.
178. Кирилл Д. : Ответ на 170., иерей Илья Мотыка:
2018-04-12 в 20:00

Как раз это и не проблема. Благодаря такому институту как торговля. Торговцы привезут товар в любую точку мира был бы платежеспособный спрос. Мука и вино такой же товар как и прочие. Христианство проникло к чукчам и другим народам крайнего Севера примерно в тоже время когда там появились крупнотоннажные купеческие корабли. Привести вино на Чукотку из Петро-Павловска Камчатского не сложнее, чем из Гамбурга в Новгород. А там служили литургию как известно на пшеничном хлебе и виноградном вине, а не на ржаном хлебе и медовухе.



Заодно вдруг подумал о Южной и Восточной Азии. Индия, Китай, Япония. . . Там рисовая цивилизация, и с виноградом вроде тоже не очень. И там христианство не прижилось и даже толком почти не проповедовалось в старые времена. Вот такое совпадение.
177. Юрий : Ответ на 159., Василий В.В.:
2018-04-12 в 19:56

Юрий, Вас эта проблематика ( о моменте и о способе преложения, пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Христа ) вообще не должна волновать


Я Вас поздравляю, Василий,
наконец то, Вы, таки, поняли где у П. Могилы ересь сугубая.
Это было для Вас очень непросто, но, Вы, таки сподобились.
Еще раз поздравляю.

А что меня (не) должно волновать я решу сам.
176. М.Е. : Ответ на 165., Василий В.В.:
2018-04-12 в 19:38

Василий, Михаил Яблоков не ответил тебе на твой ... вопрос, а я грешный скажу тебе пару слов, чтобы ты как Юрий не мудрил и не допытавался о ...На дары (их освящение) призывается Дух Святый. Дух Святый есть один из Пресвятой Троицы. Нераздельной! Дальше не дерзаю ...Христос воскресе!Так Вы ничего нового и объясняющего мне не сообщили. То, что Святой Дух есть одно из трех Лиц ( ипостасий ) Святой Троицы, знает каждый. О нисходящей эпиклезе я писал: " Хотя, в то же самое время Восточная православная Церковь считала, что преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христа совершается действием призываемого на них ( на хлеб и вино ) Святого Духа, и наделяла освятительным значением эпиклесис " и " Действие 3-го Лица Святой Троицы ( Святого Духа ), инициируемое нисходящей эпиклезой, католики всячески изгоняли из Литургии ( Мессы ), вводя соответствующие новые догматы и изменяя богослужебную практику Церкви.".Это, кажется, Вы не поняли, о чем у нас шла речь. М. Яблоков указал на то, что, говоря об освящении-преложении Святых Даров, нельзя забывать и об установительных словах, произносимых священником от Лица Иисуса Христа. То есть, освящение-преложение Святых Даров совершается не одним только действием Святого Духа.


Василий, да ты, похоже, готов спорить по любому поводу. Или ты до сих пор не понимаешь, что пресуществление совершается по молитве верных наитием Духа Святаго.? Зачем лишнии вопросы? См. предыдущий пост. Теперь все понятно?
Прекращай свои словопрения.
Христос воскресе!
175. Кирилл Д. : Ответ на 170., иерей Илья Мотыка:
2018-04-12 в 18:57

Как раз это и не проблема. Благодаря такому институту как торговля. Торговцы привезут товар в любую точку мира был бы платежеспособный спрос. Мука и вино такой же товар как и прочие. Христианство проникло к чукчам и другим народам крайнего Севера примерно в тоже время когда там появились крупнотоннажные купеческие корабли. Привести вино на Чукотку из Петро-Павловска Камчатского не сложнее, чем из Гамбурга в Новгород. А там служили литургию как известно на пшеничном хлебе и виноградном вине, а не на ржаном хлебе и медовухе.



Так не спорю, сейчас это не проблема.
А в прошлые времена не так просто было всё-таки. Вы знаете, на Камчатке ни пшеницы, ни винограда тоже не растёт. Везти пшеничную муку (или зерно) и вино на Чукотку надо почти через полмира, пусть и с заходом в Петропавловск-Камчатский (где спрос на эти продукты был ещё выше по причине большей численности населения вообще и православного в частности).
И Новгород близко к торговым путям, а вот Вятка или Пермь, не говоря уже об Обдорске или, тем более, Якутске - как-то подальше.
Но сейчас проблемы нет, хорошо, согласен.
Но значит ли это, что спасение наших душ зависит от нашего платежеспособного спроса и уровня развития международной торговли?
И насколько точно известно, что всю последнюю 1000 лет на огромных и постоянно растущих пространствах Руси Литургию всегда служили только на пшеничном хлебе и виноградном вине? Этот вопрос действительно исследовался?
174. Василий В.В. : Ответ на 169., М.Яблоков:
2018-04-12 в 18:47

Католики вне Церкви, а, следовательно, и вне благодати. Их таинства - осквернения. Поэтому не стоит называть их облатки Телом Христовым. Православная Церковь избегает подобных категоричных суждений и утверждений. Она, рассуждая о действенности и действительности таинств инославных Церквей, говорит о тайне.Ничего такого Церковь не говорит. Все святые отцы утверждают, что вне Церкви нет таинств, не благодати, нет спасения. Назовите хотя бы одного (!) святого отца, который бы утверждал обратное.



Инославные все же отличаются от тех, кто находится вне христианской Церкви. Иноверцы, бывшие атеисты и прочие становятся членами христианской Церкви, приняв крещение. Инославных принимают в православную Церковь без крещения, а католических священников принимают в священство православной Церкви без рукоположения. Вопрос о границах Церкви очень сложный. Так просто, как Вы предлагаете, он не решается.
173. М.Яблоков : Ответ на 170., иерей Илья Мотыка:
2018-04-12 в 18:08

О. Илья зорко отслеживает форум (как российские ПВО небо Сирии). И это радует )
172. Василий В.В. : Ответ на 169., М.Яблоков:
2018-04-12 в 18:04

Католики вне Церкви, а, следовательно, и вне благодати. Их таинства - осквернения. Поэтому не стоит называть их облатки Телом Христовым. Православная Церковь избегает подобных категоричных суждений и утверждений. Она, рассуждая о действенности и действительности таинств инославных Церквей, говорит о тайне.Ничего такого Церковь не говорит. Все святые отцы утверждают, что вне Церкви нет таинств, не благодати, нет спасения. Назовите хотя бы одного (!) святого отца, который бы утверждал обратное.



У нас нет евхаристического общения с ипославными Церквями, но это еще не значит, что инославные находятся вне христианской Церкви.
171. иерей Илья Мотыка : Re: Но Христа арестовали бы
2018-04-12 в 18:01

Похоже святителя Киприана Карфагенского и прочих авторов писавших на экклезиологическую тему забыли. Хотя даже в нашем великом граде они продавались в любой иконной лавке. О времена, о нравы.
170. иерей Илья Мотыка : Re: Но Христа арестовали бы
2018-04-12 в 17:55

Как раз это и не проблема. Благодаря такому институту как торговля. Торговцы привезут товар в любую точку мира был бы платежеспособный спрос. Мука и вино такой же товар как и прочие. Христианство проникло к чукчам и другим народам крайнего Севера примерно в тоже время когда там появились крупнотоннажные купеческие корабли. Привести вино на Чукотку из Петро-Павловска Камчатского не сложнее, чем из Гамбурга в Новгород. А там служили литургию как известно на пшеничном хлебе и виноградном вине, а не на ржаном хлебе и медовухе.
169. М.Яблоков : Ответ на 166., Василий В.В.:
2018-04-12 в 17:37

Католики вне Церкви, а, следовательно, и вне благодати. Их таинства - осквернения. Поэтому не стоит называть их облатки Телом Христовым.

Православная Церковь избегает подобных категоричных суждений и утверждений. Она, рассуждая о действенности и действительности таинств инославных Церквей, говорит о тайне.


Ничего такого Церковь не говорит. Все святые отцы утверждают, что вне Церкви нет таинств, не благодати, нет спасения. Назовите хотя бы одного (!) святого отца, который бы утверждал обратное.
168. Кирилл Д. : Ответ на 118., Сергей Швецов:
2018-04-12 в 16:46

Не припомню уже, кто из наших архиереев, будучи в заключении во времена высшего расцвета российской государственности, причащал черными сухарями и клюквенным морсом. Поверите на слово? Марк Эфесский, помнится, предлагал католикам отказаться от опресноков, аргументируя это тем, что они сами считают вопрос о материи таинства несущественным. Материя таинства, вероятно, и правда значения не имеет.



Добавлю, что вообще зерновые растут не везде, а виноград - тем более.
Могут ли малые народы Севера использовать для Причастия, к примеру, оленину и оленью же кровь? Или ещё какой-то доступный тамошний продукт.
Сейчас, наверно, такой проблемы нет. Но в старые времена... и не только на Крайнем Севере, но и на исконной Руси, где, вообще-то, тоже виноград не растёт.
Никогда об этом, честно говоря, не задумывался. Но тут вот спор зашёл, и вдруг подумал...
Наверно, Вы правы, материя Таинства не имеет значения хотя бы по вполне понятным причинам агроклиматического характера.
167. вода : Но Христа арестовали бы
2018-04-12 в 16:34

Поздравляю уважаемого профессора А.И. Осипова с юбилейным Днем Рождения.

Наилучшие пожелания и долголетия в творческом Служении.

(Прошу прощение у Юбиляра, за то, что не понимаю, да и не принимаю его радикального неприятия, судя по его выступлениям – лекциям в интернет.сети, большевиков и коммунистов.
Сегодня, более чем, ясно и понятно, как бы обернулась мировая история если бы победили НЕ большевики в 1918-1922г.г. и НЕ коммунисты в 1945-1945 г.г. Наврядли бы мы - русские да и всё разумное человечество знающее то, что Земля вращается вокруг Солнца, а не «как-то» наоборот, с радостью и надеждой отмечали бы сегодня (в Светлую Седьмицу) День Космонавтики, который открыли для нас наши-советские учёные, инженеры – конструктора и русский парень из крестьянской семьи Юрий Гагарин.)

Не хотела комментировать, но открыла свой «блокнот» и наткнулась на свой старый комментарий, даже не помню к какой теме (статьи) на сайте написала этот ком., но по видимому тема про Петра Могилу для кого-то «неумирающая», с оппонентами , которые ... всем сердцем за ... святого Петра Могилу никогда, категорически, не соглашусь.

Вот этот комментарий:

- Читая комментарии, складывается картина .
Не берусь судить богословские взгляды ув. профессора Осипова, тем более «величать» его еретиком , как многие, это себе позволяют, «сколачивая профессиональные, полупрофессиональные, делитантские коолиции», позиционирующие сеяб борцами за истиную православную веру , при этом не забывая оппонентам нахамить и оскорбить их.

И это не первый ... блин, который комом.

Кстати, если просмотреть все комментарии, «тему» Петра Могилы подняли, как раз, противники профессора Осипова.

Складывается ещё - некая "занятная" картина.

Канонизация Петра Могилы:

В 1996 году Священный Синод Украинской Православной Церкви канонизировал для местного почитания (в пределах Украины) святителя Петра, митрополита Киевского несмотря на то, что предложение о его прославлении было отклонено комиссией Московского патриархата. 8 декабря 2005 года святитель Петр был канонизирован на всей территории РПЦ. В память его был учреждён орден святителя Петра Могилы.

.

В 1996 году на Украине принимают конституции (незалежной Украины).

Сопостовляем полит-экономическое положение на Украине в эти года.

В социально-экономической политике были определены следующие основные направления и приоритетные задачи:

1. Финансовая стабилизация - ослабление налогового пресса, преодоление платежного кризиса, углубления банковской реформы.

2. Регулируемая и контролируемая государством либерализация цен.

3. Коренная структурная перестройка производства с целью создания рыночной экономики на основе расширения частного сектора.

4. Децентрализация управления экономикой

5. Либерализация внешнеэкономических связей, четкое определение приоритетов в региональном направлении внешнеэкономической политики.

6. Социальная защита, предусматривавший коренные реформы заработной платы, социальной помощи и социального страхования, передача через акции в частное пользование населения государственного имущества.

Далее, 2004 год на Украине оранжевая - первая фашистская революция и «победа» вышиванок и женщин ... с косой, и агрессивное закрепление основного «критерия» конституции 1996 года - украинского государственного языка.

Невольно возникает вопрос – откуда торчат «уши».

А «уши» торчат из смутного прошлого – на территории современной Западной Украины раньше располагались как отдельные княжества, так и исторически разные государства. Это было поле борьбы – не только политической, но и религиозной, – где соприкасались Западный мир – католицизм и Восточный – Православие. Здесь происходила борьба идеологий за сердца людей и борьба местного населения за самоидентификацию. Уния, плод политики Рима и Речи Посполитой, представляла собой политико-религиозный гибрид, – который предусматривал совсем не примирение и единение Церквей, а экспансию, колонизаторство, ассимиляцию завоеванных территорий.

По поводу канонизации Иосафата Кунцевича:

25 ноября 2013 г. произошло, как
сообщили СМИ, «выдающееся событие»: впервые в истории независимой Украины глава УГКЦ, которым сейчас является Святослав (Шевчук), отслужил Литургию на главном престоле Собора Святого Петра в присутствии папы римского.

Иосафат Кунцевич (1580-1623) -униатский церковно-политический деятель, архиепископ Полоцкий, по прозвищу «кровавый епископ». Убит в Витебске. Канонизирован Пием IX в 1867 г., провозгласившим его патроном для Руси и Польши

.

Теперь смотрим инфу про папу римского Пия IХ:

В 1846—1847 годах провёл либеральные реформы в Папской области, что побудило часть участников Рисорджименто увидеть в нём будущего объединителя Италии. Итальянские политические круги видели в Пие IX сторонника неогвельфов, которые стремились создать итальянскую конфедерацию во главе с Римским папой.

.

Неогвельфы – это консирвативное буржуа первой половины девятнадцатого века. Забавно, ничего нет ... нового, новое – это хорошо забытое старое, опять прочная связка, ... якобы, либерльного с буржуазно консервативным.

А Петр Могила и Иософат Кунцевич почти современники.

Да, стоит вспомнить Львовский собор –

Льво́вский со́бор — собор клириков и мирян Украинской грекокатолической церкви, созванный 8-10 марта 1946 года во Львове, на котором была провозглашена ликвидация Брестской унии 1596 года и воссоединение с Русской православной церковью.
На соборе не присутствовал ни один грекокатолический епископ, и собор никогда не признавался Католической церковью. УГКЦ и Католическая церковь в целом называют этот собор псевдособором или лжесобором.
Сам собор был инспирирован КГБ СССР, взявшим курс на полную ликвидацию униатских структур, которые рассматривались как враждебные СССР силы. Формально инициаторами собора явилась группа в составе трёх священников: Гавриила Костельника, Михаила Мельника, Антония Пельвецкого как представителей трёх епархий Галицкой митрополии: Львовской, Перемышльской и Станиславовской. Недвижимое имущество ликвидированной УГКЦ после собора было передано в «безвозмездное пользование» Русской православной церкви

.

О «чудо»!

Опять «тот же» папа римский Пий, но под другим порядковым номером:

В начале 1945 года в выступлениях папы римского Пия XII зазвучали мотивы враждебности к коммунистам и СССР. В Католической церкви возникли идеи создания конфедерации Придунайских стран, организации комитета «Католического действия» для развертывания борьбы против леворадикальных элементов. В этих условиях советское руководство отказалось от компромиссов со Святым Престолом, который отныне характеризовывался как «защитник фашизма», стремящийся к усилению своего влияния в послевоенном мире. Наличие в стране более 4 миллионов верующих, объединённых в особую церковь, контролируемую римским понтификом, показалось Сталину крайне нежелательным.

. -

П.С. А сегодня, вообще, становится все, т.е. Всё, яснее и ярче.

Неужели не померла идея Ватикана о создании конфедерации Придунайских стран?!! Зачатая с началом Холодной войны, последовавшей сразу же после грячих «шлепков» коммунистов в 1945 году.

А если глубже и дальше, то не умерла и идея Священной Римской империей о своём глобальнои доминировании на планете Земля, а Москва – «Третий Рим» перманентно охраняла бы её «Величиство» Священную Римскую империю жизням русских (в широком смысле) от, ... разных там османов и прочих «сирийцев», так как из русских деток янычары плохие получаются, в отличии от деток балканских славян.
166. Василий В.В. : Ответ на 164., М.Яблоков:
2018-04-12 в 15:54

Католики вне Церкви, а, следовательно, и вне благодати. Их таинства - осквернения. Поэтому не стоит называть их облатки Телом Христовым.



Православная Церковь избегает подобных категоричных суждений и утверждений. Она, рассуждая о действенности и действительности таинств инославных Церквей, говорит о тайне.
165. Василий В.В. : Ответ на 163., М.Е.:
2018-04-12 в 15:51

Василий, Михаил Яблоков не ответил тебе на твой ... вопрос, а я грешный скажу тебе пару слов, чтобы ты как Юрий не мудрил и не допытавался о ...На дары (их освящение) призывается Дух Святый. Дух Святый есть один из Пресвятой Троицы. Нераздельной! Дальше не дерзаю ...Христос воскресе!



Так Вы ничего нового и объясняющего мне не сообщили. То, что Святой Дух есть одно из трех Лиц ( ипостасий ) Святой Троицы, знает каждый. О нисходящей эпиклезе я писал: " Хотя, в то же самое время Восточная православная Церковь считала, что преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христа совершается действием призываемого на них ( на хлеб и вино ) Святого Духа, и наделяла освятительным значением эпиклесис " и " Действие 3-го Лица Святой Троицы ( Святого Духа ), инициируемое нисходящей эпиклезой, католики всячески изгоняли из Литургии ( Мессы ), вводя соответствующие новые догматы и изменяя богослужебную практику Церкви.".
Это, кажется, Вы не поняли, о чем у нас шла речь. М. Яблоков указал на то, что, говоря об освящении-преложении Святых Даров, нельзя забывать и об установительных словах, произносимых священником от Лица Иисуса Христа. То есть, освящение-преложение Святых Даров совершается не одним только действием Святого Духа.
164. М.Яблоков : Ответ на 162., Василий В.В.:
2018-04-12 в 14:43

Католики вне Церкви, а, следовательно, и вне благодати. Их таинства - осквернения. Поэтому не стоит называть их облатки Телом Христовым.
163. М.Е. : Ответ на 160., Василий В.В.:
2018-04-12 в 14:30

«наделяла освятительным значением эпиклесис»Это братья Лихуды так считали. А патриарх Иоаким эпиклезис вместе с установительными словами считал осветительными, а не один лишь эпиклезис. Неслучайно у нас архиерей надевает малый омофор перед установительным словами, а не после них.Может быть, первые два Рима потому и пали, что в них освящение-преложение Святых Даров осуществляла не вся Святая Троица, а в третьем Риме в этом действии участвуют все три Лица Святой Троицы? ( Вопрошаю, а не утверждаю ).


Василий, Михаил Яблоков не ответил тебе на твой ... вопрос, а я грешный скажу тебе пару слов, чтобы ты как Юрий не мудрил и не допытавался о ...
На дары (их освящение) призывается Дух Святый. Дух Святый есть один из Пресвятой Троицы. Нераздельной!
Дальше не дерзаю ...
Христос воскресе!
162. Василий В.В. : Ответ на 161., М.Яблоков:
2018-04-12 в 13:56

Дело в том, что у католиков ксендз во время мессы является самим Христом. А Христу, понятное дело, не нужно призывать Святого Духа для пресуществле6ия Даров, Он и на тайной вечери не призывал Святого Духа. В Православной же Церкви священник не есть сам Христос, а служитель Божий (хотя в некоторые момент богослужения и являет собой образ Христа), и призывает Святого Духа на Дары от лица всей Церкви и по молитвам всей Церкви. Не сам пресуществляет, а по молитвам всей Церкви. В этом принципиальная разница Православия и римо-католичества!



Тайноустановительные слова - это слова Иисуса Христа. Произносятся они священником от имени Христа, и в православной Литургии - тоже. Это действие я назвал действием 2-го Лица Святой Троицы. Действие 3-го Лица Святой Троицы ( Святого Духа ), инициируемое нисходящей эпиклезой, католики всячески изгоняли из Литургии ( Мессы ), вводя соответствующие новые догматы и изменяя богослужебную практику Церкви.
В комментарии под номеров 102 я попытался объяснить, почему вся человеческая природа в таинстве Евхаристия представлена хлебом и вином, преложенными, пресуществленными в Плоть и Кровь Христа. Изгоняя Святой Дух из таинства Евхаристии, католики тем самым ополовинили и человеческую природу Христа. Духовно-телесную составляющую Христа, представленную Плотью ( хлебом - до преложения даров ) оставили, а духовно-душевную, представленную Кровью ( вином - до преложения даров ) изгнали или сократили.( Кстати, миряне многих католических приходов получают на Евхаристии только хлеб, преложенный в Тело Христа, без вина ). Человек мнит Бога по своему образу и подобию. У плотского ( телесного ) человека и Бог духовно-плотский ( телесный ). Таким они ( католики ) и соорудили себе Бога, сведя и передав все функции Святой Троицы одной 2-й ипостаси - Богу-Сыну. К тому же эту Ипостась во время мессы воплощает собой священник, а первосвященник ( Папа Римский ) и вне храма и вне мессы является Его заместителем на Земле. Духовно-душевный элемент человеческой природы в результате этого вообще остается не обоженным. Новый католический догмат о непорочном зачатии Девы Марии говорит, что обоживать то и нечего. У них все сформировано очень системно и последовательно. Конечно, у православных такого ополовинивания человеческой природы и богослужебной практики нет. В православии человек обоживается полностью, а помогает ему это сделать вся Святая Троица.
161. М.Яблоков : Ответ на 160., Василий В.В.:
2018-04-12 в 12:16

Дело в том, что у католиков ксендз во время мессы является самим Христом. А Христу, понятное дело, не нужно призывать Святого Духа для пресуществле6ия Даров, Он и на тайной вечери не призывал Святого Духа. В Православной же Церкви священник не есть сам Христос, а служитель Божий (хотя в некоторые момент богослужения и являет собой образ Христа), и призывает Святого Духа на Дары от лица всей Церкви и по молитвам всей Церкви. Не сам пресуществляет, а по молитвам всей Церкви. В этом принципиальная разница Православия и римо-католичества!
160. Василий В.В. : Ответ на 154., М.Яблоков:
2018-04-12 в 09:50

«наделяла освятительным значением эпиклесис»Это братья Лихуды так считали. А патриарх Иоаким эпиклезис вместе с установительными словами считал осветительными, а не один лишь эпиклезис. Неслучайно у нас архиерей надевает малый омофор перед установительным словами, а не после них.



Может быть, первые два Рима потому и пали, что в них освящение-преложение Святых Даров осуществляла не вся Святая Троица, а в третьем Риме в этом действии участвуют все три Лица Святой Троицы?
( Вопрошаю, а не утверждаю ).
159. Василий В.В. : Ответ на 153., Юрий:
2018-04-12 в 08:52

Но судя по Малому катехизису 1643 г. святитель отрицал призывание Святого Духа на святые дары. И был реальным хлебопоклоникомНе только, я привел текст (к. 89), где фигурирует его сугубая ересь – пресуществление поминальных частиц. Это полностью униатская трактовка свершения литургии, прямо противоречащая православной литугике, в своей сути опирающаяся на латинский антипаламизм.Вот почему свт. Г. Палама не принял томистский термин transsubstantiatio и doctrina de fide, в отличие от еретика Михаила VIII Палеолога. Хотя при Паламе данная еретическая томистская доктрина и термин transsubstantiatio были у латинян в мейнстриме уже полтора столетия как.Известный православный литургист и паламист прав. Николай Кавалила, живший после Г. Паламы, тоже не принял томистскую доктрину transsubstantiatio, с к-рой был более чем хорошо знаком.Свт. Марк Эфесский, при к-ром томистская доктрина transsubstantiatio уже была полностью сформирована ровно 2 столетия как, тоже отказался принять ее.А вот Геннадий Схоларий данную латинскую ересь от Палеолога позаимствовал. Не удивительно, что он был 1-м патриархом униженной и плененной Османами Византии, к-рая была уже пародией на Византию эпохи ВС. Это не может не быть промыслительно символичным.Все верно, П. Могила был сугубый еретик, хлебопоклонник и антипаламист.«Найдено сходное с Папистами мнение о пресуществлении Евхаристии словами Христовыми во многих даже книгах, печатанных в Киеве и других Малороссийских Типографиях, как-то: в Служебниках Киевских, Виленских и Стрятинских и Толковании Евангелий, в Большом Киевском Требке, в Богословиии Кирилла Транквилиона, в Перле Многоценном того же Писателя, в обоих малых Катихизисах, Польском и Польско-русском, Петра Могилы, в книгах Камени, Труб, Мир с Богом, Меч, Ключ разумения, Дидаскалии о седми Тайнах, Мессие и других. В некоторых сказано даже и о пресуществлении поминальных частиц в Евхаристии».«После всего сего Патриарх Иоаким в Январе 1690 года созвал Собор из Московского Духовенства, и чтенным на Соборе сем пространным Словом изъяснив начало и происхождение сих заблуждений от Флорентинского Собора и от обучавшихся в Польше Россиян, а также и от приходящих из Польши разных ученых, исчислил все книги Малороссийской и Московской печати, в кои вкралось Папистическое мнение о пресуществлении Евхаристии Словами Христовыми; запретил их читать в Церквах и народе и предал анафеме как заблуждение сие, так и пасквиль безименного сочинителя, выпущенный в народ на Греков Лихудов».митр. Евгений (Болховитинов). Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской церкви: в 2 т. — СпБ.: типогр. И. Глазунова, 1827 — . — Т. 1 — 356 с. — ст. “Иоанникий Лихуд”.



Юрий, Вас эта проблематика ( о моменте и о способе преложения, пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Христа ) вообще не должна волновать. А.И. Осипов ее полностью обнуляет своими суждениями о непресуществлении евхаристических даров.
158. Василий В.В. : Ответ на 153., Юрий:
2018-04-12 в 08:44

Но судя по Малому катехизису 1643 г. святитель отрицал призывание Святого Духа на святые дары. И был реальным хлебопоклоникомНе только, я привел текст (к. 89), где фигурирует его сугубая ересь – пресуществление поминальных частиц. Это полностью униатская трактовка свершения литургии, прямо противоречащая православной литугике, в своей сути опирающаяся на латинский антипаламизм.Вот почему свт. Г. Палама не принял томистский термин transsubstantiatio и doctrina de fide, в отличие от еретика Михаила VIII Палеолога. Хотя при Паламе данная еретическая томистская доктрина и термин transsubstantiatio были у латинян в мейнстриме уже полтора столетия как.Известный православный литургист и паламист прав. Николай Кавалила, живший после Г. Паламы, тоже не принял томистскую доктрину transsubstantiatio, с к-рой был более чем хорошо знаком.Свт. Марк Эфесский, при к-ром томистская доктрина transsubstantiatio уже была полностью сформирована ровно 2 столетия как, тоже отказался принять ее.А вот Геннадий Схоларий данную латинскую ересь от Палеолога позаимствовал. Не удивительно, что он был 1-м патриархом униженной и плененной Османами Византии, к-рая была уже пародией на Византию эпохи ВС. Это не может не быть промыслительно символичным.Все верно, П. Могила был сугубый еретик, хлебопоклонник и антипаламист.«Найдено сходное с Папистами мнение о пресуществлении Евхаристии словами Христовыми во многих даже книгах, печатанных в Киеве и других Малороссийских Типографиях, как-то: в Служебниках Киевских, Виленских и Стрятинских и Толковании Евангелий, в Большом Киевском Требке, в Богословиии Кирилла Транквилиона, в Перле Многоценном того же Писателя, в обоих малых Катихизисах, Польском и Польско-русском, Петра Могилы, в книгах Камени, Труб, Мир с Богом, Меч, Ключ разумения, Дидаскалии о седми Тайнах, Мессие и других. В некоторых сказано даже и о пресуществлении поминальных частиц в Евхаристии».«После всего сего Патриарх Иоаким в Январе 1690 года созвал Собор из Московского Духовенства, и чтенным на Соборе сем пространным Словом изъяснив начало и происхождение сих заблуждений от Флорентинского Собора и от обучавшихся в Польше Россиян, а также и от приходящих из Польши разных ученых, исчислил все книги Малороссийской и Московской печати, в кои вкралось Папистическое мнение о пресуществлении Евхаристии Словами Христовыми; запретил их читать в Церквах и народе и предал анафеме как заблуждение сие, так и пасквиль безименного сочинителя, выпущенный в народ на Греков Лихудов».митр. Евгений (Болховитинов). Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской церкви: в 2 т. — СпБ.: типогр. И. Глазунова, 1827 — . — Т. 1 — 356 с. — ст. “Иоанникий Лихуд”.



Юрий, Вас эта проблематика ( о моменте и о методе, механизме преложения, пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Христа ) вообще не должна волновать. А.И. Осипов ее полностью обнуляет своими суждения о " непресуществлении " евхаристических даров.
157. Lucia : Ответ на 152., Юрий:
2018-04-12 в 08:08

Как свободный гражданин Вы можете иметь что хотите. В виду.Lucia, к. 100.Я считаю, что СБК достаточно компетентна для определения ересей.Именно так, как свободная гражданка, Вы можете считать как хотите.




Что и делаю.
156. М.Яблоков : Ответ на 153., Юрий:
2018-04-12 в 08:05

Про паламизм вспомнил? Тебе ли про паламизм что-то вякать?
«Хлеб наибольшего освящения»! Забыл? Зато я помню, и буду тебе постоянно напоминать.

Благодать - это Сам Бог, Он не может быть больше или меньше. А у тебя хлеб может быть или большего (Тело Христа), или меньшего освящения (благословленный хлеб). А все оттого, что ты, как самый настоящий протестант, отвергаешь пресуществление: у тебя хлеб остается хлебом даже и после эпиклезы. Покайся, безумец!
155. М.Яблоков : Ответ на 153., Юрий:
2018-04-12 в 07:48

Прекращай лгать, протестант!

Ряд Православных Поместных соборов принял термин «пресуществление» как полностью отражающий веру Первенствующей Церкви. Например, Иерусалимский собор при патриархе Досифеи (Нотара). См. 132-й комментарий.
154. М.Яблоков : Ответ на 151., Василий В.В.:
2018-04-12 в 07:17

«наделяла освятительным значением эпиклесис»

Это братья Лихуды так считали. А патриарх Иоаким эпиклезис вместе с установительными словами считал осветительными, а не один лишь эпиклезис. Неслучайно у нас архиерей надевает малый омофор перед установительным словами, а не после них.
153. Юрий : Ответ на 149., иерей Илья Мотыка:
2018-04-12 в 06:28

Но судя по Малому катехизису 1643 г. святитель отрицал призывание Святого Духа на святые дары. И был реальным хлебопоклоником


Не только, я привел текст (к. 89), где фигурирует его сугубая ересь – пресуществление поминальных частиц. Это полностью униатская трактовка свершения литургии, прямо противоречащая православной литугике, в своей сути опирающаяся на латинский антипаламизм.

Вот почему свт. Г. Палама не принял томистский термин transsubstantiatio и doctrina de fide, в отличие от еретика Михаила VIII Палеолога. Хотя при Паламе данная еретическая томистская доктрина и термин transsubstantiatio были у латинян в мейнстриме уже полтора столетия как.

Известный православный литургист и паламист прав. Николай Кавалила, живший после Г. Паламы, тоже не принял томистскую доктрину transsubstantiatio, с к-рой был более чем хорошо знаком.

Свт. Марк Эфесский, при к-ром томистская доктрина transsubstantiatio уже была полностью сформирована ровно 2 столетия как, тоже отказался принять ее.

А вот Геннадий Схоларий данную латинскую ересь от Палеолога позаимствовал. Не удивительно, что он был 1-м патриархом униженной и плененной Османами Византии, к-рая была уже пародией на Византию эпохи ВС. Это не может не быть промыслительно символичным.

Все верно, П. Могила был сугубый еретик, хлебопоклонник и антипаламист.

«Найдено сходное с Папистами мнение о пресуществлении Евхаристии словами Христовыми во многих даже книгах, печатанных в Киеве и других Малороссийских Типографиях, как-то: в Служебниках Киевских, Виленских и Стрятинских и Толковании Евангелий, в Большом Киевском Требке, в Богословиии Кирилла Транквилиона, в Перле Многоценном того же Писателя, в обоих малых Катихизисах, Польском и Польско-русском, Петра Могилы, в книгах Камени, Труб, Мир с Богом, Меч, Ключ разумения, Дидаскалии о седми Тайнах, Мессие и других. В некоторых сказано даже и о пресуществлении поминальных частиц в Евхаристии».

«После всего сего Патриарх Иоаким в Январе 1690 года созвал Собор из Московского Духовенства, и чтенным на Соборе сем пространным Словом изъяснив начало и происхождение сих заблуждений от Флорентинского Собора и от обучавшихся в Польше Россиян, а также и от приходящих из Польши разных ученых, исчислил все книги Малороссийской и Московской печати, в кои вкралось Папистическое мнение о пресуществлении Евхаристии Словами Христовыми; запретил их читать в Церквах и народе и предал анафеме как заблуждение сие, так и пасквиль безименного сочинителя, выпущенный в народ на Греков Лихудов».

митр. Евгений (Болховитинов). Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской церкви: в 2 т. — СпБ.: типогр. И. Глазунова, 1827 — . — Т. 1 — 356 с. — ст. “Иоанникий Лихуд”.
152. Юрий : Ответ на 135., Lucia:
2018-04-12 в 05:43

Как свободный гражданин Вы можете иметь что хотите. В виду.


Lucia, к. 100.
Я считаю, что СБК достаточно компетентна для определения ересей.


Именно так, как свободная гражданка, Вы можете считать как хотите.
151. Василий В.В. : Ответ на 149., иерей Илья Мотыка:
2018-04-11 в 23:01

Но судя по Малому катехизису 1643 г. святитель отрицал призывание Святого Духа на святые дары. И был реальным хлебопоклоником.




Только здесь надо принять во внимание тот факт, что традиция совершать преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христа произношением священником тайноустановительных слов существовала в Западной Римской империи задолго до раскола христианской Церкви на православных и католиков. Со времен Амвросия Медиоланского на Западе такая традиция считалась правильной и православной. Хотя, в то же самое время Восточная православная Церковь считала, что преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христа совершается действием призываемого на них ( на хлеб и вино ) Святого Духа, и наделяла освятительным значением эпиклесис. Так что т.н. хлебопоклонническая ересь не есть чисто католическое заимствование.
150. М.Яблоков : Ответ на 149., иерей Илья Мотыка:
2018-04-11 в 22:46

В том-то и дело, что первоисточник (на латыни), где бы свт. Петр Могила отрицал эпиклезу, не сохранился. И это все сейчас на уровне слухов.
149. иерей Илья Мотыка : Михаилу Яблокову
2018-04-11 в 22:03

Но судя по Малому катехизису 1643 г. святитель отрицал призывание Святого Духа на святые дары. И был реальным хлебопоклоником. Но не нужно приводить Православное исповедание, он крайне не был доволен греческой редактурой и не признавал официального издания своего труда.
148. иерей Илья Мотыка : Re: Но Христа арестовали бы
2018-04-11 в 21:58

Это репринт издания 1646 г. на церковнославянском языке.
147. М.Яблоков : Ответ на 146., иерей Илья Мотыка:
2018-04-11 в 21:54

А изначальный его Требник разве сохранился? На латыни?
146. иерей Илья Мотыка : Михаилу Яблокову
2018-04-11 в 21:47

Mea culpa. Судя киевскому изданию 1996 г. Полного Требника с.253. у святителя Петра Могилы традиционное понимание практики литургии преждеосвященных даров. Он полагал раз над вином не читалось особой молитвы значит это простое вино.
145. М.Яблоков : Ответ на 144., иерей Илья Мотыка:
2018-04-11 в 18:53

Хлебопоклоническая ересь, истребленная молитвами и активными действиями патриарха Иоакима. А также странная практика считать вино находившееся в потире во время литургии преждеосвященных даров, по соединении со святыми дарами, святой кровью.


Т.е. если я правильно понял, Вы утверждаете, что свт. Петр Могила отвергал молитву эпиклезиса? И про ЛПД: дайте ссылку на Петра Могилу, где бы он вообще об этом когда-либо говорил.
144. иерей Илья Мотыка : Re: Но Христа арестовали бы
2018-04-11 в 18:39

Хлебопоклоническая ересь, истребленная молитвами и активными действиями патриарха Иоакима. А также странная практика считать вино находившееся в потире во время литургии преждеосвященных даров, по соединении со святыми дарами, святой кровью.
143. М.Яблоков : Ответ на 141., иерей Илья Мотыка:
2018-04-11 в 18:21

«Московский Собор 1681-1682 гг. нашел в нем большой ворох католических чинопоследований и богословских ошибок. И запретил в обращении большую часть книги. С тех пор Русская Церковь издает сильно сокращенную версию. Где этого пререкаемого текста нет.»

А что там пререкаемого? Хотя бы один пример.
142. Потомок подданных Императора Николая II : Ответ на 135., Lucia:
2018-04-11 в 06:11

Как свободный гражданин Вы можете иметь что хотите. В виду.


Вам, как "свободной гражданке", больше подойдёт такая максима - что имею, то и в виду.
Кстати об омонимах.
141. иерей Илья Мотыка : Юрию
2018-04-10 в 22:45

Вообще не понимаю зачем заострять внимание на Большом Требнике митрополита Петра Могилы. Московский Собор 1681-1682 гг. нашел в нем большой ворох католических чинопоследований и богословских ошибок. И запретил в обращении большую часть книги. С тех пор Русская Церковь издает сильно сокращенную версию. Где этого пререкаемого текста нет.
А вот Православное исповедание вполне уважаемая книга, которую в России многократно издавали на протяжении 170 лет в виде основного учебного пособия по катехизису в православных духовных школах. Да и сейчас оно входит в список рекомендованных книг по догматическому богословию.
140. Василий В.В. : Ответ на 131., Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:
2018-04-10 в 21:57

ТИПВ.4.13 - это и есть " книжная ссылка " строго по " ГОСТу ".Молодой человек, по ГОСТу: автор, наименование книги, место издания, год издания, страница.Вы показываете своё невежество.Богословию невозможно обучиться в учебном заведении. Богословию другие Силы человека обучают.Вы находитесь в прельщении. Вас бесы "обучили".Священнику называть " неразумными, безответственными и глупыми школярами " своего патриарха, архиереев и членов богословской комиссии неразумно и предосудительно.Говорю уже прямо: Вы глупы и невежественны. Сектант.



" Говорю уже прямо: Вы глупы и невежественны. Сектант." ( Александр Васькин )

" Позорище, это школярство и богословская шариковщина." ( Юрий )

У вас все по ГОСТу. Догадываюсь, кто этот ГОСТ установил.
139. Василий В.В. : Ответ на 137., Юрий:
2018-04-10 в 21:33

Убедительных аргументов в защиту взглядов А.И. Осипова я от Вас так и не дождалсяЕще раз: бремя поиска ясных, очевидных, убедительных доказательств всегда лежит на стороне обвинения.И что это за полемическая манера,громогласно обвинить заслуженного профессора РПЦ в “ереси”, а потом сидеть в позе лотоса и ждать просветления.Обвиняете в ереси? – доказывайте сами на каком именно основании данное обвинение.А я как и говорил (87 к.), буду смотреть с попкорном и оценивать ваши (мн.ч.) обвинения, если вы, наконец то, сподобитесь их четко сформулировать.Пример: я (и далеко не только я) обвиняю в ереси П. Могилу – чтобы не быть таким же голословным и непрофессиональным как Вы я привожу четкий конкретный пример еретического текста с постраничной ссылкой и четким указанием 1-источника (89 к.).Объяснений по поводу якобы ереси святого Петра Могилы с точным указанием того, в чем же она заключается, тоже от Вас так и не поступилоВасилий, Вам не стыдно так позориться?Вы даже не понимаете в чем именно ересь в данном конкретном отрывке текста П. Могилы,но при этом громогласно обвиняете в ереси заслуженного профессора.Позорище, это школярство и богословская шариковщина.



Вы, похоже, на публику работаете. Любите пыль в глаза пускать?
Я внятно объяснил, в чем заключается ересь суждений А.И.Осипова. Могу еще раз повторить: он не признает преложение ( пресуществление ) хлеба и вина в Тело и Кровь Христа. Осипов сам об этом заявляет.
Что здесь доказывают? Точный текст его высказываний по этому вопросу я уже несколько раз приводил.
Вы в своем комментарии написали:

" я крайне внимательно изучил все аргументы обвинения, якобы, в ереси, вменяемые проф. Осипову и, соответственно, его контр-аргументы. Простой сравнительный анализ может и должен сделать любой грамотный православный человек. Именно для этого, в частности, есть таинство миропомазания."

Я попросил Вас привести эти убедительные " контр-аргумент " или сформулировать свои аргументы, но в ответ от Вас ничего не получил. Со святым Петром Могилой - та же история; голословные обвинения его в ереси без объяснения того, в чем же она заключается. Если Вы такой умный, то объясните мне, такому глупому, доходчиво и внятно свою позицию и обоснуйте правоту суждений А.И. Осипова, а так же объясните, в чем же Вы видите ересь Петра Могилы. Попкорном не отделаетесь. Заявили, что разобрались в вопросе непресуществления евхаристических даров, будьте любезны, продемонстрируйте нам это свое понимание. Я не буду есть попкорн. Я буду вникать в Ваши аргументы, и буду анализировать Ваши объяснения. Жду.
138. М.Яблоков : Ответ на 136., Lucia:
2018-04-10 в 20:18

У них даже свой пантеон «святых».
137. Юрий : Ответ на 126., Василий В.В.:
2018-04-10 в 18:29

Убедительных аргументов в защиту взглядов А.И. Осипова я от Вас так и не дождался


Еще раз: бремя поиска ясных, очевидных, убедительных доказательств всегда лежит на стороне обвинения.
И что это за полемическая манера,
громогласно обвинить заслуженного профессора РПЦ в “ереси”, а потом сидеть в позе лотоса и ждать просветления.
Обвиняете в ереси? – доказывайте сами на каком именно основании данное обвинение.
А я как и говорил (87 к.), буду смотреть с попкорном и оценивать ваши (мн.ч.) обвинения, если вы, наконец то, сподобитесь их четко сформулировать.

Пример: я (и далеко не только я) обвиняю в ереси П. Могилу – чтобы не быть таким же голословным и непрофессиональным как Вы я привожу четкий конкретный пример еретического текста с постраничной ссылкой и четким указанием 1-источника (89 к.).

Объяснений по поводу якобы ереси святого Петра Могилы с точным указанием того, в чем же она заключается, тоже от Вас так и не поступило


Василий, Вам не стыдно так позориться?
Вы даже не понимаете в чем именно ересь в данном конкретном отрывке текста П. Могилы,
но при этом громогласно обвиняете в ереси заслуженного профессора.
Позорище, это школярство и богословская шариковщина.
136. Lucia : Re: Но Христа арестовали бы
2018-04-10 в 18:04

Среди церковного народа широко распространяются книги и записи лекций профессора Московской Духовной Академии Алексея Ильича Осипова. Безусловно, Алексей Ильич многое сделал для популяризации Православия, но, к сожалению, ряд озвученных им идей вызывают смущение у многих православных христиан, из-за чего усиливаются споры. В первую очередь по следующим пунктам:

1. Отрицание Осиповым А.И. вечности (бесконечности) гееннских мук.

2. В некоторых лекциях Осипов А.И. прямо утверждает о восприятии Христом первородного греха, учит, что Господом первородительская греховность была воспринята и уврачёвана «в Самом Себе» путём постепенного исправления.

3. Осипов А.И. объявляет догмат Искупления заимствованием из римокатолицизма, якобы чуждым Православной догматике и учению отцов.

4. Говоря о Таинстве Евхаристии профессор Осипов А.И. учит, что в Таинстве происходит не подлинное пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Спасителя, а «воипостазирование» («по-халкидонски») хлеба и вина в Ипостась Бога Слова, то есть верующие причащаются не истинными Телом и Кровью, но собственно хлебом и вином.

5. Отрицание необходимости крещения младенцев, отрицание вообще необходимости Таинства Крещения для спасения (По каждому пункту в Приложении сказано подробно).

Есть православные христиане, в том числе и клирики, которые впитали эти представления и уже сами продвигают их и развивают. Такая ситуация провоцирует все большую напряженность в Церкви между сторонниками учения А.И. Осипова и другими православными христианами. Нам представляется, что это может угрожать дестабилизацией положения в нашей Церкви.

Нижайше просим дать разъяснение о том, являются ли перечисленные пункты точным изложением Православной веры и должен ли так веровать православный христианин, или же они не являются учением Церкви. Искренне верим, что Ваше Первосвятительское слово может положить конец смущениям и разногласиям среди людей, искренне желающих узнавать незамутненное слово Истины Христовой.

Вашего Святейшества смиренные послушники

Опись вложения:

Письмо – 1 лист;

Приложение – 9 листов + CD

Подписи – 3 листа.

Люлька Александр Вячеславович
135. Lucia : Ответ на 119., Юрий:
2018-04-10 в 17:53

я имею в виду именно это.




Как свободный гражданин Вы можете иметь что хотите. В виду.
134. Василий В.В. : Ответ на 127., Сергей Швецов:
2018-04-10 в 17:40

Это не соответствующая реальности декларация. Новое богословие возникло. Более того, понимая свою новость и неприемлемость, оно сразу же попыталось отменить само себя: "Еще веруем, что словом "пресуществление" не объясняется образ, которым хлеб и вино претворяются в тело и кровь Господню" (послание 1723).



Так в чем же заключается новизна? В замене слова " преложение " на слово " пресуществление "? Православная Церковь объяснила, как она понимает и трактует понятие, обозначаемое этим словом, а использовать она его стала только потому, что оно вошло в обиход и с его помощью захотели исказить учение Православной Церкви.
133. Василий В.В. : Ответ на 129., Сергей Швецов:
2018-04-10 в 17:28

Обсуждать членов богословской комиссии и богословие vlad7 не собираюсьПросто устанавливаю незыблемый авторитет СББК, и дело с концом?



Нет. Просто Юрий утверждал, что воззрения профессора А.И.Осипова никто никогда не осуждал, а наоборот, его Церковь хвалила и награждала. Я на это возразил, сказав, что в 2007 году его взгляды Церковь осудила.
132. М.Яблоков : Ответ на 112., Павел Тихомиров:
2018-04-10 в 14:36

Лукаво так рассуждать, Павел. Тема ведь не нова. И Осипов А.И. - отнюдь не первый еретик, который отвергает пресуществление Святых Даров.

Вот исчерпывающая дореволюционная работа по данной теме сщмч. прот. Василия Малахова:
https://azbyka.ru/ot...ainstve-evharistii/
131. Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии : Ответ на 127., Василий В.В.:
2018-04-10 в 14:24

ТИПВ.4.13 - это и есть " книжная ссылка " строго по " ГОСТу ".



Молодой человек, по ГОСТу: автор, наименование книги, место издания, год издания, страница.
Вы показываете своё невежество.

Богословию невозможно обучиться в учебном заведении. Богословию другие Силы человека обучают.



Вы находитесь в прельщении. Вас бесы "обучили".

Священнику называть " неразумными, безответственными и глупыми школярами " своего патриарха, архиереев и членов богословской комиссии неразумно и предосудительно.



Говорю уже прямо: Вы глупы и невежественны. Сектант.
130. Сергей Швецов : Ответ на 125., Василий В.В.:
2018-04-10 в 13:48

Обсуждать членов богословской комиссии и богословие vlad7 не собираюсь


Просто устанавливаю незыблемый авторитет СББК, и дело с концом?
Страницы:   1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме