Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Но Христа арестовали бы

31.03.2018


Накануне своего 80-летия известный современный богослов профессор Алексей Ильич Осипов дал обстоятельное интервью «Русской народной линии» …

Сегодня, 31 марта, известному русскому богослову профессору Московской духовной академии, доктору богословия Алексею Ильичу Осипову исполняется 80 лет. Редакция «Русской народной линии» поздравляет юбиляра с годовщиной, желает ему душевного и телесного здравия, Божией милости и помощи в служении на богословском и преподавательском поприще. Многая и благая лета!

В преддверии юбилея заместитель главного редактора «Русской народной линии» Александр Валентинович Тимофеев записал интервью с Алексеем Ильичем Осиповым.

Более полувека Вы изучаете и преподаете богословие. Почему Вы решили посвятить свою жизнь этому делу?

Я ничего не решал. Просто увидел, поскольку так происходит, следовательно, в этом состоит воля Божия. Этим и занимаюсь всю жизнь. У меня не было никаких предварительных раздумий, вариантов, сомнений – всё так устроилось промыслом Божиим. Вот и всё.

Как Вы оцениваете уровень богословского образования в Русской Православной Церкви в настоящее время?

Поскольку в Перестройку были разрушены все идеологические границы между Россией и Западом, Россией и Востоком, сейчас на нашу церковную жизнь и богословскую мысль очень большое влияние и даже давление оказывают те идеи и направления, которые были за железным занавесом. Помню, игумен Никон (Воробьев) говорил: «Хорошо, что у нас граница закрыта. Это великая милость Божия к нашему народу. Нас бы завалили (особенно Америка) дьявольской, сатанинской и сектантской литературой, а русские люди очень падки на все заграничное».

Сейчас мы уже многое видим. Наше богословие находится в непростом состоянии, приходится противостоять многим идеям, которые глубоко искажают христианство и весьма распространены на Западе. Они влияют на характер нашей жизни, на церковных людей, в частности, и на богословское образование. 

В сентябре 2015 года теология признана в России научной специальностью. Под эгидой ВАК создан первый в истории России Объединенный диссертационный совет по специальности «Теология». 1 июня 2017 года состоялась первая в современной российской истории защита диссертации на соискание ученой степени кандидата теологии. В светских вузах появляются кафедры теологии, что вызывает протесты либералов, заявляющих, что физикам не нужна теология. Как Вы относитесь к этому процессу?

Всё это было в царской России. Во всех наших университетах преподавали богословие, изучали Священное Писание. В каком состоянии это находилось? Об этом очень критически говорили и писали многие, причем поразительные вещи – наша интеллигенция в основном своем составе не понимала и не знала Православия. Одной из причин этого, на первый взгляд, кажется, странного явления было то, что всё это преподавалось схоластически, как одна из многих гуманитарных дисциплин, как некий предписанный сверху довесок, а не как обоснованное и глубоко продуманное мировоззрение, отвечающее на самые важные вопросы жизни человека. Если исходить из слов Христа: по плодам их узнаете их (Мф.7: 20), – то можно наблюдать следующее. При высоком уровне теоретического богословия наших духовных академий видим серьёзный упадок в них духовного состояния. Об этом говорят яркие слова святителя Игнатия (Брянчанинова): «Сбывается слово Христово: в последние дни обрящет ли Сын Божий веру на земле! Науки есть, академии есть, есть кандидаты, магистры, доктора богословия... Случись с этим богословом какая напасть и оказывается, что у него даже веры нет, не только богословия. Я встречал таких: доктор богословия, а сомневается был ли на земле Христос, не выдумка ли это, не быль ли, подобно мифологической. Какого света ожидать от этой тьмы!» (Игнатий (Брянчанинов). Письма к разным лицам. Выпуск II. Сергиев Посад, 1917. С. 78-79). Преподобный Варсонофий Оптинский даже так сказал: «Революция вышла из Семинарии». Как могло такое случиться?

Духовное состояние академий и семинарий, а тем более, богословия наших Университетов, в очень большой степени оказалось подчиненным западному влиянию, далеким от духа Православия. Об этом много и интересно писал, например, митрополит Вениамин (Федченков), выпускник Московской духовной академии, в своих книгах «О вере, неверии и сомнении», «На рубеже двух эпох» и других. Он прямо заявлял: Мы были больше томистами, нежели православными (Thomism от лат. Thomas «Фома»; направление в католической мысли, основанное на учении знаменитого католического богослова Фомы Аквинского). Или другое его замечание: Мы, студенты, были уверены, что каждый талантливый и умный преподаватель Академии должен был быть неверующим или, по крайней мере, маловерующим или неправославно верующим. Он рассказывает, как они, студенты, однажды навестили своего заболевшего педагога и были поражены, что он, такой талантливый человек, оказался глубоко православным. Таково было состояние духовного образования в царской России. Оно и привело нашу богословски образованную молодежь и наше образованное общество к отступлению, по словам праведного Иоанна Кронштадтского, от веры. Об этом со скорбью писали и говорили многие выдающиеся дореволюционные иерархи, подвижники, мыслители.

Что теперь может дать преподавание теологии в университетах? С одной стороны, очень хорошо, чтобы как можно большее число людей получали знание о Православии и христианстве. Но с другой - понимаем, что такое знание могут дать только люди, глубоко укорененные в Православии, а не поверхностно знакомые с ним. По своему опыту преподавания в академии могу сказать, что очень небольшое количество из ее выпускников было бы способно читать лекции перед современной университетской аудиторией. И они ли теперь преподают теологию в институтах? Необходимо прежде тщательно готовить преподавателей, проверяя их на высоко компетентном уровне, а затем уже открывать кафедры, но не наоборот. Сейчас педагоги теологии в ВУЗ-ах более духовно образованные и воспитанные, чем в царской России? Никак нельзя забывать о том, к чему привело преподавание теологии в дореволюционное время. Есть о чем подумать, если мы не хотим повторить печальный опыт прошлого.

Теология и богословие – это одно и то же?

Слово одно и то же, но совсем не одно по тому содержанию, которое ассоциируется с ними. Когда мы говорим о богословии, то подразумеваем, прежде всего, классическую мысль прп. Иоанна Лествичника: «Совершенство чистоты есть начало богословия», или то, что писал преподобный Исаак Сирин: «Душа видит истину Божию по силе жития», или, как говорил свт. Григорий Палама: «Исполнение Божиих заповедей доставляет истинное знание». Под богословием подразумевалось то богопознание, которое приобретает христианин в своей духовной жизни, следуя по стопам святых отцов. Так оно понималось в Православии. 

Но когда Римская церковь отошла от наследия древних отцов и отпала от Православия, в ней произошли серьезные искажения, как вероучительные, так и относящиеся к области духовно-аскетической жизни. Богословие, как верность святоотеческому пониманию христианской веры и жизни, перешло на стези религиозной философии и нехристианского мистицизма. Так богословие стало на Западе теологией (греческое слово, переведенное на русский язык как богословие), которое точнее всего можно было бы охарактеризовать как омирщение (для редакции: я так пишу – вопреки грамматике). Произошла подмена христианских духовных понятий и принципов жизни идеями этого мира. 

В силу этих негативных явлений понятие теологии у нас стало ассоциироваться с западным, омирщенным восприятием богословского образования. Сейчас, например, на Западе теология занимается, можно сказать, исключительно решением мирских проблем. На них обсуждают проблемы экономики, политики, философии, социологии, образования, воспитания и т. п. Едва ли можно найти более-менее крупную международную теологическую конференцию, которая занималась бы вопросами духовной жизни. 

В качестве одной из иллюстраций можно привести международную конференцию «Спасение сегодня», которая проходила в 1973 году в Бангкоке под эгидой Всемирного совета церквей. Наши наблюдатели по возвращении докладывали, что на конференции говорили о спасении от эксплуатации, от безработицы, от экономического кризиса, от засилья транснациональных корпораций – о чем угодно, только ни слова о спасении души. И когда присутствующие на конференции православные попытались возразить и сказать, что понятие «спасение» в Евангелии носит совершенно другой смысл, который заключается в борьбе с грехом, со страстями, то на них посмотрели, как на допотопных динозавров, которые заговорили на непонятном языке и о непонятных вещах. 

Современная теология на Западе вся погружена в решение мирских проблем. Поэтому, когда мы произносим слово «теология», то уже невольно, а подчас и реально происходит объединение этого понятия с тем направлением христианской мысли, которое уже давно там укоренилось. О нём точно написал Ф.М. Достоевский в своём романе «Бесы»: «Рим провозгласил [своего] христа, поддавшегося на третье дьяволово искушение (…показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне (Мф. 4, 8–9). – А.О.), и, …возвестив всему свету, что Христос без царства земного на земле устоять не может, католичество тем самым провозгласило антихриста и тем погубило весь западный мир». 

Такова разница между теологией и богословием. Эти два слова – калька одно другого. Но содержание их очень и очень разное. 
 
В своих лекциях и выступлениях Вы настаиваете на необходимости опоры в богословских изысканиях и пастырском служении на Священное Предание. К сожалению, нередко священнослужители в своих публичных выступлениях игнорируют этот принцип и рассуждают, что называется, «от ветра главы своея». Почему так происходит? От незнания Предания или это сознательное умаление его значимости?

Уже давно, а сейчас особенно на наши умы оказывается очень сильное давление католическо-протестантской мыслью. Если вы посмотрите на дореволюционные сочинения наших видных богословов, то удивитесь – подстрочники заполнены, главным образом, западными авторами. И сейчас влияние католическо-протестантской мысли на умы современных богословов, священнослужителей ничуть не меньше, чем перед революцией, и даже сильнее, поскольку всё большее число студентов наших духовных школ посылается для теологического образования в католические и протестантские университеты. 

Чем по существу отличается Православие от западных конфессий? Оно утверждает, что истинное понимание всех вопросов веры и жизни мы можем найти только у святых отцов – в святоотеческом или Священном Предании. Поскольку лишь они достигали истинного Богови́дения и писали не просто от своего ума и теоретических познаний, а из глубокого опыта Богопознания. Православие всегда настаивало на том, что верное понимание христианских истин открывается Духом Святым, носителями Которого и были святые подвижники, ибо Богопознание достигается не вспотением ума, а усилием борьбы со своими страстями и покаянием. Омирщённое же сознание не принимает этот призыв. Куда интереснее заниматься, как на Западе, мирскими проблемами. Отсюда происходят отклонения и в богословии. Яркий пример – притча о талантах. 

Что подразумевает под талантами мирское сознание? - Композитор, писатель, художник, спортсмен, еще прибавлю – карманный вор! Это тоже талант! Но разве Христос призывает развивать эти таланты? Он говорит о талантах милосердия, смирения, терпения, любви, великодушия. Он говорит о вечных духовных ценностях личности, а не о способностях, погибающих вместе со смертью тела. Вот как происходит подмена христианских понятий мирскими и разделения в христианской среде. Потому не приходится удивляться тому, о чем вы говорите. 

Каковы основные задачи и проблемы русского богословия на сегодняшний момент?

Проблем много. Они рождаются самой жизнью. И главная проблема – как избежать омирщения, как бы нашему богословию не стать теологией. 

Много практических проблем. И может быть, первой и главной является та, о которой настойчиво писал святитель Игнатий (Брянчанинов), но которая мало привлекает внимания богословов: Необходимо начать учиться молиться. Не странно ли звучит этот призыв? «Начать»? - Разве мы не начали давно-давно?! «Учиться» - да мы всегда умели! «Молиться» - разве мы не молимся? А в действительности это проблема номер один, без понимания которой правильная христианская жизнь невозможна.

Или, например, во время Литургии слышим: «Оглашенные, изыдите». Понятно, дань традиции – во время таинства Евхаристии должны остаться только верные, чтобы никто не нарушал благоговения в храме. И вдруг по храму ходят, носятся с разной аппаратурой, расталкивая молящихся, теле-фото-видеокорреспонденты. Им открыт даже алтарь. Они снимают Престол, Святые Дары, священнослужителей, совершающих Богослужение, то есть молящихся, для показа не только оглашенным, но на весь мир – как театральную постановку. Разрешения у народа при этом, можно ли снимать его во время молитвы, никто, конечно, не спрашивает. 

Не меньшая проблема – продажа, в полном смысле этого слова, таинств церковных. Речь идет о так называемых «пожертвованиях» с твёрдо фиксированной ценой за Крещение, Венчание, Соборование. Скоро можно будет дойти и до Исповеди, и до Причащения! А сами торговые лавки в храме, с полным размахом работающие в храме во время Богослужения. 

Так изнутри разрушается самое главное в христианстве – молитва. Во что превращается Богослужение?! И всё это происходит под флагом проповеди веры и благочестия. Интересно, что сделал бы Христос, если бы вошел в такой храм? Ясно, что: И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех (Ин. 2: 15). Но Его-то арестовали бы.

А что происходит на церковных поздравлениях? Какие произносятся речи! Хромому говорят, что он лучший спринтер, слепому, что он непревзойденный стрелок. Лесть, и где?! - В православной среде, в самих храмах Христовых. А что говорит Господь: Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу? (Ин. 5, 44). Так буквально убиваем веру друг в друге.

Немало и богословских, теоретических проблем. Это проблемы экуменизма, отношений с Ватиканом и протестантскими церквами. Остро стоит и по-разному оцениваются проблемы свободы (прежде всего, религиозной), толерантности, общих молитв с представителями других христианских конфессий, с иноверцами. И т. д.

Краткая биографическая справка:

А.И.Осипов родился 31 марта 1938 г. в г. Белеве Тульской области. В 1955 г. окончил Среднюю школу в г. Гжатске (ныне Гагарин, Смоленская обл.). 

В 1959 г. окончил Московскую Духовную Семинарию. 

В 1963 г. окончил Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия, защитив диссертацию на тему: «Перевод чинопоследований Утрени и Вечерни по служебнику Греческой Церкви 1951-го года издания в сравнении с русским служебником Синодального издания». В 1964 г. окончил аспирантуру МДА и был назначен в ней преподавателем. В разные годы читал лекции по Экуменизму, Истории Русской религиозно-философской мысли, Актуальным богословским проблемам, Протестантизму.

С 1965 г. параллельно читал лекции в Московской духовной академии и семинарии по Основному богословию и Западным исповеданиям. В академии вел спецкурс «Основы духовной жизни в Православии».

В 1969 году получил звание доцента, в 1975 г. — профессора, в 2004 г. — заслуженного профессора, в 1985 году за совокупность богословских трудов присвоена ученая степень доктора богословия.
С 1982 по 2006 годы был заведующим аспирантурой МДА.

С 1991 по 2016 годы сопредседатель Международной ежегодной конференции «Наука. Философия. Религия» (г. Дубна Моск. обл.). 

В 2007 году получил диплом почетного профессора Института Дружбы народов Кавказа. В том же году избран действительным членом Российской Академии Естественных Наук.


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 379

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

229. иерей Илья Мотыка : Re: Но Христа арестовали бы
2018-04-14 в 12:21

Их родимых. Не раз, и не два раза требовали от меня. Отказывал. Хотя деньги предлагали хорошие. Народ ругался. Несколько раз о подобных случаях рассказывали другие священники. Старшие товарищи предупреждали нас, что духовно опасно совершать чинопоследования отсутствующие в официально санкционированных богослужебных книгах. Тоже самое говорю сейчас молодым священникам.
228. Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии : Ответ на 226., Василий В.В.:
2018-04-14 в 11:43

О. Александр, не тратьте время на тролля (Василия).К, тому же, у человека, явно, большие проблемы с восприятием русского печатного текста.Он занимается откровенной суесловной болтовней.Дорогой Юрий! Дело в том, что я не могу спокойно воспринимать людей, которые своё мнение выдают за истину, не имея на то никаких оснований. Разве пациент учит врача, а школьник - учителя? Но находятся такие, которые, не обладая даже семинарским образованием, начинают обвинять заслуженного профессора Московской духовной академии, доктора богословия в еретичестве! Я, например, никогда не посмею вступить в спор с математиками, которые есть на РНЛ, хотя в техническом вузе вроде бы изучал высшую математику. Ну, не специалист я в этой отрасли знания. Гордый я человек. Знаете, не хочется выглядеть дураком.А зачем Вы вначале этого обсуждения размещали длинные сообщения с критикой российского духовенства и российского духовного образования? В то время были профессора духовных академий, которые утверждали, что воскресение Христа - это солярный миф. Следуя Вашей логике, если бы Вы жили тогда, то Вы должны были взять по козырек и прокричать: " Так точно - солярный миф ". ( Чтобы не " выглядеть дураком ). Думаете, теперь все кардинально изменилась и можно, отключив голову и совесть, смело козырять перед профессорами духовных академий? Я приведу Вам примеры профессоров, которые считают, что А.И. Осипов - еретик. Вы будете, не задумываясь, повторять за ними их слова? В состав, приведенных ранее СБК, входит немало таких людей. Что ж Вы плюете на их звания и их знания?



1. Я помещал слова святителей, прославленных в лике святых!!! Но не приводил слова "богословских" мошенников.
2. Приведите слова современных богословов, которые бы считали проф. А. И. Осипова еретиком. Аргументируйте свою позицию в конце-то концов!
227. Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии : Ответ на 224., Василий В.В.:
2018-04-14 в 11:36

Заключение Синодальной библейско-богословской комиссии по результатам рассмотрения обращения верующих относительно спорных богословских воззрений профессора А.И. Осипова. Номер резолюции Святейшего Патриарха: ПК-01/416 от 31.03.2016



1. Текст и точная ссылка.
2. Русская Церковь - это Соборная Церковь Христа, но не Патриаршая!
226. Василий В.В. : Ответ на 222., Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:
2018-04-14 в 10:44

О. Александр, не тратьте время на тролля (Василия).К, тому же, у человека, явно, большие проблемы с восприятием русского печатного текста.Он занимается откровенной суесловной болтовней.Дорогой Юрий! Дело в том, что я не могу спокойно воспринимать людей, которые своё мнение выдают за истину, не имея на то никаких оснований. Разве пациент учит врача, а школьник - учителя? Но находятся такие, которые, не обладая даже семинарским образованием, начинают обвинять заслуженного профессора Московской духовной академии, доктора богословия в еретичестве! Я, например, никогда не посмею вступить в спор с математиками, которые есть на РНЛ, хотя в техническом вузе вроде бы изучал высшую математику. Ну, не специалист я в этой отрасли знания. Гордый я человек. Знаете, не хочется выглядеть дураком.




А зачем Вы вначале этого обсуждения размещали длинные сообщения с критикой российского духовенства и российского духовного образования? В то время были профессора духовных академий, которые утверждали, что воскресение Христа - это солярный миф. Следуя Вашей логике, если бы Вы жили тогда, то Вы должны были взять по козырек и прокричать: " Так точно - солярный миф ". ( Чтобы не " выглядеть дураком ). Думаете, теперь все кардинально изменилась и можно, отключив голову и совесть, смело козырять перед профессорами духовных академий? Я приведу Вам примеры профессоров, которые считают, что А.И. Осипов - еретик. Вы будете, не задумываясь, повторять за ними их слова? В состав, приведенных ранее СБК, входит немало таких людей. Что ж Вы плюете на их звания и их знания?
225. Василий В.В. : Ответ на 218., М.Яблоков:
2018-04-14 в 10:11

«Миряне стали требовать от священников совершать запрещенные чинопоследования»Интересно, о чем идет речь? Что это за «запрещенные чинопоследования»?



Отчитки, скорее всего.
224. Василий В.В. : Ответ на 220., Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:
2018-04-14 в 10:09

Богословские комиссии уже все доказали.Где решения Поместного собора, Архиерейского собора, Синода о признании взглядов проф. А. И. Осипова еретическими? Этого нет и не будет.




Пленарное заседание Синодальной Богословской комиссии 25-26 декабря 2007 г.

и

Заключение Синодальной библейско-богословской комиссии по результатам рассмотрения обращения верующих относительно спорных богословских воззрений профессора А.И. Осипова. Номер резолюции Святейшего Патриарха: ПК-01/416 от 31.03.2016

это и есть решение Синода.
223. Lucia : Re: Но Христа арестовали бы
2018-04-14 в 09:39

Профессор МДА Осипов А.И. выступает в своих лекциях с новой сотериологической теорией, где утверждает, что Господь воспринял от Девы Марии греховную человеческую плоть, а затем победил эту греховность путем человеческого подвига, и тем самым показал нам пример самосовершенствования и спасения. Мы считаем, что в этой теории нашли свое отражение пелагианство и несторианство, ведущие к антропологическому центризму."

Эти тоже были образованные.
а уж Арий! очень был ученый человек.
222. Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии : Ответ на 214., Юрий:
2018-04-14 в 08:33

О. Александр, не тратьте время на тролля (Василия).К, тому же, у человека, явно, большие проблемы с восприятием русского печатного текста.Он занимается откровенной суесловной болтовней.



Дорогой Юрий! Дело в том, что я не могу спокойно воспринимать людей, которые своё мнение выдают за истину, не имея на то никаких оснований. Разве пациент учит врача, а школьник - учителя? Но находятся такие, которые, не обладая даже семинарским образованием, начинают обвинять заслуженного профессора Московской духовной академии, доктора богословия в еретичестве! Я, например, никогда не посмею вступить в спор с математиками, которые есть на РНЛ, хотя в техническом вузе вроде бы изучал высшую математику. Ну, не специалист я в этой отрасли знания. Гордый я человек. Знаете, не хочется выглядеть дураком.
221. Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии : Ответ на 216., иерей Илья Мотыка:
2018-04-14 в 08:22

Для православного христианина, что лютеранство, что католичество то и другое мерзость перед Богом.



!!!
220. Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии : Ответ на 215., Василий В.В.:
2018-04-14 в 08:19

Богословские комиссии уже все доказали.



Где решения Поместного собора, Архиерейского собора, Синода о признании взглядов проф. А. И. Осипова еретическими? Этого нет и не будет.
219. Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии : Ответ на 213., М.Яблоков:
2018-04-14 в 08:16

Не конструктивно, о. Александр.



Согласен, Михаил. Безобразное слово "шпана" дезавуирую и приношу Василию свои извинения.
218. М.Яблоков : Ответ на 216., иерей Илья Мотыка:
2018-04-14 в 07:15

«Миряне стали требовать от священников совершать запрещенные чинопоследования»

Интересно, о чем идет речь? Что это за «запрещенные чинопоследования»?
217. М.Е. : на 216-й
2018-04-13 в 22:08

О. Илья, Вы сколько времени в Церкви? Вам больше заняться нечем, как только выдуманной вами "маркировкой"? Зачем Вы втягиваете форумчан в ненужные и пустые споры? В данном случае Вы недалеко ушли от известного всем "защитника" Осипова. Простите, но хулить местночтимого святого и священникам не позволяется. Не забывайте про жернова ...
216. иерей Илья Мотыка : Михаилу Ершову
2018-04-13 в 20:14

Вопрос о святителе Петре Могиле поднят не из-за спортивного интереса или желания посплетничать об архиереях прошлого. А из актуальной нужды. Большой Требник Петра Могилы запрещен к распространению нашим священноначалием еще в конце 17 в. И этот запрет соблюдается более менее строго в России. Но какие то не побоюсь сказать это слово диверсанты стали издавать его в частных изданиях. Пропагандировать его среди мирян. Миряне стали требовать от священников совершать запрещенные чинопоследования. И возмущаться когда священники им отказывают. Еще не хватало для полного комплекта что бы именем святителя освящались католические и униатские богослужебные практики и взгляды. А мы уже стоим на грани этого. Пока не в России, но на Украине точно. Поэтому важно маркировать проблему.
Для православного христианина, что лютеранство, что католичество то и другое мерзость перед Богом.
215. Василий В.В. : Ответ на 212., Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:
2018-04-13 в 18:27

Хорошо. Докажите ересь профессора В. И. Осипова. Не сможете. Шпана.



Богословские комиссии уже все доказали.
214. Юрий : Ответ на 211., Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:
2018-04-13 в 18:20

О. Александр, не тратьте время на тролля (Василия).
К, тому же, у человека, явно, большие проблемы с восприятием русского печатного текста.
Он занимается откровенной суесловной болтовней.
213. М.Яблоков : Ответ на 212., Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:
2018-04-13 в 18:01

Шпана.


Не конструктивно, о. Александр.
212. Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии : Ответ на 209., Василий В.В.:
2018-04-13 в 17:02

"Русский священник Александр Васькин, давайте уже прекратим заниматься ерундой: склоками и руганью. Тему здесь затронули очень важную для каждого христианина - о пресуществлении Святых Даров. А о чем мы спорим? ( Кто кого и как обозвал ).



Хорошо. Докажите ересь профессора В. И. Осипова. Не сможете. Шпана.
211. Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии : Василий В.В. :
2018-04-13 в 16:44

Во-первых, я уважаю Юрия. Во-вторых, Вы здесь занимаетесь идеологической диверсий против православия. Тем вы и опоясаны.
Вам сколько лет, юноша?
210. М.Е. : Re: Но Христа арестовали бы
2018-04-13 в 15:22

Здесь "защитникам" проф. А.И. Осипова нужно одну вещь уяснить. Ваши нападки на других людей и, в частности, на местночтимого святого Петра (Могилу), кто из вас без греха, показывают вашу слабость и полную несостоятельность. Ваши ссылки на отдельных людей ничего не стоят.
Поумерьте свою спесь и прекратите свое блудословие.
Простите, но священникам нужно быть особенно осторожными в своих публичных выступлениях. Это я говорю не только о "защитниках"...
209. Василий В.В. : Ответ на 208., Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:
2018-04-13 в 13:22

Быкуют здесь как раз защитники А.И. Осипова: Вы и Александр Васькин.Выражения выбирайте. Вы находитесь на Русской народной линии, а не в кругу своих дружков в пивнухе. "Быкует" - слово подзаборной шпаны. И не "Александр Васькин", но Александр Николаевич Васькин. То, что Вы обращайтесь ко мне, не учитывая моё священническое достоинство, свидетельствует о том, что Вы сектант.



Зря Вы так своего соратника оскорбляете.
Слово " быкование " не я ввел, а Юрий.

Вот его слова из 204 комментария, на который я отреагировал соответствующим образом:

" Тут, как пр., 2 варианта поведения – или быкование в стиле “а ты кто тут такой?”Или уход в полную несознанку – “какая ересь? где ересь? нет здесь никакой ереси”."

Русский священник Александр Васькин, давайте уже прекратим заниматься ерундой: склоками и руганью. Тему здесь затронули очень важную для каждого христианина - о пресуществлении Святых Даров. А о чем мы спорим? ( Кто кого и как обозвал ).
208. Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии : Ответ на 205., Василий В.В.:
2018-04-13 в 11:17

Быкуют здесь как раз защитники А.И. Осипова: Вы и Александр Васькин.



Выражения выбирайте. Вы находитесь на Русской народной линии, а не в кругу своих дружков в пивнухе. "Быкует" - слово подзаборной шпаны.
И не "Александр Васькин", но Александр Николаевич Васькин. То, что Вы обращайтесь ко мне, не учитывая моё священническое достоинство, свидетельствует о том, что Вы сектант.
207. Василий В.В. : Re: Но Христа арестовали бы
2018-04-13 в 09:58

Кажется, уже все обсудили, поругались всласть, можно и заканчивать ( обсуждение ).
206. Василий В.В. : Ответ на 203., М.Яблоков:
2018-04-13 в 09:55

Участвуя в данном обсуждении вспомнил слова императрицы Екатерины Великой сказанные княгине Е.Р. Дашковой, во время Французской Революции, пора закрыть умные книжки и взяться за букварь.Нужно повременить с высоким богословием и прочитать Пространный катехизис святителя Филарета Московского, для духовной пользы - конечно.Вот именно. Не имея самого элементарного богословского образования, пытаются что-то своим плотским разумом объяснять.



Вот только иерей Илья Мотыка все это адресовал себе, деликатно и мудро давая подсказку и другим.
Вы же грубо начинаете строить и ровнять других, забывая о себе.
205. Василий В.В. : Ответ на 204., Юрий:
2018-04-13 в 09:45

Последнее время Вы занимаетесь исключительно неадекватной болтовней и троллингом, прекращайте это. Вы, таки, вообще не воспринимаете русский печатный текст.Впрочем, это хрестоматийный пример ревнителей обличения “еретика Осипова”, когда им в упор показываешь железобетонную ересь у П. Могилы.Тут, как пр., 2 варианта поведения – или быкование в стиле “а ты кто тут такой?”Или уход в полную несознанку – “какая ересь? где ересь? нет здесь никакой ереси”.



Быкуют здесь как раз защитники А.И. Осипова: Вы и Александр Васькин.
В несознанку Вы же и уходите: обвиняете святого в ереси, а когда Вас просят объяснить, в чем же состоит его ересь, Вы убегаете и не отвечаете. Как только иерей Илья Мотыка указал на хлебопоклонническую ересь, мы тут же начали ее обсуждать. Никто в несознанку не ушел. Это Вы начали примазываться к этому обсуждению, как-будто давно все знали, но из принципа не хотели говорить и спорить с шариковыми от богословия. А потом зачем-то в обсуждение все-таки влезли. Шариковы поумнели что ли? Созрели до того состояния, чтобы их можно было носом ткнуть в свои глубокие познания? Вы, Юрий, - хитрован. Поэтому я Вас достаю и вывожу Вас на чистую воду. Это не болтовня и не троллинг. Не хитрите, и стиль общения с Вами изменится.
204. Юрий : Ответ на 202., Василий В.В.:
2018-04-13 в 07:44

Последнее время Вы занимаетесь исключительно неадекватной болтовней и троллингом, прекращайте это. Вы, таки, вообще не воспринимаете русский печатный текст.

Впрочем, это хрестоматийный пример ревнителей обличения “еретика Осипова”, когда им в упор показываешь железобетонную ересь у П. Могилы.
Тут, как пр., 2 варианта поведения – или быкование в стиле “а ты кто тут такой?”
Или уход в полную несознанку – “какая ересь? где ересь? нет здесь никакой ереси”.
203. М.Яблоков : Ответ на 190., иерей Илья Мотыка:
2018-04-13 в 06:55

Участвуя в данном обсуждении вспомнил слова императрицы Екатерины Великой сказанные княгине Е.Р. Дашковой, во время Французской Революции, пора закрыть умные книжки и взяться за букварь.Нужно повременить с высоким богословием и прочитать Пространный катехизис святителя Филарета Московского, для духовной пользы - конечно.


Вот именно. Не имея самого элементарного богословского образования, пытаются что-то своим плотским разумом объяснять.
202. Василий В.В. : Ответ на 199., Юрий:
2018-04-13 в 04:50

Я Вас много раз просил сформулировать то, что Вы считаете ересью св.Петра Могилы. Но Вы не можете этого сделать. Намекаете на хлебопоклонническую ересь? Да? Вы, вообще, адекватный или я разговариваю с роботом?Какие еще намеки?Для таких как Вы я уже и цитату митр. Е. (Болховитинова) привел (к. 153) где все сказано черным-по-белому без всяких намеков, да еще и с подчеркиванием нужных слов. Мало того, в данном комменте я даже прямым текстом назвал еще 1, кроме не раз озвученной хлебопоклонной, ересь “святителя” П. Могилы.По “святителю” всё уже озвучено прямым текстом и без всяких намеков.Вы, явно, не можете воспринимать печатный русский текст и уже давно разговариваете с самим собой.Не буду мешать.



Во-первых, Вы свой 153 комментарий написали уже после того, как мы начали обсуждать проблематику, связанную с вопросами о преложении, пресуществлении Святых Даров, и после того, как иерей Илья Мотыка написал про хлебопоклонническую ересь. До этого Вы молчали, делая многозначительные кивки в сторону цитаты из Требника Петра Могилы, которая к хлебопоклоннической ереси не имеет никакого отношения. Во-вторых, одного только подчеркивания чужих слов недостаточно для обоснования своих заявлений и обвинений.
201. Василий В.В. : Ответ на 198., Кирилл Д.:
2018-04-13 в 04:26

Совпадение Ваше совершенно надуманное. Христианство там не распространилось совершенно по другим причинам. Буддизм там у них вместо христианства.Вовсе нет. Там целый букет. Индуизм в Индии, даосизм и конфуцианство в Китае, синтоизм в Японии... Буддизм существует в виде неких вкраплений и нередко совмещается с другими культами. Более того, нынешний буддизм - вовсе не то, что проповедовал Будда. Собственно, изначально это вообще не религия, а философско-этическое учение. А далай-лама писал (лет 25 назад я ещё интересовался до известной степени всем этим), что единая догматическая основа буддизма вообще утеряна.



Индуизм, синтоизм, отчасти даосизм и конфуцианство, - это аналог восточных форм язычества, к которым прививался буддизм. Все, как на Западе, за исключением, иудаизма, как предтечи христианства. ( У буддизма тоже есть свой предтеча ).
Про Далай-ламу, точнее, про якобы его слова, и про " философско-этическое учение " - это Вы ерунду написали. Четыре философские школы буддизма, как раз, содержат и несут в себе всю " догматическую основу ". Ничего не утеряно.
200. Юрий : Ответ на 196., Кирилл Д.:
2018-04-13 в 03:18

Жители ЮВА тумбо-юмбо не были, у них своя культура была. Недостаточно глубокая, чтобы принять христианство, но достаточно сильная, чтобы держаться за неё и не превратиться в эллинов. Как-то так?


В ЮВА уже была своя письменная культура и, как следствие, развитая не родо-племенная государственность и это, явно, помешало им христианизироваться. У эллинов философская культура была глубже и сильнее, что и способствовало христианизации их философии. Как то так. В частности, ап. Павел был хорошо знаком с эллинской философией.
199. Юрий : Ответ на 195., Василий В.В.:
2018-04-13 в 03:06

Я Вас много раз просил сформулировать то, что Вы считаете ересью св.Петра Могилы. Но Вы не можете этого сделать. Намекаете на хлебопоклонническую ересь? Да?


Вы, вообще, адекватный или я разговариваю с роботом?
Какие еще намеки?

Для таких как Вы я уже и цитату митр. Е. (Болховитинова) привел (к. 153) где все сказано черным-по-белому без всяких намеков, да еще и с подчеркиванием нужных слов. Мало того, в данном комменте я даже прямым текстом назвал еще 1, кроме не раз озвученной хлебопоклонной, ересь “святителя” П. Могилы.

По “святителю” всё уже озвучено прямым текстом и без всяких намеков.
Вы, явно, не можете воспринимать печатный русский текст и уже давно разговариваете с самим собой.
Не буду мешать.
198. Кирилл Д. : Ответ на 189., Василий В.В.:
2018-04-13 в 01:31


Кирилл Д, я не пойму, к чему такая щепетильность? Может быть, она вызвана тем, что Вы разделяете взгляды А.И. Осипова? Ведь, Тело и Кровь Христа, по Осипову, - это хлеб и вино, соединенные с Божеством Христа, а раз так, то, чтобы эти Тело и Кровь не были уж очень разношерстными, в использовании продуктов должно быть некое единообразие. Такова логика Ваших рассуждений? Православных больше волнует вопрос о том, во Что пресуществляются хлеб и вино, а не вопрос, о составе и свойствах, используемых продуктов. Продукты могут различаться, а вот Плоть и Кровь - нет. Кстати, Кровь Христа, скорее всего, 4-й группы. Кровь, хранимая в Ланчанах, 4-й группы. Кровь, собранная с иконы Иисуса Христа, вытекающая из того места, где изображены шипы тернового венца, тоже 4-й группы. Именно в эту Кровь пресуществляется вино или то, что используется вместо вина.



Никакой щепетильности. Повторяю, что до сегодняшнего (вчерашнего уже, точнее) дня я об этом вообще не думал.
И, если Вы говорите, что продукты могут различаться, я, как раз, склонен (чисто логически) с этим согласиться. Я же об этом написал в комм. №168.
А вот, что касается "механизма" преобразования (пресуществления, превращения, преображения...) исходного субстрата, то об этом я ещё раньше написал, что думаю - в № 90. Не рискую вообще об этом рассуждать. Это тайна. Христос сказал, что это Его тело и кровь, и их надо есть и пить - значит, так надо. И можно этим ограничиться - просто исполнять, что Христос велел. Можно даже не пытаться как-то переводить это на язык наших человеческих понятий. Любой переводчик, скорее всего, попадёт впросак. Возможно, это произошло и с проф. Осиповым. А я просто не рискую всё это разбирать.
Но Ваше утверждение, что вино преобразуется вот прямо-таки в "кровь 4-й группы", простите, звучит не менее дико.
Может, оставим это дело? А то у нас в любом случае фигня получится, простите.


Совпадение Ваше совершенно надуманное. Христианство там не распространилось совершенно по другим причинам. Буддизм там у них вместо христианства.



Вовсе нет. Там целый букет. Индуизм в Индии, даосизм и конфуцианство в Китае, синтоизм в Японии... Буддизм существует в виде неких вкраплений и нередко совмещается с другими культами.
Более того, нынешний буддизм - вовсе не то, что проповедовал Будда. Собственно, изначально это вообще не религия, а философско-этическое учение. А далай-лама писал (лет 25 назад я ещё интересовался до известной степени всем этим), что единая догматическая основа буддизма вообще утеряна.
197. Кирилл Д. : Ответ на 187., иерей Илья Мотыка:
2018-04-13 в 01:13

Зачем обсуждать вопросы не имеющие практического значения? Ну нет нужды обсуждать вопрос на чем служить литургию, если пшеницу и вино могут доставить в потребном количестве в любую точку мира. Пока что на Марсе русской колонии нет, вопрос не актуален.



Что пока неактуально, даже не спорю. Повторяю, я до сегодняшнего дня даже не думал об этой стороне дела.
Но 1000 лет назад было актуально. Могло ли это иметь какое-то значение для судеб христианства... В общем, тоже не актуально.
Но завтра снова может оказаться актуальным. А вдруг большая война, взаимная тотальная экономическая блокада, паралич международной торговли...
Видите же, что в мире творится.
196. Кирилл Д. : Ответ на 180., Юрий:
2018-04-13 в 01:00

Совпадение вовсе не в этом. Вы перечислили именно письменные древние культуры.Из всех древних письменных культур только эллинская античная культура смогла христианизироваться. Частично еще были Малая Азия и Сев. Африка, но они тоже были в орбите Рим. Империи, где доминировала изощренная античная эллинская философия.Славяне, кельты и романо-германцы на момент христианизации не имели своей письменности, потому и христианизировались. Дело не в винограде. Им промыслительно повезло учиться читать и писать в детстве по христианским текстам.Античная эллинская философия была гораздо тоньше, изощреннее и глубже чем философия письменных народов ЮВА. Наверное, потому и смогла христианизироваться в патристику. Кто имеет, тому еще прибавится.



Может, и так. Если я Вас правильно понял, была великая эллинистическая культура и философия и тёмные племена тумбо-юмбо, попавшие в её орбиту и потому усвоившие христианство. Сначала племена славян, германцев и кельтов, потом племена угро-финнов и тюрок, потом африканские негры и американские индейцы...
Жители ЮВА тумбо-юмбо не были, у них своя культура была. Недостаточно глубокая, чтобы принять христианство, но достаточно сильная, чтобы держаться за неё и не превратиться в эллинов. Как-то так?
195. Василий В.В. : Ответ на 192., Юрий:
2018-04-13 в 00:27

По-вашему, Русская Православная Церковь пошла на поводу у еретика? Или все-таки " еретик " - не еретик, а местночтимый святой?Это просто феерия.Уже и текст еретический “святителя” П. Могилы черным-по-белому, со всеми точными ссылками и указаниями предоставлен (к. 89).Уже и ссылки на авторитетных иерерахов РПЦ синодального периода есть о том, что в текстах “святителя” ересь на ереси сидит и ересью поганяет (к. 153).И все равно “святой”.Зато у А. Осипова выискиваем под микроскопом или просто приписываем то, чего нет.Контраст не только очевиден и режет глаза, а попросту сбивает с ног.Это и есть типичный психологический портрет обличителей проф. Осипова – если реальность не вписывается в факты, тем хуже для фактов.



Я Вас много раз просил сформулировать то, что Вы считаете ересью св.Петра Могилы. Но Вы не можете этого сделать. Намекаете на хлебопоклонническую ересь? Да? К так называемым хлебопоклонникам можно причислить всех православных святых Западной Церкви.
194. Василий В.В. : Ответ на 190., иерей Илья Мотыка:
2018-04-13 в 00:02

Участвуя в данном обсуждении вспомнил слова императрицы Екатерины Великой сказанные княгине Е.Р. Дашковой, во время Французской Революции, пора закрыть умные книжки и взяться за букварь.Нужно повременить с высоким богословием и прочитать Пространный катехизис святителя Филарета Московского, для духовной пользы - конечно.



Да еще и модераторов мучаем. Ладно бы, если польза от этого была. Почувствовать момент и вовремя остановиться - дело хорошее.
193. Василий В.В. : Ответ на 185., иерей Илья Мотыка:
2018-04-12 в 23:57

Можно конечно подискутировать на тему были ли в составе Церкви Христовой Грузинская Церковь в 1918-1944 гг. или РПЦЗ в 1923-2007 гг. Что касается католиков, англикан и прочих баптистов, ответ однозначен - нет. Так как по словам апостола Павла еретики царства Божия не наследуют.



Ересиархи,сознательные и убежденные еретики царства Божия не наследуют. А чистые души, искренне верующие во Христа, малые дети, крещеные в инославии, тоже, по-вашему, ни в коем случае, не спасутся? Не может человек уверенно и утвердительно ответить на этот вопрос. Оставил ли Бог полностью инославные Церкви и инославных, мы тоже полностью знать не можем. Мы можем с уверенность сказать, что таинства православной Церкви действительны и действенны. С уверенностью сказать, что таинства инославных Церквей действенны и действительны, мы не можем. Но мы не можем и утверждать обратное ( что они полностью не действенны и не действительны ). Лучше промолчать или усомниться, чем с уверенность возвести хулу на Бога. Мы очень много не знаем, а то, что мы знаем, имеет сугубо прикладное и локальное применение. Распространять на все такие свои знания нельзя.
192. Юрий : Ответ на 188., Василий В.В.:
2018-04-12 в 23:24

По-вашему, Русская Православная Церковь пошла на поводу у еретика? Или все-таки " еретик " - не еретик, а местночтимый святой?


Это просто феерия.
Уже и текст еретический “святителя” П. Могилы черным-по-белому, со всеми точными ссылками и указаниями предоставлен (к. 89).
Уже и ссылки на авторитетных иерерахов РПЦ синодального периода есть о том, что в текстах “святителя” ересь на ереси сидит и ересью поганяет (к. 153).
И все равно “святой”.

Зато у А. Осипова выискиваем под микроскопом или просто приписываем то, чего нет.
Контраст не только очевиден и режет глаза, а попросту сбивает с ног.
Это и есть типичный психологический портрет обличителей проф. Осипова – если реальность не вписывается в факты, тем хуже для фактов.
191. Юрий : Ответ на 184., М.Яблоков:
2018-04-12 в 23:15

Запомни, лютеранин!


Вранье, я всегда в равной мере осуждал как протестантизм так и католицизм именно опираясь на догматическое учение ПЦ.
Врать не стыдно?

Яблоков, так что там с ересью Илария Пиктавийского (к. 181)?
Не стыдно тебе, афтартодекету, ересь сугубую пиарить?
Покайся, Яблоков, тебе скидка будет.
190. иерей Илья Мотыка : Re: Но Христа арестовали бы
2018-04-12 в 22:52

Участвуя в данном обсуждении вспомнил слова императрицы Екатерины Великой сказанные княгине Е.Р. Дашковой, во время Французской Революции, пора закрыть умные книжки и взяться за букварь.
Нужно повременить с высоким богословием и прочитать Пространный катехизис святителя Филарета Московского, для духовной пользы - конечно.
189. Василий В.В. : Ответ на 178., Кирилл Д.:
2018-04-12 в 22:46

Заодно вдруг подумал о Южной и Восточной Азии. Индия, Китай, Япония. . . Там рисовая цивилизация, и с виноградом вроде тоже не очень. И там христианство не прижилось и даже толком почти не проповедовалось в старые времена. Вот такое совпадение.



Кирилл Д, я не пойму, к чему такая щепетильность? Может быть, она вызвана тем, что Вы разделяете взгляды А.И. Осипова? Ведь, Тело и Кровь Христа, по Осипову, - это хлеб и вино, соединенные с Божеством Христа, а раз так, то, чтобы эти Тело и Кровь не были уж очень разношерстными, в использовании продуктов должно быть некое единообразие. Такова логика Ваших рассуждений? Православных больше волнует вопрос о том, во Что пресуществляются хлеб и вино, а не вопрос, о составе и свойствах, используемых продуктов. Продукты могут различаться, а вот Плоть и Кровь - нет. Кстати, Кровь Христа, скорее всего, 4-й группы. Кровь, хранимая в Ланчанах, 4-й группы. Кровь, собранная с иконы Иисуса Христа, вытекающая из того места, где изображены шипы тернового венца, тоже 4-й группы. Именно в эту Кровь пресуществляется вино или то, что используется вместо вина.

Совпадение Ваше совершенно надуманное. Христианство там не распространилось совершенно по другим причинам. Буддизм там у них вместо христианства.
188. Василий В.В. : Ответ на 183., Юрий:
2018-04-12 в 22:20

У нас нет евхаристического общения с ипославными Церквями, но это еще не значит, что инославные находятся вне христианской Церкви.Правильно, Василий, ткните Яблокова в так почитаемого им П. Могилу.Согласно этому же Требнику (к. 89) латиняне принимаются в православие без перекрещивания и даже без перекрещивания. Протестанты тоже без перекрещивания (С. 192).Да-да, “святитель” П. Могила признает действенность таинств у еретиков, а это, действительно, значит, что оные еретики, паки, не вне христианской Церкви.



По-вашему, Русская Православная Церковь пошла на поводу у еретика? Или все-таки " еретик " - не еретик, а местночтимый святой?
187. иерей Илья Мотыка : Кириллу Д
2018-04-12 в 22:17

Зачем обсуждать вопросы не имеющие практического значения? Ну нет нужды обсуждать вопрос на чем служить литургию, если пшеницу и вино могут доставить в потребном количестве в любую точку мира. Пока что на Марсе русской колонии нет, вопрос не актуален.
186. Василий В.В. : Ответ на 180., Юрий:
2018-04-12 в 22:13

Античная эллинская философия была гораздо тоньше, изощреннее и глубже чем философия письменных народов ЮВА. Наверное, потому и смогла христианизироваться в патристику. Кто имеет, тому еще прибавится.



А что Вы знаете о " философия письменных народов ЮВА "? Основные идеи и доктринальные положения неоплатонизма Индия сформулировала задолго до рождения Плотина и сохраняла эти знания в течении многих веков, а затем передала их народам ЮВА.
185. иерей Илья Мотыка : Василию
2018-04-12 в 22:07

Можно конечно подискутировать на тему были ли в составе Церкви Христовой Грузинская Церковь в 1918-1944 гг. или РПЦЗ в 1923-2007 гг. Что касается католиков, англикан и прочих баптистов, ответ однозначен - нет. Так как по словам апостола Павла еретики царства Божия не наследуют.
184. М.Яблоков : Ответ на 181., Юрий:
2018-04-12 в 22:02

Запомни, лютеранин! Церковь еретиков не канонизирует, а анафематствовать. Ты даже в святость и непогрешимость Церкви не веришь. О чем с тобой говорить?
183. Юрий : Ответ на 172., Василий В.В.:
2018-04-12 в 21:56

У нас нет евхаристического общения с ипославными Церквями, но это еще не значит, что инославные находятся вне христианской Церкви.


Правильно, Василий, ткните Яблокова в так почитаемого им П. Могилу.
Согласно этому же Требнику (к. 89) латиняне принимаются в православие без перекрещивания и даже без перекрещивания. Протестанты тоже без перекрещивания (С. 192).
Да-да, “святитель” П. Могила признает действенность таинств у еретиков, а это, действительно, значит, что оные еретики, паки, не вне христианской Церкви.
182. М.Яблоков : Ответ на 172., Василий В.В.:
2018-04-12 в 21:36

У нас нет евхаристического общения с ипославными Церквями, но это еще не значит, что инославные находятся вне христианской Церкви.


С вами все понятно.
181. Юрий : Ответ на 156., М.Яблоков:
2018-04-12 в 21:34

Врешь, Яблоков, ничего из того, что ты мне лживо и лукаво приписываешь я не исопведываю.
Еще раз: как паламист я решительно осуждаю протестантский символизм в трактовке евхаристии.
Я всегда, и сейчас и ранее, исповедую, что, согласно святоотеческому учению ПЦ евхаристический хлеб истинно прелагается в Тело Христово (это не просфора и не артос).

Не надоело тебе еще врать и глупой болтовней заниматься?
Я понимаю, это ты от бессилия ибо никак не можешь принять железобетонно доказанный факт того, что П. Могила еретик, паки, сугубый. Да, тебе придется с этим жить, так что смирись с этим.

А вот ты афтартодокет ибо пиаришь Илария Пиктавийского, еретическое учение к-рого осуждено ПЦ.
Покайся, Яблоков, тебе скидка будет.

«...всемогущая сила Слова как бы поглощала и сводила на нет все болезненные ощущения Его человеческой природы, ... Его тело подвергалось действительным физическим страданиям, но не ощущало при этом чувства боли, т. к. оно было нейтрализуемо Его Божественной силой, исцелявшей всякую «болезнь и язву в людях», простиравшейся даже до края Его одежд и делавшей чудотворными Его слюну и слово. Наряду с истинными положениями христологическое учение И. содержит значительный элемент докетизма и близко к афтартодокетизму V-VI вв. Так, человеческая природа во Христе есть для И. «только пассивный орган Бога Слова»».
Иларий Пиктавийский // Правосл. энциклопедия. – Т. 22. – С. 77-110.
180. Юрий : Ответ на 171., Кирилл Д.:
2018-04-12 в 21:12

Южной и Восточной Азии. Индия, Китай, Япония. . . Там рисовая цивилизация, и с виноградом вроде тоже не очень. И там христианство не прижилось и даже толком почти не проповедовалось в старые времена. Вот такое совпадение


Совпадение вовсе не в этом. Вы перечислили именно письменные древние культуры.
Из всех древних письменных культур только эллинская античная культура смогла христианизироваться. Частично еще были Малая Азия и Сев. Африка, но они тоже были в орбите Рим. Империи, где доминировала изощренная античная эллинская философия.

Славяне, кельты и романо-германцы на момент христианизации не имели своей письменности, потому и христианизировались. Дело не в винограде. Им промыслительно повезло учиться читать и писать в детстве по христианским текстам.

Античная эллинская философия была гораздо тоньше, изощреннее и глубже чем философия письменных народов ЮВА. Наверное, потому и смогла христианизироваться в патристику. Кто имеет, тому еще прибавится.
Страницы:   1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме