Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Схиархимандрит Иоанн

Мария  Мономенова, Русская народная линия

События в Сирии, Ливии, Ираке и цветные революции на Ближнем Востоке
Русская цивилизация и Ватикан / 10.09.2019


В воюющей Сирии. 14 часть …

 

1 часть

2 часть

3 часть

4 часть

5 часть

6 часть

7 часть

8 часть

9 часть

10 часть

11 часть 

12 часть

13 часть 

 

Ко дню нашего знакомства с наместником монастыря святого Георгия Победоносца в Сайднае, схиархимандритом Иоанном (Альталли), я была уже много о нём наслышана и с нетерпением ждала встречи. Я знала, что ему сейчас около восьмидесяти лет, что он серьёзно болен какой-то неизлечимой и страшной болезнью, что наделён бесценными дарами любви и утешения, имеет сотни чад по всему миру, а кроме того прекрасно образован, начитан и благоговеет перед русскими святыми отцами, всячески способствуя появлению переводов их духовных трудов на арабский язык, ради чего даже открыл в своём монастыре крошечную типографию.

 

Русский святоотечник на арабском языке

 А ещё мне однажды довелось присутствовать при разговоре, в котором инок святогеоргиевского монастыря «по секрету» рассказывал монахине сайднайского монастыря о том, что на Божественной литургии, не имея возможности сдержать благодатных слёз, отец Иоанн залил ими чуть ли не весь жертвенник. Позже я узнала, что в тот день на юге Сирии произошёл какой-то серьёзный теракт, в котором пострадали десятки мирных жителей. Очевидно, именно о них и молился священник. Одним словом, всё, что мне приходилось слышать об отце Иоанне, обнаруживало в нём человека незаурядного и высокодуховного.


 

Вместе с переводчиком Николаем, пожилым и интеллигентным мужчиной, которого отец Иоанн любезно пригласил ради нашей встречи, мы ожидали назначенного для интервью часа в уютной гостевой комнате монастыря. Не терпелось скорее увидеть моего собеседника: его образ с натуралистическими подробностям представал перед глазами. Так уж сложилось, что русские исторически избалованы святостью, а поэтому вообразить праведника нам не составляет никакого труда. И вот, когда в зал для гостей вошли пять монахов без знаков отличия, за благословением я потянулась именно к нему, схиархимандриту Иоанну. Да, он был именно таким, каким я его себе и представляла, особенным!

«Какой монументальный красавец!» - восторженно подумалось мне при первом взгляде на отца Иоанна, с обывательской точки зрения ничем непримечательного старичка. Невысокого роста, худощавый, но вполне себе крепко сложенный дедушка, с живыми и светлыми, несмотря на их карий цвет, глазами буквально примагнитил к себе моё внимание. То, что выделяло его из всех, так сказать, некий знак «избранности», были поступь, жест и взгляд - словом, всё невербальное: то, как он впервые поднимает на вас глаза, как происходит первое «считывание информации» о человеке, как он потом «профессионально» молчит, ожидая от вас первого слова, и потом по голосу, по интонации глубже раскрывает вас для себя, прислушивается, «пристреливается», «принюхивается» - в этот момент он буквально живёт вами, он весь в вас, весь «ловец» и весь энергия. В этом трудно поддающемся анализу и описанию поведении прочитывалось одно единственное: необыкновенная внутренняя сила и Богом данная власть. Таков пастырь Христов! На самом деле пастырей по призванию не так уж и много, а поэтому светятся они в толпе обыкновенных людей, как маленькие солнца - их действительно видно. Мгновением позже вдруг стало смешно: мы буквально впились друг в друга глазами. Но что за дерзкая у меня натура, ведь в тот момент «сканированием» занимался не только профессиональный и опытный архимандрит, которому по званию, так сказать, положено, но, как могла, изо всех сил пробивалась сквозь «внешние признаки» вглубь и внутрь представшего передо мною прекрасного старца, и я сама. Улыбаясь нелепости своего поведения, я протянула к батюшке руки под благословение... Вот так мы и встретились, с первой секунды приняв друг друга, как «свой»-«свою».

Радостно целуя тёплую руку дорогого сердцу пастыря, я и не предполагала, что в будущем этот человек станет моим драгоценным молитвенником, смелым хадатаем о безсмертной душе перед лицом живого и милосердного Бога. Каково приобретение!

***

Наша неспешная беседа с отцом Иоанном длилась три с половиной часа. Священник много рассказывала о войне и о сирийских христианах. Чувствовалось, что весь наш разговор даётся батюшке очень трудно и его сердце сильно страдает. Какие беззакония творятся на святой сирийской земле! Уничтожаются православные храмы, многие из которых утрачены безвозвратно. Сильно пострадали архитектурные комплексы Калаат Семаан и святилище Симеона Столпника, серьезному разрушению подвергся так называемый «исторический Сергиополь» - место, где находились мощи святого Сергия, того самого, в честь которого был назван Игумен земли Русской Сергий Радонежский. Исламисты похищают прихожан, убивают священников. Однажды был похищен целый автобус с христианскими детьми. В населённых пунктах, захваченных террористами, новоявленные эмиры обязывают христиан платить «джизью» - особый налог за право оставаться христианами, а женщины там должны закрывать лица, как мусульманки. Если христиане не платят «джизью», их просто убивают. Не так давно были атакованы деревни на северо-востоке страны, взяты в плен около девяноста христиан, которые отказались снять кресты с церквей и платить террористам унизительную дань. В окрестностях города Хомс были похищены двести тридцать мирных жителей, шестьдесят из которых были христиане, их обвиняли в сотрудничестве с режимом Башара Асада, до сих пор так ничего не известно об их судьбе и скорее всего их уже нет в живых. Ничего не известно и о двух епископах - представителе Антиохийской и Сирийской Церквей Павле Язиги и Григории Ибрахиме, похищенных и пропавших без вести в апрельскую ночь 2013 года.

Стоит ли удивляться жестокости войны и ждать от неё милосердия? Как говорится, когда гремит оружие, законы молчат... и в этом смысле у нас с отцом Иоанном получился очень интересный, а главное очень трезвый разговор. Текущие события священник оценивал с позиции некоей божественной неизбежности, он не просто повествовал о том, каково оно жить в военное время, когда в прямом смысле слова у людей земля уходит из-под ног и на глазах отверзаются адские бездны, но пытался будто бы заглянуть чуточку вперёд, приоткрыть некую завесу Божьего промысла и силой своего одухотворённого ума постичь безусловный и безусловно благой замысел Бога обо всём происходящем, ибо Бог по определению благ. Всё, что происходит сегодня в Сирии, - это тот случай, когда человеческий ум при некоторых, не укладывающихся в рамки принятой логики, обстоятельствах, будь то смерть ребёнка, страдания невинных, любые формы социальной или расовой несправедливости, - иной раз просто отключается, не в силах вместить «странную» и кажущуюся порой «извращённой» логику событий: тогда в сознании человека мир превращается в хаос, и из него уходит Бог. Именно об этой опасности размышлял мой дорогой собеседник! Впрочем, предоставлю лучше отцу Иоанну говорить за себя самому, тем более, что это у него получалось просто замечательно. А начали мы, как и полагается, издалека...

  

- Отец Иоанн, расскажите, как появился ваш монастырь? Насколько я знаю, он совсем молодой...

- Наш монастырь действительно очень молодой: он основан в 1995 году, и ему всего 23 года. Изначально здесь была всего одна церковь, которая принадлежала Сайднайскому женскому монастырю, службы в которой проходили лишь только в дни память святого Георгия.

 


 

Всё началось с того, что я, в ту пору простой монах, подвязался в этих краях совсем один и вот, дерзнул обратиться к патриарху с просьбой о возможности основания в Сайднае нового мужского монастыря. Честно говоря, не надеялся на положительный ответ, но он благословил. Под новый монастырь патриархией был отдан храм святого Георгия, появились первые насельники, очень быстро организовалась монашеская община. Первое, что нужно было сделать, это установить постоянный порядок служб и молитв. Был принят афонский устав, согласно которому мы живём и сегодня. Из того, как стремительно развивались события, мы понимали, что над нами осуществляется явный Божий промысел. За двадцать лет мы построили четыре здания, нас стало шестнадцать человек, правда после кризиса осталось десять, но всё это внешнее не столь значимо в сравнении с тем духом, который установился в нашей общине, с Божией помощью у нас очень дружная духовная семья.

Братия монастыря

- Отец Иоанн, Вы духовник с большим опытом, у Вас сотни чад по всему миру, скажите, пожалуйста, как война отразилась на христианах Сирии, если говорить, конечно же, о духовной стороне проблемы?

- Если говорить о монашествующих и подвизающихся, то мы свято верим и чувствуем, что Бог не покидает нас, Он всегда с нами - помощь Его очевидна. С уверенностью могу сказать, что за годы войны братия сильно возросла духовно.

Но совсем иное дело миряне. Мы объясняем нашим прихожанам, что всем управляет Господь и что мы должны принимать испытания, которые Он нам посылает, с благодарностью, должны становиться сильнее в своей вере. Но война превратно повлияла на внутренний мир людей, в особенности тех, чьи жилища оказались на линии фронта. Многие из них лишились абсолютно всего: домов, хозяйства, имущества. Многие женщины потеряли своих кормильцев, от неотступно преследующего горя пошатнулось здоровье. И наша главная задача - объяснить этим несчастным, обездоленным людям, что любовь не ушла из мира и что Бог не оставил их. Но это очень сложно. Они не понимают, за что их так безжалостно наказывает Бог, чем они перед Ним виноваты? Возникает сильный ропот, переходящий в настоящую брань, а в итоге происходит самое страшное - отрицание Бога. Бунт! Как утешить этих плачущих и кажущихся безутешными людей? Где найти эти слова? Многие не хотят и не могут понять, что церковь - это не благотворительная организация и у нас у самих не хватает ресурсов, чтобы помочь в отношении материальной жизни. Люди требуют от нас слишком многого, не давая себе отчёта в том, что мы не банк Ватикан, не можем построить им новые дома, устроить их жизнь заново. Чтобы быть членом Церкви нужно уметь отдавать, а не только принимать, но люди не хотят терпеть, не хотят молиться, не хотят смиряться. Они обижены, унижены, оскорблены, обездолены, голодны, и у них нет никаких сил принять своё горе и понести его со смирением, нет сил молиться, противостоять трудностям, заново пытаться работать, воссоздавая свою жизнь. Их охватывает паника, они думают, что все им теперь должны, не хотят работать, пассивны и ожесточены. Не получив в церкви материальной помощи, они уходят обиженными.      

  

Но когда наших сил не хватает, когда нет тех слов, которые могли бы утешить страждущих, когда человеческие раны оказываются слишком глубоки, - тогда, по слову апостола «плачьте с плачущими», мы с братией просто уходим на несколько дней в затвор и тихо молимся об их душах, мы проливаем слёзы, просим Бога умягчить сердца страждущих, даровать силы и способность с рассуждением и кротостью принять посланные всем нам страшные испытания. И Господь слышит, укрепляет в вере.

- А как Он укрепляет?

- Если человек верует, Господь являет Себя. В самом начале войны в наш монастырь попал снаряд, я в это время читал. Разбилось окно, и меня засыпало землёй. После мы увидели, что снаряд вонзился в землю, но не разорвался. Он до сих пор в земле как напоминание о чуде, он моя смертная память (смеётся).  

Другой случай тоже чудесный. Один раз я молился в городе Орбин. В это время зашли террористы и нужно было срочно эвакуировать людей. Мы собирали людей в одном месте. Потом решили перейти в другое, и только переходим - в первое место падает снаряд. Так мы десять раз уходили от снарядов. Никто не пострадал. Ни один человек! Такие случаи не единичны, люди видят и чувствуют помощь Бога.

- Говорят, беда сближает. Сплотились ли под видом общей опасности христиане Сирии?

- Война не сблизила и не разделила христиан Сирии. Всё индивидуально, и каждый спасается, как может. Кто-то из политиков говорил, что, если бы наши солдаты понимали, из-за чего мы воюем, нельзя было бы вести ни одной войны. Так вот, в Сирии и солдаты, и гражданские хорошо знают, кто и за что здесь воюет, карты открыты, и защищать чужие капиталы никто не хочет. Поэтому люди и спасаются бегством. Многие христиане покинули свои дома, оставили родовые гнёзда. Да, перед лицом катастрофы они оказались слабы, но мы не можем их за это осуждать, однако и молчать мы не имеем права, не можем замалчивать проблему катастрофического оттока христиан со своих исконных территорий. Конечно же, церковь скорбит, пастыри делают всё от них зависящее: мы говорим людям о том, что они должны стоять до последнего, что, если христиане покинут свои дома, Сирии просто не будет... Но не всегда нам удаётся убедить людей, которые, по сути, ничего плохого не желают, они хотят стабильности, хотят для своих детей мирной жизни, поэтому уезжают в Европу, в Азию, в страны Латинской Америки, США... Чтобы сохранить православие для Сирии, мы, пастыри, делаем всё от нас зависящее, но слишком многое нам оказывается неподвластно, и тогда мы со слезами на глазах говорим: «Господи, да будет воля Твоя!»

- То, что происходит сейчас в Сирии, с духовной точки зрения, - наказание или промысел? Говорят, что война, как бы жестока она ни была, очищает души.

- Господь воспитывает любовью, и всё, что сейчас происходит в Сирии, - это против Бога. Мы не готовы благословлять войну, мы благословляем только мир.

Люди стали далеки от Бога - это основное духовное следствие этой войны. Господь запрещает насилие и убийство, он благословляет Любовь. Мы в равной степени молимся за заблудших, молимся даже за террористов, ибо заповедано любить врагов, мы их не ненавидим, мы плачем об их погибающих душах, но всей силою и всею крепостью мы ненавидим врага рода человеческого - Диавола, который лишает десятки тысяч людей возможности следовать за Христом, обрекая их души на погибель и вечную муку.

-  Батюшка, что произошло в Маалюле? В городе рассказывают о том, что настоятельница монастыря святой Феклы, мать Пелажия, сдала город террористам за большие деньги. Неужели такое возможно?

- В Маалюле произошло страшное предательство. Поэтому я не стану отвечать на этот вопрос, я лучше помолюсь. Простите.

- Сегодня после литургии Вы говорили какую-то очень сильную проповедь, я видела лица людей, многие не могли сдержать слёз, плакали. Не могли бы Вы рассказать еще раз, о чём же всё-таки шла речь?

- Только через боль и страдание человек обретает веру. Страдания, которые нам посылает сегодня Бог уподобляют нас самому Христу. Он посылает христианам Сирии такую боль и муку, что понести этот крест могут только избранные. Это отбор: для нас настал час, когда Господь решил очистить Своё зерно от плевел. А вы думаете жизнь - это игра, пустяк, шутка? Нет! Вы видите на конкретных примерах, что значит быть христианином, каково это. Какими качествами должен обладать человек, чтобы понести крест, который несут сегодня христиане Сирии? А ведь это может быть наш последний бой... Сегодня Господь ставит нас перед серьёзным выбором, ведь именно от нас может зависеть, будут ли христиане жить на своей исконной земле или мы настолько пали, что недостойны этого и, как жалкие собаки, поджав хвост, должны будем трусливо бежать в неизвестность? Крест наш тяжек, но о чем это говорит? О том, что Господь дает нам шанс уподобиться Ему Самому, искупившему грех мира собственным страданием за человеческий род. И мы благодарим Бога за честь, за счастье нести крест, который нёс Он Сам, ибо, если оказываются возможны подобные беззакония, которые происходят сегодня на нашей земле, это означает лишь одно: история человечества приближается к эсхатологической развязке. Чудовищная жестокость, которую не знало и средневековье, предательства, нажива, все виды садомского греха... Как всё это можно вынести? Как себя вести, когда это касается лично тебя, твоей семьи, близких тебе людей? Как не стать малодушным? Как не озлобиться, не ожесточиться? Как не предать, не продать самого себя, или даже Самого Бога? Как? На каждом шагу капканы и ловушки, на каждом шагу нас ставят перед страшным и решающим выбором. Искушения тяжкими грехами, после которых не бывает рая, неотступно преследуют нас и наших близких вот уже девятый год подряд. Истинный христианин принимает посланные Богом испытания. А встав на путь испытаний, понимает лишь одно: что пройти его возможно при одном условии - сроднившись со Христом, ибо только Он может понести подобную меру, нашему падшему человеческому естеству это невозможно. И мы благодарим Бога за то, что Его милостью каждую секунду пребываем с Ним и в Нём. У нас просто нет иного выбора. Именно такого духовного напряжения, такой духовной работы требует от нас Бог, поместивший нас в подобные жизненные обстоятельства. Слава Творцу, слава Богу живому, благодаря Ему мы не холодны, не теплохладны, мы - горячи!

- Что бы Вы могли сказать пастве Русской Православной Церкви из опыта пастыря Антиохийской церкви в Сирии? Может быть, от чего-то могли бы нас предостеречь?

- После того, как Россия стала демократической, и все получили равные права, католические пастыри начали свою работу, и Русская Православная Церковь испытывает сейчас влияние латинян, которое исторически очень агрессивно. Сирия прошла через этот этап, и вы можете видеть, чем всё закончилось.

Мы знаем о существовании Всемирного совета церквей и официальной позиции Русской Православной Церкви по отношению к этой организации, знаем и об отношении простых христиан России к тенденциям сближения различных христианских конфессий - здесь всё достаточно прозрачно и узнаваемо. Православные России должны до последнего быть со своим Патриархом, несмотря ни на что. Со всем уважением к главе Русской Церкви стоит организованно объяснять ему свою позицию в отношении многих современных и очень острых проблем, не молчать, но и не бунтовать. Не стоит бросаться в крайности, но прибегать к главе Церкви как к родному отцу за помощью, трезво разъясняя свои опасения. Ведь действия латинян, в первую очередь, направлены на ослабление вашей церкви и на то, чтобы посеять внутренний раскол.

 Не ждите катастрофы, чтобы жить Христом, не искушайте Бога Своей надменностью и горделивой самостоятельностью. Слишком далеко зашёл современный человек, всезнающий и всевластный, который всё может сам и которому не нужен Бог. Не испытывайте терпение Божие. Господь ревнитель, и, если вы сами не прильнёте к Нему как к Творцу Вашему и Отцу всеведущему, то Он напомнит вам о Себе, и напоминание это будет страшным. Не допустите для России катастрофы, ибо исход истории вашей великой страны зависит от каждого из вас. Не заставляйте Бога принимать крайние о вас меры. Заставляйте себя любить, через «не хочу», через «не могу», - делайте дела любви! Особая миссия здесь лежит на священстве, ибо от примера их собственной жизни зависит то, как будет жить паства, а значит вся Россия.

  ***

После подобного интервью вы, наверное, меня поймёте: какое же это было счастье каждое утро субботы по узким улочкам Сайднаи бежать к батюшке Иоанну на исповедь. Да, мы стали друзьями! А ещё нас связало одно очень важное и очень ответственное дело. С отцом Иоанном у нас был крошечный заговор! По просьбе батюшки, каждую пятницу недели мне следовало подходить к матушке Февроние и, объясняя, насколько важно и как сильно необходимо покаяние, я должна была просить её отпустить меня в Мар Джориус к отцу Иоанну на исповедь. Батюшка сильно переживал за сестёр, которые многие годы жили без покаяния. И вот, с моим участием, ни в коем случае не упрекая и не осуждая «железную Вассу» Сайднайского монастыря, очень мудро, тайнообразующе он напоминал игуменье о совершённой ею роковой ошибке. «Господи, вразуми матушку Февронию, помоги сестрам!» - говорил он, благословляя меня «на дело».


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме