Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Шведский синдром на Тверском бульваре

Марк  Любомудров, Русская народная линия

13.04.2019


О спектакле «Сцены из супружеской жизни» в МХАТе им. М.Горького …

 

   Планета Земля переживает кризис  супружеских отношений. Традиционная семья распадается. Мир сползает к промискуитету первобытной эпохи. Отношения упрощаются, любовь сводится к сексу, брак вырождается в свингерство. Сознание человечества снижается к уровню неандертальцев. Гедонизм, приятности физиологии оттесняют иные ценности. Дети воспринимаются как обуза, формируется и растет демографическая катастрофа. В первую очередь это касается белой расы, которую стремительно  вытесняют цветные этносы. Белые неотвратимо уступают цветным, у которых  "супружество" часто исчерпывается  неистощимой работоспособностью детородных органов.

   Поэтому обращение МХТ к "Сценам из супружеской жизни", как может показаться, имеет обоснованные мотивировки. Премьера спектакля состоялась в марте 2019 г. В его основе сценарий того же названия шведского кинорежиссера Ингмара Бергмана (1973). И в фильме, и в его сценическом переложении постановщика Андрона Кончаловского развернута семейно-бытовая драма мужа и жены, в русском варианте именуемых Иваном и Мариной.

   В отношениях персонажей нарастает разлад, утрачивается доверие друг к другу, довлеет атмосфера  недовольства, умножаются конфликты и начинают преобладать  разрушительные для семьи импульсы. Супруги бесконечно выясняют отношения. Они ссорятся и мирятся, обрушивают каскад встречных обвинений, даже вступают в драку. В их переживаниях чередуются истеричность, взрывы строптивости и холодная бесчувственность. Эти смены сближений и отторжений проистекают из взаимной разочарованности, которая воцаряется в психологическом климате данной семьи. Детей нет, и почти ничто не связывает пару.

   Засасывающая тина приземленной бытовой повседневности поглотила  души Марины и Ивана. На сцене они умываются, чистят зубы, пьют чай или кефир, многократно переодеваются, смотрят телевизор, иногда подходят к окну, интересуясь уличной суетой. Марина делает макияж и педикюр, Иван сибаритствует на диване.

   Бытовую монотонность  все чаще  прорезают  всплески иных чувств. Марина выкрикивает накопившееся - "я не знаю чего я хочу... нет никакой любви, нет ничего... мне скучно с тобой спать". Иван мог бы бумерангом вернуть  супруге эти жесткие слова. Беда в том, что оба не знают, отчего так все сложилось. Их обывательское жизнеощущение лишено духовных скреп и опор, а значит и прозрений, способности понять друг друга. Иван уходит из семьи к любовнице, Марина тоже находит себе партнера.

   Надо признать, что артисты А.Домогаров (Иван) и Ю.Высоцкая (Марина) талантливо раскрывают поведенческие подтексты своих персонажей, найдя и соответствующий им облик. Иван предстает человеком с удрученным, усталым лицом, с начинающим оплывать брюшком и тревожной тоской в глазах. Высоцкая показывает свою героиню дамой позднебальзаковского возраста со всеми свойственными ему типично женскими переживаниями. Марина постоянно находится в состоянии нервической взвинченности, еще бы: "не знаю чего хочу... скучно с тобой спать". Травматичной оказалась и утрата доминантной роли в семье. В отношениях нарастает взаимное разочарование.

   Современные аналитики называют Скандинавию духовной пустыней. Термин "шведская семья"  стал многозначным синонимом полигамности, распада и перерождения традиционно, христиански понимаемой семьи. Являются все новые свидетельства скандинавского (разрушительного!) толкования категорий  пола, брака, отношений с детьми. Они обнаруживают гендерную извращенность, например о существовании в человечестве шести полов (а не двух), правила партнерства по контракту, педократические законы и т.п. Что уж говорить о ревнивой толерантности к содомии.

    Мхатовские "Сцены из супружеской жизни" инкрустированы видеопроекцией кинохроники 1990-х годов - лихих и жестоких. Возникают кадры бесчинств омоновцев, звучат песни популярных эстрадных вокалистов.  Они "привязывают" семейную хронику к конкретному времени, оживлять пресноватые банальности сценического действия.

   Можно предположить, что интерес к проблемам распадающейся семьи у  Бергмана (и Кончаловского!) отражает ностальгические возрастные рефлексии авторов по поводу собственных многочисленных "супружеств" с попыткой  осмыслить их итоги. Что ж, художники уровня Бергмана и Кончаловского могут себе позволить в личном    творческом пространстве  снобистский подход к выбору субъективно привлекательной для них темы...

   Кто же будет спорить с тем, что проблема интимных отношений в браке имеет важное значение, и эта "проблемность" для членов семьи с годами возрастает.   Как очевидно, в спектакле плотские мотивы являются определяющими. В отношениях сценических персонажей  преобладают вибрации инстинктов и не слишком глубоких чувственных переживаний. С них начинается сюжет и похожими акцентами завершается...

   Финальные реплики фильма Бергмана - "мы любим друг друга - тогда быстрей под одеяло" - достаточно красноречивы. Кончаловский смягчает прямолинейность шведского режиссера. Воссоединившиеся в очередной раз персонажи сплетаются в спазматически гротескном танце, создавая свою "прелюдию". Приглашающе раскрытая постель-тахта рядом. Режиссер даже выдвинул ее на авансцену, во избежание сомнений... Он стремится быть верным правде обстоятельств даже и в том, что сопровождает танец Марины и Ивана популярной песенкой "Кондуктор не спешит, кондуктор понимает, что с девушкою я прощаюсь навсегда". Финал как бы открытый - не исчерпана череда встреч-расставаний героев сюжета?

   Всепобеждающая биологизация венчает спектакль, его сквозное действие с протуберанцами постельных радостей обретает полноту завершения. Все заканчивается в духе обыденности и даже фатальности. Так бывает, и нынче  - все чаще... В шведском сознании тема, возможно имеет доминантный характер. А в русском? Что несет она нашему уму и сердцу?

   Предваряя премьеру, выйдя перед знаменитым занавесом с эмблемой чайки, Кончаловский говорил об обязывающих условиях мхатовской сцены. Он напомнил о том, что К.С.Станиславский и Вл.И.Немирович-Данченко заложили образцы, на которые должен ориентироваться "русский театр". Но вот не запамятовал ли он их главный завет: сцена призвана  раскрывать прежде всего «жизнь человеческого духа». 

   "Сцены из супружеской жизни" первая (!) постановка  при новом  художественном руководителе МХТ Э.В.Боякове, который пояснил: "Я сознательно пошел на то, чтобы это был первый спектакль". Тем самым премьера была заявлена как манифестное произведение. Прозвучали и уверения худрука в том, что "мы должны быть ближе к самым главным вещам в жизни... это вопросы совести, чести, семейных ценностей". Но не странно ли, что это "приближение" Бояков предпочел развернуть в духе европейского  либертинства, в сюжете, где семейные ценности толкуются весьма экстравагантно, а их уровень опущен до центров, которые обычно стесняются называть. Неужели в этом пространстве могут быть плодотворно решены "вопросы совести и чести"? Чаемые высокие русские смыслы не глохнут ли в горизонтальных шведских жизнеощущениях?

   Вспомним, как начинался Московский Художественный общедоступный (таким был задуман) театр, впервые распахнувший свой занавес в 1898 году. Для премьеры выбрали пьесу А.К.Толстого "Царь Федор Иоаннович". На сцене  раскрывалась судьба русской государственности, выяснялось качество центральной власти. Начиная чеховский цикл спектаклем "Чайка", театр вместе с автором развивал тему призвания и ответственности таланта. В близкие уже нам времена, после раскола МХАТ Т.В.Доронина первым спектаклем своей труппы избирает "На дне" М.Горького, прямо указывая на преемственность репертуарной линии от эпохи Станиславского. Пронизанный глубокими социально-философскими мотивами этот замечательный спектакль достойно открыл афишу доронинского МХАТ им. Горького.

   Попробуем сопоставить. Исполины национальной русской классики и предъявленная как зачин нового этапа театра альковного уровня  мелодрама Бергмана-Кончаловского. Как предъявленный нам "выбор"  соотносится с действительностью (во многом трагедийной) современной России?

   Не могу не коснуться и смены руководства в МХАТ. Пытаясь понять причины грубого. вопиюще несправедливого увольнения Т.В.Дорониной из театра, который она выпестовала и успешно им руководила 30 лет, обратил внимание на некоторых ее коллег, высочайше обласканных властью. Например, ровесница Дорониной Г.Волчек. Ей можно посочувствовать - она настолько одряхлела, что может передвигаться лишь в инвалидной коляске. Однако  никто из власть предержащих не усомнился в ее способности по-прежнему  руководить театром "Современник". Народному артисту СССР  Ю.М.Соломину   (тоже преклонного возраста человеку) вручили бессрочный контракт на руководство Малым театром. Однако любой из непредвзято мыслящих наших современников скажет, что, может быть, в еще большей степени такой "бессрочности" достойна и Татьяна Васильевна Доронина.

Во  въедливых поисках причин столь неоднозначных "подходов", обнаружилось (среди прочего), что Волчек и Соломин являлись "доверенными лицами" известного человека, а Дорониной в их числе не было... К слову, "доверенными" оказались и Бояков и даже А.Кончаловский. Возможно, что я ошибаюсь в своих предположениях. На русском языке подобные явления назывались фаворитизмом. О разрушающем его влиянии на культуру и искусство с возмущением и болью писал - не столь уж давно - великий русский композитор и мыслитель Г.В.Свиридов.

 


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 1

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

1. Петрович : ОНИ ИДУТ
2019-04-15 в 15:47

Опять они пришли, увидели и победили? Тухнет Москва....

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме