Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Томов премногих тяжелей...»

Николай  Головкин, Русская народная линия

06.12.2018


К 215-летию со дня рождения Фёдора Тютчева (1803-1873) …

 
 

Многие строки  Тютчева стали крылатыми. Современник многих войн и социальных потрясений, он воспринимает своё время как «минуты роковые», канун великих событий. Самое известное его четверостишие написано в 1866 году:

 

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать -

В Россию можно только верить.

 

Великий русский лирик, поэт-мыслитель, публицист, Фёдор Иванович Тютчев - яркий представитель золотого века русской поэзии - стоит особняком в русском поэтическом пантеоне.

Он был современником Пушкина, который восхищался его поэзией. Однако сам Тютчев не считал поэзию своим основным занятием. Называл свои стихи «виршами» и «бумагомараньем». Относился к ним без трепета - по рассеянности мог где-то оставить или даже случайно выбросить.

Федор Иванович владел пятью языками, долгие годы работал дипломатом за границей. В своих политических статьях, которые актуальны и ныне, Тютчев анализировал причину антирусских настроений, получивших распространение в Западной Европе, раскрывал и объяснял феномен русофобии, которая виделась ему в стремлении вытеснить Россию из Европы если не силой оружия, то силой презрения. Об этом же он размышляет и в стихах. Вот одно из них - «Напрасный труд - нет, их не вразумишь...» (1867):

 

Напрасный труд - нет, их не вразумишь, -

Чем либеральней, тем они пошлее,

Цивилизация - для них фетиш,

Но недоступна им её идея.

 

 

Как перед ней ни гнитесь, господа,

Вам не снискать признанья от Европы:

В её глазах вы будете всегда

Не слуги просвещенья, а холопы.

 

И Тютчев, дипломат с душой поэта, широко прославился, прежде всего, не своими политико-философскими размышлениями (так, в своих политических статьях он афористично писал - «Россия как государство гигант, а как общество - младенец»), а лирическими стихами. Широко известны и любимы романсы Чайковского, Рахманинова, Свиридова и других композиторов на стихи Тютчева.

«Только талантам сильным и самобытным, - писал о поэте Николай Карамзин, - дано затрагивать такие струны в человеческом сердце... Мы решительно относим талант г. Ф. Тютчева к русским первостепенным поэтическим талантам».

 

***

Он родился 23 ноября/6 декабря 1803 года в родовой усадьбе в селе Овстуг 6Брянского уезда Орловской губернии (ныне - Брянская область). Именно из этих среднерусских мест выходила чуть ли не вся великая русская литература: Фет, Тютчев, Лев Толстой, Тургенев, Лесков. В провинции дать достойное образование дворянским детям было сложно - и Тютчевы перебрались в Москву.

С чётырех лет и до окончания Московского университета Фёдор Иванович жил в доме в Армянском переулке в Москве, на фасаде которого ныне - мемориальная табличка. Именно отсюда он уехал на дипломатическую службу в Мюнхен.

Первым учителем литературы Фёдора Ивановича стал молодой поэт-переводчик Семён Раич, руководивший его домашним образованием и поощрявший первые стихотворные опыты Тютчева. Самое первое свое стихотворение Фёдор написал, когда ему было 11 лет.  Юноша  переводил Горация, изучал латынь и древнеримскую поэзию.

В 1819 году, когда Фёдор поступил на словесное отделение Московского университета, Семён Раич покидает дом Тютчевых в Армянском переулке и в дальнейшем стал наставником другого будущего великого поэта - Михаила Юрьевича Лермонтова.

В 1821 году Тютчев блестяще окончил Московский университет, где изучал иностранные языки, литературу, историю искусства, археологию, принимал живое участие в литературной жизни университета. Вскоре он поступил на службу в министерство иностранных дел. В 1822 году Тютчев уехал за границу, получив назначение на скромную должность в русское посольство в Мюнхене (столица тогдашнего Баварского королевства).

В Мюнхене он приобщился к немецкой идеалистической философии свёл знакомство с Шеллингом, дружил с Генрихом Гейне, переводил Гёте и Шиллера.

И имeннo здесь пoэт coздaл ряд знaмeнитых cвoих cтиxoтвopeний: «Beceнняя гpoзa», «3имa нe дapoм злитcя...», «O чём ты вoeшь, вeтp нoчнoй?..» и дpугие.

В чужих краях Тютчев прожил двадцать два года, но не терял духовной связи с родиной и изредка навещал её. Он вернулся в Россию, как потом сам признался, - более русским, чем был.

 

***

Весной 1836 года Тютчев переслал  из Мюнхена в Петербург рукопись с 24 стихотворениями. Пушкин  опубликовал их в своём «Современнике» под заголовком  «Стихи, присланные из Германии» и за подписью Ф.Т.

«Мне рассказывали очевидцы, - писал Юрий Самарин, один из основателей движения славянофилов, - в какой восторг пришёл Пушкин, когда он в первый раз увидел собрание рукописное его стихов. Он носился с ними целую неделю».

С конца  1840-х годов  начинается новый подъём  лирического творчества поэта. Но лишь в 1850 году к Тютчеву снова обратилось внимание большого журнала. И снова это был «Современник», ставший к тому времени некрасовским. В статье «Русские второстепенные поэты» Некрасов перепечатал почти все известные стихи Тютчева, разобрал их и смело поставил рядом с лучшими произведениями русского поэтического гения:

«Только талантам сильным и самобытным дано затрагивать такие струны в человеческом сердце, вот почему мы нисколько не задумались бы поставить г. Ф.Т. рядом с Лермонтовым».

Первая книга стихов Тютчева вышла в печати только в 1854 году, когда ему был уже 51 год. Даже это издание не состоялось бы, если бы И.С.Тургенев не уговорил его издать свои стихи. К Тютчеву пришла поздняя, но подлинная слава.

 

***

Тютчева очень часто называют «Певцом природы». Поэт буквально очеловечивает её, делая природу такой близкой и родственной каждому человеку. Его лирическим стихотворениям свойственна удивительная мелодичность. Романтическое преклонение перед красотой природы, умение заметить самые незначительные детали - вот главные качества пейзажной лирики Тютчева.

Тютчев умел наблюдать все времена года: первые грозы, первые зелёные листья, первый листопад, первые снегопады. По поводу стихотворения «Весенние воды» Некрасов писал: «Читая их, чувствуешь весну...».

Вспомним строки пейзажной лирики Тютчева: «Весенние воды», «Весенняя гроза», «Ещё земли печален вид...», «Зима недаром злится...», «Ещё в полях белеет снег, а воды уж весной шумят...», «Есть в осени первоначальной...», «Чародейкою зимою околдован лес стоит...» - эти и другие замечательные стихи Тютчева запоминаешь с детства и на всю жизнь.

 

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит -

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

 

И стоит он, околдован,-

Не мертвец и не живой -

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Лёгкой цепью пуховой...

 

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой -

В нём ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

 

***

Первой любовью поэта была Амалия Крюденер. Когда они познакомились, ей было всего 16, Тютчеву немного за 20. Родители прочили его избраннице более выгодную партию. Спустя почти полвека после их первой встречи, Амалия пришла попрощаться с умирающим Тютчевым.

«В её лице, - запишет он напоследок,  - лучшие дни моего прошлого пришли мне дать прощальный поцелуй».

Баронессе Амалии Крюденер, которая привезла когда-то Пушкину из Германии тютчевские стихотворения, он посвятил светлое, прекрасное стихотворение «Я встретил Вас». Романс на это стихотворение стал поистине народным. Тютчев написал слова великого русского романса о неожиданно вернувшейся весне любви, которой, как точно сказал Тургенев, не суждено умереть.

И обе жены Фёдора Ивановича - первая Элеонора и вторая Эрнестина - были немками. С каждой Тютчев венчался по двум обрядам - католическому и православному.

Последняя любовь Тютчева - Елена Денисьева, учившаяся в Смольном институте вместе с его дочерьми. Они познакомились в конце 1840-х годов. 47-летний поэт был женат, но без памяти влюбился в 24-летнюю Елену.

Эти отношения продлятся 14 лет и их плодом будут трое внебрачных детей и пронзительный Денисьевский лирический цикл Тютчева, признанный образцом русской любовной лирики. Одновременно от обоих законных браков у поэта было ещё шестеро детей.

Его отношения с Е. А. Денисьевой были очень драматичны. Перед ней закрылись двери светских гостиных, от Елены Александровны отвернулись даже родители. 

В 1851 году Тютчев написал одно из самых известных стихотворений «Денисьевского цикла» «О, как убийственно мы любим...» (в 1854 году оно было опубликовано в 3-м номере журнала «Современник») об истинной сущности любви, которая может погубить человека, если не оберегать чувства от сплетен толпы, полное пронзительной боли, сознания вины перед любимой:

 

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!..

 

Умерла Елена Александровна 4 августа 1864 года от туберкулёза. После её кончины Тютчев горько раскаивался в том, что причинил возлюбленной столько страданий, поставил её в горькое положение.

 

***

Фёдор Иванович умер через 9 лет после Елены Денисьевой - 27 июля (по новому стилю) 1873 года в Царском Селе (ныне - город Пушкин Ленинградской области).

«Ранним утром 15 июля 1873 года,  - писал Иван Сергеевич Аксаков,  - лицо его внезапно приняло какое-то особенное выражение торжественности и ужаса; глаза широко раскрылись, как бы вперились вдаль - он не мог уже ни шевельнуться, ни вымолвить слова, - он, казалось, весь уже умер, но жизнь витала во взоре и на челе. Никогда так не светилось оно мыслью, как в этот миг, рассказывали потом присутствовавшие при его кончине... Через полчаса вдруг всё померкло и его не стало... Он просиял и погас».

... Часть стихотворений поэта была им по досадной ошибке или небрежности сожжена при разборе бумаг или же утеряна. Поэтому до нас дошло не всё его лирическое наследие. Все созданные Тютчевым стихотворения можно уместить в одну книжку, которой Афанасий Фет предпослал очень точный эпиграф «На книжке стихотворений Тютчева» (1885):

 

...Но муза, правду соблюдая,

Глядит: а на весах у ней

Вот эта книжка небольшая

Томов премногих тяжелей.


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 1

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

1. C. Гальперин : Тютчев и формирование в России исторического социального заказа
2018-12-07 в 16:04

Не берусь оспаривать убеждённость автора в широкой известности Тютчева благодаря, в первую очередь, его лирическим стихотворениям. Тем не менее, отмечу, что, назвав совершенно справедливо «самым известным» приведённое в начале своей публикации четверостишие поэта, ничего общего с его лирикой не имеющее, он противоречит сам себе. Для меня же с тех пор, как я начал интересоваться проблемами отечественного просвещения, особое место заняло стихотворение Тютчева «Наш век», опубликованное в 1851 году главным печатным органом славянофилов – журналом «Москвитянин»:

Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует
Он к свету рвётся из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.

Безверием палим и иссушён Невыносимое он днесь выносит…
И сознаёт свою погибель он,
И жаждет веры, но о ней не просит.

Не скажет ввек, с молитвой и слезой,
Как ни скорбит перед замкнутой дверью:
«Впусти меня! – Я верю, Боже мой!
Приди на помощь моему неверью!..»

Речь, стало быть, идёт о человеке, чью изначальную веру в Иисуса Христа свет просвещения обратил в безверие. Это никак не могло относиться к просвещённому европейцу, которого современник поэта Иван Киреевский, определил, как «человека, оторванного от всех других верований, кроме веры в рациональную науку, и не признающего другого источника истины, кроме выводов собственного разума». Но ведь именно европейская образованность была взята в качестве образца и для России с её совершенно иными, укоренёнными в многовековой культуре традициями, и появление в формируемом здесь светском образовании двойственности «божественное – мирское» во всей своей драматичности стало неизбежным. Оно вызывалось попытками следовать принятым в Европе «правилам игры», прекрасно вписывающимся в образ мысли человека целиком секуляризованной («обмирщённой») культуры. В православной же России эта двойственность породила всё расширяющуюся трещину между образом жизни и образом мысли стремившегося к свету знаний человека, что и отражено в стихотворении Тютчева, последние строки которого обращены к Новому Завету (Мк. 9, 24).

Таким образом, в кратком стихотворении, носившем историческое название «Наш век», обозначилась во всей своей остроте важнейшая проблема, решение которой открывало широкий и прямой путь дальнейшего развития России. Ей требовались основы познания, принципиально отличающиеся от выработанных протестантской Европой, что и составило сущность долгосрочного социального заказа, сформированного к середине XIX века в глу-бинах общественного сознания. Началом исполнения его с полным основанием можно счи-тать выдвижение упоминаемым выше Иваном Киреевским идеи «цельного знания» как «верующего мышления». Её актуальность сохраняется и поныне, ведь преодоление роко-вой двойственности (см. выше) так и не осуществлено, а наличие упоминаемого заказа и необходимость его завершения нынешними ЛПР всё ещё остаётся неосознанной.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме