Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Ангелам Своим Он заповедает ...хранить тебя на всех путях твоих...»

Станислав  Рыжов, Русская народная линия

21.11.2018


Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных …

 

 

«ПО  НЕБУ  ПОЛУНОЧИ  АНГЕЛ  ЛЕТЕЛ...»

«Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал: ее не могу теперь  вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы произвела прежнее действие. Ее певала мне покойная мать». 
   Михаил  Лермонтов.


     «Природа наделила его страстями. Трех лет он плакал на коленях у матери от песни, которую она певала ему. И в память о рано угасшей матери и о песне он написал потом своего Ангела».
         Ираклий Андроников.

                                               ***

 

АНГЕЛ

 

По небу полуночи ангел летел,

И тихую песню он пел,

И месяц, и звезды, и тучи толпой

Внимали той песне святой.

Он пел о блаженстве безгрешных духов

Под кущами райских садов,

О Боге великом он пел, и хвала

Его непритворна была.

Он душу младую в объятиях нес

Для мира печали и слез;

И звук его песни в душе молодой

Остался - без слов, но живой.

И долго на свете томилась она,

Желанием чудным полна,

И звуков небес заменить не могли

Ей скучные песни земли.

 

 

      Удивительные, проникающие прямо в сердце стихи Лермонтов написал в шестнадцать лет (1831 г.), когда столкнулся уже с человеческой ненадежностью, неверностью.

      Песня матери, рано ушедшей в мир иной, осталась в томящейся душе поэта сиянием ангельского света, кротости, тепла и любви, какую искало его сердце всю последующую жизнь... В «Ангеле», уподобленном песне матери, собственно  обозначена и сама эта земная жизнь - как томление души человека  в «мире печали и слез»...

      Гений в краткой простоте выразил так много, что это по сути целое богословие, обнимающее пространство от Неба до земли:  благодарственную «хвалу» Господу, блаженство пребывания с Богом - и  наш путь земной, испытанья до встречи с Ним, также как и совершенная невозможность заместить «звуки небес» скучными, блеклыми «песньми земли».

        Но этот звук ангельской песни остается «без слов - но живой» - в каждом из нас!.. Мы подобны душой своим небесным покровителям, но часто забываем об этом. Только ушедши из ментального пространства детства, повзрослев и «заматорев», мы открываем по-новому, как бы извне, что дети - ангелоподобны (а мы ведь тоже были «там»!).

       Наша душа, несущая образ Божий, не может быть неверующей. Это потом, потом...если начинают погружать незамутненный ум юного существа в  рационально-прагматическое, научно - материалистическое мировоззрение, где все взаимозавязывается, мотивируется, объясняется и сплетается так, что «не остается» в нем места для Бога. Но при этом все больше всеиваются в детские души  семена недоверия, скепсиса, иронии, насмешки...

      Подвергай все сомнению, говорит классик жанра Маркс, имея в виду, разумеется, в первую очередь христианское мировоззрение...А уж сегодня, с  интернетом, пандемией гаджетов и буйством соцсетей, что и говорить...    

      Однако отрадно, что во все времена и во всяких обстоятельствах встречаешься нежданно с ангельским отсветом в душах людей в нашем быстро текущем (персонально) «мире печалей и слез...» В самых простых и незамысловатых ситуациях. Каждый может об этом что-то вспомнить, рассказать.

 

СКОЛЬКО «ВЕРНЫХ» СОКРОВЕННЫХ НА  ЗЕМЛЕ?

 

     «Бог повелел, чтобы высшие силы служили пребывающему на земле (человеку) - по причине достоинства образа, которым облечен человек». 

                                                                                                                                                                                                                                 Свт. Иоанн Златоуст.

     
 Неверующих людей практически нет, во всяком случае, у нас в России. Хоть «криво», но веруют все. Веровал даже такой ярый атеист, как лауреат Нобелевской премии академик В.Л. Гинзбург, которого фотограф запечатлел однажды у меноры, в синагоге. Впрочем, сам атеизм есть пламенная вера в то, что Бога нет.

Впору вспомнить удивительное откровение, которое получил Илья-пророк в минуты отчаяния, видя, как народ израильский, оставив истинного Бога, поклоняется массово позорным идолам.

 Когда он восскорбел всем пламенеющим, ревнующим сердцем своим о том, что не остается никого верным Богу, Господь поведал Илие, что у него еще в Израиле прикровенно семь тысяч верных, которые не поклонились чуждым божкам, иже суть бесы. Не 70, не семьсот даже, а семь тысяч!..

 

***

 

В Баку, где остается жить моя близкая родственница, через несколько дворов от нашего дома проживает также никуда не выехавшая семья А. Отца и мать, как и мы, тоже похоронили здесь, старший брат уехал, а Виктор, младший, с женой и детьми так и остались в Баку... Витя работал на нефтепромыслах, на море, в пожарной части. Живой, веселый, чисто бакинский тип русского человека.

 Но и страдает он от нашей же современной русской, в основном, болезни - пьет. Может долго держаться, потом срывается в запой. Сейчас он уже не работает, но не скажешь, что пенсионер, и вот в один из моих приездов, зная, что я уверовал, однажды, после баньки (мы к ним ходили раз в неделю), сказал, что давно хочет поговорить со мной.

Сели мы в саду, под абрикосом тенистым, Витя показал на свои «плантации» помидора, укропа, редиски, гранатовые деревья, вишни: видишь, какое хозяйство, только успевай поливать!... И неожиданно продолжил:

- Ты скажи, как мне бросить пить, что надо делать, как по-церковному?

Спросил бы чего полегче, но делать нечего, я как мог стал объяснять, что это смертельно опасно для души, т.е. для него, так как мы будем жить вечно - хотим или не хотим - от нас не зависит, и что Сам Бог предупреждает, что пьяницы  радости вечной жизни не получают, а будут там страдать, что надо подготовиться и хорошо исповедаться, пообещать Спасителю не повторять, бороться и постараться потом отгонять, «гасить», отводить сразу появляющиеся позывы, ну и так далее. И главное, говорю, надо, чтобы сильное было внутреннее твое желание бросить пить.

Витя слушал внимательно, но я понимал, что он ждет как бы более радикального, абсолютного рецепта - раз Церковь, значит все может!.. То есть вера в силу Церкви.

В общем, постарался я донести, что Бог все может, и это тайнодействие Божие сотворяется в Его Церкви, но надо и самому  сильно и постоянно трудиться. А в этом - главная заковыка. Как и для всех нас.

Я чувствовал свое почти бессилие, потому что видел: он ждет «спасательного круга» от Церкви: прочтет молитву священник или еще что, - и долгожданный конец этой заразе!.. Раз и навсегда!

Эта «заклинательная», магическая функция, которую часто возлагают на Церковь, в том числе и многие верующие - тоже от маловерия нашего, от невежества, от нежелания духовно трудиться, ежедневно и ежечасно.

Но тем не менее, мы поговорили, я старался как мог...

А потом Витя поведал, что у него икона есть, от бабушки - великомученицы Варвары, и что стекло на ней треснуло в день смерти бабушки, которая всегда перед этим образом молилась. Почему? - спросил он. Что это значит?.. Это значит зримое присутствие, попечение святой Варвары о всех вас, и о тебе, это призыв обратиться к Богу, изменить образ жизни, то есть бросить пить. Особый сигнал для тебя!..

Витя вынес иконку, она небольшая, с блокнот. Сверху шла трещина. «Вот Варваре особенно молись, чтобы помогла «завязать». Раз у вашей семьи такая великая покровительница».

Я рассказал о жизни Варвары, о том, что казнил ее собственный отец, объяснил Виктору, как по нашим просьбам-молитвам и святые все помогают в добрых начинаниях. Но только добрых, благих. И если, конечно, мы сами стараемся...

Мы помолчали, Лида, жена, принесла чай, на столе были и фрукты. Лида - верующая, но, как известно, нет пророка в своем отечестве (и в семье).

И вот, перед тем, как приступить к чаепитию, я предложил прочитать «Отче наш», а потом перекрестить пищу. «Сейчас столько отравы, столько химии, а крестное знамение - если с верой - все это уничтожает, всякую пакость!»

Все согласились и после того, как мы это совершили, Витя просто сказал: «Я всегда, перед тем, как кушать, говорю: прошу тебя, Бог, чтобы часть этой пищи, которая у нас на столе, Ты дал голодным, чтобы у каждого человека был кусок хлеба и стакан чая».

Я похвалил, что он так молится, но я был, конечно, поражён, хоть виду не подал. Многие годы этот человек, которого считают пьяницей, и жена постоянно и законно пилит, каждый день обращается к Богу с такой молитвой любви. Я ему как примерный книжник, разъяснял целый час что к чему, а оказывается, мне от него надо поучиться. Многие ли из воцерковленных людей имеют такую веру?..

      «Господи, спаси эту страдающую душу, Варвара, помоги...»

 

***

 

Уже когда я писал это, снова вспомнил поразительный случай, который остался где-то на детских задворках памяти. Когда мы были школярами, второй-третий класс, прямо напротив А., чуть наискосок, через дорогу жило семейство Д. Причем отец один воспитывал сына и дочь.

 Однажды утром вся наша улица сбежалась на крики. Прибежали и мы, пацаны. И прильнув к щелястому забору, с замиранием сердца смотрели, как разгневанный отец бегал по двору за дочерью (ей было уже лет девятнадцать), с палкой, она кричала от ужаса, из носа текла кровь, он тащил ее за волосы, она отбивалась, вырывалась, снова кричала, и все, замерев, смотрели, пока не подъехала милиция.

Это было необычно для нас, потому что ничего похожего никогда не было, родителей почитали, слушались, хотя и не всегда, но чтобы вот так - родной отец чуть ли не убивал свою дочь - такого улица наша не видела!

Я так и не знаю толком, что тогда произошло, из-за чего так вел себя отец, но когда впервые узнал о великомученице Варваре, о том, что ее казнил собственный родитель, и это не вмещалось в уме - вот тогда я вспоминал этот эпизод из бакинского детства, и понимал, что такое, оказывается, возможно.

И вот - Витя  с иконою святой Варвары, как это все сплетается порой неожиданно, спустя многие годы...

Кстати, в бакинском храме Рождества Богородицы, где меня крестили в раннем детстве, есть большая, почитаемая икона великомученицы Варвары, «барочного» письма, такого образа я больше нигде не видел.

 

КАК    МОЛИТЬСЯ НА УЛИЦЕ

     «Ангелы, будучи служителями любви и мира, радуются о нашем покаянии и преуспеянии в добродетели, стараются наполнять нас духовными созерцаниями (по мере нашей восприимчивости) и содействуют нам во всяком добре».
    Свт. Феодор Едесский
.


           Как-то с товарищем, единомышленником разговаривали, вспоминали (упрекая себя, естественно), как святые, духовные люди советуют вести себя, к примеру, в городском пространстве.

     Вот мы ходим по улицам, глазеем на витрины, или на женщин, или на иномарки, рассеиваясь в не вполне чистых мыслях (или вполне нечистых), а лучше:  увидишь ребенка - быстро помолись за него: «Господи, спаси и сохрани дитя сие и сродников его, настави на путь веры и спасения! Матерь Божия, помоги деточке этой, спаси и сохрани!..». Может за него никто больше и никогда не помолится в этом мире! а Бог такую молитву примет. Вместо того, чтобы без толку шататься и ворон считать, и на девушек красивых пялиться, лучше за каждое дитя помолись. Особенно сейчас нужна такая молитва. Коротко, три секунды! - а она у Бога...

Или видишь кого сильно огорченного, удрученного, или нищего, бомжа - тоже помолись: «Господи, помоги ему во благих, спаси и сохрани. Пресвятая Богородица, помоги!..»

Вот, к примеру, бабушки наши замечательные, бывает, еще советские, комсомолки, остроязычные, доперестроечные сидят во дворе на скамейке, лясы точат, кости перемывают, не только управляющим кампаниям и всей конторе ЖКХ, но и управляющим государственными делами. Понятно, что и без этого никак, но вы лучше вечерком дом свой с молитвой обойдите: «Богородице Дево, радуйся!..», или школу, где дети ваши учатся, или детсад, где внуки и правнуки - всё молитвенная защита. Если бы все молились так, от души, от сердца, просили друг за друга - весь город, вся атмосфера бы освящалась, всякая нечисть отступала.

 « В том числе и террористы!» - многозначительно добавил мой камрад. И я с ним совершенно согласен.

 

        ДВА  ДАНТИСТА

 

А теперь хочу коротко рассказать о двух стоматологах, у которых довелось лечиться.

Первая работала у нас, в бюджетной поликлинике (бесплатной, в советское время все такие были, если кто не знает). Пришел я, тогда молодой и веселый, но разболелся зуб, то да се, очередь, пришел мой черед сесть в кресло, она спрашивает: «Ну, чего мы такие озабоченные?..». Женщина такая четкая, уверенная.

 Я пошутил: «Как написал один поэт - душа болит...». Она неожиданно рассмеялась: «Боже мой, да разве есть душа?» - И я (еще невер тогда) искренно, тем не менее, и  убежденно сказал: «Конечно есть!». (Сам писал стихи). А «Боже мой» было тогда как восклицание, присказка.

«Скажешь тоже!..» - опять рассмеялась она. И засучив рукава, включила бормашинку: «Открывай рот, сейчас мы его!..» (зуб, в смысле). И с этим атеистическим задором («скажешь тоже - душа!») она торжествующе занесла надо мной свой  пикирующий инструмент... И затрепетала душа моя, которой вроде нет. «Сейчас она тебе, дураку, покажет, что и где болит!» - промелькнуло в моем обреченном сознании.

Но ничего, все обошлось, мастер она была хороший, профессионал.

А второй (через лет двадцать, уже платно, хотя еще не сильно) был мужчина, крепкий такой, среднего роста, к нему я пришел уже с более серьезными зубными проблемами. Он пока готовил меня, узнав, что я из газеты, повел разговор о том, о сем, все очень доброжелательно, потом уколол в десну, как положено, и перед тем, как приступить к работе, неожиданно сделал паузу: «Господи, благослови!». От души, очень серьезно, настоящая молитва.

Я-то уже был человек прицерковный, никогда его в храмах (их у нас мало еще было) не видел, а вот надо же - такая молитва. Конечно, это порадовало меня (всякий раз тут вспоминается - «семь тысяч верных» сокровенных), и ходил я к нему не один день, и все он сделал хорошо, четко, крепко. С Божьим благословением.

Думаю, и тетенька первая была с правильной душой, открытая, искренняя, и в конце концов все поняла и уяснила.

 

    «ВСЕ ОБНАЖЕНО И ОТКРЫТО ПЕРЕД ОЧАМИ ЕГО ...»

 

Мы отвыкли, в массе, в эпоху безбожия - молиться, сейчас вот снова обучаемся... Что такое молитва? Это обращение к Богу, Который всегда более чем рядом. «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет». (К евреям. 5, 12-13).

Это и ответ на вопрос, который от нашего маловерия возникает и у прихожан: «Как это Бог может всех и каждого одновременно видеть, и слышать, и знать, нас же миллиарды!». Дух Божий проницает все и вся, вечно и всюду!..

Господу известно и будущее каждого из нас. Даже если «приложить»  хромую человеческую логику, можно хотя бы очень примитивно и схематично представить - как?

 Ведь каждый из нас видит, ощущает и осознает в ежемгновенном движении собственной жизни лишь какие-то основные «направляющие», общий вектор во взаимодействии с обстоятельствами, семьей, работой и т.д. Мы плывем в этом зримом «круге», в этой «движухе», ориентируясь по ходу, внося коррективы, что-то поправляя... Но мы не видим тысяч, куда там тысяч - миллионов-триллионов, несть числа! - опосредованных обстоятельств, движений, переплетений, взаимодействий с другими людьми, с жизнью в обществе, стране, мире (войны, катаклизмы), не знаем, не ведаем, что завтра будет с нашей собственной телесностью, физиологией, психикой, когда чихнем или зачахнем, и т.д. и т.п.

 И вот каждую тварь, каждого человека в движении, в постоянно меняющемся рисунке - и внутри, и снаружи - в стремительно летящей во времени сплетенности обстоятельств и воздействий  ведает Господь и обо всех и обо всем промышляет, заботится...(Мы же двух или трех детей можем одновременно контролировать, даже краем глаза, пока варим кашу).

Причём, взаимодействие этих неисчислимых для нас обстоятельств обуславливает неизбежный алгоритм и рисунок нашего будущего - ближайшего и, как абрис - отдалённого...

У Льва Толстого, кажется, была мысль о том, что мы не знаем всех последствий наших поступков, даже заведомо благих: они как мелкие ручеечки, сливаются в большие речки, смешиваются, становятся реками, впадают в море... Мысль в общем верная, но как и многое у Толстого -  соскальзывающая в опасный релятивизм, в уравнивание добра и зла...Но мы-то знаем критерии: Христос - «камень нерукосечный», и на этом Камне только  и можно строить.

И то, что будущее наше ведомо Богу, не есть некий фатализм, предназначенность, ибо Господь постоянно, ежемгновенно - и в будничном течении жизни, и в «узловых», поворотных моментах - так располагает обстоятельства, что каждый из нас в каждое мгновение оптимально (в зависимости от состояния и положения, в котором мы находимся) приближен к выбору блага, ко спасению, имеет такую возможность. Ибо Господь, мы знаем, желает спасения каждого человека. Не избранных или предназначенных, но каждого. (Хотя это не препятствует и особому избранию и промыслительной предназначенности отдельных лиц).

Господь, конечно, лучше нас знает, что мы делаем, что думаем, замышляем в мыслишках своих, и что мы будем делать через десять минут, и более и далее. Но Ему угодно, чтобы мы на любое дело, на любой поступок испрашивали Его благословение, чтобы Он мог оказывать нам помощь, чтобы всегда мы были обращены всем сердцем - к Нему, Отцу Небесному, в Троице Единому.

 Кроме того, даже краткая молитва, как вспыхнувшая спичка, имеет и очистительное действие для нашей души, ибо эта огненная обращенность к Богу «попаляет» нечистую атмосферу нашего внутреннего состояния, сжигает, очищает ее хотя бы на краткий миг времени.

Даже люди воцерковленные зачастую, имея правильные представления о необходимости и силе молитвы, в реальности - на работе, в семье, в быту, в возникающих обстоятельствах и затруднениях - начинают суетиться, «принимать меры» (что тоже необходимо, конечно), но забывают о главном - о молитве, которая должна всё это предварять. «Господи, помилуй!.. Прости!.. Помоги!.. Благослови!..». И уже ты - под особым Ангельским призором.

 

***

 

     «Диавол обыкновенно вселяется в нас чрез один лживый помысл или мысль ложную и вожделение греховное и потом действует в нас, и беспокоит нас: так он прост...»

Св. праведный Иоанн Кронштадтский.

      Часто Господь явственно предупреждает нас, если поступок, который мы намереваемся совершить, чреват бедой. Как-то, лет, наверное, уже двадцать назад, в 90-е, меня поразила заметка в одной центральной газете, в которой рассказывалось о семнадцатилетнем наивном парне, из бедной семьи, который, насмотревшись пакостных фильмов по телевидению, решил, дабы помочь матери и сестренке, ограбить сберкассу... Приметил одно небольшое отделение, там пара окошек, не помню, кажется, муляж, подобие пистолета сделал, пришел перед закрытием минут за 25, кассирша уже одна, второе окошко закрыто, где-то за стеночкой позвякивает ведром уборщица. Очередь человека два, он сразу в уголок, к столику, где бумажки с ручкой, присел. Краем глаза вдруг видит, как входит в сберкассу неожиданно женщина, знающая их семью. Когда подойдя к очереди, поворачивается спиной, он выскальзывает быстро, вроде не увидела. А сердце бьется!

Казалось, беги быстрей домой, все, почти застукали! Но, уже одержимый своей целью, затаился за углом, дождался, когда она вышла, вслед за двумя, и  только собрался снова подступить к сберкассе, тормозит машина у крыльца, снова заходит человек, томительно тянутся минуты... Но герой наш, хоть и бьется в сомнениях жилка, но как одеревенел, дождался, когда машина уедет, и войдя в помещение, на свою беду, начал угрожать кассирше, уже и не помня, что говорит, а та - он и не ведал - уже нажала «тревожную» кнопку...

Через минуту здесь была милиция, все - жизнь надломлена!.. А ведь явно отводил, предупреждал Господь, и сам несчастный пацан, надо думать, колебался, и давалось ему время, чтобы опомниться, но увы...

 

***

 

Такие предупреждения, сигналы мы получаем постоянно, почти каждый из нас может вспомнить что-то из своей жизни. Но или по духовной дремучести не понимаем их значения, или же по «жестоковыйности» поступаем, как считаем сами - «правильно»...Это - во всех масштабах, от отдельной личности, до сообществ, государств и цивилизаций.

До того, как Орда обрушилась на землю русскую в 1237 году, четырнадцатью годами раньше, вспомним, была битва на Калке, первое, пробное наползновение на Русь. Это был для нее вещий знак, сигнал, призыв к русским князьям прекратить междуусобицы, борьбу за власть, взаиморазорение, и жить по вере Христианской, которую они приняли. Привести все в соответствие.

Однако тогда не нашлось сильного, подобно св.великому князю Владимиру или св. Ярославу Мудрому лидера, который, восчувствовав этот знак беды, смог бы объединить княжества на условиях мира, взаимопомощи и любви... Не созрели еще для того сердца русских правителей, и несмотря на запас времени, который предоставил Бог - более десяти лет - этого сделано не было, и тогда для врачевства и спасения народа уже потребовался бич Божий...

Выдающийся российский историк Н. М. Карамзин, считал, что татаро-монгольское иго сыграло важнейшую роль в эволюции русской государственности. Помимо этого, он также указал на Орду как на очевидную причину возвышения Московского княжества. Вслед за ним другой  видный русский учёный-историк В. О. Ключевский также полагал, что Орда предотвратила изнурительные, братоубийственные междоусобные войны на Руси: «монгольское иго при крайней бедственности для русского народа было суровой школой, в которой выковывались Московская государственность и русское самодержавие: школой, в которой русская нация осознавала себя как таковая и приобрела черты характера, облегчавшие ей последующую борьбу за существование».

 

   КАК  СПАСЕН  БЫЛ  ОТ  МЕДВЕДЯ  МАЛЬЧИК КАРАМЗИН

       

       Мы знаем про особое ангельское попечение о детях... Всем известен эпизод из жизни святого Серафима Саровского, когда он малышом упал с колокольни, мать в ужасе сбежала вниз, думая увидеть его разбившимся, а дитя уже стояло на ногах. Менее известно и стоит вспомнить, как был в детстве спасен от погибели  наш историк-писатель Николай Михайлович Карамзин. Об этом рассказал в одной из своих книг талантливый проповедник и богослов протоиерей Григорий Дьяченко (+1903).

      «Будучи десятилетним мальчиком, в один жаркий летний день читал он книгу под тенью старого дуба в лесу, а его дядька-старик сидел на траве неподалеку от него. Вдруг нашла грозная туча, блеснула молния, загремел гром и полил дождь. Старик звал мальчика домой. Мальчик неспешно пошел с ним к дому. Гроза усиливалась. Не прошел он нескольких шагов, как из лесной чащи выбежал медведь и прямо бросился на него. Мальчик шел в задумчивости и вовсе не видел опасности. Еще минута, и он был бы в лапах лютого зверя; но в это самое время грянул страшный гром, какого мальчик еще никогда не слыхивал; ему показалось, что небо над ним обрушилось, что молния как бы обвилась вокруг его головы...   

      Он закрыл глаза, упал на колени и только мог сказать: «Господи!» - Прошло полминуты, он взглянул и - видит пред собою убитого молнией страшного медведя. Долго мальчик стоял на коленях, нескоро он мог придти в себя, наконец он устремил глаза на небо и, несмотря на черные, густые тучи, он как воочию видел сердцем, чувствовал присутствие там Бога Спасителя. Полились слезы из очей его - слезы глубокой, горячей благодарности Господу за спасение жизни. Он сам описал этот случай и в заключение своего рассказа говорит: «читатель, верь или не верь, но этот случай не выдумка!"

 

НАШ  САМЫЙ  НАДЕЖНЫЙ  ДРУГ

 

О каждом человеке на земле промышляет Господь, о верующих и неверующих, о каждом - особо, а крещеным христианам подает сугубую помощь через Ангела Хранителя. И если мы не отгоняем его «злыми делами», то чувствуем его постоянное попечение о себе. Особенно в критических ситуациях.

Некоторым людям Ангелы Хранители являются. Один знакомый рассказывал, что когда только еще уверовал и делал первые шаги в церковной жизни, когда сердце горело, однажды субботним вечером вместо того, чтобы пойти в храм, соблазнился на вечеринку, неожиданно друзья позвали, крепко выпил, сильно нагрешил, вернувшись домой поздно, решил не идти на воскресную литургию, но рано поутру проснулся оттого, что его коснулся как бы копьем Ангел, которого он видел в полусне, причем прикосновения он не почувствовал, но видел, как Ангел тронул его этим копьем, и сна ни в одном глазу, и сразу мысль: надо бежать в  храм, надо просить прощения!.. Ангел, по его словам, был таков, каким изображен в книжечке с акафистом...

           У каждого из нас есть этот самый лучший, надежный, верный старший друг, который, как мы знаем, радуется, когда мы стараемся жить по-христиански, и страдает, когда нас уносит «на страну далече». Он всегда призывает нас только к Свету и во всех обстояниях являет промыслительную заботу Божию о нас. "Подай, Господи, - молится Церковь, - ангела мирна, хранителя душ и телес наших". Сама молится и заповедует нам.

       «Прославлять ангелов - наш долг: они, воспевая Творца, обнаруживают      Его милость и благорасположение к людям», говорит  святитель Иоанн Златоуст. Как мы должны быть благодарны своему Ангелу Хранителю! Когда, что называется, «душа поет», встань на благодарственную молитву Ангелу своему, прочитай акафист, если возможно.

Великий святой преподобный Амвросий Оптинский советовал ежевечерне, вместе с молитвами, читать канон Ангелу Хранителю, дабы еще ближе Он был к нам... Это и покаяние и благодарность одновременно.   

 

«АНГЕЛОВ  НАЧАЛЬНИЦЫ  И  ЧЕЛОВЕКОВ  НАСТАВНИЦЫ...»


«Авва Леонтий, настоятель киновии святого отца нашего Феодосия, рассказал нам: "Однажды в воскресенье я пришел в церковь для приобщения Святых Таин.  Войдя в храм, я увидел ангела, стоящего по правую сторону престола. Пораженный  ужасом, я удалился в свою  келлию. И был глас ко мне: "С тех пор, как освящен  этот престол, мне заповедано находиться при нем».

                                                                                                                                                                                  Блаженный Иоанн Мосх. «Луг духовный».


       Есть день в календаре, когда все мы приносим благодарность всему Собору Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, в том числе и Ангелу-Хранителю - 21 ноября (н.с.).

Если в это время в Москве, направляюсь на «Юго-Западную», в Тропаревский храм  АРХАНГЕЛА МИХАИЛА. Раньше он был виден сразу от метро, теперь надо пройти стометровку мимо вставших плотным строем рядом магазинов, киосков, рынков, «грилей» и «шаурм»,  и вот он открывается взору, поодаль, в нескольких сотнях метров, радостного красного цвета, возвышаясь своей легкой конструкцией над землей, весь устремлённый в небо. (Так, думается, и земные попечения пытаются закрыть от нас Горнее).

Нынешний храм был воздвигнут в 1693-94 г.г., хотя первое упоминание о селе Тропареве и находящемся в нем монастыре содержится еще в Троицкой летописи 1338 года. Этот храм был закрыт в 1937 г., и первым среди московских приходских храмов вновь был освящен в 1989 г., 23 февраля.

Архистратиг Михаил - покровитель нашего воинства, мне посчастливилось побывать на празднике 21 ноября 1999 г., когда служил Святейший Патриарх Алексий II и в честь 10-летия освящения храма после литургии вручил нескольким военнослужащим, генералам и старшим офицерам церковные награды, за соучастие в возрождении духовной жизни...

 

***

 

Храм небольшой, а народу было очень много, буквально битком набит (так в 90-е годы бывало). Уже после службы разговорились с одним средних лет мужчиной, он поведал, что год назад, тоже на праздничной службе, вечерней, пропал у него пояс от нового пальто, в котором пришел в храм. Пальто хорошее, ладное, итальянское, из кашемира, кажется. И вот, в плотной толчее, когда «продавливался» он на помазание, очевидно, по пути и утерял, хотя специально крепко завязал этот пояс.

В общем, к концу утрени увидел, что пояса нет, дождался завершения службы, когда почти опустел храм, обошел весь, вдоль и поперек и по периметру, опросил начавших уборку женщин, за свечным ящиком - нет, как растворился. И было ему, конечно, досадно, потому что без пояса пальто не смотрелось, висело как мешок, а ведь только купил. Ну да ладно, подосадовал, нет так нет, помолился, извинившись, на всякий случай, про себя Архангелу Михаилу и Ангелу Хранителю, чтобы если можно, отыскался этот испарившийся пояс.

И вот спустя пару дней, поколебавшись (живет в другом районе столицы), все же подвигнулся съездить в Тропарево вечерком, уже служба началась. Заходит в храм, а там прямо в притворе, на батарее аккуратно лежит его пояс, сразу глаза на него! Цел, невредим, не истоптан. Он, конечно, обрадовался, и завершая этот рассказ, сказал: «Видно, куда-то совсем непонятно его затолкали. А может?.. - он показал пальцем в небо, имея в виду свою молитвенную просьбу к Архистратигу и Ангелу Хранителю. - Но я не смею так думать...».

И правильно делаешь, ответил я. Там когда-нибудь узнаем. Даже про пояс. Если, конечно, попадем куда надо.

 

***

         

        Есть в Москве и храм АРХАНГЕЛА ГАВРИИЛА, неподалеку от метро «Чистые пруды». За строениями его сразу не видно, и только пройдя немного вдоль бульвара, с памятником А. Грибоедову в начале, и повернув вправо, в переулок, Архангельский, выныриваешь к нему. (Хорошо звучит - Архангельский переулок...)

Между тем, это уникальный по архитектуре храм, знаменитая «Меншикова башня». Вообще-то церковь Архангела Гавриила на этом месте известна еще с 1551 года. В самом начале 18 века, в 1701-1707 г.г. на ее месте, которое располагалось в усадьбе А.Д. Меншикова, по его заказу был выстроен этот храм, в стиле европейского барокко. Архитекторы - И.П.Зарудный, с участием известных иностранцев - Д. Трезини, Г. Пандо, Б. Скала, скульпторов Д. и Ж. Фонтана, Г. Квадро, Д. Руско, К. Феррара, П. Джемми. Храм стал самым высокими зданием Москвы - 81 метр, на 3,2 м. выше колокольни Ивана Великого в Кремле.

Однако, очевидно, «возношение» (и судьба Меншикова тому пример) всегда чревато и небезопасно, даже и в физических параметрах, и вот в 1723 году, самая высокая точка «привлекла» молнию, и от ее удара обрушились вместе с тридцатиметровым шпилем и верхний деревянный ярус и своды здания...

 Длительное время после пожара храм был в запустении, а потом его отреставрировал масон Г.З. Измайлов, и с 1773 г. он стал использоваться для масонских собраний. Соответственно, он был украшен многочисленными масонскими символами и изречениями. Они были стерты в 1863 г., по распоряжению святителя Филарета, митрополита Московского, когда «Меншикова башня» была восстановлена как храм. Такая вот история.

Здесь же рядом храм великомученика Феодора Стратилата, построенный в стиле классицизма в 1806 г.

После закрытия в годы безбожия (Архангела Гавриила в 1923 году, ровно 200 лет после «молнии») храмы, слава Богу, остались целы, в начале 1948 год по благословению Святейшего Патриарха Алексия I здесь разместилось подворье Антиохийского Патриархата и были возобновлены богослужения. Ныне уже многие годы настоятелем храма является представитель Патриарха Антиохийского при Патриархе Московском и всея Руси митрополит Филиппольский Нифон (Сайкали).

Напомним, что Антиохийская Церковь была основана святыми первоверховными апостолами Петром и Павлом. Павел, тогда еще малоизвестный, благовествовал здесь с другом своим, апостолом Варнавой, и впервые именно здесь, в Антиохии зазвучало слово «ХРИСТИАНЕ», которым стали называть последователей Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа.

Епископом этой Церкви был муж апостольский (т.е. ученик)  св. Игнатий Богоносец (II в.), из нее вышли святые подвижники и защитники Православия свт. Иоанн Златоуст (407 г.), преподобный Иоанн Дамаскин (ок. 780 г.), преподобный Илларион Великий (ок. 371 г.), основатель монашества в Палестине и многие другие. Каноническая территория Антиохийской Церкви - Сирия, Ливан, Ирак, Кувейт, патриаршая резиденция находится в Дамаске.

      В этом городе, который ныне подвергается бомбежкам, до сих пор существует Прямая улица, на которую привели Савла, ослепленного и только обращенного ко Христу по пути в Дамаск, где он собирался преследовать христиан из иудеев... «Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна» (Деян.9,4-5).

Нынешний титул предстоятеля Антиохийской Церкви: Блаженнейшей Патриарх Великой Антиохии, Сирии, Киликии, Иверии, Месопотамии и всего Востока. Ныне возглавляет ее Иоанн Х (Язиджи). Он родом из провинции Латакии, где ныне, как и по всей территории современной Сирии, идут боевые действия. В 25-ти километрах от города-порта  Латакии находится база российских ВВС Хмеймим. Есть удивительная - промыслительная закономерность: древнюю землю первохристиан защищают и зачищают от нечисти российские воины-христиане последнего времени. «За други своя»...

 

 

     КАК  «ТОВАРИЩИ»  АНГЕЛЫ УЧИЛИ «ШАМАНА»

 


                                                                         «Они (ангелы) охраняют части земли, правят народами и местами, как поставлены на то Творцом». 

Преподобный Иоанн Дамаскин

     

 

Об удивительных явлениях Ангелов поведал в своих рассказах выдающийся просветитель, апостол Сибири и Америки свт. Иннокентий Московский (Вениаминов) (1797 - 1879). Обустраивая духовную жизнь на Алеутских островах  (в его приходе их было порядка шестидесяти (!),молодой тогда еще священник, в самых суровых условиях, путешествуя на туземной лодчонке, в байдаре или каяке, в бурных, ледовитых северных водах, от острова к острову, от  души к душе, нес Благую весть Христову племенам алеутов и колошей...

        Но зато во время встреч и бесед с аборигенами, когда, по свидетельству священника, «скорее утомится самый неутомимый проповедник, чем ослабнет их внимание и усердие к услышанию слова», он «деятельно узнал утешения христианской веры, эти сладостные и невыразимые прикосновения благодати». О чудесном случае во время одного из таких посещений о. Иоанн рассказывал так.

      «...Проживши на Уналашке почти четыре года, я в Великий пост отправился в первый раз на остров Акун к алеутам, чтобы приготовить их к говению. Подъезжая к острову, я увидел, что они все стояли на берегу наряженными, как в торжественный праздник, и когда я вышел на берег, то они все радостно бросились ко мне и были чрезвычайно со мною ласковы и предупредительны.

 Я спросил их: почему они такие наряженные? Они отвечали: «Потому, что мы знали, что ты выехал и сегодня должен быть у нас. На радостях мы и вышли на берег, чтобы встретить тебя». - «Кто же вам сказал, что я буду у вас сегодня, и почему вы узнали меня, что я именно отец Иоанн?» - «Наш шаман, старик Иван Смиренников, сказал нам: ждите, к вам сегодня приедет священник, он уже выехал и будет учить вас молиться Богу; и описал нам твою наружность так, как теперь видим тебя». - «Могу ли я видеть этого вашего старика-шамана? - Отчего же, можешь; но теперь его здесь нет, и когда он приедет, то мы скажем ему, да он и сам без нас придет к тебе».

Это обстоятельство хотя чрезвычайно меня и удивило, но я все это оставил без внимания и стал готовить их к говению, предварительно объяснив им значение поста и прочее, как явился ко мне этот старик-шаман и изъявил желание говеть, и ходил очень аккуратно. Я все-таки не обращал на него особенного внимания и во время исповеди упустил даже спросить его, почему алеуты называют его шаманом. Приобщив его Святых Таин, я отпустил его...

 И что же? К моему удивлению, он после причастия отправился к своему тоену (старшине) и высказал свое неудовольствие на меня, а именно за то, что я не спросил на исповеди, почему алеуты называют его шаманом, так как ему крайне неприятно носить такое название от своих собратий, и что он вовсе не шаман.

Тоен, конечно, передал мне неудовольствие старика Смиренникова, и я тотчас же послал за ним для объяснения. Когда посланные отправились, то Смиренников попался им навстречу со словами: «Я знаю, что меня зовет священник отец Иоанн, и я иду к нему». Я стал подробно расспрашивать его о неудовольствии ко мне, о его жизни. На вопрос, грамотен ли он, он ответил, что хотя и неграмотен, но Евангелие и молитвы знает.

Затем я попросил его объяснить, откуда он знает меня, что даже описал мою наружность своим собратьям, и откуда узнал, что в известный день должен явиться к вам и что буду учить вас молиться. Старик отвечал, что ему все это сказали двое его товарищей.

«Кто же эти двое твоих товарищей?» - спросил я его. «Белые люди», - отвечал старик. «Где же эти твои белые люди, что они за люди и какой наружности?» - спросил я его. «Они живут недалеко здесь в горах и приходят ко мне каждый день», - и старик представил мне их так, как изображают святого архангела Гавриила, т. е. в белых одеждах и перепоясанного розовою лентою через плечо.

«Когда же явились к тебе эти люди в первый раз?» - «Они явились вскоре после того, как окрестил нас иеромонах Макарий».

 После сего разговора я спросил Смиренникова, могу ли я их видеть. - «Я спрошу их», - ответил старик и ушел от меня.

Я же отправился на некоторое время на ближайшие острова для проповедания Слова Божия и по возвращении своем увидел Смиренникова и спросил его: «Что же, ты спрашивал этих белых людей, могу ли я их видеть, и желают ли они принять меня?» - «Спрашивал, - ответил старик. - Они, хотя и изъявили желание видеть и принять тебя, но при этом сказали: «Зачем ему видеть нас, когда он сам учит вас тому, чему мы учим?» - Так пойдем, я приведу к ним».

Тогда что-то необъяснимое произошло во мне, - рассказывает далее о.Иоанн,- какой-то страх напал на меня и полное смирение. Что, ежели в самом деле, подумал я, увижу их, этих ангелов, и они подтвердят сказанное стариком? и как я пойду к ним? ведь я же человек грешный, следовательно, и недостойный говорить с ними, и это было бы с моей стороны гордостью и самонадеянностью, если бы я решился идти к ним; наконец, свиданием моим с ангелами я, может быть, превознесся бы своею верою или возмечтал бы много о себе...

И я, как недостойный, решился не ходить к ним, сделав предварительно по этому случаю приличное наставление как старику Смиренникову, так и его собратьям-алеутам, чтобы они более не называли Смиренникова шаманом»...

 

     «АНГЕЛАМ СВОИМ ЗАПОВЕСТЬ О ТЕБЕ...» (пс.90)

      А вот - современное свидетельство, рассказ протоиерея Александра Шаргунова (из проповеди  в праздник Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных).

       «...В начале «перестройки» в одном подмосковном храме приходской священник публично выступил против главы администрации района, который был связан с местной мафией. Речь шла о запрещенном законом строительстве коттеджей на территории усадьбы, имеющей культурно-историческое значение для всей России, так называемой заповедной зоны.

 И новые русские, кровно заинтересованные в этом строительстве, пришли в ярость. Вечером к храму подъехало несколько иномарок, из них вывалились бритоголовые, и один из них, по прозвищу «Паша», помощник главы администрации, сказал вышедшим навстречу женщинам: «Передайте вашему попу, что я его убью». Прихожане пошли к священнику и сказали: «Мы сегодня будем провожать вас до дома, потому что Паша не зря сыплет угрозами. Мы знаем, что этот уголовник, недавно выпущенный из тюрьмы, способен на все».

Молодой священник решительно отказался от всякой защиты и отправился домой один через темный лес, и ничего с ним не случилось.

Несколько лет спустя Паша попал в тяжелую автомобильную аварию и будучи на смертном одре в больнице, желая исповедоваться, он послал позвать к себе того самого священника. «Батюшка, - сказал он, - а ведь в ту ночь я действительно намеревался Вас убить. Я подстерегал Вас у лесной тропы, когда Вы проходили мимо меня». - «Почему же Вы не исполнили свое намерение?» - спросил священник. «Что значит «почему?» Кто были те двое, которые сопровождали Вас?» - «Со мной не было никого», - ответил священник. «Но эти люди были с Вами, - сказал Паша, - я видел их». Тогда священник понял, из этой предсмертной исповеди, что Бог послал Своих ангелов, чтобы защитить его.

Господь показывает нам через это событие нечто важное. Прихожане этого храма из послушания священнику не пошли с ним, но, очевидно, так молились за него, как будто пошли. И потому Господь послал вместо них Своих ангелов. Не так ли было в древней Церкви, о чем нам рассказывает книга Деяний святых апостолов? Вся Церковь прилежно молилась об апостоле Петре, когда Ирод посадил его в темницу, чтобы убить его. «И в ту ночь Петр спал между двумя воинами, скованный двумя цепями, и стражи у дверей стерегли темницу. И вот, ангел Господень предстал, свет осиял темницу. Ангел, толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его. И сказал ему ангел: опояшься и обуйся. Он сделал так. Потом говорит ему: надень одежду и иди за мной. Петр вышел и следовал за ним, не зная, что делаемое ангелом было действительно, а думая, что видит видение. Пройдя первую и вторую стражу, они пришли к железным воротам, ведущим в город, которые сами собою отворились им. Они вышли и прошли одну улицу, и вдруг ангела не стало с ним. Тогда Петр, придя в себя, сказал: теперь я вижу воистину, что Господь послал ангела Своего и избавил меня из руки Ирода, и от всего, чего ждал народ иудейский» (Деян.12,6-11)...»        

              (http://ruskline.ru/news_rl/2013/11/21/chem_blizhe_konec_tem_neistovee_srazhenie/#comments)

 

НЕ  ПОТЕРЯТЬ  ДУХ  МОЛИТВЫ

           Вспомним сегодня еще об одном иерее - св. праведном Алексии Гневушеве (+1834), который служил священником в селе Бортсурманы Нижегородской губернии, и был поначалу нерадив, не всегда знал меру в употреблении вина, пока однажды не изменился совершенно после одного случая.

      А именно: как-то ночью неожиданно раздался стук в дверь, посланец позвал батюшку к умирающему, в соседнюю деревню. Отец Алексий рассердился, что его потревожили - могли бы до утра потерпеть! - прогнал просителя и лег спать. Однако заснуть не мог - совесть мучила, и он  все же встал и поехал... Но войдя в дом, он увидел больного уже умершим, а около него - Ангела со святой Чашей в руках! По­тря­сен­ный ви­де­ни­ем, отец Алек­сий упал на ко­ле­ни пе­ред по­кой­ным и про­вел всю ночь в мо­лит­ве.    

      С этого дня он жил и служил совершенно иначе... Так, что со временем его великий современник преподобный Серафим Саровский сказал: «Сей человек своими молитвами подобен свече, возженной пред Престолом Божиим. Вот труженик, который не имея обетов монашеских, стоит выше многих монахов».   

     Господь дал отцу Алексию, по великим его подвижническим трудам, богатые духовные дары - знание воли Божией, прозорливость и дар чудес и даже воскрешения. Во вре­ме­на на­по­лео­нов­ско­го на­ше­ствия (1812) пра­вед­ный Алек­сий Бортсурманский мо­лил­ся за ли­тур­ги­ей, чтобы Гос­подь да­ро­вал Рос­сии по­бе­ду, и вне­зап­но уви­дел Ан­ге­ла, ко­то­рый воз­ве­стил, что Си­лы Небес­ные уже дви­ну­лись на по­мощь и враг бу­дет со­кру­шен...

***

      То, что произошла с иереем Алексием в свое время, представляется очень актуальным в свете состояния сегодняшней церковной жизни, о котором наш современник митрополит Антоний Сурожский (+2003) выразился так: «У Церкви есть аспект славный и аспект трагический. Убогий аспект Церкви - это каждый из нас...Мы уже в Церкви и мы ещё на пути к ней...» Многие из  людей, пребывающие в Церкви и десять, и двадцать и более лет, с тех пор как распахнулись врата храмов - после рубежа  1000-летия Крещения Руси -  могут отнести к себе эти слова: уже в Церкви и одновременно еще на пути к ней, именно так.

     Проблема, как кажется, в том, что многие из нас полагают, что живут христианской жизнью, исповедуются, причащаются, и однако, она, эта жизнь превращается порой  незаметно, с годами в некий привычный церковно-духовный обиход, когда вдруг исчезает горение сердца, почему-то гаснет молитва, и человек вдруг обнаруживает однажды (если обнаруживает) состояние теплохладности, некоего, как говорят сегодня, «комфортного» закоснения в ней. Все идет «привычно», налаженно, есть знания основ веры и церковных служб, мы как бы ведаем, что правильно, а что нет, и как верно мыслить и поступать, а на самом деле наша молитва, особенно в условиях достаточно стабильной жизни превращается при этом в полумеханическую, начетническую, не доходящую до сердца, не воздействующую на него. А ведь помним, что говорит Господь: «Сыне, дай Мне сердце». Так же и на богослужении, скользящем поверх рассеянной души, озабоченной разнообразными житейскими попечениями...

       Конечно, это больная тема, у разных людей все это по-разному, индивидуально, причин много, и личных, и внутрицерковных, и внешних, но главная, важнейшая, всегда  решающая причина - духовная.

    Откровение Божие святому праведному Алексию Бортсурманскому - это яркий для нас пример и образ, призывающий стряхнуть с себя (и в себе) некое оцепенение, сбросить закосневшую оболочку, в которой пытается удержать нас враг рода человеческого, дабы оставались мы в состоянии теплохладности... Это и напоминание - грозное - о том, что подлинной христианской жизни не может быть без решительной перемены, которая требует постоянного, непрерывного труда, подвижничества (что нашего внутреннего ветхого человека напрягает и пугает)...

       Св. Иоанн Кронштадтский писал, в преддверии общероссийской катастрофы: «Люди впали в безверие оттого, что потеряли совершенно дух молитвы...оттого, что не молятся. Князю века сего простор для действия в сердцах таких людей; он господин в них».

      Не потерять этот дух молитвы, сознавать, что каждое мгновение наше сердце пред Богом, все наши «помышления и намерения сердечные», что мы никогда не бываем одни, всегда рядом Ангелы, посланники Божии, и дома, и на работе, и в пути, и в храме Божием - где молятся они с нами и о нас, вот  что надо помнить и чувствовать всем существом. Молятся денно и нощно, спасая, исторгая «нози» наши «от сети» (пс.24), которая становится все искуснее и коварнее с каждым днем...Время сейчас такое, опасное.

      Впрочем, оно всегда в земной жизни такое... А потому последуем совету великого Иоанна Кронштадтского и «Употребим малое здешнее время на преуспеяние в христианской добродетели, чтобы наследовать это бесконечное блаженство, которого да и сподобит нас Господь молитвами Пречистой Богоматери и предстательством честных небесных сил бесплотных, особенно светозарных, молниевидных Михаила и Гавриила, и святых Ангелов-хранителей наших. Аминь».


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме