Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Рождество Пресвятой Богородицы

Галина  Сиротинская, Русская народная линия

21.09.2018


Возрождение Ферапонтова монастыря …

 

 

21 сентября вся Россия отмечает праздник Рождества Пресвятой Богородицы.

В этот день у праведных Иоакима и Анны, супругов преклонного возраста, родилась Дева Мария. Многие годы  они страдали от того, что Господь не давал им детей. И в народе они терпели укоризны и поношения, так как бесплодие считалось наказанием Божиим за грехи. Священнослужители не хотели принимать жертвы Иоакима в храме, так как он не имел детей.

Но супруги не переставали молиться Богу. И Бог даровал им Дочь, которую нарекли "Мария", что по- еврейски означает "Госпожа".

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы - один из самых важных в Церкви, один из 12 основных праздников, потому и называется двунадесятым.

"Светлое и явное нисхождение Божие к людям должно иметь радостное начало, вводящее к нам великий дар спасения. Таков и есть настоящий праздник, имеющий началом Рождество Богородицы, а концом - соединение Слова с плотью, это славнейшее из всех чудес, непрестанно возвещаемое, необъемлемое и всегда непостижимое", - пояснял значение праздника святитель Андрей Критский.

21 сентября -  это ещё и День воинской славы России. Мы вспоминает о событиях седой древности, 14 века. Русская земля в то время страдала от татарского ига. Великий князь Димитрий Иоаннович Донской, собрав войско, пришел в обитель Преподобного Сергия испросить благословения на предстоявшее сражение. В помощь великому князю Преподобный благословил двух иноков своей обители послушников Андрея (Ослябю) и  Александра (Пересвета), и предсказал победу князю Димитрию. Пророчество Преподобного Сергия исполнилось: 21 сентября 1380 года, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, русские воины одержали полную победу над татарскими полчищами на Куликовом поле, положив начало освобождения Русской земли от татарского ига. Во время сражения Преподобный Сергий вместе с братией стоял на молитве и просил Бога о даровании победы русскому воинству.

Один из самых прекрасных монастырей на Руси, Ферапонтов, посвящён празднику Рождества Пресвятой Богородицы.

В потемневших лучах горизонта

Я смотрю на окрестности те,

Где узрела душа Ферапонта

Что-то Божье в земной красоте.

И однажды возникло из грезы,

Из молящейся этой души,

Как трава, как вода, как березы,

Диво дивное в русской глуши!

И небесно-земной Дионисий,

Из соседних явившись земель,

Это дивное диво возвысил

До черты небывалой досель...

Неподвижно стояли деревья,

И ромашки белели во мгле,

И казалась мне эта деревня

Чем-то самым святым на земле...

(1970 г. Николай Рубцов, Ферапонтово)

В 1398 году на Вологодчине в Белозерском краю постриженник Симонова монастыря Москвы основал новую обитель.

Главный храм монастыря, согласно летописи на откосе северной двери собора, был расписан иконописцем Дионисием и его сыновьями с 6 августа по 8 сентября 1502 года.

В 18 веке монастырь пришёл в запустение и был упразднен. В начале 20 века обитель была возрождена как женский монастырь по молитвам праведного Иоанна Кронштадтского и трудами  игумении Таисии (Солоповой).

Последней настоятельницей монастыря была преподобномученица Серафима (Сулимова). В этом году исполнилось 100 лет со дня её мученической смерти.  15 сентября 1918 года красноармейцы расстреляли епископа Кирилловского Варсонофия (Лебедева), игумению Серафиму (Сулимову) и приходского священника Иоанна Иванова, мирян Николая Бурлакова, Анатолия Барашкова, Филиппа Марышева и Михаила Трубникова. Все они причислены Церковью к лику святых. Есть воспоминания очевидцев о казни: "Приговоренные были поставлены лицом к горе Золотухе, спиной к Ки­рилло-Белозерскому монастырю. Епископ стоял между игуменией Сера­фимой справа и Михаилом Трубниковым слева.

В конце каждого дня после повечерия игумения Серафима просила у сестер прощения, земно кланялась им и говорила: «Простите меня, окаянную». Теперь она, обратившись к убийцам, тихо сказала:

- Простите меня, окаянную.

Карателям послышалось, что это их она назвала окаянными, и они выстрелили и убили ее. Затем раздались один за другим пять залпов, и все были убиты, только владыка продолжал стоять и молиться с воздетыми к небу руками; он читал отходную, и когда закончил ее, то произнес: «аминь», и услышал, как один из палачей закричал:

- Да опусти ты руки!

- Я кончил, - сказал святитель, - кончайте и вы.

С этими словами он повернулся лицом к обители, благословил ее и опустил руки. После этого последовал выстрел в упор, и епископ упал мертвым.

Могилу для убитых предложили копать купцам. Владыка после расстрела лежал на спине, с закрытыми глазами; руки и ноги вытянуты и прикрыты одеждою; на голове клобук; на груди видна цепочка от панагии. В могилу тела мучеников опускались с великой осторожностью и бережностью. Ближе к монастырю положили тело епископа, затем Николая Бур­лакова, за ним - игумении Серафимы; в ногах - тела Анатолия Барашкова и Филиппа Марышева.

Когда на рассвете 15 сентября жители услышали выстрелы, то многие устремились к месту казни. Красногвардейцы, попадавшиеся им по дороге, говорили с насмешкой:

 - Бегите, бегите! Ваш воскрес! Через три года мощами объявится!" (по материалам сайта http://www.fond.ru/index.php?menu_id=370&menu_parent_id=0&person_id=775)

 

      В настоящее время положено начало возрождению церковной жизни в Ферапонтовом монастыре. Там появилось небольшое архиерейское подворье.

 16 июня 2018 года Ферапонтов монастырь посетил Святейший Патриарх Всея Руси Кирилл. Он выразил надежду, что монастырь вновь будет монастырем, с монахами, службами и молитвой к Богу.

Общаясь с представителями СМИ, Святейший Патриарх сказал:

"Очень советую всем, кто еще не бывал в этих местах, приехать сюда. Это действительно соприкосновение с очень глубокой духовной и культурной традицией. А одно идет рядом с другим: не может быть культуры без духовности и не может быть духовности без культуры. Духовность всегда проявляет себя вовне - либо в правильных словах, либо в правильных художественных произведениях, которые захватывают своей глубиной, гармоничностью и влияют на человеческие души. Все это мы видим здесь, в том числе в храме, где сохраняются фрески Дионисия».

Отвечая на вопрос о возможности возрождения в этих краях полноценной церковной жизни, Святейший Патриарх подчеркнул: «К этому надо стремиться, и это несомненно произойдет; другого пути просто не может быть».

В то же время Предстоятель указал на важность совместных усилий Церкви и культурных учреждений для разрешения текущих проблем - «в контексте полноценного возрождения монастырской жизни в этих местах».

«Я в это верю и буду молиться и работать для этого», - заключил Святейший Владыка (по материалам сайта Патриархия.ру).

 

...Хочется верить, что столетняя годовщина расстрела настоятельницы  Ферапонтова монастыря станет годом его духовного возрождения.

Галина Сиротинская, журналист Введенского храма г. Мурманска

 

 


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме