Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Праздник апостолов Петра и Павла

Галина  Сиротинская, Русская народная линия

12.07.2018


Память 12 июля …

 

12 июля Православная Церковь чтит память первоверховных апостолов Петра и Павла. На иконах они изображаются вместе, одним и тем же подвигом они прославили Бога - проповедью Воскресения Христова по всему миру. Но в остальном это были разные по своему характеру и происхождению люди. На русских иконах Петр изображается обычно кудрявым, высоким, плечистым, с окладистой бородой. Евангелие говорит нам о нем как о человеке пылком и простодушном.

Петром апостола нарек Сам Христос. Петр - камень. Камнем Господь назвал прочную веру Петра. Петр был братом апостола Андрея Первозванного, который и привёл его ко Христу. Петр вел обычную жизнь бедного рыбака, был женат, содержал семью тяжёлым трудом. При этом он всей своей душой ожидал обещанного пророками Мессию - Христа.

Апостол Павел совсем другой. До обращения ко Христу его звали Савлом. Единственный из апостолов, он имел римское гражданство. Родился и рос в городе Тарсе, его отец дал ему хорошее образование, а также ремесло - изготовление палаток. Юношей Павел учился у замечательного знатока Священного Писания праведного Гамалиила. Павел был интеллектуалом, но не равнодушно- безразличным, а пламенным в вопросах веры. Уже в молодости он примкнул к партии фарисеев. Ослепленный ревностью не по разуму, Павел принимал участие в гонениях на христиан, хватал их, приводил на суд и в темницы. Он даже стерег одежды тех, кто пробивал камнями святого архидиакона Стефана.

Но Христос явился ему на пути в Дамаск: "Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба.

9:4          Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня?

9:5          Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна" (Деян.9:3-5).

Павел проповедовал Христа в разных странах, Палестине, Риме, Афинах, дошёл до Дуная и Скифии.

Читая Новый Завет, мы понимаем, что в своих посланиях апостолы учат смирению. Кого избрал Христос самими главными и верховными апостолами? Петра, который по малодушию трижды отрекся от Него, когда Спасителя арестовали. Павла, который был ярым гонителем христиан. Отречение от Христа и участие в гонениях на Церковь - это очень тяжелые грехи. Но Господь именно таких грешников делает своими служителями. Почему? Для их смирения. Всю свою жизнь святые Петр и Павел помнили об этом, каялись и смирялись.

Господь сподобил обоих апостолов мученической смерти. В 67 году от Рождества Христова по приказу язычника римского императора Нерона Петр был распят на кресте. Он считал себя недостойным той казни, которой был предан Христос, потому упросил, чтобы его распяли вниз головой.

Согласно римским законам, Павла не имели права распять. Как римский гражданин, он был усечен мечом.

А мы впоминаем сегодня проникновенные слова из Первого послания коринфянам апостола Павла:

 "Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий.  2 Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто.  3 И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.  4 Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,  5 не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,  6 не радуется неправде, а сорадуется истине;  7 все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.  8 Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится" (1Коринф. 13, 1-8).

Самые важные праздники в Церкви - Пасха и двунадесятые. Праздник апостолов Петра и Павла - великий, так же как и Покров. Но готовимся мы к нему достаточно продолжительным постом.

Во всех храмах Мурманска, в том числе и в нашем Введенском храме 11 июля будет вечерняя служба, 12 июля - Литургия в 9 часов, Исповедь в 8 часов.

Для Мурманска важно почитание апостолов ещё и потому, что наш город - морской, рыбацкий. А апостолам молятся о помощи в рыбной ловле и в морских плаваниях. Апостол Петр рыбачил в водах Галилейского моря. И многие из других апостолов были рыбаками. 13 июля - собор святых апостолов. Из них апостолы Андрей Первозванный, Иоанн и Иаков Зеведеевы были рыбаками. Ради Христа они оставили свои сети, чтобы уловлять людей вестью о Воскресении.

Россия помнит и прославляет апостолов Петра и Павла. Яркий пример тому - северная столица, Санкт- Петербург, тот есть город святого апостола Петра. Император Петр Великий желал, чтобы наша держава стала настоящей преемницей Византии, Третьим Римом. Рим в Италии часто называют городом святого Петра. Но тот Рим отпал от Православия. По мысли Государя Петра Первого, Петербург должен был стать новым городом святого Петра, столицей православной сверхдержавы, то есть Третьим Римом (Вторым Римом называют Константинополь, который пал под натиском Турции).

Есть и на Дальнем Востоке город в честь святых апостолов, Петропавловск- на- Камчатке.

Но и в далёких русских провинциях, на севере и на  юге, в городках и деревнях почитали апостолов Петра и Павла, строили Петропавловские храмы.

Об одном из таких храмов в старинном селении Северной Руси Варзуга хотелось бы рассказать.

До 1891 года в Варзуге существовало два церковных прихода: Успенский - на правобережье и Петропавловский - на левой стороне реки. Поскольку об Успенском храме речь уже шла, обратимся к Петропавловской церкви.

     Церковь являлась средоточием общественной жизни, очагом духовности. Прихожане заботились о содержании и обустройстве храма. Когда утром 21 декабря 1862 года прежняя церковь святых апостолов Петра и Павла сгорела, прихожане решили, не откладывая дела, построить новый храм, на что потребовалось более 10 тысяч рублей. Сооружение церкви было закончено в 1864 году.

     Неизвестно, повторяла ли новая церковь облик старой. Ясно одно: по своему виду Петропавловский храм нисколько не походил на высотную, шатровую соседку - Успенскую церковь. Он имел вид прямоугольника в основании размером 23,5х14,6 метра и высотой с главою и крестом всего лишь 11,4 метра. Позднее к зданию с севера и с юга сделали пристройки.

     По описанию 1898 года, в храме было две голландских печи, чешуйчатая глава "окрашена медянкою" (зеленой краской), а восьмиконечный крест - "деревянистой охрою". Крыша была выкрашена мумией - красновато-коричневой краской.

     В 1883 году прихожане за свой счет построили новую колокольню, на что получили благословение епископа Архангельского и Холмогорского Серапиона. Ее здание обошлось в 900 рублей. Как и все постройки на Терском берегу, она была деревянной, имела три яруса, восьмерик на четверике с восьмигранным шатром, общей высотой "с небольшой главою и шестиконечным крестом" - 16,4 метра, в основании - 6,4х6,4 метра.

     На колокольне размещалось семь колоколов. Самый большой, весом 25 пудов 11 фунтов (414,5 килограмма), имел надпись: "Купили сей колокол Варзугской волости в церковь Верховных апостолов Петра и Павла и Св. Николая чуд. на церковные деньги... Лили сей колокол мастеры Яков да Иван Лодыгины". Второй колокол весил 13 пудов 14 фунтов, имел надпись: "Лит сей колокол к церкви Николая чудотв. в Варзугу 1755 года. Лил мастер Иван Христофоров". Вес остальных колоколов - 4 пуда, 1 пуд 33 фунта, 1 пуд 20 фунтов, 30 фунтов и 20 фунтов.

     Наиболее существенную часть внутреннего убранства храма представлял иконостас. Варзужане заказывали его в Соловецком монастыре. Написание 9 новых образов и поновление 31 иконы древнего письма стоило прихожанам 350 рублей серебром, не считая столярной работы. Иконостас имел золоченые колонки и резьбу, был украшен серебряными венцами и ризами, главная дверь в алтарь (царские врата) были "решетчатые с позолотою".

 В церковной библиотеке, кроме богослужебной литературы, были сочинения Симеона Полоцкого (1671), труды Марка Витрувия «Об архитектуре» (четыре книги издания 1794-1797), «Созерцание природы» Шарля Бонне (две книги издания 1792 и 1795). Имелось также около 200 книг и брошюр для народного чтения. Варзужско‑Петропавловский приход существовал отдельно от Варзужско‑Успенского прихода до их объединения в 1890 (объединенный варзужский приход стал называться Варзужско‑Петропавловский, включал только Варзугу, утратив на левом берегу д. Оленица и на правом села Кашкаранцы и Сальница). С 1938 Петропавловская церковь использовалась как склад, в 1998 возвращена верующим уже в обезглавленном виде. Её немного отреставрировали, службы там проходят по праздникам.

 

Апостолы Петр и Павел жили и проповедовали Христа во времена страшных гонений на Церковь со стороны Нерона в языческими римском государстве. В 20 веке Русская Православная Церковь тоже перенесла гонения. Но теперь все возвращается на круги своя. Вернули имя святого Петра нашей северной столице,  строятся новые храмы и празднуют в них в жаркую летнюю пору великий праздник апостолов Петра и Павла.

Галина Сиротинская, журналист Введенского храма

 


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме