Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Богородица из Модены, Санта Мария в Косино

Станислав  Рыжов, Русская народная линия

03.07.2018


Память 3 июля …

 

 

 

                                 «ПОЛАГАЮ  РАДУГУ  МОЮ...»

 

3 июля, если случается быть в Москве, стараюсь обязательно съездить в Косино. В это день празднуется икона Божией Матери «Косинская», а иначе - «Моденская». Она находится в Свято-Успенском храме, была привезена в Россию графом Борисом Петровичем Шереметевым из северо-итальянского города Модены  во время путешествия  его в Западную Европу в 1697-1699 г.г. А в церковь села Косина ее пожертвовал император Петр I.

 Дело в том, что когда еще юный Петр осваивал морское дело, и река Яуза и Измайловский пруд стали тесны для его флотилии, он перенес ее на Белое озеро в Косино. Здесь она находилась до перебазирования на Плещеево озеро... В знак благодарности Петр Великий не один раз посещал Измайлово и Косино, и в один из визитов даровал местной церкви икону, которую привез ему генерал фельдмаршал граф Шереметев из далекого, неизвестного доныне для русского человека итальянского города. Это выдающееся  событие произошло 20 июня/3 июля 1717 года.

 Косино - одно из древних поселений близ Москвы. Первое упоминание о селе  встречается в завещании князя Владимира Андреевича Серпуховского около 1401 года: «А из московских сел дал есмь княгине своей... Косино с тремя озеры».

 

 

 

 

Пресвятой Богородице угодно было прославить Моденский образ чудесными исцелениями. В 1808 году одной девушке, жившей в деревне Кожухове близ Симонова монастыря и страдавшей сильной болью в ногах, так что она не могла ходить, явилась во сне Божия Матерь, и велела ей молиться перед   Своею иконой в селе Косине и искупаться в Святом озере. Больная поспешила выполнить все это, отслужила молебен перед иконой, выкупалась в Святом озере - и получила исцеление.

Также исцелились от болей и опухоли в ногах дочь купца Мамаева, ребенок из Сергиева Посада, сильно страдавший от золотухи... Помогла Милосердная Помощница и бесплодной до того семье обрести ребенка.

А в 1848 году, когда в Косине и окрестных селах свирепствовала холера, икону многократно приносили для общественной молитвы, и болезни отступали, прекращались...

О  Святом  озере, находящемся в полуверсте от селения и окруженном лесом, существует древнее московское  предание (в разных вариациях): «На том месте, где теперь озеро, в давнее время была среди лесов церковь, посвященная Божией Матери, устроенная поселившимся тут ушедшим из одного города, разоренного междоусобною войною удельных князей, старцем священником, уединение с которым разделял некто пустынник Букал (Вукол) и помогал священнику в совершении божественной службы. Впоследствии Букал (Вукол) поселился на месте нынешнего Московского Кремля, где в то время был дремучий бор, среди которого он и жил, по временам навещая своего друга Косинского пустынника. Однажды во время сна было ему видение, что на том месте, где теперь сосновый бор, возникнет город Москва, который понесет много испытаний от нашествия врагов и от пожаров, впоследствии же времени он прославится и будет выше всех городов русских. Долго размышлял Букал (Вукол) о своем видении и в таких мыслях пошел в пустынное Косино и поведал о своем видении старцу священнику. Тогда оба они вошли в церковь и со слезами молили Бога и Его Пречистую Матерь за православный народ русский и за будущий град Москву; священник начал совершать божественную литургию, и во время херувимской песни над ним явилась Божия Матерь, церковь медленно стала опускаться в землю, из-под которой выступила вода и образовалось озеро, которое слывет теперь в народе святым, возлюбленным Самою Божиею Материю, пустынник же Букал (Вукол), бывший свидетелем сего дивного события, при начале опускания церкви и всей этой части земли вниз отошел в сторону на более твердую почву, когда же церковь и окружавшая оную местность совершенно погрузилась и на этом месте образовалось озеро, он отправился в свой дремучий бор, на месте которого действительно впоследствии возник достопримечательный златоглавый Московский Кремль».

 

 

 

 

***

 

После того, как в 1940 году косинские храмы были закрыты, Моденская икона была конфискована государством и передана в Музей религии и атеизма, который был сначала в Москве, а потом перекочевал в Ленинград, в Казанский собор. После Великой Отечественной войны икону перевезли на хранение в музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева, что на территории Спасо -Андрониковского монастыря. Здесь она была в 1976 г. тщательно отреставрирована сотрудницей музея И.В. Ватагиной и бережно хранилась вплоть до своего возвращения в храм Божий...

Оно, это второе обретение Косинской, состоялось 2 июля 1991 г. В тот день по благословению Святейшего патриарха Алексия II духовенство и многие верующие во главе с Преосвященным Арсением, епископом Истринским, перенесли чудотворную икону из запасников музея во вновь открытый храм Спаса Нерукотворного образа, где был совершен молебен, а затем состоялось торжественное перенесение святыни в Косино...

На следующий день, 3 июля 1991 года Святейший Патриарх отслужил здесь Божественную литургию.

 

***

 

Поездка в Косино - небольшое путешествие в границах Москвы. Едешь на метро до «Выхино», там садишься на «маршрутку» и минут через 15 она уже на конечной остановке «Фабрика». Здесь действительно стоит трикотажная фабрика (не знаю, действует ныне, или приватизирована и растащена), место тихое, спокойный рабочий поселок и в то же время древнее село...Территория эта в 1985 году вошла в состав Москвы.

Храмы близко, совсем рядом, их три на аккуратно огороженной и ухоженной территории: Успения Пресвятой Богородицы, где и пребывает Косинская икона, Святителя Николая Чудотворца и Святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, который бывал в Косино. Успенский храм  построен в 1823 году.

На праздник приезжает много москвичей (да и не только), а после Божественной литургии совершается Крестный ход на Белое озеро, где служится молебен, освящается вода, и многие купаются в этот день, и получают радость исцеления...

Я был три раза на этих праздниках в Косино и удивительное дело: всегда, после Крестного хода, в завершение  бывал легкий и «слепой» дождик кратковременный, а потом вставала в небе огромная радуга. Так что и в «Выхино», у метро была видна. Красота!.. Народ любуется, все радуются как дети, потому что каждое сердце чувствует, что это не просто так, а удивительное Божие Знамение, через естественные законы природы, которые сотворил Господь.

И в этой прекрасной радуге, сияющей над сотнями тысяч людей, словно звучат - в радостных ярких красках - слова акафиста: «Радуйся, Владычице, иконою  Твоею благодать и милость нам являющая»!

 

 

МЕЖДУ  НЕБОМ  И  ЗЕМЛЕЙ

 

 

Как мы помним, первой радугой благословил Бог малый зачаток нового человечества после потопа: «Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением (вечного) завета между Мною и между землею... что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли...» (Бытие, 9, 13).

       В последние годы мы часто видим некое преображение природных стихий, небывало контрастные изменения климата...

Человек создан воистину как «венец природы», в этом согласны, солидарны все - атеисты и деисты, агностики и верующие. Только каждый по своему.

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему (и) по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными (и над зверями), и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Бытие 1, 26).

Адаму Господь предоставил право и ответственность дать имена животным, а после грехопадения, как нам известно, Бог сказал, что «проклята земля за тебя» (Бытие, 3, 17)... Здесь мы видим сугубую связь человека и земных стихий.

И  если до грехопадения все творение земное, можно сказать, духовно было «сфокусировано», «завязано» в человеке, и зависело от его состояния, то после грехопадения эта зависимость и связанность с человеком значительно ослабла, изменился и характер ее, но - не пресеклась до конца, оставаясь и меняясь в мере, адекватной огреховлению рода человеческого...

Уже в новозаветное время, Господь, говоря о признаках  Второго Пришествия Своего в этот мир, указывает, что «...восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; всё же это - начало болезней...» (Мф.24,7-8),и все это увязано с главным - оскудением любви и веры, т.е. духовного состояния человека.

Ведь Любовь проницает все Творение Божие: оно характеризуется необыкновенной гармонией, согласованностью, «уважением» и уникальностью места и значимости каждой пылинки и огромных светил и звезд, мельчайшей частицы микромира и величайших глубин космоса. Эта удивительная гармония - совершеннейшая и невероятно (для нашего ума) сложная - являет ту красоту жизни, которая в «венце природы», созданном по образу и подобию Божьему, в высшем виде проявляется как Любовь.

И вот оскудение, разрушение именно любви приводит все земные стихии, «завязанные» на человека - по попущению Господню - к соответствующему нарушению гармонии, упорядоченности -  к рассогласованию, которое оборачивается внезапными землетрясениями, или резкими климатическими изменениями, вызывающими нежданную жару с лесными пожарами, или проливные дожди, превышающие всякую норму, и вызывающие выходы рек из берегов, с региональными «потопами»...

Так что жаловаться нам надо не на погоду, не на озоновые и прочие дыры, не роптать на «небесную канцелярию» - но искать в себе грехоисточающие  «дыры», причины земных катаклизмов.

 

***

 

К слову сказать, об этом хорошо знали все народы всех времен, и потребовался длительный путь, чтобы люди («отцивилизованные» посредством обезбоживания) перестали ощущать, чувствовать, сознавать свою взаимосвязанность с миром невидимым. И изобрели, в частности, наряду со всякой всячиной, и понятие «ирреальный», характеризующее мир невидимый, но как несуществующий в действительности, его можно  обозначить сегодняшним термином симулякр (и слово звучит как что-то вывернутое наизнанку).

 Причем неверы как-то странно не сознают элементарных вещей. Вот, например,  воздух,  которым мы дышим, он ведь тоже невидим, однако, попробуй на секунду, как говорят в народе, «перекрыть» любому из нас кислород...

Когда приводишь подобные аргументы упорствующему в «неверии» человеку, он начинает возражать: воздух, мол, реальность и состоит из атомов и молекул этого самого кислорода, азота, а также других веществ. И твердо аргументирует: наука доказала!.. Слово «неверие» поставил в кавычки, потому что, как известно, неверия в чистом виде не существует: человек - существо верующее, ибо сотворен таким; другое дело, что вместо истинной веры в Бога, созданный Им порядок мироустройства, он сейчас (под влиянием сил, которые внушают, что их нет) всячески увлекаем, к несчастью своему, разного рода лжеверием, которое «освящается» наукой, как высшей инстанцией.

 Собственно, речь не о науке, как о форме познания, дарованной нам Творцом, а о той ослепляющей духовное зрение гордыне, которая все более споспешествует «прогрессу», ведущему к пропасти.

Исследователь Ф.Ницше  русский философ С.Л. Франк пишет, анализируя концепты немецкого мыслителя: "Любовь к дальнему (выд.авт.), стремление воплотить это "дальнее" в жизнь имеет своим непременным условием разрыв с ближним. Этика любви к дальнему ввиду того, что всякое "дальнее" для своего осуществления, для своего "приближения" к реальной жизни требует времени и может произойти только в будущем, есть этика прогресса, и в этом смысле моральное миросозерцание Ницше есть типичное миросозерцание прогрессиста. Всякое же стремление к прогрессу основано на отрицании настоящего положения вещей и на полноте нравственной отчужденности от него. "Чужды и презренны мне люди настоящего, к которым еще так недавно влекло меня мое сердце; изгнан я из страны отцов и матерей моих" (эти слова Заратустры цитирует Ницше)...

В результате наше массовое сознание сегодня настолько прагматизировано и отравлено ядом сомнения и скепсиса (девиз Маркса: «сомневайся во всем»), что мы и саму жизнь перестали воспринимать как чудо - великое  чудо  творения Божия.

Наука еще два века назад не знала, из чего состоит воздух, но человек дышал, слава Богу, от сотворения мира, уподобляясь литературному персонажу, который не ведал до поры до времени, что «говорит прозой». Для нас решающим является не знание, а вера в Бога, потому что в ней мы обретаем путь спасения своей вечной души, своей бессмертной личности.

 

 

«ПОДНИМИТЕ ГЛАЗА...»

 

 

Когда в 1831 году (...Пушкин венчался с Наталией в Москве, в Саровской пустыни подвизался преподобный Серафим...) - уходил в кругосветное плавание на корвете «Бигл» молодой ученый по имени Чарлз Дарвин, человечество не подозревало, каким потрясением для всех обернется это пятилетнее путешествие. Именно в нем сформировались начатки теории эволюции в применении к живому миру, которая увенчалась, спустя три десятилетия, гипотезой о происхождении «венца творения» - человека от обезьяноподобного предка.
       Как ни дико это звучало и звучит, но богоотрицающему мировоззрению не оставалось ничего иного, как принять эту гипотезу, потому что надо же было как-то объяснять, откуда человек, откуда - Земля и светила, откуда - жизнь!..

То есть, еще до 70‑х годов позапрошлого века человечество многие тысячелетия - даже в форме лжеверий - понимало, что все сотворено Высшим Разумом, Началом, Богом, и тем более поражает, как быстро и охотно была принята «просвещенными» европейцами оскорбительнейшая для достоинства человека теория!..

Принцип эволюции, постепенного развития от простого к сложному, подобно детской игре в кубики, дал «гомо сапиенсу», отпадшему от Бога, возможность просто и доступно объяснить великое чудо Жизни, низводя Творение до пыли-грязи, а человека, созданного по образу и подобию Божию - до обезьяны...

Святой Макарий Великий говорит, что природа подобна раскрытой Книге, обложки которой - небо и земля.

Богоотрицатели, отвечая на вопросы о многообразнейших тайнах жизни, апеллируют, как правило, именно к природе, не желая при этом додумать, откуда же взялись законы природы, необыкновенно согласованные, непостижимо всесовершенные! А ведь и ребенку ясно, что если есть законы, то должен быть и Законодатель. Когда же спрашивают подобных ученых мужей, откуда же взялась природа, они отвечают, что природа... создала себя сама. Возникают, как сказал один мудрый верующий человек, естественные вопросы: если природа сама себя создала, значит, было время, когда ее не существовало? А если так, то как же она могла создать себя? Если же она существовала, зачем ей было тогда создаваться?.. Или как Мюнхгаузен она вытащила себя за волосы из небытия?..

Хоть как ни крути, а все получается, что природа - творение Божие.

 «Поднимите глаза на высоту небес и посмотрите, Кто сотворил их» (Ис. 40, 26).

Давайте и мы последуем этому призыву.

 

***

 

 Вот лишь некоторые сведения, которые, к сожалению, почему-то не попадают в наши школьные учебники, продолжающие до сегодняшнего дня калечить детей дарвиновской теорией.

... Наша планета Земля находится на не случайном, но абсолютно точно выверенном расстоянии от Солнца. На планетах, которые ближе к светилу, Меркурии и Венере - слишком жарко, чтобы там могла существовать какая-либо жизнь. На планетах же, отстоящих дальше Земли, начиная с Марса и до Плутона - слишком холодно для жизни.

... Если скорость вращения Земли замедлить хотя бы на одну десятую, то протяжение дня и ночи увеличилось бы десятикратно, что вызвало бы увядание флоры, растительного мира во время длинного  дня и замерзания ее во время длинной ночи.

... Луна находится на расстоянии 384400 тыс. км от Земли и точнейшим образом регулирует водный режим нашей планеты. Если бы она, скажем, была бы на расстоянии 65 тыс. км, то морские приливы дважды в день покрывали всю землю.

... Если бы земная кора была толще всего на 3 метра, то металлические элементы ее были бы окислены всем свободным кислородом, и это сделало бы невозможным существование животного мира.

... Если бы океаны были глубже всего на 1 метр (!), то они поглотили бы так много углекислого газа из атмосферы, что растительный мир прекратил бы свое существование.

... Земная атмосфера состоит примерно из 78 частей азота и 21-й части кислорода. Если бы азота было в ней больше, все биохимические функции организма резко бы замедлились, что обрекло бы род человеческий на вымирание... Недолго бы продлилась жизнь и в том случае, если бы количество кислорода в атмосфере увеличилось: это вызвало бы губительное ускорение биохимических процессов. Такое соотношение, конечно же, не могло появиться случайно, потому что при иных пропорциях может просто произойти взрыв.

... Земля отклонена от своей перпендикулярной оси на 23 с половиной градуса. Такой наклон в сочетании с вращением вокруг Солнца является причиной существования четырех времен года. Все устроено так, что мы имеем достаточное время для собирания наших пищевых запасов и для «отдыха» и повышения плодородия почвы.

... Наша атмосфера служит надежнейшей защитной оболочкой от смертоносной радиации из космоса. Измерения, проводимые на спутниках и космических кораблях, показывают, что радиация исчисляется примерно десятью рентгенами в час на расстоянии около двух тысяч км от поверхности Земли; если бы она достигла ее - человек перестал бы существовать.

... Наша атмосфера достаточно плотна, чтобы защитить Землю по меньшей мере от 20 миллионов (!) метеоритов, которые ежедневно вторгаются с неимоверно огромной скоростью. Если на мгновение убрать эту оболочку, разразится катастрофа.

Это лишь малая толика очевиднейших вещей, показывающих, сколь совершенно  устроена наша Вселенная, Земля и все сущее на ней. Остается только в восхищении присоединиться к словам псалмопевца: «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» (Псалом 18, 1).

 

ГЕОЛОГИЯ И... МОНАРХИЯ

 

Сейчас уже как-то редко вспоминают о том, что дорогу эволюционной теории вымостил юрист по профессии, увлекшийся наукой о земле, тезка и старший современник Дарвина Чарлз Лайель, который опубликовал в 1830‑33 годах «Основы геологии» в трех томах, где доказывал, вопреки Священному Писанию, что Земля изменялась медленно и постепенно в течение миллионов лет в результате процессов, которые протекают и поныне...Его дерзновенный ум, отринувший предположения Кювье о неизъяснимых катастрофических переменах, наблюдаемых в земных напластованиях, нестандартно и доходчиво изъяснил, что эти перемены вполне объяснимы, если предположить, что они совершаются с такой же постепенностью и скоростью, как в день сегодняшний. Очень просто и всем понятно.

 Мы сильно ошибемся, если будем думать, что все милые, рассеянные гениальные чудаки-ученые (какими их часто изображали до недавнего времени), уйдя с головой в науку, горели ясным, бескорыстным огнем служения истине. Некоторые из них хорошо осознавали, что создавая новую теорию происхождения Земли, процессов, идущих на ней, они вырабатывают, как сейчас говорят, альтернативное учение, которое дает возможность объяснить происхождение Жизни без Бога.

Один современный автор, Фрэнсис Китчинг, весьма точно сказал о причинах, подвигнувших Лайеля на сотворение основ эволюционизма: «Для создания теории униформизма в качестве вызова библейской теории сотворения мира политических причин было столько же, сколько и научных. Если было бы признано, что Библия говорит правду, не было бы возможности бросить вызов монархии в Британии мирным путем, так как предполагалось, что суверенная власть дана королю от Бога; но если можно было бы доказать неточность утверждений Библии, в особенности в отношении ключевого события - Потопа, тогда была бы разрушена сама философская основа монархической власти».

Лайель принадлежал к группе юристов и парламентариев - противников монархической формы правления, т.е. был из породы людей, разбуженных и «заряженных»  французскими революционерами-богоборцами. Очень кстати будет напомнить, что именно Дарвину посвятил свой «Капитал» К. Маркс: эволюционизм дал основания для возникновения целого ряда богоборческих философских систем.

За прошедшее время наукой же открыто великое множество фактов, явлений, опровергающих теорию эволюции (в её «научном» варианте), которая, однако, незаметно, «эволюционно» освободившись от статуса гипотезы, уже полтора века активно внедряется в человеческое сознание в виде почти бесспорной истины.

Как выразился один наш батюшка - публицист: «Слава Тебе, Эволюцие, сотворившая вся!».

 

Что касается человека, до настоящего времени так и не обнаружено ни одной (!) палеонтологической находки, которая свидетельствовала бы о промежуточном звене эволюции «гомо сапиенс» из обезьяны. А таких звеньев, согласно теории Дарвина, должно быть очень много. Окаменелые останки, которые время от времени обнаруживают ученые, принадлежат либо явно человеку, либо явно обезьяне. Рисунки же, изображающие существ переходного типа, как стало уже очевидным, являются плодами художнической фантазии, подогретой страстным желанием ученых мужей выдать желаемое за действительное. (Недаром многие поколения школьников, чувствуя нелепость их, потешаются всячески, разрисовывая в учебниках своих обезьяноподобных «предков»).

Например, в качестве доказательства промежуточного звена использовался в течение ряда лет Небракский человек, реконструированный... из единственного зуба. Как было выявлено позже, зуб этот принадлежал... вымершей свинье.

 

 ВСЕ МЫ ИЗ  КРОХОТНОЙ  ЧУДО-КЛЕТКИ

 

Эволюционная модель предполагает «случайное» зарождение жизни. Исследования последних десятилетий показывают невероятную сложность организмов, которые, как известно, состоят из клеток.

Так, тело человека насчитывает более чем 100 триллионов клеток, некоторые из них столь малы, что миллион клеток может разместиться на острие булавки. Когда появились электронные микроскопы и биологи смогли увидеть все, что находится внутри одной клетки, их воображение потрясла степень сложности ее устройства и функций.

 Выяснилось, что каждая клетка представляет собой микровселенную, содержащую триллионы молекул, которые являются блоками бесчисленных сложных структур, с необычайной точностью осуществляющих целые цепочки различных биохимических реакций. Каждая составляющая клетки имеет свою конкретную функцию, причем малейшие изменения внутри клетки могут привести к немедленному прекращению ее существования! Совершенно невероятно, чтобы такая непредставимо сложная структура могла возникнуть случайно.

Ядро клетки содержит в себе хромосомы, заключающие ДНК - наследственный материал будущих поколений. Миниатюрность и компактность молекулы ДНК невозможно охватить человеческим сознанием. Каждый из нас вышел из крошечной клетки, и если собрать все ДНК ныне живущих пяти-шести миллиардов людей... то они займут объем меньше чем в полнаперстка!..

Ученый народ подсчитал также, что вероятность того, что живая клетка может зародиться самопроизвольно, как результат случайных процессов, равна вероятности того, что обезьяна сможет напечатать на машинке полную Библию 400 раз без единой ошибки. (Та самая обезьяна, от которой мы произошли). Пока вы читали эту фразу (1 секунда) в ваш (и мой) мозг поступило 10 в пятнадцатой степени сигналов и импульсов, то-есть совершился триллион (1 000 000 000 000) операций!

Так что будем беречь мозг от нехороших мыслей, влечений и учений, дабы производить порой небесполезный интеллектуальный продукт.

 

«СТАРАЙСЯ НАЧАЛА  НАУКИ ОСВЯТИТЬ СВЕТОМ НЕБЕСНОЙ МУДРОСТИ»

 

     Священное Писание говорит: «Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать. Но кто любит Бога, тому дано знание от Него» (1 Кор.8:2-3).

      М. Ломоносов писал: «Создатель дал роду человеческому две книги. Первая - видимый мир.... Вторая книга - Священное Писание... Обе обще удостоверяют нас не токмо в бытии Божием, но и в несказанных нам Его благодеяниях... Грех всевать между ними плевелы и раздоры».

      Как сказал Ф.Бэкон (+1626) - «небольшие глотки науки удаляют от Бога, а большие приближают к Нему». Это подтверждают самые выдающиеся ученые нашего времени.

     А.Эйнштейн (+1955): «Без веры в то, что возможно охватить реальность нашими теоретическими построениями, без веры во внутреннюю гармонию нашего мира не могло бы быть никакой науки. Эта вера есть и всегда останется основным мотивом всякого научного творчества».    

        Отец кибернетики Н. Винер (†1964): "Без веры в то, что природа подчинена законам, не может быть никакой науки...»

        Советский академик, учёный-радиотехник, основоположник отечественной школы биологической кибернетики и биотехнических систем и технологий, адмирал-инженер, заместитель министра обороны СССР А.С. Берг (†1979): "Основной постулат, с которым естествоиспытатель подходит к пониманию природы, это тот, что в природе вообще есть смысл, что ее возможно осмыслить и понять, что между законами мышления и познания, с одной стороны, и строем природы, с другой, есть некая предопределенная гармония. Без этого молчаливого допущения невозможно никакое естествознание...»

       Крупнейший американский физик Р. Фейнман (†1991): «...Вот почему наука недостоверна. Как только вы скажете что-нибудь из области опыта, с которой непосредственно не соприкасались, вы сразу же лишаетесь уверенности. Но мы обязательно должны говорить о тех областях, которые мы никогда не видели, иначе от науки не будет проку... Поэтому, если мы хотим, чтобы от науки была какая-то польза, мы должны строить догадки. Чтобы наука не превратилась в простые протоколы проделанных опытов, мы должны выдвигать законы, простирающиеся на еще не известные области. Ничего дурного тут нет, только наука оказывается из-за этого недостоверной, а если вы думали, что наука достоверна, - вы ошибались».

    И, наконец, Р. Оппенгеймер (†1967), «отец атомной бомбы»: «Я имел возможность проконсультироваться с сорока физиками-теоретиками... Мои коллеги, несмотря на различие их взглядов, придерживаются, по крайней мере, одного убеждения. Все признают, что мы не понимаем природу материи, законов, которые управляют ею, языка, которым она может быть описана».

      Что касается духовно-нравственной стороны научного познания, в Социальной концепции РПЦ об этом сказано так: «Хотя наука может являться одним из средств познания Бога (Рим. 1:19-20), Православие видит в ней также естественный инструмент благоустроения земной жизни, которым нужно пользоваться весьма осмотрительно. Церковь предостерегает человека от искушения рассматривать науку как область, совершенно независимую от нравственных принципов».

      И шире: «Если творчество, способствует нравственному и духовному преображению личности, Церковь благословляет его. Если же культура противопоставляет себя Богу, становится антирелигиозной или античеловечной, превращается в антикультуру, то Церковь противостоит ей».

       Святитель Феофан Затворник (+1894) напутствовал: «В образе исследования старайся начала каждой изучаемой тобою науки освятить светом небесной мудрости».

      «Велия дела Господня, изыскана во всех воля его» - было выбито на фронтоне физической лаборатории в английском Кембридже, а на могиле кембриджского ученого Ньютона можно прочитать следующую эпитафию: «Здесь покоится сэр Исаак Ньютон, который с почти божественной силой разума первый объяснил с помощью математического метода движение и форму планет, пути комет и приливы океанов. Он исследовал различия световых лучей и проистекающие из них различные свойства цветов, о которых прежде никто не подозревал. Прилежный, хитроумный и верный истолкователь природы, древности и Священного Писания, он утверждал своей философией величие Всемогущего Творца, а нравом насаждал требуемую Евангелием простоту».

       Тут уж добавить нечего.

 

      СКАЖЕШЬ ГОРЕ ПЕРЕЙТИ - ОНА ПЕРЕЙДЕТ

 

Дух захватывает от прикосновения к непостижимой тайне Жизни!.. Своим воплощением, Рождением от Матери Божией Господь показал нам, что Он есть Тот, кто создал «естества чин», законы природы, «и ветры и море повинуются Ему» (Мф.8,27).

Христос говорит: «верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит...» (Ин.14,12),вся история христианства свидетельствует об этом.   

Не так давно мы праздновали память преподобного Варлаама Хутынского, чудотворца (+1192), ему посвящен придел в храме «Всех скорбящих Радосте» на Ордынке. Он поминается всегда в первую пятницу Петровского поста, и вот почему.

Пришлось преподобному быть как-то у Новгородского архиепископа и при прощании тот велел Варлааму придти через неделю, на что инок ответил: «Если Бог благословит, я приеду к твоей святыне на санях в пяток первой недели поста святых апостолов Петра и Павла». Подивился архиерей такому ответу, но он разумел и святость Варлаама...

И действительно, в ночь на первую пятницу поста (лето на дворе!) выпал глубокий снег, а в сам пяток целый день стоял сильный мороз. Приехав, как и обещался, на санях к архиерею, Варлаам застал его в расстроенных чувствах: архипастырь скорбел о том, что неожиданный мороз уничтожит урожай хлеба. Но преподобный успокоил его и сказал: «Не печалься, владыка; не скорбеть, а благодарить Господа нужно. Если бы Господь не послал этого снега и мороза, то был бы голод по всей стране, которым Господь хотел наказать нас за грехи наши, но по молитвам Богородицы и Святых умилосердился и послал мороз, чтобы перемерли черви, подтачивавшие корни хлебов. Наутро же опять наступит тепло, снег растает и напоит землю. По милости Господа, будет плодородие».

Так все и было: на следующий день потеплело, архиерею, по его просьбе, принесли с поля ржаных колосьев с корнями, на которых оказалось множество вымерших червей. И был в тот год невиданный урожай...

                                                            

***

 

А вот наш современник, святой чудотворец Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский, чья память празднуется 2 июля н.с., перед Косинской - Моденской иконой. После того, как он  вынужден был с паствою своею покинуть Китай - когда власть перешла к коммунистам, путь к свободе пролегал через Филиппинский архипелаг. Это был 1949 год, пять тысяч русских были расселены на острове Тубабао в лагере Международной организации беженцев, где жили они в палатках, в примитивнейших условиях и под постоянной угрозой сезонных тайфунов.  

Они прожили там, под духовным водительством Владыки, более двух лет, и когда русские беженцы спрашивали местных (которые отнюдь не были атеистами) об опасности тайфунов, те удивлялись и отвечали, что им-то беспокоиться не о чем, так как «ваш святой человек каждую ночь обходит весь ваш лагерь и осеняет крестом со всех четырех сторон».

И действительно: за 27 месяцев (более двух лет!) русским пришлось только раз увидеть тайфун, да и тот, переменив курс, обошел Тубабао стороной. Молитва владыки удерживала стихию!..

Буквально через несколько дней после того, как отбыла с острова последняя партия русских беженцев, мощный тайфун смыл остатки  русского лагеря на побережьи  Тубабао...

       Вспомним святого Марка Фраческого (+400), подвизавшегося в Эфиопии в совершенном одиночестве девяносто с лишним лет. Когда Бог послал к нему авву Серапиона, св. Марк поведал ему, как после тридцатилетнего испытания на него сошла Божественная благодать. Ангелы приносили ему пищу, на его теле выросли длинные волосы, которые стали защищать его от холода и зноя. "Я видел, - рассказывал преподобный иноку Серапиону, - подобие Божественного рая и в нем пророков Божиих Илию и Еноха, и все, что я просил - показал мне Господь". Во время разговора с аввой Серапионом преподобный Марк расспросил, стоит ли мир в законе Христовом, продолжаются ли гонения на христиан. Услышав, что идолослужение прекратилось, святой возрадовался и спросил: "Есть ли ныне среди мира святые, творящие чудеса, как сказал Господь в Евангелии Своем: «истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф. 17, 20). В то время, когда святой произнес эти слова, гора сдвинулась с места на 5.000 локтей (приблизительно на 2,5 километра) и придвинулась к морю. Преподобный Марк увидел, что гора двигается, и обратился к ней: "Я тебе не приказывал сдвинуться с места, но беседовал с братом; поэтому встань на свое место!" После этого гора действительно вернулась на место. Авва Серапион в страхе упал ниц. Преподобный Марк взял его за руку и просил: "Разве ты не видел таких чудес за свою жизнь?" - "Нет, отче", - ответил старец Серапион. Тогда преподобный Марк горько заплакал и сказал: "Горе земле, потому что на ней живут христиане только по имени, а не по делам".

       (Каково нам сегодня читать!..)

Сдвигал буквально гору и огромные камни (в особых, попущенных промыслительно обстоятельствах для свидетельства о вере) св. Григорий Неокесарийский (+ок.270); легендарное предание говорит и о коптском святом сапожнике, каирском кожевеннике Симеоне (Самайне) (Х в.), бедняке, на которого указала патриарху после молитв явившаяся во сне Дева Мария, как на праведника, способного совершить это чудо, для спасения многих людей...

Верующие люди хорошо понимают все это, как естественные события богосотворенной жизни во всех ее многообразнейших проявлениях.

Но мы видим и трагическое выветривание христианской веры в наши дни, особенно в ареале западной цивилизации, которая на христианстве возникла, возрастала, и именно благодаря ему достигла тех высот, которые были недоступны иным странам и народам.

И этот процесс приобрел, начавшись в середине прошлого столетия, стремительное и агрессивное ускорение в наши дни, явственно обнажая почти неприкрываемый источник зла через откровенную и массовую сатанизацию населения, узаконивание  всякого рода извращений, разрушение богоустановленных основ семейной жизни, природы мужчины и женщины, человекобесие во всех сферах культуры, искусства и т.д.

          Вот как толкует слова Христа о признаках Второго Пришествия наш   

 святой современник преподобный Иустин (Попович) Челийский (+1979), знавший Запад изнутри: «...То, что причина войн грех, а через него сам диавол, доказывается также и тем, что в человеческом мире помимо войн будут еще и глады, моры и землетрясения по местам. Все это превосходит чисто человеческие силы и возможности; тут уже начинается непосредственная деятельность «духов злобы поднебесных». Разлитое через человека по физической природе, зло бросает в жар всю природу, сотрясает ее своими лихорадками, хаотизирует ее, вбрасывая себя и свой демонизм в божественное устройство вселенной. Природа в сущности - нравственное существо, моральное создание; она откликается на присутствие зла также, как и на присутствие добра. Земля начала произращать терние и сорную траву только тогда, когда грех вошел в нее через человека. Символика: мир физический восстал против человека, потому что тот ввел в него разрушительную силу зла: грех, и через грех - смерть. Природа мстит человеческому роду через неурожаи, голод, моры, землетрясения. Природа всегда чувствует и знает: или Бога, или диавола. Отрицая Бога, человек стал единственным существом, единственным выродком среди всех существ, который не признает Бога. Этого даже и диавол не делает. В этом и заключается трагическая, но и комическая «оригинальность» человека. Но и вся обесприродненность его. А когда он при этом не признает даже и диавола, тогда он воплощение, олицетворение одной единственной самоубийственной неприродности и противоестественности...»   

        «Лучшие люди России, - пишет профессор А.И.Осипов, - давно предупреждали о пагубных последствиях для человечества развития этого процесса на Западе. Вот одно из замечательных по своему пророческому пафосу высказываний об этом известного славянофила И.С. Аксакова: «Прогресс, отрицающий Бога и Христа, - писал он, - в конце концов, становится регрессом; цивилизация завершается одичанием; свобода - деспотизмом и рабством. Совлекши с себя образ Божий, человек неминуемо совлечет - уже совлекает - с себя и образ человеческий и возревнует об образе зверином»...

            Все это, увы, мы уже наблюдаем в наши дни... Россия как «Удерживающий» сегодня - это каждый из нас... От нашей стойкости, от нашего мужества противостоять, сколько возможно, наступлению сил тьмы зависит судьба и нашей страны, и всей современной цивилизации (а с помощью Божией и невероятное возможно, и сдвинется любая «гора»).  Проблема в том, чтобы мы, народ  наш не отступал от Бога, и главное - наши дети, будущее, ведь делается все, чтобы помешать их христианскому воспитанию...

 

ВСЕГДА  С  НАМИ  РЯДОМ

 

Мы знаем, что Россия - дом Пресвятой Богородицы, мы живем под Ее Покровом. Вся история русской земли - это история обращения ко  Христу во Святой Троице и к Божией Матери, как нашей Ходатаице, Нерушимой стене, Избавительнице от бед и искушений и всяких неприятностей, по нашим же слабостям и немощам, по маловерию совершающимся...Она - всегда рядом, Она всегда услышит, Споручница грешных, Нечаянная Радость, отмолит, испросит прощения нашего у Сына-Христа, если мы раскаиваемся и приносим покаяние.

Хотя мы часто недостойны этого прощения за произвольные грехи, в которые вовлекаемся безвольно на каждом шагу современной жизнью -  включая телевизор, «майн комп», то бишь компьютер, наш гаджет, входим в соцсети  (и тут Пушкин нечаянный провидец - «Тятя! тятя! наши сети...»)...

Вся русская жизнь, историческая, бытовая, событийная - это всегда вместе с Пресвятой Богородицей, всегда во всех обстоятельствах, от семейного очага до Кремлевских палат... Вот только эти дни, календарь июля: 1 июля - Боголюбская, история с принесением Владимирской (одно из празднований которой 6 июля - защита Москвы от войска Большой Орды хана Ахмата, «великое стояние на Угре»), 3-го - Моденская-Косинская, 9 июля - Тихвинская, потом «Троеручица» (11 июля) и Казанская (21 июля), общепочитаемые и местночтимые... Каждый образ отмечен множеством событий и конкретных благодеяний Пречистой, которых не счесть.

Во все дни, во все времена и эпохи, во всех местах мы видим Материнскую заботу Богородицы о страждущих и бедствующих в нашей земной юдоли, о всех, кто стремится ко Христу, в Троице поклоняемому Богу...

Чтобы и мы спаслись, а не погибли - каждая душа! - чтобы и мы обрели бессмертную жизнь в великой радости со Творцом, этого желает Она, опекает видимо и невидимо, чтобы ступали мы правильной дорогой, по верному пути, чтобы жили  по Христу и со Христом...Только этого жаждет Она, по матерински болея за каждого из нас...

Как же нам надо помнить об этом во всякое мгновение жизни, и быть бесконечно благодарными за Ее материнскую Любовь!..

           И в сегодняшний день, обращаясь к Ней в образе Моденском-Косинском, взываем: « Бурю смятений и раздоров, врагами воздвигнутую в стране нашей, умири, Владычице, да не погибнем в беззакониих наших. Огради нас иконою Твоею от враг видимых и невидимых...» (кондак 4 акафиста), и просим в молитве: «...Соблюдай и спасай нас благодатию Своею, Владычице, от тлетворных учений неверия и суеверия, от лукавых совращений. Сохрани нас и отечество наше от всяких крамол, нестроений и злых развращений, врагами веры православныя воздвизаемых. Сподоби же нас, всеблагая Заступнице наша, благочестно житие сие земное совершити, христианскую безболезненную, непостыдную, мирную кончину получити  и Небесное Царствие наследовати, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую Заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу. Аминь».

     Она нас никогда не оставит, не бросит! - лишь бы мы не покинули Ее, как неблагодарные дети, о которых Она скорбит...

                                                      ***

Использованные источники:

1.А.И.Осипов. Путь разума в поисках истины. Сретенский монастырь, Москва.2010.

        2.Библия и наука. Апологетический сборник.1981.

        3.Интернет-сайты храма Успения Пресвятой Богородицы в Косино и др.

 


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме