Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Никольск-Уссурийский - сакральное место России

Игорь  Романов, Русская народная линия

100-летие Царской Голгофы / 16.05.2018

 

Свежее начало уссурийского мая. В ожидании неповторимых дней. Царских дней.

Сын Русского Царя Александра III, будущий Император Российский Николай Александрович Романов в далеком и радостном мае сошел с фрегата «Памяти Азова» на родной берег бухты Золотой Рог. Владивосток и вся Дальняя Россия с ликованием встречают Цесаревича, вознося молитвы о здравии Царского Сына, славя Бога, Его Пречистую Матерь, святителя Николая Чудотворца и Всех Святых. Любовь простых русских сердец к своему Царю на таежных берегах залива Петра Великого.

Медовые благоухания амурской сирени, майское солнце, светло-зеленые волны и радость счастливой встречи. Помнит Россия эту чудесную встречу. Помнит и воспевает в именах своих старых улиц, в поднявшихся к синему приморскому небу Триумфальных арках, в названии приморского града Никольск-Уссурийского...


Майские дни чудесные, благоуханные. В Приморье радость этих дней особая. Солнце густое льется по сопкам, по волнам океанским. Слабая, тонкая зелень с розовыми и сиреневыми красками багульника. Багульник цветет - время майских ароматов над Океаном. Майское, багульниковое время. Уссурийская тайга в прохладных туманах по утрам. Отзывается восторгом ликующей весны. Вся русская природа празднует май. Победный май. В черемуховом и сиреневом мае много прекрасных духовных праздников.

Знаменателен май этого года тем, что в его девятнадцатый день вся Русь Державная празднует 150-летие со Дня рождения святого Царя Мученика Николая!

Свои 23 года Цесаревич Николай Александрович Романов, будущий Царь Николай II, отмечал у берегов Японии, на подходе к Владивостоку. Тогда Государь Наследник совершал свое знаменитое Восточное путешествие. И 25 мая (по н.с.) 1891 года он торжественно ступил на берег Золотого Рога во Владивостоке. С ликованием встречали будущего Помазанника Божьего у русских берегов Тихого океана. И теперь, как в былые времена, каждый май, 25-го числа, совершается молебен у Триумфальной Арки Владивостока. Арка сооружалась специально к прибытию Цесаревича в Южно-Уссурийский край. После революции была разрушена, но вновь восстановлена в новом тысячелетии. Сегодня Триумфальная Арка на берегу бухты Золотой Рог - это напоминание о двух святых. О Царе Мученике Николае. И о святителе Николае Чудотворце, являвшемся небесным покровителем нашего святого Государя.

День памяти святителя Николая Чудотворца Церковь празднует 22 мая. Никола летний - радостный праздник, очень любимый на Святой Руси. Почитают в России Николу Чудотворца, который даже в имени своем святом несет победу. Ника, по-гречески, победа. Сколько побед одержано русским народом с призыванием имени святого Угодника Божия Николая! Покровитель моряков и всех православных христиан Николай Чудотворец особо почитается в Дальней России, на восточных рубежах нашего Отечества. Здесь Океан, Флот. А на флоте - Апостол Андрей и Николай Чудотворец...

Победу одержал и наш святой Царь Николай, взойдя со своей святой Семьей на Голгофу, приняв страшную мученическую смерть. И через эту смерть, через муки и нечеловеческие страдания, Российский Император со своей Супругой-Императрицей и Царственными детьми торжествующе вошел в Царствие Небесное. Вошел с Победой, уподобляясь Господу Иисусу Христу. С Победой жизни вечной над смертью.

Столетие этой Победы мир празднует в этом году. Столетие Русской Пасхи.

В нашем Приморье пока еще не так много явных и известных жителям края напоминаний о Святом Царе Мученике Николае. Хотя стоит железнодорожный вокзал, основанный Государем, катятся поезда по Великому Сибирскому пути, заложенному и построенному святым Царем. Напоминания о Российском Императоре Николае II сокрыты в старых названиях городских улиц и многих мест Приморья. Во Владивостоке в честь посещения города Цесаревичем Николаем Александровичем был назван красивый проспект, именуемый сегодня «Партизанским». Истинное имя этого проспекта - Николаевский. С Николаевского проспекта - вид на Амурский залив.

Солнце, клонящееся к закату в золотых волнах океана. Сопки и корабли у самого неба на горизонте. В предвечерней акварели южно-уссурийского мая. В соленом ветре с запахами сирени...

Николаевский проспект Владивостока - в этом названии обращение к святому Царю Мученику Николаю и его покровителю в земной жизни - святителю Николаю Чудотворцу.

Молод Приморский край. В 1860 году этот край, согласно Пекинскому договору, воссоединился с Россией. В 2020 году Приморью исполняется 160 лет. В этом молодом краю есть даже город, носивший имя Никольск. Сначала это было небольшое село на юге Приморского края, основанное в 1866 году и названное в честь святителя Николая Угодника Божьего. Городом село стало по Указу Царя Николая II в 1898 году. К названию Никольска добавили «Уссурийский», указывая на то, что город находится в Уссурийском крае. Основателем града Никольск-Уссурийского является святой Царь Мученик Николай.

...Никольск-Уссурийский - неброский городок на берегах трех рек. Главная река - Суйфун, сейчас она называется Раздольная. А город имеет теперь обрывочное название - Уссурийск.

Пару лет назад приехал в Уссурийск инженер из Москвы.

- Странно, - удивился инженер, - до реки Уссури от города полтысячи километров, а город Уссурийском называется. Верно говорят, что для Сибири тысяча километров - не расстояние.

Не знал инженер, что весь край, когда город здесь появился, назывался Уссурийским. Потому и назвали город официально: Никольск-Уссурийский. А на таежной реке Уссури стоит Свято-Троицкий Николаевский мужской монастырь, который тоже по Указу святого Царя Мученика Николая был создан в 1895 году. Свято-Троицкий он - в честь Святой Троицы. А Николаевский - в честь святителя Николая.

Инженер московский историю Дальней России видно не изучал, но дело свое знал прекрасно. Он прибыл в Уссурийск прямо после наводнения и сразу определил, почему город постоянно в августе-сентябре водой затапливает. Такие затопления стали случаться уже в советское время. Еще наш митрополит Владивостокский и Приморский Вениамин (Пушкарь) рассказывал, как он в середине 1950-х годов по колено в воде добирался до Покровской церкви в центре Уссурийска.

Московский инженер назвал сугубо земные, материальные причины, все вроде бы точно определил. Только главного не учел - «духовный фактор». Город посвящался святителю Николаю Чудотворцу, он и был его покровителем. А при советской власти это название стерли. И нарекли как будто в честь большой реки Уссури.
До 1930-х годов над городом возвышался огромный православный собор в честь Угодника Божия Николая. Звон колоколов разливался далеко на другой стороне Суйфуна. И был, наверное, слышен даже в Рождество-Богородицком монастыре в Линевичах, в десяти верстах от города. Купола сияли над речной долиной, отражаясь ликующим светом в облаках и медленных волнах реки.

Закладка Никольского собора состоялась в 1894 году. Как раз в год, когда на Царский престол взошел Николай Александрович Романов.

Когда Государь Николай Александрович совершал Восточное путешествие, проехав на лошадях всего около ста верст от Владивостока, он посетил село Никольское.

Двадцатитрехлетним Цесаревичем посетил Православный Самодержец Никольское, благословив место сие, вознеся молитвы свои о будущем граде Никольск-Уссурийском. Молитвы эти в вечности...

...В Уссурийске прошло наше детство. Ни о соборе Никольском, ни о том, что сам Цесаревич Николай Александрович Романов посещал город, мы не знали. Да, многие и сейчас не знают. Ведь не говорят об этом ни памятники, ни таблички исторические, ни названия улиц. Арка была Триумфальная в честь визита Государя Наследника. Она сооружалась как часовня, посвященная Николаю Чудотворцу, покровителю Государя. Сейчас от Арки даже следов не осталось. Да кто сегодня в Уссурийске знает, что стояла Арка на пересечении улиц Николаевской, до визита Государя Наследника именуемой Большой, и Бульварной. Уже в моем детстве никто об этом не рассказывал, да, наверное, и не знал. Улица Бульварная с советских времен и по сию пору носит название «Агеева». А названная в честь Царя Николая II улица Николаевская - ныне «Краснознаменная».

Детство солнечное, в чудесной природе уссурийской, приморской. Но Бога мы в этом детстве не ведали. И о том, что Царь Николай Александрович Романов - Святой, и город в честь Николы Чудотворца - не слышали. Не знали ночных Пасхальных и Рождественских служб, не знали великой радости и благодати Причастия Святых Христовых Таин...

...Строительство большого Никольского собора в Никольск-Уссурийском закончили в 1901 году. Своим величественным видом собор преобразил новый город, который до тех пор еще оставался по духу сельским, местами напоминавшим украинский хутор. Переселенцы из Малороссии - вот основной состав жителей Никольска.


Но высокий собор, пятьдесят один метр высотой, способный вместить две тысячи молящихся, словно указывал на имперское достоинство города Никольск-Уссурийского. Этот огромный собор стал почти копией храма на станции Борки Харьковской железной дороги, возведенного в память чудесного спасения Царской семьи при крушении поезда 17 октября 1888 года. В той катастрофе было много жертв, семья Государя Александра III была сохранена чудом Божиим. В страшной аварии сам Государь некоторое время удерживал на своих плечах готовую обрушиться крышу вагона, где ехали его супруга Императрица Мария Федоровна и дети, среди которых был будущий Самодержец Святой Царь Николай. Вся семья спаслась, хотя погибших вокруг оказалось более тридцати человек.

В память о чудесном спасении Царской семьи в Борках был выстроен храм во имя Христа Спасителя, почти такой же большой и величественный, как Храм Христа Спасителя в Москве. И вот по подобию Борковского храма создается Свято-Никольский собор в городе Никольск-Уссурийском.

Собор взорвали большевики, оторвав от названия города его главное начало - Никольск.

На месте собора в Уссурийске сейчас стоит военный штаб, в котором есть небольшая домовая церковь.
Сам Уссурийск теперь все больше становится похожим на большой китайский рынок. Километрах в семидесяти отсюда - Китай, а главное занятие в городе - торговля. И огромный китайский рынок-городок ширится на окраине Уссурийска.

В близлежащем Китае еще в XVII веке первый православный храм был выстроен в честь святителя Николая. Строили его, с позволения китайского императора, уведенные в плен с Амура казаки-албазинцы. Прямо на месте старой кумирни в Пекине.

В начале XX века был известен случай, как Николай Угодник спас старого китайца. Этот китаец жил в Харбине и часто видел на харбинском вокзале икону Николая Чудотворца. «Кто этот старик?» - задумывался китаец, глядя на икону. И кто-то китайцу объяснил, что на иконе великий святой Николай Чудотворец, если помолиться ему, он скоро помогает людям во всяком бедствии. Китаец хорошо запомнил это.

И однажды этот пожилой китаец ловил рыбу, сидя в лодке посреди глубокой реки Сунгари, на которой стоит Харбин. То ли шторм начался, то ли китаец повернулся резко, но лодка опрокинулась и рыбак, не умевший плавать, стал тонуть. Уже захлебываясь и прощаясь с жизнью, он вспомнил об иконе на харбинском вокзале. И из последних сил завопил: «Старик с вокзала, помогай!» Прохрипел и потерял сознание. Очнулся рыбак-китаец на берегу. Рядом никого. Очнулся и вспомнил, как тонул, и как явился ему словно во сне благообразный седой старец. Лик этого старца точь-в точь, как на вокзальной иконе. «Спас меня святой Николай» - понял китаец, вспомнив имя Угодника Божьего. Потом этот китаец крестился и стал истинно православным христианином.

Современные китайцы, что живут в Уссурийске, редко принимают Православие. Их больше интересуют земные вопросы. Похоже, спасение души их занимает куда меньше, чем количество юаней в кармане. Но, кажется, многие жители Уссурийска о душе думают не больше приезжих китайцев. Товар - деньги - товар. Торговых центров в маленьком городке в десять раз больше, чем церквей. Да еще рынок китайский - с одной стороны города. И рынок автомобильный - с другой. И рынок прямо в Центре, у храма Покровского. Где тут о душе вспоминать?

Когда-то, еще в начале 1870-х годов, русская крестьянка в Никольске сказала приехавшему в село путешественнику Алябьеву: «Мы еще маленько поживем, так и сами здесь Россию сделаем».

Так давайте жить здесь, сибиряки-дальневосточники, никольцы-уссурийцы! Жить и Россию делать! Созидайте Русь молитвами своими, культурой своей русской, всей своей жизнью христианской!

Но не живем, не молимся - торгуем и друг с другом ссоримся. Церкви открыты, а мы туда не идем. Ждем чего-то... Может быть, ждем, когда «старик с вокзала» нам поможет? Ждем, когда посетит Господь нас, посетит Уссурийск и все наше Приморье, напомнив, зачем пришла Россия к Океану? Разбойники дальневосточные, будем благоразумными!

...В лепестках амурской черемухи. Чудесные майские дни. Свято-Троицкие дни. Они в самом конце нынешнего мая. Троица в листьях березовых, в желтых одуванчиках, в молодых травах уссурийских лугов... Парит в майских розовых облаках Свято-Троицкое Николаевское Приморье. Парит в синих небесах Никольск-Уссурийский. Сияет светлая дорога над Амурским заливом - Николаевский проспект...

Ждет благоуханная земля Дальней России своего Царя. Царя, грядущего с востока...

Романов Игорь Анатольевич, Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус»

«Русь Державная», 2018, № 5

 


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 2

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

2. рудовский : Re: Никольск-Уссурийский - сакральное место России
2018-06-04 в 01:03

Современные китайцы, что живут в Уссурийске, редко принимают Православие. (с)
А где, гм-гм, местные православные миссионеры?
1. Makar : Re: Никольск-Уссурийский - сакральное место России
2018-06-03 в 13:53

«Столетие этой Победы мир празднует в этом году. Столетие Русской Пасхи».

Нет никакой русской Пасхи, так же, как нет болгарской, греческой и т.д. Есть Пасха православная. А в словосочетании «Русская Пасха» явно прослеживается ересь царебожия.

«В 1860 году этот край, согласно Пекинскому договору, воссоединился с Россией».

Согласно Пекинскому договору, в 1860 году территория Приморского края ВОШЛА в состав России (а не воссоединилась с Россией), ибо до этого в составе России она никогда не была.

«Инженер московский историю Дальней России видно не изучал, но дело свое знал прекрасно. Он прибыл в Уссурийск прямо после наводнения и сразу определил, почему город постоянно в августе-сентябре водой затапливает. Такие затопления стали случаться уже в советское время…Московский инженер назвал сугубо земные, материальные причины, все вроде бы точно определил. Только главного не учел - «духовный фактор». Город посвящался святителю Николаю Чудотворцу, он и был его покровителем. А при советской власти это название стерли. И нарекли как будто в честь большой реки Уссури».

1866 год – год основания с.Никольского.
1877 год – наводнение, берега реки Суйфун оставались затопленными почти месяц, пострадали посевы.
1879 год, 1990 год – два небольших наводнения.
1896 год – катастрофическое наводнение вследствие циклона, под воду ушли многие улицы, в том числе центральная часть села, унесены водой некоторые дома.
1898 год – село Никольское становится городом Никольск – Уссурийский.
1900 год, август – большое наводнение. Уничтожены посевы, разрушена дамба и мост.
1910 год, июль – наводнение в результате циклона, затоплены овощные и хлебные поля.
1914 год, август – большое наводнение вследствие проливных дождей в южном Приморье, также затронувшее Уссурийск
1925 год, осень – большое наводнение, разрушены железнодорожные пути, размыты дороги, залиты водой поля.
1928 год – еще одно большое наводнение.
1935 год – город Никольск-Уссурийский переименован в город Ворошилов.
Что вы теперь скажете, уважаемый автор, о роли «духовного фактора» в названии города?

«Но Бога мы в этом детстве не ведали. И о том, что Царь Николай Александрович Романов - Святой, и город в честь
Николы Чудотворца - не слышали. Не знали ночных Пасхальных и Рождественских служб, не знали великой радости и благодати Причастия Святых Христовых Таин...»

Нет бы автору честно поведать о причинах своего, как он выражается, «неведения», рассказать, что его детство было схоже с детством подавляющего большинства советских детей - он в был октябренком, потом пионером, потом комсомольцем, учился в школе, собирал макулатуру и металлолом, ездил в пионерские лагеря и ходил в походы, катался на велосипеде и ловил рыбу, готовил себя на смену отцам и дедам в деле строительства социализма… А
религию считал пережитком прошлого и уделом стареньких бабушек. Но ему непременно надо вставить приторно-
сладенькую ремарочку – ах, не знал, ах, не ведал… Кстати о том, что Николай II – святой, в 70-е годы не знали не
только уссурийские бабушки и пионеры, но и все прихожане РПЦ, потому что прославлен он был в лике страстотерпца в 2000 году. Да и приобщиться к церковной жизни автору, видимо, мешало его пионерское детство, ибо храм Покрова
Пресвятой Богородицы в Уссурийске в 1946 году был вновь открыт (после закрытия в 1937 году), передан православной общине
города и с тех пор не закрывался.

«Сам Уссурийск теперь все больше становится похожим на большой китайский рынок. Километрах в семидесяти отсюда -
Китай, а главное занятие в городе - торговля. И огромный китайский рынок-городок ширится на окраине Уссурийска».

Давно прошли те времена, когда, как пишет автор, китайский и автомобильный рынки ширились на окраинах Уссурийска. Повышение ввозных пошлин на иномарки и рост курса юаня сделали свое дело. Но ему очень хочется показать жителей города и края в негативном свете. Поэтому он из статьи в статью повторяет одну из любимых мантр: «главное занятие в Уссурийске – торговля», «главное занятие – торговля»… Но ему и в голову не придет поразмыслить над тем, почему множество трудоспособных жителей города просиживают в торговых ларьках. А ответ на данный вопрос предельно прост – в городе, при советской власти бывшем одним из промышленных центров Дальнего Востока, практически не осталось предприятий, обеспечивавших рабочими местами его жителей. Мои уссурийские друзья настоятельно рекомендуют автору совершить поездку по промышленным окраинам, взглянуть на руины танкоремонтного завода, дрожжевого завода, напоминающие руины Сталинграда, осмотреть территорию кожевенно-обувного комбината (когда-то обеспечивавшего обувью весь Дальний Восток), где в выбитых окнах производственных цехов давным-давно гуляет ветер, а на крышах
растут деревья. А ведь эти руины – это тысячи уничтоженных рабочих мест. Где работать людям, куда приложить свои
знания и умения? Вот и идут они в торговлю, чтобы хоть как-то обеспечить существование (именно существование!)
себе и своим близким. Да и во Владивостоке ситуация похожая. Расскажите, уважаемый автор, что стало с заводом «Радиоприбор»? С заводом «Изумруд»? Со швейной фабрикой «Заря»? Поведайте, как на месте уничтоженного
судоремонтного завода возникла набережная, названная в честь обожаемого Вами государя-императора? Не хотите? Оно
и правильно – ведь гораздо проще во всех катастрофических изменениях, постигших край за последние 30 лет, обвинить его жителей, склонных, по вашему мнению, к торгашеству, сектантству и преклонению перед Западом!

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме