«Духовные аспекты национальной безопасности России» 
Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Духовные аспекты национальной безопасности России»

Раис  Сулейманов, Русская народная линия

Борьба с сектами в России / 01.05.2018


Всероссийская научно-практическая конференция (Челябинск, 17.04.2018) …

 

17 апреля 2018 года в Челябинске прошла всероссийская научно-практическая конференция «Духовные аспекты национальной безопасности России», в которой приняли участие известные религиоведы страны. Среди слушателей конференции были сотрудники администраций районов Челябинской области. Работу конференции модерировал заместитель начальника управления - начальник отдела по реализации национальной политики Управления общественных связей Правительства Челябинской области Илья Аносов.

 

 

Приветственное обращение от имени губернатора Челябинской области Бориса Дубровского к участникам конференции зачитал вице-губернатор - руководитель Аппарата губернатора и Правительства Челябинской области Евгений Голицын.

Одним из первых с докладом «Ваххабизм на территории Южного Урала: история распространения, степень влияния на мусульман, опыт противодействия» выступил эксперт Института национальной стратегии Раис Сулейманов. Он подробно остановился на причинах распространения этой идеологии в регионе. Во-первых, как считает Сулейманов, чрезмерная доверчивость иностранным проповедникам и религиозная малограмотность еще вчерашних советских граждан, выросших в условиях государственного атеизма, привели к тому, что в 1990-е годы не было возможности у коренных мусульман региона отличить ваххабизм от традиционного ислама. Во-вторых, потеря контроля со стороны государства за религиозной сферой в 1990-е годы и отсутствие в органах власти специалистов, различающих разные течения ислама, способствовали распространению ваххабизма. В-третьих, возвращение из зарубежных мусульманских стран отучившегося там духовенства, которое превращалось в проводников иностранных форм ислама, в том числе и ваххабизма. В-четвертых, приезд в потоке трудовой миграции из Центральной Азии религиозных фундаменталистов, которые привнесли в среду местных мусульман нетрадиционные для них течения ислама. В-пятых, проблема исламского неофитства среди этнически русских, некоторые из которых принимают именно радикальные формы ислама. В-шестых, распространение идеологии ваххабизма в среде тюремного спецконтингента: попадая в места лишения свободы, фундаменталисты приступают к вербовке в свои ряды новых сторонников из числа остальной массы заключенных. В-седьмых, наличие канала вербовщиков, умеющих уговаривать и убеждать местных мусульман в необходимости поехать воевать в Афганистан или в Сирию на стороне боевиков. Наконец, в-восьмых, эта организационный раскол мусульманской уммы на Южном Урале (в Челябинской области хоть большинство мечетей находится в юрисдикции Центрального духовного управления мусульман, однако имеются общины, входящие в Духовное управление мусульман Азиатской части России и Совет муфтиев России), что позволяет ваххабитам без проблем обосновываться в альтернативных муфтиятах региона.

Заместитель руководителя Аппарата губернатора Челябинской области Алексей Фартыгин задал вопрос Раису Сулейманову о том, что конкретно он бы посоветовал приглашенным на конференцию чиновникам районных администраций области делать, чтобы проблема ваххабизма в их районах не получила развития. Эксперт порекомендовал регулярно приглашать духовенство на различные планерки, чтобы быть в курсе того, что происходит в мусульманских общинах на их территории районов. В случаи ротации кадров духовенства поддерживать все-таки коренное мусульманское население, стараться не допускать замены на приезжее духовенство из Центральной Азии. Также стоит обратить внимание на ситуацию с неофитами.

 

 

Затем на конференции выступил председатель Отдела Санкт-Петербургской епархии по взаимодействию с казачеством протоиерей Димитрий Василенков. Темой его выступления стала проблема современного неоязычества. Вначале он активно цитировал исторические источники, касаемые язычников, чтобы разоблачить представление о язычестве как о чуть ли не мирной и гуманной религии, что стараются обосновать неоязычники сегодня. Священник подчеркнул, что для неоязычников характерен культ силы. Он привел примеры создания неоязычниками националистических объединений, а также случаи нападения родноверами на православные храмы. К слову, в декабре 2016 года одного неоязычника в Челябинске приговорили к двум годам лишения свободы именно за поджог забора строящегося православного храма. У о. Димитрия, по его словам, был опыт общения с теми неоязычниками, которые уехали воевать на Донбасс за ДНР или ЛНР. Несмотря на то, что они борются на стороне Новороссии, тем не менее они не скрывают своего неприязненного отношения к Кремлю и его политическому курсу. «Среди российских неоязычников много оппозиционно настроенных к существующему политическому режиму молодых людей», - отметил православный священник, добавив, что современное неоязычество, культивируя среди молодежи воинских дух, расширяет число своих сторонников, находя их в военно-патриотических клубах.

Религиовед В. Иванов продолжил тему выступления Димитрия Василенкова, остановившись на советских корнях современного неоязычества. Он привел пример с книгой «Десионизация» Валерия Емельянова (1929-1999), написанной в 1970-х годах, ставшей культовой для неоязычников постсоветского периода. В ней автор ссылается на знаменитую фальшивку - «Велесову книгу», опубликованную в США и которая стала чуть ли не Священным Писанием для неоязычников. Этот труд также распространялся на закате СССР в среде русских националистов, находивших в нем вдохновение для формирования нового религиозного движения - родноверия. Больше внимания религиовед уделил вышедшим в Советском Союзе художественным кинофильмам, в которых в позитивном виде представлено язычество: «Могила льва», «Вечер накануне Ивана Купала», «Повесть о княгине Ольги», «Князь Игорь», «Купальская ночь» и др. Религиовед считает, что эти советские киноленты содержали языческие мотивы, которые сильно повлияли на родноверов 1990-х годов (причем сами неоязычники того времени признают, что положительно изображавшее в них древнеславянское язычество привело у них к интересу к язычеству в целом).

 

 

Следующим выступил профессор кафедры отечественной истории и права Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета Павел Уваров, который рассказал о социокультурных предпосылках распространения экстремизма в России в 1905-1917 гг. По его мнению, в начале ХХ века в Российской империи происходило размывание религиозноцентричной картины мира, что особенно повлияло на интеллигенцию. Профессор привел примеры как через литературу и СМИ того времени формировалась ненависть к политическому строю страны: происходила социальная маргинализация, компроментация политики государства и навязывание таких взглядов остальным слоям населения. В итоге это приводило к тому, что интеллигенция превращалась в носителей идей экстремизма, оправдывая террор в отношении государства.

Среди докладчиков был также заявлен руководитель регионального отделения Общероссийской общественной организации «Матери против наркотиков» в Краснодарском крае, кандидат медицинских наук Николай Каклюгин, который должен был выступить на тему «Успешный опыт противодействия религиозному экстремизму на территории Российской Федерации на примере организации «Свидетели Иеговы»*: дальнейшие механизмы оздоровления ситуации в данной сфере». Однако он по ряду причин не смог быть на конференции, но текст его доклада был представлен 

 

После пленарного заседания конференции на факультете Евразии и Востока Челябинского государственного университета в рамках конференции состоялся круглый стол «Новые вызовы и угрозы национальной безопасности: профилактика экстремизма» с участием приехавших в город экспертов, преподавателей и студентов. Модерировала мероприятие декан факультета Эльвина Ягнакова.

Первым выступил старший преподаватель кафедры зарубежного регионоведения, политологии и восточной философии ЧелГУ Виталий Унрау, который рассмотрел экстремизм как мифологему. По его мнению, резко негативный образ экстремизма, созданный СМИ, приводит к тому, что экстремизм воспринимается не с целью его изучения и разъяснения ошибочной сути, а путем эмоционально критической оценки этого явления. Профилактика экстремизма должна быть в слушании проблем молодежи, в воспитании последней и табуировании пороков.

 

Эксперт Института национальной стратегии Раис Сулейманов рассказал о том, что существуют две точки зрения на то, как относиться к тем российским мусульманам, которые решили уехать воевать в Сирию на стороне боевиков. С одной стороны, отъезд в Сирию на «джихад» - это избавление России от той радикально настроенной части граждан, которые свои силы потратили бы на осуществление террористической деятельности на территории нашей страны. По последним данным, из России в Сирию уехало 4,5 тысячи исламистов. «Если бы эти люди не уехали бы на Ближний Восток, то с их фанатизмом пришлось бы столкнуться нам в России», - заметил религиовед. Учитывая, что большая часть отправляющихся в ряды запрещенной в России террористической организации ИГИЛ* и ей подобной погибают, то таким образом век приехавших из России в Сирию радикалов не долог. С другой стороны, среди уезжающих в Сирию на «джихад» под ложно понимаемыми «благородными» идеями много как наивных и доверчивых людей, которые являются родными и близкими тех, кто в религиозном радикализме не замечен: это может быть чья-то дочь, чей-то сын, муж и т.д. «И вот возникает вопрос: как быть в такой ситуации?», - задается вопросом эксперт.

Старший преподаватель Челябинского института повышения квалификации работников образования Сергей Ларюшкин полагает, что отношение к уехавшим или пытающимся уехать в Сирию должно быть строго по закону. «Если человек уехал в Сирию, а потом вернулся в Россию, то правоохранительные органы будут учитывать массу факторов: его вовлеченность в боевые действия, участие в рядах террористических организаций, совершенные им преступления, брал ли он в руки оружие и т.д.», - считает юрист, добавляя, что строгость или мягкость наказания уехавшего будет зависеть как раз от причастности или непричастности к этим факторам.

Председатель Езидского национально-культурного центра Челябинска Аско Алои высказал свою мысль, что расширение территориального влияния ИГИЛ* в Сирии и Ираке вызвано тем, что часть населения этих стран поддержала боевиков, влившись в их ряды.

Заведующий кафедрой зарубежного регионоведения, политологии и восточной философии ЧелГУ Максим Смирнов считает, что приватизация общественной среды приводит к популярности примитивных ценностей. Среда определяет тип отношений. Сакральные ценности теряются, а вместо них господствует потребительство. Смирнов считает, что могут появиться независимые от ИГИЛ* исламистские группировки, которые станут копировать его идеологию.

Отметим, что в работе круглого стола охотно принимали участие студенты, высказывая свои мысли, спрашивая и отвечая на вопросы в ходе дискуссии. Это очень отрадно, поскольку от такого диалога мероприятие становилось и живее, и продуктивнее. Очень важно получать обратную связь от молодежи, о которой как раз и шла речь на круглом столе. Студенты факультета Евразии и Востока ЧелГУ выступали смело и неравнодушно к обсуждаемой проблеме. Это весьма ценно.

 

 

В конце круглого стола декан факультета Евразии и Востока ЧелГУ Эльвина Ягнакова подвела его итог. По ее словам, экстремизм и деструктивные субкультуры распространяются среди молодежи под влиянием ее дезорганизованности и отсутствия четкой ценностно-мировоззренческой картины восприятия окружающей действительности. На круглом столе обсудили специфику изучения экстремизма, как вести обществу с этой проблемой, юридическими критериями экстремизма, ресоциализацию экстремистов.

Отметим, что конференция «Духовные аспекты национальной безопасности России» проходит регулярно в Челябинске. Огромная заслуга в ее организации принадлежит Илье Ивановичу Аносову, заместителю начальника управления - начальнику отдела по реализации национальной политики Управления общественных связей Правительства Челябинской области, который многие годы курирует государственно-конфессиональные отношения на Южном Урале. Это очень неравнодушный к этнорелигиозным проблемам региона чиновник. Сама конференция уже стала традиционной для Челябинска, выполняя функцию важной площадки для встреч с экспертами-религиоведами по актуальным и острым вопросам национально-конфессиональных отношений.

Подготовил Раис Сулейманов

 

 

Примечание

* - запрещенные в РФ экстремистские и террористические организации  


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 2

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

2. Русский Сталинист : Re: «Духовные аспекты национальной безопасности России»
2018-05-02 в 11:12

Без чёткой государственной идеологии национальная безопасность не может быть обеспечена.
Но ожидать этого от государства, в неприкосновенной Конституции которого установлен прямой запрет на идеологию, смешно, наивно и глупо.
И никакие "Стратегии" не в состоянии заменить идеологию и восполнить вакуум, вызванный её отсутствием.
1. Охотник : Итого?
2018-05-02 в 09:56

Так о чём все-таки конференция: о духовных аспектах нацбезопасности или об экстремизме? Что решили по итогам конференции, круглого стола? Простите меня, грешного, но из этого текста я только у Эльвины Ягнаковой увидел упоминание об "отсутствии четкой ценностно-мировоззренческой картины восприятия окружающей действительности" у молодежи! Так вот, если мы хотим помочь Президенту РФ, принявшему "Стратегию национальной безопасности России", то давайте, всё-таки, будем стремиться, во-первых, к более глубокому изучению сути духовной безопасности общества, а, во-вторых, к выработке таких стратегических решений, которые позволят эту безопасность обеспечить на деле! Моё обращение к А.Д. Степанову: уважаемый Анатолий Дмитриевич, давайте под эгидой РНЛ проведём именно такой научно-практический форум: "Духовная безопасность как основа национальной безопасности России"!

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме