Общие аспекты психики человека (или что такое психика) с точки зрения христианской антропологии 
Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Общие аспекты психики человека (или что такое психика) с точки зрения христианской антропологии

Петр  Добросельский, Русская народная линия

01.11.2017


Часть 7. Особенности психических сил души: сердца, ума и воли …



Часть 1. Общие сведения о психологии и психике

Часть 2. Материалистический подход к понятию «психика» 

Часть 3. Идеалистический подход к понятию «психика»

Часть 4.  Комплексный или святоотеческий подход к понятию «психика»

Часть 5. Происхождение психики и её структура

Часть 6. Основные возможности души или ее психические способности (силы)

 

«Прекрасна всякая душа, в которой созерцается соразмерность свойственных ей сил» (свт. Василий Великий) (цит. по 1: 7, 8).

«Трем силам души мы должны давать движение правильное, сообразное с их естеством и согласное с намерением создавшего их Бога. Именно: силу раздражительную надобно подвигать против внешнего нашего человека и против змия - сатаны... Силу желательную надо устремлять к Богу и добродетели, а мысленную поставим госпожой над обеими ими, чтобы с мудростью и благоразумием упорядочивала их, вразумляла, наказывала и начальствовала над ними, как царь начальствует над подданными... Истинно говоря, всякое беззаконие и грех сими тремя силами делаются, и всякая добродетель и правда этими же тремя силами совершаются» (св. Исихий, пресвитер Иерусалимский)  (цит. по 2: 179).

«В смысле метафизическом, душа есть ограниченная субстанция самодеятельная, невещественная, выражающая свою сообразность с Бесконечным Существом в том, что она умом своим стремится к объятию безусловной истины и мудрости, сводною волею к достижению Высочайшего блага и к выражению его в своей деятельности, чувством ищет чистого и вечного блаженства, и по продолжению бытия своего бессмертна...» (проф. прот. Ф. А. Голубинский) (3: 31).

7. 1. Общие сведения

Основные  силы  (способности)  души:  сердце  - способность чувствовать;

ум - способность мыслить, воля - способность исполнять принятые решения, и соответствующие им понятия - чувства, мысли и волевые акты:

● представляют собою духовные вектора;

● обладают между собою определенной иерархией;

● являются коррелятивными понятиями.

Необходимо отметить, что: сердце, как духовная субстанция, являющаяся чувствующей стороной души, или способностью души чувствовать; сердце, как вещественная субстанция, точнее, как телесный или анатомический орган; сердце, как духовно - вещественная субстанция, производящая в человеке чувства, являются различными понятиями.  

Вообще, «сердце» и «воля», также, как и ряд других антропологических терминов, могут обозначать разные понятия. Так, термин «сердце» в различной, в том числе богословской, литературе принимает весьма широкий диапазон значений, в частности: телесного (физиологического) органа, перекачивающего кровь[1]; способности чувствовать[2]; чувств[3]; души[4]; духа, души и тела, то есть человека в целом[5]. Термин «воля» может означать как свободу (физическую[6] и нравственную[7]), так и желание[8], власть[9], стремление к чему - либо (к достижению цели)[10].

В настоящей статье  сердце и воля рассматриваются только как психические силы души, которые наряду с умом, создают гармоничную психическую систему человека - венца Божьего творения. Рассмотрим теперь более подробно указанные особенности психических сил души.

7.2.  О духовной векторности[11] психических сил души

§1. О сердце

Чувства человека характеризуются двумя параметрами (критериями): силой (величиной) и духовной направленностью. Действительно, сила эмоционального восприятия мира у разных людей может быть существенно различна. У поэтов, художников, людей других творческих профессий, это восприятие может быть более сильным. Также большую роль играет тип характера человека и его отношение к данному событию. Так, например, смерть человека может не вызвать каких-либо сильных чувств у посторонних людей. Однако для близких умершего это может оказаться огромным горем.

Вообще, эмоциональные воздействия могут даже приводить к психосоматическим болезням - патологическим расстройствам функций организма, обусловленным воздействием психотравмирующих факторов (11: 13). «Эмоциональный стресс способен вызвать или спровоцировать возникновение большого числа соматических заболеваний ... Психическая  травма  влияет  на  остроту  и выраженность подобных расстройств. Особое значение имеют при этом сопутствующие ей эмоциональные переживания: страх, тревога, подавленность, напряжение» (11: 13, 14).

Психоневролог, психолог и психотерапевт проф. В. И. Гарбузов об эмоциях и чувствах говорит: «Эмоции целесообразны, необходимы и являются одним из древних механизмов приспособления. Они мобилизуют организм на достижение желаемого или на отражение угрозы. Они рождаются в неосознаваемой сфере психики человека, являясь неотъемлемой ее частью, и оттуда мгновенно запускают механизмы приспособительных реакций организма. Подозрительный шорох в кустах - и страх, агрессивная эмоция, река сжала палку, тело напряглось для борьбы, выброшен адреналин из надпочечников, в кровь поступили углеводы, где надо, сосуды расширились, где надо - сузились. Тело человека готово к борьбе, а зрение и слух обострены. Ярость - рывок вперед, страх - бегство, но и то, и другое - борьба за спасение. И все это на неосознаваемом уровне...

Эмоций множество, но выделяется десять основных, фундаментальных: интерес, радость (удовлетворение, удовольствие), удивление (положительное или отрицательное), горе (страдание), гнев (ярость), отвращение (омерзение), презрение (пренебрежение), испуг (страх, ужас), и, наконец, стыд, вина (раскаяние). Сочетание эмоций в сплаве с неосознаваемыми и осознанными отношениями человека - чувства. Чувства - это более всего отношения к чему-то или к кому-то. Человек любит, ненавидит кого-то, надеется на что-то или испытывает отчаяние перед чем-то. Он ревнует, завидует, сожалеет, сомневается, испытываем муки совести. И во всем этом сложнейшая, трудно передаваемая словами гамма радости, горя, отношений к себе, к людям, к жизни. Чувства ведут по дорогам здоровья или болезни. Они сохраняют молодость у пожилого, но могут состарить и молодого...

Что же касается эмоций в целом, отметим несколько закономерностей эмоциональной жизни. В каждый данный момент человек испытывает только одну эмоцию. Эмоция и мысль едины. Человек охвачен гневом или страхом, и мысль его - гневная или пронизанная страхом. И у человека в одно и то же время одна эмоция и одна мысль...

Эмоция кратковременна, чувство постоянно. Эмоция гнева вспыхивает и гаснет, а чувство ненависти может пожирать человека всю его жизнь. Эмоция однотипна, чувство - многокрасочно, сложно. Гнев он и есть гнев, в ненависти же сочетаются отвращение, презрение, ярость, тоска. Унижение и враждебность. Эмоция всегда порождает стресс, даже если она положительна. Чувства не вызывают стрессовой реакции и могут быть холодными, как, например, ненависть Фелипе Ривера из рассказа Джека Лондона "Мексиканец". Они связаны с биоэнергетическими ресурсами организма, и чувства холерика выражаются иначе, чем чувства флегматика. Чувства потому и неистощимы и способны поглотить все силы организма, что напрямую связаны с биоэнергетикой.

Чувства - это разум и ориентация сердца[12]. Они овладевают рассудком и могут направлять его. Поэтому у влюбленного - мысли только о возлюбленной. Чувству не прикажешь, потому что оно сильнее разума. Оно способно преобразить человека ... Чувство может и погубить человека, как, например, при остром чувстве печали у матери, потерявшей ребенка. Светлые чувства рождают вдохновение, питают творчество, и никогда не писавший стихов способен посвятить возлюбленной прекрасные строки, а охваченный чувством любви к Родине Руже де Лиль создает за одну ночь "Марсельезу".

Чувства могут быть ядом, но и противоядием. Эмоция у человека в каждый момент времени одна, а чувств одновременно может быть несколько. Они способны бороться между собой, и к одному и тому же человеку можно одновременно испытывать чувство любви и чувство ненависти ... Следует подчеркнуть, что у охваченного омраченными чувствами, особенно универсальным и всеобъемлющим чувством болезнетворной неудовлетворенности, возникает программа отказа от жизни ... и тогда рушится психическая защита...

Выделим семь групп чувств, отзывающихся на жизнь с ее радостями и ее печалями, звучащих в человеке как семь струн души. Эти семь струн души:

интерес, надежда, удивление;

удовлетворение, радость, восторг;

любовь, умиление, восхищение, благодарность;

стыд, вина, угрызения совести, раскаяние;

горе, печаль, тоска, депрессия;

страх, испуг, тревога;

неудовлетворенность, гнев, ярость, ненависть, враждебность, отвращение, презрение, зависть.

Мелодия первых трех групп - мелодия здоровья. Мелодия четвертой уже печальна, хотя при раскаянии светла. Мелодия трех последних групп - мелодия болезни души и тела. У мудрого мелодия первых трех групп звучит громче и чаще, обеспечивая жизнь без болезней, а мелодия четвертой - это начало пути к спасению. Звучание последних трех групп должно быть устранено, устранено мудро и нравственно. И первым делом должно быть устранено звучание чувства, особенно остро характеризующее омраченность человека, - чувство зависти ... Зависть выжигает человека ... Зависть всегда идет рука об руку с самыми агрессивными формами психологической защиты» (14: 177-179, 181-184). 

Таким образом, чувства различаются как по своей сути, так и по своей силе (воздействию на человека). По силе они различаются от практически нейтральных до очень сильных, способных вызвать глубокое потрясение человека, вплоть до его психического расстройства или даже физической смерти. Примером одного из особенно сильных чувств может являться любовь. Вообще любовь можно определить, как чувство, превращающее предмет любви в сокровище[13], то есть самое важное, самое нужное, самое дорогое, самое хранимое и оберегаемое для человека. Поэтому, «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6: 21). Справедливо и обратное: где сердце ваше (то есть, к чему направлены ваши чувства), там будет и сокровище выше.

Направленность сердца (направленность чувств) определяется тем, что именно нравится человеку, к чему лежит у него сердце, что он любит, что ему ненавистно. Например, человек может любить Бога и ближнего, выполняя тем самым две основные заповеди Божии[14]. При этом духовная направленность человека положительная, она ведет его к Богу. С другой стороны, человек может любить мирское (власть, славу, плотские утехи, богатство). В этом случае духовная направленность человека является отрицательной, она ведет (уводит) его от Бога. Ибо, «дружба с миром есть вражда против Бога! Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак. 4: 4). «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1 Ин. 2: 15-16).

Заметим, что в миру люди часто (или даже в основном) устремляются к ложной цели, ложному сокровищу, ложному блаженству. То, что у праведного человека будет вызывать отвращение, у подверженного греху может вызывать удовольствие, наслаждение и счастье, переходящие в любовь, например, к славе земной (славолюбие), власти (властолюбие), похотливым утехам (сластолюбие) и, как одному из средств достижения всего этого, - к богатству (сребролюбие). И это становится для человека его сокровищем, его лукавыми богами. Прп. Макарий Великий пишет: «К чему привязано сердце человека и к чему влечет его пожелание, то и бывает для него богом» (цит. по 16: 164). При этом сам человек превращается в раба своих страстей, истлевая в обольстительных похотях (Еф. 4: 22) и незаметно для себя попадая в духовные капканы, или чувственные ловушки с расставленными злыми духами «приманками удовольствий»[15] (имеются в виду страсти, овладевшие человеком и привязавшие его к себе).

Свт. Иоанн Златоуст говорит: «Если нам открыто Царствие Небесное и показано воздаяние в будущей жизни, то уже не стоит и исследовать, почему праведные здесь терпят скорби, а порочные живут в удовольствиях. Ибо если там ожидает каждого награда по заслугам, то для чего возмущаться здешними событиями, счастливыми и несчастными? Этими бедствиями Бог покорных Ему упражняет, как мужественных борцов, а более слабых, нерадивых и не могущих переносить ничего тяжкого предварительно вразумляет на добрые дела» (цит. по 19: 107).

 По словам религиозного философа С. Л. Франка: «Человек по своей природе принадлежит двум мирам - Богу и миру; его сердце есть точка скрещения этих двух сил. Он не может служить этим двум силам сразу...» (20: 118). Какая сила будет преобладать в человеке, туда он и будет идти, к Богу или от Него. Господь наш и Спаситель Иисус Христос говорит: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6: 24).

§2. Об уме

Ум человека представляет собой способность мыслить, способность предвидеть результаты своей деятельности. Иначе говоря, способность находить решения поставленных задач на основании имеющегося опыта и с учетом различных видов (физических; материальных; нравственных, включая угрызения совести) предполагаемых последствий[16]. Ум также можно определить и как способность находить и использовать зависимости между параметрами внутреннего мира человека и параметрами внешней среды для достижения поставленных задач и целей.

При оценке ума целесообразно использовать два критерия: его развитость и духовную направленность. Развитость ума - это то, как именно мыслит (как думает) человек, насколько эффективно он может предвидеть результаты своих действий и находить решения поставленных задач. Различная степень развитости (величина) ума характеризуется, например, такими оценками, как способность, одаренность, талантливость, гениальность. Направленность ума - это то, о чем именно мыслит человек, в каком направление он думает: о небесном или о земном. О том, как выполнить волю Божью (заповеди Божьи) или как исполнить свои похотливые желания. О том, как стяжать Духа Святого или как приобретать материальные блага (то есть о том, кому служить: Богу или маммоне).

Поскольку данные критерии не связаны между собою взаимно-однозначно, то один и тот же человек может одновременно обладать очень развитым умом по одному критерию и быть неразумным - по-другому. Так некоторые лауреаты нобелевской премии не признают существование Бога. В то же время русский философ А. Ф. Лосев говорит, что вера в Бога - это требование предельно развитого человеческого ума (48: 189).

По словам прп. Антония Великого: «Люди обычно именуются умными по неправильному употреблению сего слова. Не те умны, которые изучили изречения и писания древних мудрецов, но те, у которых душа умна, которые могут рассудить, что добро и что зло, и злого и душевредного убегают, а о добром и душеполезном разумно радеют и делают то с великим к Богу благодарением. Эти одни поистине должны именоваться умными людьми» (6: 58). Св. прав. Иоанн Кронштадтский пишет: «...в общении с Богом посредством молитвы, веры ум наш необыкновенно просветляется, и принимает самые обширные размеры действия: в это время он видит то, чего в обыкновенном состоянии не видит» (12: 99). По мнению Н. Е. Пестова: «Достижения же ума здесь (для достижения Царства Небесного - П.Д.) безразличны. Изощрен ли он, умудрен ли наукой и земными знаниями - все это не имеет никакого значения при суждении о пригодности души к Царству Небесному. И если двери Царства Небесного широко раскроются перед простецом с чистым сердцем, то они могут оказаться закрытыми для ученого с мировым именем» (16: 168). Заметим, что при сильной развитости ума и направленности его возможностей на совершение греховных поступков (во зло), человека называют «злым гением».

Проф. В. И. Гарбузов приводит следующие сведения об уме (сознании): «Сознание как сфера произвольного, контролируемого, "открытого" мышления - венец вершина психической деятельности человека. И человек ответственен именно за сознательный выбор целей, решений, за свои поступки. В сознании - принципы, которыми человек руководствуется, его мировоззрение. Человек сознательно выбирает путь добра или путь зла. Все это тем более важно, что инстинктивные побуждения, темперамент, неосознаваемая система отношений к себе, к другим и к жизни могут и должны контролироваться сознанием. И следуя инстинктивному или установочному побуждению, человек убежал бы от опасного, закричал бы, ударил бы, но, руководствуясь принципами сознания, не убегает, не кричит. Не бьет, а решает ситуацию по-другому, мудро. В сознании может властвовать или благородство, "высоких дум стремленье", или цинизм, неутолимое тщеславие, мелочность, зависть. И у человека сознание или господствует, или может быть подчинено инстинктам, установкам неосознаваемого, эмоциям. Чувствам, страстям. Оно, таким образом, к одного могущественно, у другого порабощено ... Сознание оперирует категориями, которые в целом определяются как ум, как рассудок. В научную, да и в обиходную речь прочно вошло понятие интеллекта. И ум, рассудок, интеллект - синонимы[17]...

Очевидно, что ум является фактором, степени, обеспечивающим приспособление человека к жизни. И, безусловно, тот, кто способен эффективно адаптироваться в любых условиях, - умен. Однако и хитрость входит в понятие ума. В понятие ума входит и хорошее воспитание, культура поведения, хороший вкус. В то же время в немецком языке существует понятие salonblodsinig - "салонный дурак". Это человек, получивший прекрасное воспитание, культурный, приспособленный к жизни в своем кругу, но без царя в голове. Он великолепно держится в высшем обществе, со вкусом одет, знает, кому, когда и что сказать, умеет поддержать беседу, эрудирован, у него богатый словарный запас, отличная память. И получается, что он умен, и он же "салонный дурак".

В то же время есть люди, не получившие хорошего воспитания и полноценного образования, но к ним идут за советом в сложнейших обстоятельствах жизни. Автор часто встречал подобных людей, и такие встречи оценивались им как подарок судьбы. Это были мудрые люди. Среди них безграмотная крестьянка, из Белоруссии, лесник из Карелии, пасущий овец на Кавказе, мать автора ... Это были и высокообразованные люди, чаще гуманитарного склада мышления, - священники, писатели, историки. Никто из них не сделал карьеры. Карьеру делают умные. Мудрые не знают неудовлетворенности жизнью и в разной степени не удовлетворены лишь самими собой, так как многое из желаемого еще не успели сделать, изведать, постигнуть. Умные же удовлетворены собой. Однако, достигнув многого, они не удовлетворены жизнью и достигнутым, поскольку другой умный, по их мнению, достиг большего. Ум и мудрость, таким образом, разные категории! ...

Мудрость не в способности приспособиться к жизни, адаптироваться в ней, а в постижении смысла жизни. Мудрый живет в полном согласии со своей натурой ... ведь его ценности, потребности лежат вне интересов дерущихся за должности и богатство ... И, повторяем, если ум - способность к приспособлению в жизни, то мудрость - в отношении к жизни» (14: 184-187). 

Иначе говоря, умный - изменяет внешний мир, а мудрый - внутренний, или своё отношение к миру. Священное Писание учит, что начало мудрости есть страх Господень (Иов. 28: 28; Пс. 111: 10; Прит. 1: 7; 9: 10; 15: 33) и что «мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею» (Прит. 8: 11).

§3.  О воле

Здесь термин «воля» имеет значение некой силы, называемой силой воли, преодолевающей различные соблазны, несущие временные удовольствия, а также преодолевающей временные неудобства и лишения и направленной на достижение основной (стратегической) цели - получение целевого блаженства. Иными словами, имеется в виду сознательное стремление к осуществлению цели (или решению поставленных задач), или способность (умение, решимость) выполнять свои желания. Так воля может подавлять (блокировать) или, по крайней мере, уменьшать, естественную реакцию человека на страх, боль, опасность, радость и другие чувства. Воля, как и другие психические способности, характеризуется двумя параметрами: величиной и духовной направленностью.

Разные люди обладают различной силой воли. Одних людей называют волевыми, то есть, имеющими сильную волю (большую силу воли). Эти люди, следуя велениям разума, преодолевают различные препятствия на своем пути, в частности, подавляют в себе желания (влияние чувств), реализация которых мешает рациональному достижению цели (отвлекает от приближения к цели). Других людей называют безвольными, то есть, имеющими слабую волю. Такие люди, зная, что данное действие не следует делать (или наоборот, следует делать), тем ни менее делают его (или наоборот, не делают то, что нужно). Потом они сожалеют об этом, но опять поступают также, опять сожалеют и т. д. Так, если человек, понимая греховность своего поступка, совершает его или, понимая, что нужно делать добро и зная, что требует от нас Господь[18], не делает этого, то здесь проявляется недостаток воли. И тогда он может стать рабом греха, поскольку делает не то, что хочет и считает разумным и нужным[19].

Направленность воли обусловлена тем, куда она ведет человека: к Богу или от Него. Как говорит проф. прот. Ф. А. Голубинский: «Также и в действовании воли лучшая цель ее есть также бесконечная благость и святость» (3: 85).        

Таким образом, психические способности души - сердце, ум и воля, а также соответственно чувства, мысли и волевые акты, - характеризуются, с одной стороны, величиной (значением, развитостью), а с другой - духовной направленностью. В связи с этим, данные понятия и являются, по сути дела, духовными векторами. Заметим, что многие святые отцы и учители Церкви очень метко назвали сердце, ум и волю силами души, а как известно, сила - понятие векторное. Только речь здесь идет не о физической силе, а о силе духовной.

Кстати говоря, и тело человека стало смертным именно из-за отрицательной духовной (нравственной) направленности сердца, ума и воли прародителей, когда они приняли решение нарушить заповедь Божью и реализовали это решение. Таким образом, духовная направленность Адама и Евы в раю, в конечном итоге, и определила, в том числе, физическое состояние их тел и тел их потомков. Как известно, тела людей после первородного греха стали смертными.  

Также необходимо отметить и взаимозависимость духовной направленности сил души: сердца, ума и воли. Иначе говоря, не может часть сил быть направленной к Богу, а другая часть - от Него. Свт. Григорий Палама, архиепископ Солунский об этом говорит: «...Душа есть нечто единое, имеющее много сил, почему она вся оскверняется, в какую бы из сущих в ней сил не вкралось зло, потому что они все состоят в общении с сею единою, по единству души. Поелику каждая из сил разные проявляет действия, то возможно, что по особенному вниманию и тщанию, какое-либо из сих действий временно окажется чистым, но из сего нельзя заключить, чтоб и вся сила была чиста, потому что, состоя в общении с другими, она, может быть, более нечиста, чем чиста» (О молитве и чистоте сердца, три главы) (23: 293).

7.3. Об иерархии[20] психических  сил души

Рассмотрим теперь соотношение психических сил (способностей) души с точки зрения их иерархии.

§1. Чувства составляют стратегическую основу человека. Именно на основании чувств, точнее результирующего чувства, и выбирается стратегическая (основная, конечная) цель. Человек будет стремиться к тому (желать того), что ему больше нравится (доставляет больше удовольствия, счастья, блаженства), с учетом ожидаемых последствий, в том числе в виде угрызений совести, и ряда других факторов. Свт. Феофан Затворник говорит: «Как бы ни образовывались вкусы, они заставляют человека так устроить свою жизнь, такими окружить себя предметами и соотношениями, какие указывают его вкус и с какими мирен он бывает, удовлетворяясь ими. Удовлетворение вкусов сердечных дает ему покой сладкий, который и составляет свою для всякого меру счастья» (24: 34). «Мы все стремимся к счастью, все хотим, чтобы в нашей повседневной жизни было больше радости, удовлетворения, воодушевления. Это, конечно же, естественно, ведь каждый без исключения человек призван Самим Господом к радости и блаженству...» (свщ. Д. Оловянников) (25).  «Стремление к счастью, блаженству заложено в человеке Богом...» (26: 108). «Человек имеет в себе стремление к счастью. Он жаждет высшего блага, которое дало бы ему полное удовлетворение и утолило в нем его высшую внутреннюю потребность» (М. Новоселов) (27: 17). «Человек стремится к счастью, как бы он его ни называл: жизнь, мир, радость, покой, благословение, спасение... "Заповеди Блаженства", являющиеся как бы заглавной страницей Его Нагорной проповеди, дают образец христианского счастья (Мф 5: 3-12)...» (28. См. «Блаженство»).

Вместе с этим, блаженство тварей является и одной из целей творения Богом мира. Прот. Николай Малиновский пишет: «Сообразна с побуждением и цель творения. Бог все сотворил для блаженства тварей и великой ради славы Своей. Что блаженство тварей составляет одну из целей творения, ясно из того побуждения, по которому Бог благоволил создать мир. Откровение удостоверяет в этом, когда учит, что все действия Божии в отношении к миру - промышление, искупление, спасение человека имеют целью спасение тварей. Этим показывается, что блаженство тварей и было целью творения» (65: 189. Книга 1)[21]. «Желание Бога - вечное блаженство человека, чему доказательством движениям рук и ног, гортани, позволяющим произносить слова. Движения служит сама природа человека, постоянно желающая и стремящаяся только к приятному в жизни, и ненавидящая и постоянно желающая уклониться от всего неприятного. Итак, блаженная вечная жизнь есть назначение человека ... Назначение человека - покой, радость, блаженство» (монах Митрофан) (30: 10). «Человек создан Богом в начале блаженным и для блаженства, притом вечного...» (прот. Григорий Дъяченко) (31: 579).  «Как благая любовь Божия желает блаженства твари, так блаженство твари может состоять только в том, чтобы проявлялись в ней совершенства Божии, слава Божия» (архиеп. Филарет (Гумелевский) (32: 226). «Цель, поставленная перед тварью, состоит в обожении, в приобщении всего творения к Божественной славе, к блаженству Божества» (17: 172).      

Кандидат философских наук М. В. Бахтин приводит следующие сведения о стремлении человека к счастью: «Анализ большого числа сентенций великих мира сего позволяет прийти к выводу о том, что стремление к счастью генетически заложено в каждом человеке и составляет неотъемлемую часть его природы. Осуществление же этого стремления вручено человеку как дар его свободной воли.

Итальянский мыслитель эпохи Возрождения Пьетро Помпонации (1442 - 1525) считал, что ... человеку естественно стремиться к счастью и избегать несчастья ... Французский философ, теолог, физик и математик Блез паскаль (1623 - 1662), стоявший у самых истоков философии Нового времени, выразил свои мысли на этот счет в следующем высказывании: Все люди стремятся к счастью - из этого правила нет исключений; способы у всех разные, но цель одна ... Счастье - побудительный мотив любых поступков любого человека, даже того, кто собирается повеситься. Людвиг Фейербах (1804 - 1872), выдающийся антрополог, представитель "золотого века" немецкой философской мысли, посвятивший много сил познанию человеческой природы, утверждал, что ... где нет стремления к счастью, там нет и стремления вообще и что стремление к счастью - это стремление стремлений. По его мнению, первая обязанность человека заключается в том, чтобы сделать счастливым самого себя. Если ты сам счастлив, - говорил Фейербах, - то ты сделаешь счастливыми и других. Счастливый может видеть только счастливых вокруг себя.

Философское осмысление темы счастья нашло свое отражение и в русской литературе. Многие произведения русской прозы и поэзии являются своеобразными философскими сочинениями, облеченными в литературную форму. Выдающийся русский писатель В. Г. Короленко говорил, что общий закон жизни есть стремление к счастью и все более широкое его осуществление.

Таким  образом,  значимость  в  жизни  того, что люди называют словом "счастье",

вряд ли вообще можно ставить под сомнение, и чтобы осознать это, не обязательно быть выдающимся моралистом, философом, богословом. Само по себе, стремление человека к счастью - явление более чем очевидное. Приведенные же выше высказывания относительно данного предмета понадобились нам для того, чтобы высветить антропологический корень этого стремления - само существо человеческой природы» (34: 10, 11). 

Доктор медицинских наук, академик АН УССР Н.М. Амосов пишет: «К чему сводятся поступки? К целенаправленным могут простые и короткие, а могут представлять собой последовательность длиной в несколько лет. И цели тоже могут быть самые различные, и для их достижения всегда есть много вариантов поступков.

Кто выбирает наилучший вариант? Разум. В нашей памяти хранится огромное количество информации, позволяющей распознавать предметы и события внешнего мира, оценивать их по разным критериям, планировать варианты действий, предполагать их результаты и вероятность. Чем выше интеллект, тем длительнее и разнообразнее планируемые и выполняемые действия, тем больше шансов для достижения цели с наименьшей затратой сил...

Вопрос о целях. Они выбираются чувствами. Человек стремится достигать с помощью действий максимума приятного или, по крайней мере, минимума неприятного. То и другое зависит от потребностей: удовлетворил - приятно, не удовлетворил - неприятно. Физиологически чувства представляют собой возбуждение неких центров в мозге, отдельных для приятного и неприятного компонентов.

Потребностей и соответственно чувств, а значит, и нервных центров много. Одни центры возбуждаются прямыми воздействиями с тела, например голод, жажда, боль. Другие, такие, как любознательность или страх, возбуждаются через кору от внешнего мира. Органы чувств воспринимают картины мира, в коре создается образ, он оценивается по некоторым критериям. И результаты этой оценки возбуждают центр чувств. Например, бежит навстречу большая собака. Глаза воспринимают, кора оценивает по тем моделям, которые есть в памяти. Выделено качество в собаке "опасность", оно и возбуждает центр страха, отражающий потребность в самосохранении. Чувство направляет последующие действия: как убежать от собаки или подавить страх и не показать вида, потому что люди смотрят и стыдно.

Целей много. А время и силы ограничены. Приходится выбирать. Вступает в действие конкуренция целей, которая сводится к конкуренции потребностей, на удовлетворение которых направлены сами цели ... Имеют значение не только величина потребности и сила, отражающего его чувства, но еще реальность цели. Само это понятие сложное. Степень реальности (ее количественное выражение) определяется вероятностью достижения цели и временем, нужным для этого. Студент слышал, что раком легких заболевает каждый десятый курильщик к шестидесяти годам. Реальность опасности для него явно мала: во-первых, не каждый заболеет, может, меня минует; во-вторых, до этого еще сорок лет! Все еще может измениться. А удовольствие от сигареты, хоть и несравнимо с жизнью, но абсолютно реально. И оно оказывается сильнее страха смерти...

Величина чувства зависит от значимости потребности (один любит больше всего командовать, другой - вкусно поесть, а третий - получать информацию). От степени ее удовлетворения сейчас и в будущем с учетом реальности и адаптации[22]. Поступки определяются соотношением чувств, существующим в данный момент[23]. Поэтому желание сейчас съесть пирожное оказывается "на минуточку" сильнее страха склероза и инфаркта ... Кроме чувств, отражающих биологические потребности, есть еще убеждения, привитые обществом. Они выражаются словесными формулами (что такое хорошо и что такое плохо), имеющими иногда такое большое значение, что могут толкнуть на смерть ... Человек счастлив или несчастлив своими чувствами: одни выступают своим приятным компонентом, другие - неприятным, в зависимости от степени удовлетворения соответствующей потребности» (35: 24-28).

Доктор медицинских наук, профессор, психофизиолог, психотерапевт Л. П.Гримак говорит: «На определенном этапе филогенетического и онто­генетического развития присущее живым тканям общее свойство раздражимости обогащается свойством переживаемости[24]. Это величайший скачок, величайшее со­бытие в ходе эволюции жизни. В резуль­тате этого скачка от раздражимости к пе­реживаемости на физиологической основе и возникла психическая форма отраже­ния. С точки зрения развития психики очень важным моментом явилось именно обогащение раздражимости переживаемостью.

Психическое отражение - это качест­венно новая ступень отражения, развивав­шаяся из более низкого уровня отраже­ния - физиологического. Последний же сформировался на основе фундаменталь­ного - физического.

По мнению К. К. Платонова, первич­ной формой переживаемости (психическо­го отражения) явилась эмоция, которая в своей элементарной форме давала только два субъек­тивно улавливаемых качественных сигнала: жизненно полезно и жизненно вредно. Последние впоследствии приняли формы удовольствия и неудовольствия[25]. Они стали эффективными сигналами о возможностях вред­ного для организма нарушения равновесия между ор­ганизмом и средой. Этот процесс нарастал по спирали, усложнялся и дифференцировался по мере морфологи­ческого развития интерорецепторов - анализаторов, сигнализирующих о состояниях внутренней среды ор­ганизма. Простейшими субъективными явлениями, на­до полагать, были эмоции, в которых недифферен­цированно обобщалось состояние основных видов по­требностей организма (пищевых, оборонительных, половых и пр.). В этой своей роли эмоции устанавли­вали первичную психологическую, связь живого орга­низма со средой. А на этой основе, при параллельнос­ти развития органов чувств, стало возможным появле­ние ощущений и их комплексов как своеобразных сигнальных образов» (36: 66, 67).

Необходимо отметить, что критерием выбора поведения человека не является непосредственное извлечение максимального удовольствия. Человек способен в данный момент пойти на некоторые неудобства для получения в дальнейшем большего удовольствия. При этом, чем на больший промежуток времени человек способен с помощью разума предвидеть результирующее удовольствие и с помощью воли реализовать принятое решение, тем сильнее развиты у него ум и воля. Без учета совести и воли поведение человека приближается к поведению животного, лишенного ума и воли, а критерием поведения становится получение максимального удовольствия именно сейчас.

Удовольствие вообще не может придать жизни смысл, если речь идет о сиюминутном удовольствии или погоне за временными удовольствиями. Если же иметь в виду вечное блаженство в Боге, являющееся целью земной жизни, то как раз именно оно и придает жизни высший смысл. Для чего святые вели праведную жизнь, которая была непонятна неверующим людям? Для чего они постились, раздавали последнее, непрестанно находились в молитве и посте, совершали духовные подвиги? Для того чтобы спастись, то есть попасть в Царство Небесное и в дальнейшей жизни наслаждаться в соединении с Богом, а не мучится во мраке ада, ибо в аде нельзя найти утех (Сир. 14: 17). Поэтому цель нашей временной жизни на земле - вечное блаженство в соединении с Богом (спасение). Эта цель достигается только при синергии двух воль: Бога и человека, т. е. с помощью благодати Божьей и соответствующего духовного делания человека, обусловленного его верой.

Заметим, что и в мирской жизни обычной ситуацией является сознательное принятие временных трудностей для приобретения в дальнейшем желаемых благ. При этом, чем больше ожидаемые блага, тем бóльшие неудобства готов претерпеть человек для их достижения. Так что же тогда можно сказать о временных тяготах в жизни земной, если они необходимы для достижения вечного блаженства в Царстве Небесном? Даже простой здравый смысл говорит нам, что не может быть для нас ничего более разумного, выгодного и правильного, чем сознательное и смиренное принятие временных скорбей в обмен на Царство Небесное. По мнению Е. Тихомирова: «Если во время краткого здешнего странствования наши заботы сосредоточены на том, чтобы устранить от себя все печальное и окружить себя всем приятным, тем более должны мы озаботиться об участи нашей в вечности» (37: 127).

Ведь Господь наш и Спаситель, Иисус Христос, говоря полюбившемуся Ему юноше: пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах[26] (Мк. 10: 21), по сути дела, предлагал ему обменять один вид сокровища - сокровище земное (в виде имения и богатства) на другой его вид - сокровище небесное. Иными словами, вместо сознательно принимаемого временного земного неудобства (или сознательного отказа от временных земных благ) получить вечное Небесное блаженство.

Таким образом, общим для всех людей принципом (психической основой) является стремление к высшему счастью - блаженству или «стратегическому сокровищу». Однако типы сокровища и счастья (блаженства) для разных людей могут быть существенно различными. «Аристотель отмечал, что одним счастьем кажется добродетель, другим - рассудительность, третьим - известная мудрость...»  (цит. по 22: 518. См. «Смысл жизни»). Добавим к этому, что четвертые видят счастье во власти, пятые - в богатстве, шестые - в удовлетворении различных физических (телесных) похотей  и т. д. Другими словами, каждый человек, в соответствии со своим вкусом, стремится к своему блаженству и желает своего сокровища. Одни люди ищут блаженство земное, другие - небесное. Для первых (ищущих земное блаженство) сокровищем будут земные блага, земная слава, о быстротечности которой пишет св. апостол Петр[27], для других - небесные блага, небесная слава, к которым так ярко и так ясно призывают, например, св. апостол Павел[28] и прп. Серафим Саровский[29].

Вообще христианское учение о Царстве Небесном, есть учение о месте блаженства, уготованном для верующих в Господа и любящих Его. Епископ Игнатий Брянчанинов говорит: «...святые духи будут вечно блаженствовать в селениях небесных. Вместе со святыми духами примут участие в наслаждениях неба и рая воскресшие святые человеки в телах своих...» (38: 226). Свт. Григорий Палама, архиепископ Солунский пишет: «...пожившие здесь по Богу, при отделении от тела не отделяющиеся от Бога, в воскресение возьмут и тело к Богу, входя вместе с Ним в радости неизреченной туда, куда предтечею за нас вошел Иисус (Евр. 6: 20), чтоб вместе с ним наслаждаться и имеющего во Христе открыться славою» (23: 252). Св. Иоанн Дамаскин наставляет: «Итак, мы воскреснем, так как души опять соединяются с телами, делающимися бессмертными и совлекающими с себя тление, и явимся к страшному судейскому Христову седалищу; и диавол, и демоны его, и человек его, то есть Антихрист, и нечестивые люди, и грешники будут преданы во огнь вечный, не вещественный, каков огонь, находящийся у нас, но такой, о каком может знать Бог. А сотворившие благое, как солнце, воссияют вместе с ангелами в жизни вечной, вместе с Господом нашим Иисусом Христом, всегда смотря на Него, и будучи видимы Им, и наслаждаясь непрерывным, проистекающим от Него веселием, прославляя Его со Отцом и Святым Духом, в бесконечные века веков» (39: 344). По словам св. прав. Иоанна Кронштадтского: «Найти и осязать невидимого, но недалеко от каждого из нас  находящегося Бога есть цель нашей жизни, по апостолу Павлу. Найти, и так сказать, осязать или ощутить невидимого Бога есть вверх нашего блаженства на земле, потому что Бог весь - Блаженство. Кто нашел Бога, кто испытывает постоянно Его животворное к себе прикосновение, тот ни за что на свете не променяет счастья иметь Его в сердце своем и ищет всячески случаев, в которых Невидимый соприкасается с нашим духом» (8: 607).  

Иисус Христос учит и предостерегает нас: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6: 19, 20).                                                                                                                                                                                             

На основании изложенного в настоящем разделе, можно сделать вывод о том, что правильное воспитание чувств, являющихся стратегической основой человека в целом и его психики, в частности, составляет важнейшую задачу воспитания человека. Действительно, человек, постоянно упражняясь в духовной брани и духовных подвигах, может, с помощью Божьей, достичь такого бесстрастного состояния чувств, при котором греховные мысли и действия будут вызывать у него отвращение, или, по крайней мере, не будут вызывать у него удовольствия. Тогда человек, из состояния возможности не грешить перейдет в состояние нравственной невозможности грешить[30].

§2. Ум человека решает, как достичь цели рациональным путем, то есть выбирает путь достижения цели, определяемой чувствами. «Разум - слуга сердца», - говорит св. Иоанн Кронштадтский (12: 51). «Сердце (под сердцем здесь понимаются чувства - П.В.) имеет весьма сильное влияние и на характер и направление мышления и всего поведения человека. От сердца, по словам Спасителя, исходят помышления злые (Мф. 15: 19; ср. Лк 6: 45). Это подтверждает и опыт. Замечено, что "каковы наши наклонности, таковы и мнения"» - пишет прот. Николай Малиновский (65: 66. Книга 1); «Развращенное сердце не может быть верным руководителем разума в распознании дел Божиих в мире и отличении их от Творца, а омраченный страстью ум - делать согласные с истиною умозаключения и быть озаряемым свыше. В лукавую душу, говорит Премудрый, не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенным греху, ибо святый Дух премудрости удалится от лукавства и уклонится от неразумных умствований, и устыдится приближающийся неправды (Прем. 1: 4, 5)» (41: 169. С. ч. 1: О Боге в Самом Себе. Предварительные понятия, § 14: Способы богопознания).

Таким образом, направленность ума определяется направленностью чувств и желаний. Именно это и позволяет определять наилучшие (с точки зрения имеющейся информации) варианты текущей деятельности, как для решения рабочих (повседневных) задач, так и для достижения конечной цели (целевого блаженства).

§3. Далее, воля (сила воли) обеспечивает (при возможности) движение к цели (достижение цели) тем путем, который выбрал разум. При этом роль (действие) воли, в общем, заключается в стремлении к достижению цели (в решимости достичь цели). Более конкретно в преодолении различных временных удовольствий, отвлекающих от цели или являющихся преградами на пути ее достижения, а также в добровольном принятии временных неприятностей (неудобств, неудовольствий), связанных с реализацией пути (поведения), выбранного разумом. При этом на поведение человека и его психическое состояние оказывают влияние не только сознательные процессы, но и бессознательные.

§4. Таким образом, иерархическое соотношение психических способностей души заключается в следующем. Чувства определяют цель (то есть то, что нужно достигнуть), разум определяет пути и средства достижения выбранной чувствами цели (то есть то, как нужно достигнуть цель), воля обеспечивает движение к цели по пути, выбранному разумом (помогает достигнуть цель, обеспечивает достижение или стремление к цели), за счет преодоления различных преград и отвлекающих (от цели) факторов. Таким образом, с точки зрения конечной (стратегической) цели, или целевого блаженства, воля - слуга ума, а ум - слуга сердца. По аналогии соотношений, чувства можно сопоставить с верховным главнокомандующим, определяющим стратегическую цель, ум - с командирами, определяющими тактические цели или задачи, волю - с солдатами, обеспечивающими решение этих задач и, в конечном итоге, - достижение цели. Вместе с этим, после выбора (определения) стратегической цели (целевого блаженства), основную роль начинает играть (выполнять) ум, как определяющий основу нашего поведения и воля, как обеспечивающая (реализующая) это поведение.

Отметим, что с этой точки зрения, инициатором первородного греха являются чувства, а не мысли, и падение человека началось в области сердца, а не ума. Иначе говоря, в падении прародителей основную роль сыграла именно их чувственная сторона, а не разумная. Действительно, из Быт. 3: 6 следует, по словам В. Н. Лосского, что для Евы «... появляется некая ценность вне Бога» (42: 253), или, как говорит прот. Николай Малиновский: «к чисто духовному желанию быть как боги присоединилось желание преступного чувственного удовольствия» (7: 313. Книга 1). Когда для прародителей появилась кажущаяся им возможность получить приятные чувства (удовольствие) вне Бога, вопреки Его воле, или путем греховных действий (в грехе), то их более привлекла (им более понравилась) реализация этой возможности (перспектива быть как боги, знающие добро и зло), вопреки воле Бога - Отца, создавшего их, чем перспектива послушания Ему. При этом «грехопадение было первым моментом, когда в человеке восторжествовала воля к власти...» (свщ. Александр Мень) (43: 73).

Другими словами об этом можно сказать следующим образом. До искушения дьяволом ум человека, так же как и другие силы души, не находился в состоянии необходимости выбора между грехом и праведностью. У человека не было ни внутренних, ни внешних искушений. В условиях рая, «когда потребное... для жизни тела давалось само собою, ум не праздным оставался, имея все время свободным от трудов телесных, но непрестанно восторгался к духовным созерцаниям, разливавшим в нем неистощимое веселье. Сие делание воспитывал в нем Сам Бог, по Своему благоизволению приходивший к нему каждодневно для собеседования», - пишет прп. Нил Синайский (цит. по 2: 239). То есть вначале ум прародителей, очевидно, предавался созерцанию Бога - своего Создателя и Отца, оберегающего и питающего их. Когда же Адаму и Еве был предложен выбор: или стать как боги, знающие добро и зло (Быт. 3: 5), вопреки Богу - Отцу, или быть Ему послушными, - именно чувства выбрали первый путь (порочную цель). И тогда уже ум и воля человека перевели его из состояния возможности совершить (или не совершить) грех в состояние совершения греха.

Приведем  мнение прот. Николая Иванова: «Человек видит, что плоды от древа познания добра и зла хороши для пищи, то есть, что это хорошо для его материального существования, а все остальное в мире представляет собой лишь "пищу" для "я". Душа забывает о своей связи с Источником и со всей природой, она хочет лишь удовлетворения своих вожделений. Нормальное самоутверждение плоти и та радость ощущения, которая возникает при становлении, превращается в похоть - похоть плоти. Такова первая ступень грехопадения.

Человек видит, что возникшее представление о новых возможностях, не только чисто материальных, хорошо для пищи, но и приятно для глаз, и желанно - хорошо для глаз и вожделенно, ибо дает душе удовлетворение. Целый комплекс душевных сил находит свое удовлетворение на пути вкушения добра и зла, то есть на том пути, где добро и зло - лишь одинаково приемлемые средства для удовлетворения желаний. В себе самом человек может помышлять: "Все то, что мне представляется, что ко мне относится, должно относиться ко мне так, чтобы давать наслаждение".

Вторая ступень грехопадения - это кажущаяся возможность жизни по-новому. Гармония красоты целого, когда все в мире прекрасно лишь в силу того, что отражает в себе славу Божию и восхваляет Творца, - эта гармония и красота становятся хороши, лишь, поскольку они хороши для меня. Мое "я" становится в центре гармонии и центре красоты и желает всего только для себя. Такова вторая ступень грехопадения - похоть очей.

И наконец, третья ступень грехопадения. Человек хочет иметь знание в смысле владения тем, что видит... Но если человек станет на самостоятельный путь, упиваясь полной свободой выбора, забыв о заповеди, данной ему Творцом, то легко может потянуться к "злому" знанию, то есть знанию лишь того, что выгодно ему, но губительно для его собратий. И он будет упорствовать, стремясь овладеть этим знанием.

Путь познания (фактически смешения) в себе добра и зла есть путь индивидуалистического самоутверждения. Он дает опыт борьбы, самовозвышения, наслаждения в чувстве самолюбования, чувство превосходства над теми, кто может быть превращен в объект наслаждения и господства. Предлагаемый путь есть путь гордости собой, своим знанием и своим мнимым совершенством. Этот путь есть путь созерцания своего превосходства. Такова третья ступень грехопадения - гордость житейская» (44: 235-237)[31].   

            7.4. О коррелятивности[32] психических сил души

§1. О коррелятивности некоторых способностей человека Немесий, епископ Эмесский, говорит: «Итак, мы утверждаем, что свободная воля[33] тесно соединена с разумом (что вместе с разумом тотчас является (входит) свободная воля...) (46: 174)». Таким образом, здесь «разум и свобода - понятия коррелятивные, из которых одно предполагает другое» (см. примечание № 2 редактора в 46: 176). Немесий обуславливает это положение следующим образом. «А всякий совещающийся человек (то есть человек, который обдумывает свои действия - П.Д.), поскольку в его власти находится выбор того, что следует сделать, совещается для того, чтобы избрать то, что будет предпочтено через обсуждение (совещание), и, избрав, привести в исполнение. Таким образом, совершенно необходимо, чтобы тот, кто обладает способностью совещания (то есть разумом - П.Д.) был и господином действий (то есть имел возможность приводить задуманное в исполнение - П.Д.). Ведь если он не господин действий, то напрасно имеет возможность совещания (способность обсуждения). А если так, то по необходимости свободная воля (самопроизвольность) соединена с разумом, потому что или человек не будет разумным (существом), или, будучи разумным, будет господином действий, во всяком случае, будет свободным (самопроизвольным)» (46: 175, 176. См. также 39: 180, 181).

Св. Иоанн Дамаскин пишет, что если все в мире будет обусловлено необходимостью, то «и разум будет в нас излишним, ибо мы не будучи господами никакого дела, излишне обдумываем про себя; но разум дан нам непременно для обсуждения, почему все разумное одарено также и свободною волею» (39: 133).

Действительно, человек при наличии выбора, но отсутствии разума, как способности рациональной (или оптимальной) реализации этого выбора, аналогичен человеку, находящемуся в движущемся автомобиле с завязанными глазами, но с возможностью его управления. Такой человек может управлять движением автомобиля (его скоростью и направлением), но не может рационально реализовать данную возможность, так как не знает, когда и куда повернуть руль и когда повысить или понизить скорость. Это делает данную возможность управления не нужной (бессмысленной). С другой стороны, наличие разума при отсутствии выбора аналогично человеку, находящемуся в движущемся автомобиле с открытыми глазами, но без возможности его управления. Такой человек знает, когда и куда нужно повернуть руль и когда нужно повысить или понизить скорость, но не может это реализовать, что также делает такую возможность управления ненужной. Отметим, что понятия «свободная воля», как возможность выбора, и «воля», как одна из сил души, являются различными по своей сущности.

§2. Перейдем теперь к рассмотрению коррелятивности собственно психических способностей (сил) души.

Если бы у человека не было чувств (приятного и неприятного) или было бы только одно стабильное (неизменяемое) чувство, то, как очевидно, ему было бы все равно, что делать, где находиться, что его ожидает в будущем. В этом случае человеку не нужна была бы и свобода нравственного выбора (как, впрочем, и физического выбора тоже), а, следовательно, не нужны были бы также и разум с волей, как средства для проведения и реализации этого выбора.

С другой стороны, если есть средство для выбора (разум) и средство для реализации этого выбора (воля), то должен быть и критерий этого выбора - получение максимума удовольствия (целевого блаженства) с учетом ожидаемых последствий. Иначе говоря, должны быть чувства.

Кроме того, если человеку дан разум, как средство анализа и выбора методов достижения цели, то необходима и воля, как сила, преодолевающая различные соблазны, несущие временные удовольствия, а также преодолевающая временные неудобства и лишения и направленная на достижение этой цели (ведь иначе человек будет постоянно отвлекаться от выбранного пути). То есть воля выполняет здесь роль как бы духовной инерции[34], сопротивляющейся отклонению от выбранного разумом пути. Соответственно, если дана воля (в ее вышеуказанном значении), то, как очевидно, необходимо и средство для выбора методов и пути достижения цели, а именно -  ум (ведь иначе воля останется нереализованной, а, следовательно, и ненужной).

Таким образом, понятия «свобода выбора (свободная воля)» и «психические способности (силы) - сердце, ум и воля» являются взаимно-коррелятивными, то есть наличие каждого из них предполагает наличие и других.

При этом следует отметить и существенное различие между свободой выбора (свободой воли или свободной волей) и психическими способностями (силами), в частности - волей. Свободная воля, как возможность нравственного выбора, не зависит от нас, наших родителей, окружающей нас обстановки и остается неизменной. Что же касается данных нам при рождении способностей чувствовать, мыслить и совершать волевые акты, то, как очевидно, они могут изменяться в процессе жизни, как по своей величине, так и по своей направленности. 

С учетом коррелятивности психических способностей, было бы логично предположить и зависимость между развитостью чувств, развитостью разума (рассудка у животных) и развитостью воли у созданных Богом живых существ. И действительно, такая зависимость имеется. У высокоорганизованных животных (некоторых видов собак, обезьян, дельфинов и других животных) имеется весьма развитая рассудочная способность, позволяющая этим видам легко обучаться, адаптироваться и находить решения различных, в том числе довольно сложных, задач. Вместе с этим данным видам животных также свойственны и такие чувства, как привязанность, солидарность, тоска, радость и пр. По-видимому, у них также появляются и некоторые зачатки воли.

Но только у человека - образа Божьего, наделенного возможностью достижения подобия Божьего (см., об этом, напр., 45: 34-53), во всем величии появляется чудесно сбалансированная и совершенная система психических сил (сердца, ума, воли) и их проявлений (чувств, мыслей, волевых актов). Эта великолепная система является свойством человеческой психики - венца Божьего творения! Ее принципиальными отличительными признаками (особенностями) в животном мире  являются, в частности: возможность  религиозного чувства, нравственность, разум, воля.

Однако после первородного греха произошли резкие изменения, как в духовном, так и в физическом состоянии человека. Образ Божий в человеке помрачился. Человек был обличен (одет) в «одежды кожаные» (Быт. 3: 21). Соответственно произошли и существенные изменения в психических способностях человека (см. об этом в следующей части).

§3. Заметим, что известные попытки моделирования психики, по своей сути, сводились к моделированию лишь отдельных мыслительных (точнее вычислительных или сводимых к ним) процессов. И в этом достигнуты большие успехи. Так, например, компьютер может обыграть в шахматы лучшего гроссмейстера.

На основании стремительного прогресса в данной области, уже давно было высказано предположение о возможности в будущем захвата роботами мира. Многочисленные фантастические сюжеты красочно описывали подобную ситуацию. Так, известным фантастом А. Азимовым были даже сформулированы «Три закона робототехники»:

1. Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред.

2. Робот должен повиноваться командам человека, если эти команды не противоречат Первому Закону.

3. Робот должен заботиться о своей безопасности, пока это не противоречит Первому и Второму Законам.

Однако основу моделирования психики составляет моделирование не мыслительных процессов, а чувствующей стороны человека - сердца (не путать с ощущениями: человек ощущает тепло и холод, но чувствует привязанность и любовь). Только тогда модель будет обладать своим собственным поведением, своими собственными желаниями, будет к чему-то самостоятельно стремиться, а не просто автоматически выполнять заложенную в неё программу.

Заметим, что попытки моделирования чувств, как проявлений духовной субстанции (если речь идет об отдельной душе) или духовно-вещественной субстанции (если речь идет о человеке, или душе, соединенной с телом), сегодня напоминают сказочное повеление: пойти туда, - не знаю куда, найти (принести) то, - не знаю что.

ЦИТИРУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Систематический свод учения св. отцов Церкви о душе человеческой/ Сост. Прот. Стефаном Кашменским // Святоотеческая христология и антропология: сб. ст. - Вып. 3. - Пермь: Панагия, 2002.

2. Добротолюбие / пер. с греч. свт. Феофана Затворника: в 5-ти тт. - Т. 2. - М.: Изд-е Сретенского мон-ря, 2004.

3. Голубинский. Ф. А., прот., проф. Лекции философии. Метафизическая психология. Москва. Печатня А. И. Снегиревой, 1898.

4. Краткая медицинская энциклопедия: для среднего медицинского персонала / под. ред. А. Н. Шабанова:  в 3-х тт. - Т. 3. - М.: Советская энциклопедия, 1974.

5. Зенько Ю. М. Психология и религия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lib.unidubna.ru/search/files/ps_zenko_psrelig1/~ps_zenko_psrelig1.htm, свободный. - Загл. с экрана.

6. Феофан Затворник, свт. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? - М.: 1999.

7. Малиновский Н., прот. Очерк православного богословия. - М.: Православный Свято - Тихоновский богословский институт, 2003.

8. Иоанн Кронштадтский, св. прав. Творения. Дневник. - Т. II.: 1859-1860. Богопознание и самопознание, или внутреннее священнонаучение от Святого Духа. - М.: Отчий дом; Северная обитель, 2003.

9. Полный церковно-славянский словарь / Сост. свящ. Г. Дьяченко. - М.: Издат. Отдел Московского Патриархата, 1993.

10. Иоанн Лествичник, прп. Лествица, 1998.

11. Словарь медико - социальных понятий и терминов - М.: Свято - Димитровское училище сестер милосердия, 2003.

12. Иоанн Кронштадтский: сборник / сост. В. А. Десятников. - М.: Патриот, 1992.

13. Математический энциклопедический словарь / под. ред. Ю. В. Прохорова. - М.: Советская энциклопедия, 1988.

14. Гарбузов В. И. Человек-жизнь-здоровье: (Древние и новые каноны медицины). - 2-е изд., перераб. И доп. - СПб: АО «Комплект», 1995. - 429 с., ил. - (Сер.: Целительные силы).

15. Толковый словарь русского языка/ под ред. проф. Д. Н. Ушакова :в 4-х тт. - Т. 4. - М.: Гос. Изд-во иностр. и нац. словарей, 1939. 

16. Пестов Н. Е. Современная практика православного благочестия:  в 2-х т. - Т. 1. - СПб.: Сатисъ, 2002.

17. Алипий (Кастальский - Бороздин), архим; Исайя (Белов), архим. Догматическое богословие: курс лекций. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2002.

18. Иоанн Максимович, свт. Илиотропион, или сообразование человеческой воли с Божественной волей. - М.: Благовест, 2003.

19. Закон Божий. - Репринт. изд. - М.: Сретенский монастырь; Новая книга; Ковчег, 1998.

20. Франк. С. Л. С нами Бог. - М.: АСТ, 2003.

21. Добротолюбие / пер. с греч. Свт. Феофана Затворника: в 5-ти тт. - Т. 1. - М.: Изд-е Сретенского мон-ря, 2004.

22. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2001.

23. Добротолюбие / пер. с греч. Свт. Феофана Затворника: В 5-ти тт. - Т. 5. - М.: Изд-е Сретенского мон-ря, 2004.

24. Мудрые советы святителя Феофана Затворника из Вышенского Затвора. С приложением Симфонии по письмам святителя / сост. А. Бобров - М.: Правило веры, 1998.

25. Оловянников Д., свщ. Слово в день Святой Троицы // Московские епархиальные ведомости. - 2004. - № 4-5.

26. Человек - Храм Божий. - М.: Сибирская благозвонница; Паломник, 2002.

27. Новоселов М. Психологическая сила Православия. Противоречия в природе человека и их разрешение в вере Христовой. - М.: Фавор-ХХI, 2003. - (Религиозно-философская библиотека).

28. Словарь библейского богословия / под ред. Ксавье Леон-Дюфура, Жана Люпласи: - Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://krotov.info/spravki/temy/b/blazhenst.htm, свободный. - Загл. с экрана.

29. Толковый словарь русского языка / под ред. проф. Д. Н. Ушакова: в 4-х тт. - Т. 3.  - М.: Гос. изд. иностр. и нац. словарей, 1939.

30. Загробная жизнь. Труд монаха Митрофана. - Киев: Радуга, 1991.

31. Дьяченко Г., прот. Вера, Надежда, Любовь. Катехизические поучения: в 3-х тт. - Т. 2. - М.: Донской монастырь; АРП Инт. Ко, 1993.

32. Филарет (Гумилевский), архиеп. Черниговский. Православное догматическое богословiе: в 2-х тт. - Т. 1. - 2-е изд. - Черниговъ: Типографiя Ильинскаго монастыря, 1865.

33. Добросельский Пётр. Размышления о цели и смысле земной жизни человека. [Текст, составление] - М.: Оранта, 2017. - 368 с. - (Христианская антропология и современность. Вып. 2).

34. Бахтин М. В. Счастье и блаженство в свете христианской антропологии: учебное пособие / пред. А. Пронина. - М.: Московский ин-т духовной культуры, 2006.

35. Амосов Н. М. Раздумья о здоровье. - М.: Молодая гвардия, 1978.

36. Гримак Л. П. Как жить в гармонии с собой. Начала психологии активности. - М.: Олма - Пресс, 2000.

37. Тихомиров Е. Загробная жизнь или последняя участь человека. - Ч. 1 - М., 1995.

38. Игнатий Брянчанинов, еп. Слово о смерти. -  М.: P. S., 1991.

39. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. - М.: Ладья, 2000.

40. Преподобный Серафим Саровский. Житие, пророчества, наставления: сборник. - Минск: Лучи Софии, 1998.

41. Малиновский Н., свящ. Православное догматическое богословiе: в 4-х тт. - Т. 1. - Ставрополь, 1902.

42. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви // Догматическое богословие. - М.: СЭИ; Трибуна.- 1991. - Вып. 1. - (Религиозно-филисофская серия).

43. Отец Александр Мень отвечает на вопросы слушателей. - М.: Фонд им. А. Меня, 1999.

44. Иванов Н., прот. И сказал Бог... Библейская онтология и библейская антропология. Опыт истолкования Книги БЫТИЯ (Гл. 1-5). - 2-е изд. - Клин: Христианская Жизнь, 1999.

45. Добросельский П. В. О полемических аспектах происхождения, грехопадения и цели земной жизни человека. - М.: Благовест, 2009.

46. Немесий, еп.  Эмесский. О природе человека // Учителя неразделенной церкви. - М.: Учебно-информационный экуменический центр апостола Павла; МГУ, 1996.

47. Тора с комментариями Раши и Сончино. [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.toraonline.ru/tora_inline/bereyshis/bereyshis.htm#_c, свободный. - Загл. с экрана.

48. Алексий (Бабурин), иер. Монах Андроник. Из разговоров с А. Ф. Лосевым // Москва. - 1995. - №4.

 

 



[1] «Сердце - центральный орган системы кровообращения, обеспечивающий движение крови по сосудам. Сердце человека представляет четырехкамерный мышечный мешок. Оно расположении в переднем средостении, преимущественно в левой половине грудной клетки» (4: 47); «Сердце телесное есть мускулистый серчак - мясо... но чувствует не мясо, а душа, для чувства, которой мясное (физиологический орган) сердце служит только орудием, как мозг служит орудием для ума (цит. по 5. «Глава 3. Феномены схемы тела в психологии и религии. Приложение 3.1. Сердце», со ссылкой на: Феофан Затворник. Вып. 5. 1994. С. 165).

[2] «Сторона чувства - сердце... Дело сердца - чувствовать все касающееся нашего лица. И оно чувствует постоянно и неотступно состояние души и тела..., понуждая и нудя человека доставлять ему во всем этом приятное и отвращать неприятное... Всякое воздействие на сердце производит в нем особое чувство...» (свт. Феофан Затворник) (6: 23-35).     

[3] «Но если дух человека, его сердце (чувство) и воля заполнены влечениями к твари...» (прот. Николай Малиновский) (7: 66. Книга 1)»; «...следует рассмотреть влияние ума на чувство, или сердце» (проф. прот. Ф. А. Голубинский) (211: 92).

[4] «...сердце - душа, средоточие нашей жизни» (8: 26); «...сердце - душа наша» (8: 337); «Сердце важнее ума - душа человека» (8: 729); «Сердце иногда значит: душа человеческая...» (9: 592. См. «Сердце»).

[5] «...воззвах всем сердцем моим (Пс. 118: 145), то есть телом и душою, и духом» (прп. Иоанн Лествичник) (10: 242. См. Слово 28, гл 61).

[6] «...пусть отпустит их на волю...» (Исх. 21: 26, 27).

[7] «Грех внес расстройство и в области воли, - человеческой нравственной свободы» (прот.й Николай Малиновский) (7: 319. Книга 1).

[8]  «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, будет бит много...» (Лк. 12: 47).

[9] «...не в воле человека путь его...» (Иер. 10: 23).

[10] «Воля к святости, воля к спасению - главный религиозный нерв исторического бытия людей и народов» (св. праведный Иоанн Кронштадтский) (12: 367).

[11] «Вектор (от латинского vector, буквально - несущий) - направленный отрезок прямой... Понятие "вектор" возникло как математическая абстракция объектов, характеризующихся величиной и направлением, например: перемещение, скорость, напряженность электрического или магнитного полей» (13:107).

[12] О сердце проф. В. И. Гарбузов говорит: «Сердце - центр эмоциональности, центр душевной жизни. Можно говорить о разуме сердца. Если человек заявляет, что он принимает решение сердцем, то у него побеждает разум сердца, всем понятно, о чем идет речь. И это не умозрительные рассуждения. Речь идет о неосознаваемом мышлении, об отношении к себе, к людям, к жизни. Неосознаваемое теснее связано с эмоциями, чем сознание» (14: 20).

[13] «Сокровище - а). Драгоценность, дорогая вещь, деньги... б). О ком-то или о чем-то очень ценном, дорогом для кого-нибудь» (15: 366).

[14] «И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22: 35-40. См. также Мк. 28-31).

[15] Прп. Максим пишет о «лукавых узах естества», которые накрепко связывают человека приманками удовольствий» (цит. по 17: 244).

«Блж. Иероним, побуждая к упованию на Бога, говорит: весьма много в мире льстивых приманок и бесчисленных сетей...» (18: 352).

«С тех пор, как враг склонил первых людей ко греху чувственными благами, он как бы захватил в свою власть сребро и злато и все наслаждения чувственности и ими пленяет и держит в своей власти всех неосторожных» (св. праведный Иоанн Кронштадтский) (8: 28).

«... Диавол делает свое - раскидывает обольстительные виды чувственности: увеселения, бесстыдные и скверные лица женские; пищу, питье; наряды и прочее, прочее» (св. праведный Иоанн Кронштадтский) (8: 76).

В Еф. (4: 22) говорится об образе «... жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях...».

 

[16] «Интеллект - способность решать возникающие в настоящем проблемы на основе прошлого опыта с точки зрения возможных будущих последствий» (Т. Шибутани. Социальная психология).

[17] «Следует отметить, что в европейской философской традиции принято различать в качестве основных уровней интеллектуальной (умственной - П.Д.) деятельности - разум и рассудок. Рассудок рассматривается как интеллектуальная деятельность, не выходящая за пределы норм и стандартов, выработанных в социально-историческом и культурном процессе и в ходе индивидуальной деятельности, а разум - как высшая творческая способность ума создавать принципиально новые знания и постигать глубинную сущность реальности...» (22: 210). 

[18] «О, человек! сказано тебе, что - добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» (Мих. 6: 8)

[19] «Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех» (Иак. 4: 17).

«Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которое не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех» (Рим. 7: 19, 20).

[20] «Иерархия - порядок подчинения низших высшим по точно определенным степеням, градации» (29: 1135).

[21] Более подробно о цели земной жизни человека см., напр., 33.

[22] «Острота любого самого сильного чувства со временем притупляется, особенно если реальность угрозы не очевидная, а это бывает, когда опасность отдалена во времени хотя бы немного. Человек свыкается с ней» (36: 26).

[23] Поведение человека определяются не только «соотношением чувств, существующих в данный момент», но также и волевым аспектом. При этом может быть выбрано такое поведение, которому будет сопутствовать на данный момент отрицательное результирующее чувство. Сила воли способна реализовать такой поступок по велению разума, для достижения, в дальнейшем, более высшей цели (что в конечном итоге обеспечивает большее удовольствие) - целевого блаженства.

[24] С точки зрения библейского подхода к происхождению живых существ, включая человека, их психика появилась в момент их создания, а не постепенно в процессе, так называемой, эволюции.

[25] См.: «Платонов К. К.  О системе психологии. М., 1972. С. 44».

[26] Приведем данный стих в контексте: «Когда выходил Он в путь, подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать. Он же сказал Ему в ответ: Учитель! все это сохранил я от юности моей. Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостает: пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест. Он же, смутившись от сего слова, отошел с печалью, потому что у него было большое имение. И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!» (Мк. 10: 17-23). См также Мф. 19: 16-24; Лк. 18: 18-25.

[27] «Ибо всякая плоть - как трава, и всякая слава человеческая - как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее опал» (1 Петр. 1: 24).

[28] «Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2: 9). «Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно» (2 Кор. 4: 17, 18). «Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Рим. 8: 18). 

[29] Прп. Серафим Саровский, которому неоднократно открывались небесные тайны, поведал о себе следующую историю: «Усладился я словом Господа моего Иисуса Христа: в доме Отца Моего обителей много (Ин. 14:2). И остановился я, убогий, на сих словах, и возжелал видеть оные небесные обители, и молил господа Иисуса Христа, чтобы Он показал мне их, и Господь не лишил меня, убогого, Своей милости. Вот я и был восхищен в эти небесные обители, - только не знаю, с телом, или кроме тела, Бог весть, это непостижимо. А о той радости и сладости небесной, которую я там вкушал - сказать тебе невозможно... Ах, если бы ты знал, какая сладость ожидает праведного на небе, то ты решился бы во временной жизни переносить скорби с благодарением. Если бы самая эта келия была полна червей, и они бы всю жизнь нашу ели  нашу плоть, то и тогда надо бы на это со всяким желанием согласиться, чтобы только не лишиться той небесной радости» (40: 53).

[30] Здесь использована терминология блж. Августина.

[31] О других высказываниях, подтверждающих мысль, что в падении прародителей основную роль сыграла их чувственная сторона и что прародители впали в порочные помыслы до вкушения запретных плодов, см., напр., в 45: 623-628.

[32] Корреляция - а) соотношение, взаимная зависимость сопоставляемых понятий; б) взаимная связь явлений, находящихся в известной зависимости друг от друга (29: 1477).

[33] Под свободной волей понимается возможность духовного (нравственного) выбора. При этом в отличие от физической свободы, на которую можно повлиять и которую можно ограничить в самой различной степени (в самых широких пределах), на нравственную свободу (то есть на собственно возможность нравственного выбора) принципиально нельзя повлиять и ограничить ее. Иначе говоря, повлиять можно на результат выбора, но не на саму возможность нравственного выбора (речь здесь о дееспособном состоянии человека, т. е. состоянии, при котором человек понимает свои действия и возможные их последствия).

В Иудаизме говорится: «Наиболее высокое качество, которым изначально наделен человек и которое принципиально отличает его от любого другого творения*, - свобода выбора. Она выражается в способности выполнять приказ Творца или не выполнять его» (47. См. комментарий Сончино на слова «от него не ешь» (Быт. 15: 17).

* В Иудаизме ангелы считаются лишенными свободной воли, или свободы выбора (см. об этом в 45: 221-226).

[34] Инерция (физическая) представляет собой свойство (способность) тела сопротивляться изменению параметров его движения: скорости и/или направлению движения.

 

СМ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

 


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 1

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

1. М.Яблоков : Re: Общие аспекты психики человека (или что такое психика) с точки зрения христианской антропологии
2017-11-01 в 14:59

Какое практическое приложение из всего этого написанного?

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме