Общие аспекты психики человека (или что такое психика) с точки зрения христианской антропологии 
Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Общие аспекты психики человека (или что такое психика) с точки зрения христианской антропологии

Петр  Добросельский, Русская народная линия

06.10.2017


Часть 5. Происхождение психики и её структура[1] …

         

 

                                  

 
Часть 1
. Общие сведения о психологии и психике

Часть 2. Материалистический подход к понятию «психика» 

Часть 3. Идеалистический подход к понятию «психика»

Часть 4. Комплексный или святоотеческий подход к понятию «психика»

 

«Бог Своими руками творит человека и из видимой и невидимой природы как по Своему образу, так и по подобию: тело образовав из земли, душу же, одаренную разумом и умом, дав ему посредством Своего вдуновения» (св. Иоанн Дамаскин) (1: 151).

 

§1. Процесс создания первых людей представлен в Библии следующим образом: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2:7);  «И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену...» (Быт. 2:22). По вопросу толкования отдельных аспектов этого текста, в христианской антропологии существуют различные, в том числе противоположные, мнения[2]. Вместе с этим, общим здесь является то, что тело человека создано (точнее преобразовано) из уже готового (исходного) материала - праха земного, полученного (преобразованного), в свою очередь, из первозданного (первобытного) вещества, а духовное существо человека[3] образовано в результате (от) Божьего вдуновения.

Поскольку психические явления в человеке, как уже отмечалось выше, производятся (создаются) душою при необходимом содействии (соучастии) тела, то и сама психика человека (если под психикой понимать то, что производит психические явления и соучаствует в этом[4]) является духовно - вещественной, точнее, душевно - телесной  субстанцией. Иначе говоря, состав психики включает элементы, как духовной, так и вещественной, природы.

Учитывая, что жизнедеятельность телесных органов, непосредственно соучаствующих в образовании психических явлений (например, головного мозга и сердца) обеспечивается (в той или иной степени, непосредственно или косвенно) другими органами тела, то при расширенном понятии психики, под ее телесной частью можно будет понимать если не все тело, то его значительную часть. При этом нам неизвестно вся ли душа производит и чувства, и мысли, и волевые действия, и обеспечивает жизнедеятельность тела[5] или за это ответственны разные стороны души[6].  

§2. Психика человека появляется только при соединении (определенном взаимодействии) души и тела. Психические процессы у человека представляют собой принципиально новое свойство, отсутствующее как у ангелов, так и у отдельных душ и животных. При этом не следует отождествлять способности отдельной души мыслить, чувствовать, производить волевые акты и те же  способности у человека, поскольку в последнем случае для их проявления необходимо нормальное функционирование как головного мозга, в частности, так и нервной системы, в целом (то есть нормальное функционирование тела). Именно поэтому человек и является принципиально новым Божьим созданием: новой разумной тварью; новой чувствующей тварью; новой живой тварью; новой тварью вообще. Отличия человека от других живых существ, в частности, состоят:

● от разумных существ (бестелесных ангелов и отдельных душ) - в том, что он представляет собой единство духовного и вещественного (то есть целое, составленное из невещественной души и вещественного тела)[7]. Поэтому, исправность (здоровое или нормальное состояние) тела является необходимым условием для нормального протекания психических явлений у человека;

● от неразумных существ (животных) - в том, что он создан по образу Божьему, с возможностью подобия Божьего и, в частности, наделен разумом и свободой воли (свободной волей).

Отметим двойственность (дуализм) поведения невещественной души в отношении зависимости проявления ее психических способностей от вещественного тела. Так деятельность отдельной души совершенно не зависит от состояния тела, ранее составлявшего с ней человека. При соединении той же самой души с телом (то есть у человека), эта зависимость является очевидной.

Дуализм в поведении одного и того же объекта мы наблюдаем и в окружающем нас физическом мире. Так невещественный свет, в зависимости от условий его взаимодействия с вещественными объектами, тоже проявляет (ведет) себя по-разному: как частица и как волна.

§3.  Аналогом появления духовно - вещественной психики человека, при взаимодействии (соединении) невещественной души с вещественным телом, может являться образование цветового спектра при взаимодействии невещественного солнечного луча с вещественной оптической призмой. Подобно солнечному лучу, в котором уже заложена возможность его «расщепления» на цветовой спектр и требуется лишь инструмент для этого (то есть оптическая призма), в отдельной душе также заложены способности чувствовать, мыслить, волевых актов. Однако при соединении души с телом для их проявления (реализации), уже необходим специальный инструмент, которым и является, в общем виде, тело, точнее, специальные его органы - сердце и мозг. Здесь световой луч - аналог души, призма - тела, цвета спектра - психических явлений.  

Другим, более точным, примером аналога психики, на наш взгляд является следующее. Свет, отраженный от фотографируемого объекта, пройдя через объектив фотоаппарата, вызывает на фотографической светочувствительной пленке изображение этого объекта. Здесь свет - аналог души, фотоаппарат - тела, объектив и его затвор - органа чувств (например, зрения), пленка - мозга (или нервной системы в целом), изображение на пленке - психического процесса (например, чувства или мысли). Очевидно, что свет, отраженный от объекта уже содержит информацию о данном объекте, однако для получения изображения на пленке необходима исправная работа всего фотоаппарата в целом (исправная работа его элементов).

Если же, в данном случае, какой - либо существенный элемент (объектив, затвор, пленка и т. д.) будет находиться в неисправном состоянии, то и само изображение будет некачественным или не появится совсем. При этом фотопленка в приведенном примере не является производителем изображения. Она лишь регистрирует то, что несет в себе световой луч и преобразует эту информацию в определенный (доступный для нас) вид. И качество (состояние) пленки, как очевидно, играет существенную (но не единственную) роль в качестве изображения на ней. Также и душа, будучи отделенной от тела, обладает психическими способностями вне зависимости от состояния ее тела. Она видит, слышит, мыслит, чувствует, желает. Однако при соединении с телом, те же самые способности проявляются только при исправном теле. В случае заболевания какой-либо существенной части тела (органа чувств, нервной системы в целом или некоторых ее элементов, в частности мозга), эти способности нарушаются или совсем не проявляются.

Приведем еще один физический аналог психики. Невещественные электромагнитные волны, излучаемые телевещательными станциями, содержат в себе звуковую и зрительную информацию. Однако, поскольку эта информация находится в определенном, закодированном виде, то она не может быть воспринята непосредственно органами чувств человека. Поэтому мы, находясь в этих волнах, не замечаем их. Попадая же в специальные вещественные телевизионные приемники, данная информация преобразуется (декодируется) в доступный для нас вид. Здесь волны - аналог души, телевизор - аналог тела, звуки и изображения на экране телевизора - аналог психических процессов. Как очевидно, информация, содержащаяся в электромагнитных волнах, не производятся телевизором. Телевизор лишь преобразует (декодирует) эту информацию таким образом, что она становится доступной для восприятия человеком.   

§4. Мозг также лишь преобразует внешние воздействия или воздействия на него души таким образом, чтобы человек мог, например, чувствовать или мыслить. При этом состояние мозга оказывает существенное (но не единственное) влияние на эти способности человека. «Нервная система, и в особенности мозг, - не аппарат чистого представления и познания, а лишь инструменты, предназначенные к действию» (2: 180).

 Мозг не является производителем и органом мыслей, чувств, волевых актов. Он является необходимым (но не единственным) органом души, с помощью которого (при соучастии которого) душа, соединенная с телом (то есть человек), реализует (проявляет) свои психические способности: мыслить, чувствовать, стремиться к исполнению принятых решений.

Таким образом, если силы души (сердце, ум и воля), при отделении ее от тела, проявляются непосредственно (без содействия тела) в виде чувств, мыслей и стремлений, то проявление тех же сил при соединении души с телом (т. е. в человеке) возможно только при соучастии тела, что требует его определенного (здорового) состояния (см. сноску 8).

Общеизвестно, что при определенной расстроенности (болезненности) тела происходит искажение (расстроенность) психических процессов. Эти искажения могут нарастать медленно (при старении человека), быстро (при прогрессирующей болезни), практически мгновенно (при несчастном случае). При этом расстроенность тела может привести к частичной расстроенности сознания, полной потере сознания, коме, временному разъединению души с телом (клинической смерти), необратимому (до всеобщего воскресения) разъединению души с телом (биологической смерти).

Приведем еще два известных факта из области медицины (о состояниях комы и клинической смерти), которые довольно ясно характеризуют роль души и тела в психических процессах: «Медицина различает состояние комы (в переводе с греческого - глубокий сон) и клинической смерти. В первом случае человек бывает полностью лишен сознания, но жизненные процессы не прекращаются. Во втором - видимые признаки жизни отсутствуют. Христианский взгляд на человеческую жизнь дает возможность различать их на основе четкого критерия: при коматозном состоянии душа еще не отделяется от тела, а при клинической смерти временно покидает его. После возвращения к жизни человек может с впечатляющими подробностями рассказать видимое им во время реанимации. Эти многочисленные опыты доказывают существование души как самостоятельной субстанции в человеке. В состоянии же комы душа впечатлений не имеет (медицина их не отмечает). Объяснить это можно тем, что душа в это время остается соединенной с телом, которое потеряло способность чувственных восприятий»[8] (3: 38).

Вообще, механизм взаимодействия (соучастия) души и тела в психических процессах, по-видимому, состоит в том, что внешние факторы (факторы, приходящие из вне) воздействуют на душу через тело, точнее, через нервную систему, а внутренние (наши мысли, чувства, волевые решения) - наоборот, исходят из души и воздействуют на нервную систему. Такое взаимодействие и обеспечивает собственно психическую жизнь человека, в частности, его возможность мыслить, чувствовать, производить волевые акты. При этом в соединении с телом возможности самой души уменьшаются, и, наоборот, при разъединении с ним - увеличиваются. Таким образом, тело, при земной жизни, является как бы некоторой преградой для реализации душой всех своих возможностей[9], то есть, отдельная душа обладает потенциальными возможностями, превышающими ее возможности при соединении с телом.

В частности, известен пример, когда душа человека, лишенного при жизни зрения, после отделения от тела обрела способность видеть, а затем, при повторном соединении с телом, опять потеряла эту способность[10]. «Кублер-Росс упоминает об одном замечательном случае, когда слепая видела и затем ясно описала все происходящее в комнате, где она "умерла", хотя, когда она снова вернулась к жизни, она опять была слепа, - это потрясающее свидетельство того, что видит не глаз (и мыслит не мозг, ибо после смерти умственные способности обостряются), но скорее душа, которая, пока тело живо, выполняет эти действия через физические органы, а когда мертво - своей собственной силой (д-р Элизабет Кублер-Росс "Смерти нет")» (4: 17).

Кстати говоря, различные случаи появления у человека необычных (сверхъестественных, трансцендентальных) способностей как раз и можно объяснить тем, что связь души с телом в определенной степени и в определенной своей части ослабевает, либо тем, что в теле происходят определенные преобразования, направленно изменяющие тело и его свойства (тело становится как бы более «прозрачным» в отношении души, более способным к содействию проявлений ее сил).

Уменьшение возможностей души при соединении с телом, очевидно, связано с первородным грехом. После грехопадения в раю у человека появились «одежды кожаные» (Быт. 3: 21), означающие смертность и грубость плоти (1: 191), «которая, при падении, изменилась: утратила свою тонкость и духовность, получила настоящую свою дебелость» (5: 14, со ссылкой на: Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры, кн. 3, гл. 1).

Свт.  Игнатий Брянчанинов говорит, что раньше человек входил в общение с духами, а после грехопадения уже не мог этого делать: «До падения человека тело его было бессмертно, чуждо недугов, чуждо настоящей его дебелости и тяжести, чуждо греховных и плотских ощущений, ныне ему свойственных (преподобного Макария Великого, Слово 4). Чувства его были несравненно тоньше, действие их было несравненно обширнее, вполне свободно. Облеченный в такое тело, с такими органами чувств, человек был способен к чувственному видению духов, к разряду которых он принадлежит душою, был способен к общению с ними, к тому Боговидению и общению с Богом, которые сродны святым духам (Быт. 2; 3). Святое тело человека не служило для него препятствием, не отделяло человека от мира духов. Человек, облеченный в тело, способен был для жительства в рае, в котором ныне способны пребывать одни Святые и одними душами своими, в который взойдут и тела Святых по воскресении. Тогда эти тела оставят во гробах дебелость, усвоившуюся им при падении; тогда они соделаются духовными, даже духами, по выражению преподобного Макария Великого (Слово 6, гл. 13), явят в себе те свойства, которые им даны были при сотворении. Тогда человеки снова вступят в разряд святых духов и открытое общение с ними. Образец тела, которое вместе было и тело и дух, мы видим в теле Господа нашего Иисуса Христа по Его воскресении. Падением изменилась и душа и тело человеческие ... По причине падения наше тело вступило в один разряд с телами животных; оно существует жизнью животных, жизнью своего падшего естества. Оно служит для души темницею и гробом ... Телесные чувства служат как бы дверями и вратами во внутреннюю клеть, где пребывает душа, эти врата отворяются и закрываются по мановению Бога. Премудро и милосердно пребывают эти врата постоянно заключенными в падших человеках, чтоб заклятые враги наши, падшие духи, не вторгались к нам и не губили нас» (5: 8 - 10, 17).

СПИСОК ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. - М.: Ладья, 2000. 2. Лука (Войно-Ясенецкий), свт. Наука и религия. Дух, душа и тело. - Троицкое слово; Феникс, 2001.

3. Гумеров А., свящ . Вопросы священнику. - М.: Сретенский мон-рь, 2004.

4. Серафим (Роуз), иер. Душа после смерти. Современные «посмертные» опыты в свете учения Православной Церкви. - М.: Изд. Сретенского мон-ря, 1997.

5. Игнатий Брянчанинов, свт. О духовном и чувственном видении духов. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: Изданiе книгопродавца И. Л. Тузова.

6. Св. преподобный Серафим Саровский Чудотворец. - М.: P. S.; Московская Патриархия, 1990.

7. Добросельский П. В. О полемических аспектах происхождения, грехопадения и цели земной жизни человека. - М.: Благовест, 2009.

8. Аристотель. Сочинения: в 4-х тт. - Т. 1. - М.: Мысль, 1976. - С. 371-448 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/arist01/index.htm, свободный. - Загл. с экрана.

9. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2001.

10. Антоний, митр. Сурожский. Труды. - М.: Практика, 2002.

11. Григорий Палама, свт. Триады в защиту священно-безмолвствующих. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.omolenko.com/biblio/triadi.htm?p=1#book10, свободный. - Загл. с  экрана.

12. Дьяченко Г., прот. Вера, Надежда, Любовь. Катехизические поучения: в 3-х тт. - Т. 2. - М.: Донской монастырь; АРП Инт. Ко, 1993.

13. Человек - Храм Божий. - М.: Сибирская благозвонница; Паломник, 2002.

14. Голубинский. Ф. А., прот., проф. Лекции философии. Метафизическая психология. Москва. Печатня А. И. Снегиревой, 1898.

15. Иоанн Кронштадтский, св. прав. Творения. Дневник. - Т. II.: 1859-1860. Богопознание и самопознание, или внутреннее священнонаучение от Святого Духа. - М.: Отчий дом; Северная обитель, 2003.

 



[1] Под структурой психики мы будем понимать её состав, а также взаимодействие и соотношение её частей. 

[2] Для примера приведём одно из них: «Очень уж мы стали невнимательны к делу нашего спасения, отчего и выходит, что мы многие слова Священного Писания приемлем не в том смысле, как бы следовало. А все потому, что не ищем благодати Божией, не допускаем ей по гордости ума нашего вселиться в души и потому не имеем истинного просвещения от Господа, посылаемого в сердца людей, всем сердцем алчущих и жаждущих правды Божией. Вот, например: многие толкуют, что когда в Библии говорится - вдунул Бог дыхание жизни в лице Адама первозданного и созданного Им от персти земной, что будто бы до этого не было души и духа человеческого, а была будто бы лишь плоть одна, созданная из персти земной. Неверно это толкование, ибо Господь Бог создал Адама от персти земной в том составе, как св. апостол Павел утверждает, да будет всесовершен ваш дух, душа и плоть в пришествии нашего Иисуса Христа. И все три сии части нашего естества созданы были от персти земной...» (прп. Серафим Саровский) (6:55). Подробнее о данном вопросе см., напр., в 7:106-137

[3] Поскольку в данной работе не рассматривается вопрос, состоит ли человек из души и тела или духа, души и тела, то здесь мы используем термин «духовное существо» для обозначения им того, что было образовано в человеке в результате Божьего вдуновения. В дихотомической схеме состава человека это будет душа, в трихотомической - дух и душа. Отметим, что в настоящей работе говорится лишь о природе человеческой, которая является двойственной (вещественной и духовной). Однако двойственность природы человека не исключает возможность его тройственного состава.

[4] Определение психики и связанных с ней понятий, будет приведено в дальнейшем ( см. «Вопросы терминологии»).

[5] Подобно тому, как и гравитационные, и инерционные свойства данного тела проявляются всей его массой (всем его объемом).

[6] «Некоторые говорят, что душа имеет части, и одной частью она мыслит, другой желает» (8. Книга 1, гл. 4).

[7] «Новый подход к целому нашел свое экспериментальное и теоретическое обоснование при исследовании сложноорганизованных систем, которое показало, что целое не сводится к сумме частей. Эти исследования, предпринятые в рамках системного подхода, ясно свидетельствуют, что новые свойства и качества, присущие целому, отсутствуют у отдельных частей и возникают лишь в результате взаимодействия, объединения и синтеза частей» (9: 651. См. «Часть и целое»). Иначе говоря, суммарные свойства (характеристики, способности) целого не являются суммой свойств его частей и у целого могут появиться новые свойства (т. е. свойства, отсутствующие у слагающих его частей). Например, при соединении хлора и натрия, каждый из которых является для человека ядовитым веществом, получается обыкновенная соль, широко используемая в пищевой промышленности.

[8] Следует отметить, что тело потеряло не способность чувственных восприятий (поскольку чувствует не тело, а душа), а способность содействовать появлению этих восприятий.

[9] «Тленное тело отягощает душу, и эта земная храмина подавляет многозаботливый ум» (Прем. 9: 15); «Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. От того мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище; только бы нам и одетым не оказаться нагими. Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью» (2 Кор. 5: 1-4); «Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа, ибо мы ходим верою, а не видением, - то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа» (2 Кор. 5: 6-8)*; «Ибо для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение» (Флп.1: 21)*; «имею желание разрешится и быть со Христом, потому что это несравненно лучше...» (Флп.1: 23).

* Митр. Сурожский Антоний так толкует 2 Кор.5: 6 и Флп. 1: 21: «Апостол Павел говорит: жизнь для меня - Христос, и смерть - приобретение, потому, что пока я живу в теле, я отлучен от Христа» (10: 316).

«Как теперь трудно увидеть, что у нас есть умная душа, способная существовать сама по себе, из-за этой плотной, смертной и неподатливой плоти, которая омрачает и тяготит душу, а главное заставляет воображать ее в виде тела или в других мечтательных образах, почему мы и не знаем духовного чувства, так в блаженной жизни будущего века у "сынов воскресения", по Евангелию Христову преображенных в ангельское достоинство (Мф. 22: 30; Мк. 12: 25; Лк. 20: 36), наоборот, тело как бы скрадется: оно истончится так, что вообще уже больше не будет казаться веществом и не будет противиться умным энергиям, потому что ум возьмет верх» (свт. Григорий Палама) (11.См. ч. 3-я триады I (гл. 3). Ответ 3-й, п. 36).

«Веруя в будущую жизнь, нам бы следовало ждать смерти, как особенной милости Божией, и, по крайней мере, не плакать над умершими, как над пораженными несчастьем. Смерть, разлучая нас с телом, только разрывает узы, которые душе всегда были в тягость, - узы, которыми связывались наши добрые желания; - разлучая нас с миром, выводит из места постоянной борьбы со страстями, и взамен того нам дает вечные блага, которых не видел глаз, не слышало ухо и не приходило то на сердце человеку. Те люди, которые знали об этом блаженстве, с радостью шли на различные мучения, чтобы скорее расстаться с телом. И когда их вели на смерть, они соревновали между собою, кому из них первому пострадать за Христа и вкусить смерть (Чет. - Мин. 23 дек.).

При нашем маловерии, очень назидательны подобные примеры святого желания смерти»  (прот. Григорий Дъяченко) (12: 495, 496).

«Смерть тела, - говорит Кант в "Критике чистого разума" (2-е издание, с. 809), - действительно может быть прекращением нашего чувственного пользования умом и только началом духовного пользования. Таким образом, тело является не причиной нашего мышления, а лишь ограничивающим условием его, и, хотя тело необходимо для нашего чувственного и животного сознания, тем ни менее его можно считать помехой для нашей чисто духовной жизни» (13: 129).

«Тело тяготит душу, полагает припоны, как её воздействиям, так и проницанию; от этого она не только не может действовать на весь мир, но и обнимать его своим взором, охватывать своим познанием» (проф. прот. Ф. А.  Голубинский) (14: 74).

«Когда мы достигнем тихого и безопасного пристанища, где воры не подкапывают и не крадут (Мф. 6: 20) имения наших душ, когда даст нам Господь Спаситель живот вечный... тогда страж наш - разум будет от нас взят как пестун по достижении нашего совершеннолетия, как земной руководитель; останется сердце наше со своим духовным зрением, или умом, или все равно - душа наша, которая прямо будет зреть Бога, без посредства понятий, суждений и умозаключений. - Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5: 8)» (св. прав. Иоанн Кронштадтский) (15: 485, 486).

«После смерти душа жива, и чувства ее обострены, а не ослаблены. Св. Амвросий Медиоланский учит: "Поскольку душа продолжает жить после смерти, остается добро, которое не теряется со смертью, но возрастает. Душа не удерживается никакими препятствиями, ставимыми смертью, но более деятельна, потому что действует в своей собственной сфере без всякой связи с телом, которое ей, скорее, бремя, чем польза" (св. Амвросий. "Смерть как благо") ... И ничего, как я сказал, не забывает душа из того, что сделала в этом мире, но все помнит по выходе из тела, и притом лучше и яснее, как освободившаяся от земного сего тела" (прп. авва Дорофей. "Поучение 12").

Великий подвижник V века прп. Иоанн Кассиан ясно формулирует активное состояние души после смерти... не будет ли, не говорю, крайней глупостью, но безумием - хоть слегка подозревать, что драгоценнейшая часть человека (то есть душа), в которой, по блаженному апостолу, заключается образ Божий и подобие (1 Кор. 11: 7; Кол. 3: 10), по отложении этой дебелости телесной, в которой она находится в настоящей жизни, будто становится бесчувственною - та, которая содержит в себе всякую силу разума, своим причастием даже немое и бесчувственное вещество плоти делает чувствительным? Отсюда следует, и свойство самого разума требует того, чтобы дух по сложении этой плотской дебелости, которая ныне ослабляется, свои разумные силы привел в лучшее состояние, восстановил их более чистыми и более тонкими, а не лишился их"» (иеромонах Серафим (Роуз) (4: 196,197).

«Современные "посмертные" опыты сделали людей потрясающе осведомленными о сознательности души после смерти, о большей остроте и быстроте ее умственных способностей» (иеромонах Серафим (Роуз) (4: 197, 198).

[10] При этом возможность (потенциальная способность) души видеть, в отличие от ее реальной способности, не зависит от состояния тела. Это аналогично тому, как если бы на глаза человека, способного видеть, были бы надеты непрозрачные очки. В этом случае человек теряет способность видеть окружающие его объекты, но сохраняет возможность видеть. И эта возможность сразу же реализуется при снятии очков.

 

СМ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

 


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 4

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

4. Сергей Абачиев : Ответ на 1., М.Яблоков:
2017-10-06 в 17:56

Прекращайте это мотовиловскую байку повторять! По православному вероучению (святоотеческому толкованию) творение души и тела человека было одновременно. Не было ни предсуществования души, ни предсуществования тела.



Н. Мотовилом был служкой преп. Серафима Саровского, соучастником его преображения по подобию Христова преображения. А лично Вы при ком из православных светочей состоите?
3. М.Яблоков : Ответ на 2., Lucia:
2017-10-06 в 13:22

За что мы должны такое читать?


За послушание ))
2. Lucia : Ответ на 1., М.Яблоков:
2017-10-06 в 12:04

За что мы должны такое читать?
1. М.Яблоков : Re: Общие аспекты психики человека (или что такое психика) с точки зрения христианской антропологии
2017-10-06 в 09:30

Прекращайте это мотовиловскую байку повторять!

По православному вероучению (святоотеческому толкованию) творение души и тела человека было одновременно. Не было ни предсуществования души, ни предсуществования тела.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме