Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Татьяна Римская, Татьяна Русская...

Станислав  Рыжов, Русская народная линия

26.01.2017


Светом Христовым озаряющая юность …

 

      Сегодня многочисленные гости Москвы, приезжающие и приходящие в Кремль, гуляющие в Александровском саду и спускающиеся в сверкающее чрево огромного подземного торгового центра, устроенного рядом, могут видеть (кто видит, а кто нет) необычный, полукруглый фронтон с колоннами напротив Манежа, на противоположной стороне улицы Моховой, над которым воздвигнут четырехконечный крест, а над колоннами слова: «СВЕТ ХРИСТОВ ПРОСВЕЩАЕТ ВСЕХ».

 


 

Многие люди, конечно, не знают и не подозревают, что это фронтон домового храма Московского государственного университета во имя СВЯТОЙ МУЧЕНИЦЫ ТАТИАНЫ, небесной покровительницы МГУ и всего - ныне - российского студенчества. До 1913 года здесь, «на челе» храма была другая надпись: «Приступите к Нему и просветитеся». Она была выложена (как и на иконостасе над царскими вратами) после освящения святителем Филаретом (Дроздовым) новой домовой церкви МГУ  в 1837 г., и слова эти были из проповеди святителя...

И только в 1913 году на фронтоне появилась новая надпись, которая восстановлена в наше время - «Свет Христов просвещает всех». А недавно устроенный придел на первом этаже храма освящен во имя свт. Филарета, канонизированного в 1994 г.

***

             Храм этот имеет богатую историю. Именно в Татьянин день  12/25   января 1755  года императрица Елизавета Петровна подписала Указ об  основании  Московского университета (вышедшего из недр Славяно - Греко -Латинской Академии, как и Московская Духовная Академия, о чем редко упоминают, как и том, что современная светская наука - сформировалась в лоне христианства). Славяно - Греко-Латинская Академия, основанная в 1687 году, положила начало всему высшему образованию в России. Среди ее выпускников - академики М.Ломоносов и В.Тредиаковский, дипломат и поэт А.Кантемир, математик Л.Магницкий, основатель русского театра Ф.Волков, этнограф и путешественник С.Крашенинников, архитектор В.Баженов...  

                12/25 января был  день именин матери графа И.И. Шувалова, который   поднес Указ, подготовленный по инициативе и деятельном участии  М.В.Ломоносова, государыне на подпись. Этот день с тех пор отмечается как праздник, святая Татиана стала покровительницей Московского университета, а   потом всего российского студенчества. Учитывая, что у нас, пожалуй,  большинство населения - бывшие студенты, ТАТЬЯНИН ДЕНЬ - поистине   общенародный праздник.

Как повествует в книге «Город храмов и палат» Елена Лебедева, поначалу у Московского университета не было ни своей домовой церкви, ни собственного здания, и на первых порах он разместился в старинном Земском Приказе на Красной площади, где тогда находилась Главная аптека (теперь на этом месте Исторический музей).

И потому праздничный молебен в день открытия Московского университета (и двух гимназий при нем) 26 апреля 1755 года и первые богослужения по поводу университетских торжеств проходили в соседнем Казанском соборе. Он стал первым «домовым» храмом Московского университета.

(Именно в этом соборе, восстановленном в наши дни, проводились в  90-е годы  молебны о возвращении Университету исторического здания Татианской церкви на Моховой, и первым настоятелем возрожденного университетского храма был назначен выпускник филологического факультета  МГУ  о. Максим Козлов,  который, пока шло оформление документов, служил в  Казанском соборе).

 

***

Когда вскоре университет  получил в свое ведение усадьбы князей Волконского, Барятинского и Репнина на Моховой, рассказывает Е.Лебедева, на этой территории находилась и древняя обветшавшая церковь во имя священномученика Дионисия Ареопагита, апостола от 70-ти, того, кто проникся пламенной проповедью апостола Павла в афинском ареопаге (Деян.17,34), уверовал и понес сам Благую весть о воскресшем Христе  согражданам - язычникам. Дионисий, первый епископ Афин, помимо трудов о Небесной иерархии, оставил и бесценные свидетельства о Пресвятой Богородице, когда повидал Ее уже в зрелые годы в Иерусалиме: «...Ум и сердце, - рассказывал он, - изнемогли от созерцания величия Ее Божественной красоты».

Репнин завещал университету два придела в этой церкви, принадлежавщие  его семейству, но она была уже совсем ветхой, вот-вот могла обрушиться, и тогда, в 1784 г. новый директор Московского университета П.И. Фонвизин (родной брат писателя) попросил архиепископа Платона (Левшина) передать университету всю Дионисиевскую церковь, чтобы разобрать ее, и на том месте построить новый,  домовой храм: «Для исполнения христианской должности учащимися нужно университету иметь свою приходскую церковь. Чтобы настоятель имел все законы и способности к наставлению в законе обучающегося юношества, был духовником студентов и учеников, находящихся на казенном содержании, мог всегда исправить требы».

Высокопреосвященный Платон просьбу удовлетворил и в ответ велел воздвигнуть церковь «лучшую и пространнейшую, соответствующую чести Университета и числу в оном обучающихся».

И вот в 1791 году в левом флигеле только воздвигнутого Главного здания была устроена первая университетская домовая церковь во имя святой мученицы Татианы. 5 апреля 1791 года она была освящена митрополитом Платоном, который произнес слово на текст: «Премудрость созда себе дом и утверди столпов седмь». И окончил он свою торжественную проповедь замечательными словами: «Училище наук и мудрость мирская, внесенная во святилище Господне, становится освященною: одно другому спомоществует, но притом одно другим утверждается».

            Императрица Екатерина Великая прислала в подарок университетской церкви к заутрени Пасхи полную богатую ризницу, как выразился один из ученых-современников, этим даром «Государыня как бы христосовалась с Университетом».

 

***

 

Церковь была построена по проекту знаменитого зодчего Матвея  Казакова, а расписал ее  архитектор и художник Антон  Клауди.  

Университетский храм посещали лично августейшие особы. Как повествует Е.Лебедева, в декабре 1809 года сюда приехал Александр I с сестрой Екатериной Павловной и ее супругом принцем Георгием Гольштейн - Ольденбургским. Император был восхищен красотой церкви и произнес - по-французски: «Ах, как хорошо, не правда ли? Здесь все так мило, превосходно и согласно с простотой и совершенством христианской веры, что может всякого привести в благоговение...».

Так-то оно так, но вот именно «просвещенных» французов, за следование которым Господь наказал Россию наполеоновским нашествием, их-то - не привело.

В сентябре 1812 года эта первая университетская церковь сгорела вместе с Главным зданием на Моховой, а в день, когда французы покинули Москву, настоятель Татьянинского храма о. Иона одним из первых московских священников отслужил в стенах Страстного монастыря благодарственный молебен Христу Спасителю. (За свои подвиги во время войны о. Иона  был награжден наперстным крестом).

 

 

 Икона из университетского Татьянинского храма г.Магадана

    ***

Церковь же св. Татианы вновь открылась временно в 1817 г. на втором этаже соседнего с университетом храма св. великомученика Георгия. Именно здесь, в новоосвященном Татьянинском приделе  студенты Московского университета присягали великому князю Константину Павловичу, а потом его брату Николаю I в трагическом декабре 1825 года...

 В 1832 году Николай I приобрел для университета усадьбу Пашковых на Моховой, между Воздвиженкой и Большой Никитской. Когда-то здесь стоял Опричный двор Иоанна Грозного, построенный на расстоянии полета стрелы от Кремля.

Считается, говорит Е.Лебедева, что его главное здание уцелело и дошло, правда в неузнаваемом виде - до наших дней и находится в глубине между Аудиторным корпусом и научной библиотекой МГУ, где располагается лаборатория факультета журналистки.

В чем аз, грешный, с некоторым пристрастием вижу некую мистическую символику: в большевистские времена многих журналистов использовали  как «опричников» безбожной власти, а ныне эту эстафету «опричнины» подхватили представители  либерально - прозападных СМИ, уничтожающих «эту страну», ее веру, народ и культуру... Хотя, разумеется, немало вышло с факультета журналистики  МГУ - как и с других журфаков -  достойных литераторов и журналистов.

Меня поразило (да и не только меня, конечно), известие об учреждении в начале 90-х «Библиотеки Хаббарда» на факультете журналистики МГУ!.. Самого Хаббарда  сделали почетным доктором литературы МГУ(!), а известный декан журфака  Ясен Засурский стал доктором сайентологии!..

 

***

 

Есть предположение, что усадьба Пашковых была построена выдающимся зодчим Василием Баженовым. Е.Лебедева напоминает, что Пашковы были родственники того самого богача П.Е.Пашкова, сына денщика Петра Великого, для которого Баженов построил дворец на углу Моховой и Знаменки, известный как «Дом Пашкова», где ныне располагается Российская  государственная библиотека.

В усадьбе же на Моховой при Пашковых в левом флигеле сначала был устроен конный манеж, а в 1806 г. хозяева сдали его в аренду казне для выступлений труппы бывшего Петровского театра Медокса, который перебрался сюда из сгоревшего здания на Театральной площади...        

 Именно здесь, пишет Е.Лебедева, в скромном усадебном флигеле возник московский Императорский театр, ставший родоначальником Большого и Малого театров. На сцене пашковского флигеля в спектакле «Коварство и любовь» в 1817 году дебютировал П.С.Мочалов, а в сентябре 1822 года здесь состоялось первое московское выступление М.С.Щепкина в комедии «Господин Богатонов или Провинциал в столице».

 

***

В 1836 году архитектор Е.Д. Тюрин перестроил бывший пашковский флигель для Татианинской церкви, где она действовала вплоть до 1918 года. Выдающийся зодчий  и замечательный человек Евграф Дмитриевич Тюрин, построивший Богоявленский собор в Елохове и Александрийский дворец на Большой Калужской, считал за честь работать для Московского университета, и делал это безвозмездно. А потом подарил ему коллекцию своих картин, которую собирал всю жизнь, в ней были полотна Рафаэля и Тициана...

И вот 12 (25) сентября 1837 года (180 лет назад) святитель Московский, митрополит Филарет (Дроздов) освятил новую домовую церковь университета, в присутствии министра просвещения С.С.Уварова, автора знаменитой триады: «Православие. Самодержавие. Народность».   

Церковь была замечательно расписана Антоном Клауди.

 

***

 

В Татьянин день 1877 года священник университетского храма освятил первый в Москве памятник М.В. Ломоносову (работы С. Иванова), установленный перед Аудиторным корпусом. Он, к сожалению, пострадал во время Великой Отечественной войны (в постамент попали осколки фугасной бомбы и памятник перенесли в бывшее помещение церкви, где тогда располагался клуб МГУ).

Нынешний памятник (работы И. Козловского) перед факультетом журналистики МГУ появился в 1957 году...

 

***

Конечно же, отмечает Е.Лебедева, каждый год 12 (25) января в день памяти святой мученицы Татианы в храме проводился праздничный молебен с чтением акафиста, а после литургии все шли в актовый зал на Моховой, где проходила официальная церемония празднования Татианина дня.

А после этого студенты отправлялись на пиршество, традиционно - в престижный ресторан «Эрмитаж» на Трубной, где по этому случаю спешно скатывали ковры, посыпали пол опилками, вместо изящных стульев ставили лавки и сдвигали столы...

В Татьянин день городовым  повелевалось подгулявших студентов не трогать и в часть не забирать.

 

***

Прихожанами храма многие десятилетия были студенты и преподаватели Университета, здесь они исповедовались и причащались, венчались, крестили своих детей, провожали в последний путь родных и близких... Здесь после смерти отпевали профессоров Университета В.О.Ключевского и Т.Н.Грановского, С.М.Соловьева и А.Г.Столетова...А в феврале 1852 года - великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя...Гроб с телом друзья писателя, в их числе Аксаков и Хомяков,  вместе  с университетскими профессорами вынесли на руках и проводили на кладбище Данилова монастыря.

В 1892 году в Татьянинской церкви проводили «в путь всея земли» выпускника Московского университета Афанасия Фета, в августе 1900-го - философа Владимира Соловьева, которого, по всей вероятности, здесь же крестили в начале земной жизни, как и дочерей  профессора И.В.Цветаева - Марину и Анастасию.

Настоятель церкви по традиции был профессором богословия в Университете. Одному из самых образованных священников, рассказывает Е.Лебедева, протоиерею Николаю Сергиевскому никак не мог сдать экзамен студент Московского университета Сергей Львович Толстой, старший сын писателя, учившийся на химика. Отец Николай никогда не ставил отметки ниже четверки, а тот не знал ответа на вопрос - «каково происхождение души?». Правильный ответ был - «Божественное».

 

***

 

После революции, в 1918 г. университетский храм был закрыт, и как  полтора века назад, богослужения совершались - недолго - в Георгиевской церкви (она была в 1930-х разрушена). В 1919  году, в ночь с 17 на 18 июля - в годовщину казни Царской Семьи! - были удалены икона и буквы надписи на фронтоне храма. Вряд ли это случайное совпадение.

 Вскоре появилась новая надпись:  «Наука - трудящимся».

В 1920 г. в Георгиевской церкви тайно отпраздновали Татьянин день, в 165-й юбилей Университета.

В советское время в помещении  храма, превращенного в клуб МГУ,  выступали А.В. Луначарский и Н.И. Бухарин, В.И. Качалов и Л.В. Собинов. А в ноябре 1927 года, на 10-летие революции, здесь впервые прозвучала в авторском исполнении только что завершенная В.В. Маяковским поэма «Хорошо!».

В 1958 году в стенах клуба открылся Студенческий театр МГУ. Торжественно разрезала ленточку великая русская актриса А.А. Яблочкина, а первым руководителем театра стал Ролан Быков...Среди воспитанников студенческого театра - Ия Саввина, Алла Демидова, Александр Филиппенко, Марк Захаров.

 Сцена театра - увы! - находилась на месте алтаря, и в этом есть глубокая трагическая символика...

 Осенью 1992 года появилась идея восстановить домовую церковь МГУ,  через год ученый совет университета принял это решение, а история взаимоотношений университетской общины домовой церкви, созданной в 1993 году, и Студенческого театра МГУ, отмечает Е.Лебедева, завершилась конфликтом, в котором Церковь обрела свои законные права на это историческое здание.

Это если коротко. Но шум тогда «деятели культуры» и иже с ними подняли большой, как они всегда это умеют делать...

Я приведу, ввиду актуальности (хочется добавить - непреходящей, к  сожалению!), с небольшими сокращениями, запись в блоге И. А. Есаулова, известного филолога, доктора наук, профессора Литературного института, зав. кафедрой Православного университета св. Иоанна Богослова, автора многих монографий и статей, награжденного Золотой Пушкинской медалью за развитие русской филологии, лауреата Бунинской премии по литературе 2016 года.  Итак:

 

«Какую я сделал в своей жизни подлость и чем дал вам повод подумать, что я подпишу письмо против Церкви?»

Протоиерей Владимир Вигилянский (нынешний настоятель Татьянинского храма - С.Р.) недавно напомнил одну историю, одно событие из жизни Иннокентия Смоктуновского в мае 1994 года, за три месяца до его кончины.

Тогда, как мы увидим ниже, сплоченный легион «деятелей культуры» определенного направления использовал все рычаги, дабы воспрепятствовать возвращению храма св. мученицы Татианы тем, у кого он в свое время был отобран: православным верующим.

В квартиру Смоктуновского «пришла делегация с просьбой подписать петицию театральных деятелей Президенту РФ в защиту Студенческого театра и против открытия храма. К этому времени письмо уже было подписано Галиной Волчек, Кириллом Лавровым, Юрием Никулиным, Валентином Гафтом, Марком Захаровым, Михаилом Ульяновым, Леонидом Хейфецем и другими актерами.

В скобках заметим, что было и другое письмо - в защиту храма, подписанное Никитой Михалковым, Ириной Архиповой, Марленом Хуциевым, Георгием Свиридовым, Александром Михайловым, Светланой Дружининой, Сергеем Соловьевым, Вадимом Абдрашитовым.

Но Смоктуновского ознакомили только с первым письмом, в котором утверждалось, что «восстановление церкви именно в этом здании не обусловлено исторической необходимостью», так как это уже третье местоположение Татьянинского храма. Между тем «исторический дом» на ул. Герцена - «святыня театрального искусства нашей страны», а Студенческий театр МГУ - «трибуна, с которой студенты Университета выступали в защиту демократии и прогресса».

Известный актер повел себя в высшей степени странно:
- Скажите, - спросил он, - какую я сделал в своей жизни подлость и чем дал вам повод подумать, что я подпишу письмо против Церкви?»».

В связи с этим, а также с той вакханалией, которая развернулась в подконтрольных определенному «лобби» медиа-, по той причине, что собрался десяток филологов, дабы обсудить весьма своеобычную «презентацию» продукта, выдаваемого за «русскую классику» на московских театральных подмостках, позволю себе напомнить происходившее в Москве двадцать лет назад. Как раз тогда, находясь в атмосфере иллюстрируемого ниже массового психоза и истерии, я дописывал книгу «Категория соборности в русской литературе», трезво ожидая после ее выхода «в своей среде» ровно того, что затем и произошло.

Итак. В 1993 году группа профессоров обратилась к ректору МГУ с предложением восстановить домовый университетский храм на его историческом месте. Ученый совет МГУ одобрил инициативу профессорско-преподавательского состава и 20 декабря 1993 года постановил: «Восстановить в прежнем виде архитектурный памятник - здание Московского университета по ул. Герцена, 1. Воссоздать в этом здании православную домовую церковь Московского университета...».
Студенческому театру приказом ректора МГУ В. А. Садовничего от 17 марта 1994 года выделялись другие помещения: в главном здании МГУ на Воробьевых горах и в старом здании на Моховой. Начало возрождению храма святой Татианы, казалось бы, положено. И началось восстановление? - Нет! Началось...

1 июня 1994 года в церковных стенах руководство театра дает пресс-конференцию для специально приглашенных «своих» журналистов; при входе стояли вышибалы и «отсеивали» нежелательных людей.

Вначале все шло по плану: в защиту театра один за другим выступили приглашенные почтенные театральные корифеи - Марк Захаров и Розовский, другие деятели искусства. Выразили почтение к идее восстановления храма Христа Спасителя, согласились с тем, что Университету действительно нужна своя домовая церковь (ну, когда-нибудь и ее построим, где-нибудь), потом посетовали, что «очаг культуры и свободомыслия», Студенческий театр, «выкидывается на улицу», и пришли к выводу, что Студенческий театр лучше было бы не трогать, а оставить в здании храма - иначе «отечественной культуре будет нанесен непоправимый ущерб». Иначе - «это фашизм!» - подытожил режиссер Розовский.

Потом слово взял сидевший в зале некий поэт Зеленый, назвавший себя «любителем Родины». Этот «любитель Родины» выдвинул собственную концепцию культуры и ее отношения к христианству: «Религии всего-навсего - по крайней мере, той, которая сейчас нам предлагается - две тысячи лет... С моей точки зрения, очень мягко выражаясь, религия приносит сомнительную пользу. А польза культуры доказана десятками тысяч лет существования человечества...»...

Слушая этот сумбур, мы почему-то вспомнили о Пушкине, который называл религию «вечным источником поэзии у всех народов». Но то - Пушкин, а это - поэт Зеленый.

Атмосфера в зале резко оживилась, то и дело раздавались смешки, аплодисменты. А мы все слушали, слушали. Вдруг кто-то из зала, видимо, из наших проникших студентов громко заметил: «А как же Гоголь, которого отпевали на этом месте?». В ответ в зале раздался истерический хохот и возмущенные выкрики: «Причем тут Го-о-голь!» Театралы стали тревожно переглядываться, выискивать посмевшего внести диссонанс в ход конференции. Обстановка стремительно накалялась. Наконец, из президиума встал шеф-редактор газеты «Президент» Лев Шемаев и в запале быстро расставил все точки над «i». Не стесняясь в выражениях, он перевел разговор на опасность возрождения Церкви, на недопустимость «экспансии Православия» и призвал во что бы то ни стало воспрепятствовать открытию Университетского храма...

Все более распаляясь шеф-редактор стал говорить (вернее, выкрикивать) такое, от чего даже театралы пришли в смущение. Лев Шемаев с нескрывемой ненавистью озвучил то, что долго вызревало «за кулисами» театра и что, тем не менее, никто до этого не решался высказывать в открытую: «Я хочу сказать вам следующее: мне надоело смотреть, как в посткоммунистическом периоде нашей жизни взамен экспансии марксистской начинает все больше и больше развиваться экспансия Православия! И причем это наступление идет все больше и больше на светскую культурную жизнь России... Так вот, я хочу сказать: вот у меня есть внучка. Ее интересуют три вещи: футбол, теннис и математика. Все остальное ей до лампочки. Она будет плевать ходить на всех, кто в этих рясах там появится».

Тогда один студент филфака МГУ встал и заявил, что устраивать шоу на месте алтаря Университетской церкви - это осквернение храма. В этот момент еще не успевший сесть Лев Шемаев снова взвился и прокричал: «А для нас, светских, - осквернение, что вы здесь хотите получить православную церковь!..»

Тот всплеск ненависти к Церкви, который не смогли скрыть защитники и покровители Студенческого театра, наконец содрал с лицедеев последние маски. Даже мы, привыкшие ко многому, испытали шок от всего услышанного.

Цитаты из либеральной прессы

«В декабре [1993 года] Ученый совет Московского университета принял решение о восстановлении домовой университетской церкви св. Татьяны в здании клуба на улице Герцена, д. 1. Решение несправедливое (...) Борьба продолжается». (И, взвившись, занавес шумит // Газета для женщин. 1994. № 3).

«По словам главного режиссера театра Евгения Славутина... [приказом ректора]... театр фактически - выбрасывают на улицу». (Два храма сталкивают лбами // Московская правда. 02.06. 94).

«Культурная значимость театра несомненна (...) Что же до эротики, то она в пределах нормы, диктуемой хорошим вкусом интеллигентных людей (...) Забаррикадировавшиеся студенты и руководство театра отказались выполнять приказ ректора как способный нанести прямой ущерб национальной культуре». (Вишняков В. «Сукины дети» засели на Моховой // Российская газета. 31.05.94).

«Актерам и поэтам к борьбе не привыкать. Чиновничья тупость, религиозный фанатизм, рабская покорность - все против них...». (Шато О. Непокорные ждут вас // Президент. 1-3 июня 1994 г.).

На страницах газет, на радио и телевидении разыгрывается целая драма: актеры везде, где только можно, начинают кричать, что «театр выкидывается на улицу», «Церковь наступает на культуру».

Не рискуя обвинять «защитников культуры» в заведомом искажении истины, мы можем с огорчением констатировать, что они добросовестно заблуждаются, искренне не подозревая о том, что христианская Церковь сформировала европейскую культуру, в частности, русскую. Пусть же это остается печальным свидетельством уровня их собственного соприкосновения с культурой. На удивление быстро в СМИ создается образ «гонимого», «опального театра» и «коварной», «клерикальной», «религиозно фанатичной» общины храма святой Татианы. Неудивительно, что этот новый спектакль получает бешеный успех, какого театр давно уже не видел.

Почувствовав «аншлаг», режиссеры добавляют в это представление несколько новых штрихов: на общину Университетской церкви и на ее настоятеля навешивают ярлык национализма, черносотенства. По замыслу авторов нового шоу, это «коричневое» клеймо окончательно сформирует общественное мнение и очернит любые дальнейшие попытки возрождения Университетского храма.

Расчет режиссеров оказался верным. Некоторые представители второй по древности профессии без промедления клюнули на аппетитную наживку. Началось смакованье. В СМИ разразилась открыто антицерковная кампания, на Татьянинскую общину и ее священника со страниц газет полились потоки грязи и откровенной клеветы.

Кульминационной точкой явился пасхальный молебен святой Татиане, отслуженный настоятелем и общиной 29 апреля 94-го года прямо под открытым небом во дворе журфака МГУ, перед стенами запертого храма (внутри забаррикадировались театралы). Собралось до двухсот человек - преподавателей и студентов, священнослужителей и интеллигенции. По окончании молебна и проповеди университетский священник Максим Козлов возглавил праздничный пасхальный крестный ход вокруг здания Храма и окропил святой водой наглухо запертые театральные двери (в газетах это будет названо «штурмом»). После этого все собравшиеся разошлись, недоумевая, когда же все-таки справедливость восторжествует и церковь будет возвращена.

Примечательно, что на этот молебен пришло несколько человек в формах «Памяти» и в казачьих костюмах - пришли, как выяснилось, по собственной инициативе и только помолиться. Но этого оказалось достаточно, чтобы раздуть из мухи слона. Вечером того же дня в прямом эфире диктор программы РТР «Вести» М. Пономарев попытался обвинить общину Татьянинской церкви «в разыгрывании национальной карты». Оживились и другие журналисты, на молебне не присутствовавшие. Описание молебна стало стремительно обрастать все новыми «подробностями». Например, ряд газет с тревогой сообщил о предпринятых верующими «боевиками» «попытках штурма», которые, правда, «не удались».

Как правило, приправлялись подобные заметки до боли знакомыми эпитетами из лексикона воинствующих атеистов 20-х годов. Лгали с энтузиазмом. Однако журналисты переусердствовали...

В Судебную палату обратился настоятель Домовой церкви св. мц. Татианы МГУ г-н Козлов с просьбой дать оценку достоверности и объективности содержания некоторых публикаций в СМИ о состоявшемся 29 мая 1994 г. молебне...

После решения Информационного суда потоки омерзительной лжи в СМИ резко поутихли, журналисты вдруг почувствовали, что иногда за свои слова приходится держать ответ в инстанциях, в которых ложный пафос и словоблудие не имеют своего обычного действия. Но главное, противники возрождения церкви, почувствовали, что в России православные верующие также обладают правом на полемику. И что прихожане Татьянинской церкви вовсе уж не такие бессловесные овечки, как могло сначала некоторым показаться.

24 мая в день свв. Кирилла и Мефодия в Москве состоялся первый крестный ход к памятнику святым просветителям славян. В этот же день с 15:00 до 23:00 Студенческий театр провел поэтический марафон в свою защиту, который назывался «Нон-Стоп Кирилл и Мефодий». В нем приняли участие Владимир Вишневский, Виктор Шендерович, Гарик Сукачев, Марк Шатуновский, Игорь Иртеньев и др. На ступенях парадной лестницы поставили свечи и устроили там импровизированную сцену, на которой пели про выползающую «шмакодявочку, изнуренную ответственным постом».

Это кощунство проходило в тех же стенах, где 133 года назад состоялось первое чествование создателей славянской письменности. Представителей церковной общины в здание не пустили.

29 мая 1994 года под стенами храма-мученика состоялся молебен, на котором присутствовало примерно 700 человек. Здание обошли вокруг и снаружи окропили святой водой. Этого было достаточно, чтобы в прессе с новой силой развернулась клеветническая кампания против общины и священника.

В газете «Президент», № 38(92), появилась вторая публикация Ольги Шато «Непокорные ждут вас» с кратким, но восторженным отчетом об антицерковной акции актеров Студенческого театра 24 мая... В конце статьи автор упрекнул Ректора Московского университета В.А. Садовничего за то, что он «действует фактически заодно с черносотенцами». А программа Российского телевидения «Вести» 29 мая просто обвинила церковную общину и настоятеля в том, что они «разыгрывают национальную карту».
________
Я ничего не дописывал «от себя». Только лишь позволил себе некоторые сокращения. Весь фактический материал взят вот отсюда, с сайта домового храма святой мученицы Татианы при Московском университете.

Заканчиваю тем же вопросом, что и в предыдущем тексте: вам это ничего не напоминает?: 1925-1994-2015

Во всяком случае, очень надеюсь, что теперь не будете спрашивать, какое отношение нынешние московские комсомольцы, внуки ильича, имеют к тем, кто бесновался в 20-е годы, выкорчевывая культуру проклятой «царской» России и греясь на углях зажженного ими пожара?

Помните, как сформулировал в те же 90-е гг. Виктор Астафьев в своем последнем романе: «революционеры зажгли русскую землю со всех сторон, и до сих пор она горит с запада на восток, и нет силы у ослабевшего народа погасить тот дикий огонь».

  Опубликовано esaulov дата Апр 04, 2015 категории blog, Uncategorized

   ***

                25 января 1995 г. вновь была освящена церковь св. Татианы, начались  богослужения  -  и длительный ремонт и реставрация храма, очистка от   театрального хлама и антуража.

        6 мая 1995, в день великомученика Георгия, наверху церкви установили деревянный крест, а затем восстановили надпись и мозаичную икону святой мученицы Татианы на фронтоне...Недавно (в 2013 г.) по другую сторону Манежа  поднялся, на территории Александровского сада, памятник святителю Ермогену, прямо напротив  св.Татианы. Он будто благословляет и храм: «Свет Христов просвещает всех».

      При Татьянинской церкви была в 90-х и хорошая книжная лавка, где можно было найти редкие издания и новинки. Приезжая в Москву, я старался обязательно побывать здесь... Еще в 1995 г. здесь стала выходить первая православная  студенческая газета «Татьянин день», очень интересная, неординарная, к сожалению, ныне она «издается» только в интернетовском варианте.

У истоков создания этой газеты была и выпускница истфака МГУ Елена Лебедева. В «ТД» она вела рубрику «Третий Рим», взрастала как журналист,  писатель, москвовед, опубликовала множество статей на темы Православия,  русской культуры, церковной жизни Москвы, истории и архитектуры столичных храмов, издала несколько книг: «Свет Христов просвещает всех», «Москва Великая», «Город храмов и палат», которую я цитировал... Елена Владимировна совсем молодой внезапно ушла в мир иной... Это случилось 27 мая 2010 года, а за несколько дней до этого она опубликовала, в канун праздника и памяти Кирилла и  Мефодия  статью «Славянский славный день» ...Замечательная русская женщина, глубоко верующая, умница, она всю свою недолгую земную жизнь посвятила, как и любимая ее Татиана, служению Христу...

Пусть и эта публикация будет скромным даром ее памяти, хочется верить, что там она сейчас - неподалеку от мучениц, Невест Христовых...

Я с теплом вспоминаю эти уже уходящие в историю дни, когда служба велась среди строительных лесов, в алтаре, перегороженном фанерой, но всегда нас ждала здесь сама святая Татьяна - Таня, в укромной иконе с частицей мощей...

 

 

                  

                   ***

Святая  Татиана  (по-гречески имя значит «устроительница», «учредительница») родилась в древнем Риме в знатной семье: ее отец трижды избирался консулом. При этом он был тайным христианином и воспитал свою дочь в вере и благочестии, обучил Священному Писанию...

Когда Татиана достигла совершеннолетия, она, полюбив всем сердцем Христа, не захотела выходить замуж и решила посвятить всю себя Церкви. Она была поставлена диакониссой в одном из храмов и служила Богу, в посте и молитве исполняя церковные обязанности, ухаживая за больными и помогая нуждающимся, готовя к крещению  женщин и навещая узников. Сердце ее радовалось этой полноте чистой, целомудренной жизни во Христе...

В 222-м году, после убийства императора Гелиогабала, на престол вступил шестнадцатилетний Александр Север. Мать его по имени Маммея была христианка. Церковный историк Евсевий Памфил пишет: «была ли еще на свете такая  благочестивая женщина!», рассказывая о том, что она, будучи в Антиохии, специально пригласила из Александрии Оригена, чтобы  «обучиться науке Божественной» от знаменитого богослова. Маммея  научила сына почитать Христа, однако вера его была искаженной, и Александр вместе с тем поклонялся идолам, древним богам римским... В его дворце были изображения и Христа, и Аполлона, ветхозаветного Авраама и языческого Орфея и многих других.

Сам Александр Север не преследовал христиан, однако по его молодости, управление государством, особенно на первых порах оказалось в руках приближенного круга лиц, главным из которых был префект претории, глава императорской гвардии Ульпиан, жестокий нравом и великий враг христиан. Он был маститым юристом, ему принадлежит известная формула права: «...Жить честно, не вредить другому, воздавать каждому свое». (Через много веков последний принцип будет выведен над воротами, ведущими  в Бухенвальд). Благодаря  Ульпиану и  его единомышленникам началось жесточайшее гонение на христиан.

В это-то время была схвачена и св. Татиана, которую хотели принудить поклониться богам и привели в храм Аполлона. Но по горячей молитве праведницы к Богу вдруг все содрогнулось, идол Аполлона упал и разбился на части, разрушилась и часть храма, придавившая  жрецов, причем многие слышали вопль бежавшего демона и видели тень, пронесшуюся по воздуху.

Тогда святую Татиану повлекли на суд и мучения. Ее начали бить по лицу, терзать тело железом, но по долгом времени сами мучители изнемогли, ибо тело Христовой страдалицы для наносивших удары было твердо как наковальня, и большие муки принимали сами истязатели, так как Ангелы наносили удары тем, кто мучал святую...

Воины просили судью, чтобы он велел все прекратить, а Татиана молилась Богу, чтобы Он просветил этих людей, и вот они увидели неожиданно четырех Ангелов, окружающих Татиану, услышали глас с Небес, бывший к ней, и пали на колени, прося у нее прощения... Этих уверовавших воинов, восемь человек, казнили, они приняли святое крещение кровью...

Так было несколько дней - деву терзали, мучили, ночью в темнице Ангелы ее совершенно исцеляли, язычники снова пытались заставить ее поклониться идолу, на этот раз богине Диане, и снова по молитве святой раздался страшный гром, заблистала молния, и огонь, упавший с неба, попалил храм и многих жрецов...

Потом св. Татиану привели в цирк и выпустили страшного свирепого льва, однако он не коснулся святой, а лег покорно рядом и стал лизать ей ноги... Когда же льва хотели увести обратно в клетку, он неожиданно набросился на одного знатного сановника по имени Евмений и растерзал его.

Татиану снова подвергли мучениям, истязали тело, бросали в огонь, но Божии посланники Ангелы оберегали ее и защищали. Ей остригли волосы, думая, что в них таилась сила волхвования, заключили в храм Зевса, но там повторилось то, что было прежде - идол упал и разбился...

Не зная, чем одолеть святую, судья изрек ей приговор, и Татиана была усечена мечом. Вместе с нею казнили и отца, узнав, что и он христианин (имя его неизвестно). Сначала мучители лишили его почетного звания, отняли у него все его имение...Так славно он умер за имя Христово  вместе со своей великой, святой дочерью, которую воспитал в беззаветной любви к Богу и к ближним... В том числе,  и к тем, кто восставал против Христа, но видя любовь и силу Его, необоримо идущую от мучеников, открывал свое сердце стучащему в него Спасителю...Всё это было в канун январских ид (середины месяца), в 979 году от основания Рима, 12/25 января 226 года от Рождества Христова...

 И по сей день пламенными молитвами святой великомученицы Татианы возгораются верой сердца многих и многих людей, в том числе и юных студентов, которых она опекает. Она почитается и на западе, однако имя Татьяна широко распространилось именно в России, также как и глубокая к ней любовь. 

В кондаке святой говорится, что «яко красная голубица к небеси возлетела еси, Татиано. Темже  моли присно за чтущия  тя».

 

***

 

Как они любили Христа, наши сестры - девушки тех далеких веков, но кажется - совсем недавних лет!  Хрупкие, нежные, они оставались, испытывая немыслимые страдания, безоглядно верны своими чистыми и любящими  сердцами Христу, «даже до смерти»...Как женщины у Креста  истерзанного Спасителя, как вечные наши белые платочки, без которых невозможно представить  Церковь... Мы знаем - они все выдержат, они не отступятся, не предадут.


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме